Файл: 1. Предмет философии и ее основные функции Место философии в системе культуры.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, их истоками. Идеи — источник всего, сама же материя ничего не может породить.

Мир идей существует вне времени и пространства. В этом мире есть определенная иерархия, на вершине которой стоит идея Блага, из которой проистекают все остальные. У человека роль идеи выполняет его бессмертная душа. Идеи обладают качествами постоянства, единства и чистоты, а вещи — изменчивости, множественности и искаженности.

Согласно философии Платона, единственный для человека способ знать — это припоминать, находить в вещах чувственного мира «отблески» идей. Когда же человеку удается увидеть следы идей — через красоту, любовь или справедливые дела — то, по словам Платона, крылья души, когда-то утерянные ею, вновь начинают расти.

Отсюда — важность учения Платона о Красоте, о необходимости искать ее в природе, людях, искусстве или прекрасно устроенных законах, потому что, когда душа постепенно восходит от созерцания красоты физической к красоте наук, нравов и обычаев, — это наилучший способ для души подняться по «золотой лестнице» к миру идей.

В «Государстве» Платон дает учение об основных частях человеческой души, каждая из которых имеет свои добродетели: разумная часть души имеет в качестве добродетели мудрость, вожделеющее начало — умеренность и воздержанность, а яростный дух — мужество и способность подчиняться разуму. Все вместе эти добродетели составляют справедливость.

Платон проводит параллели между частями души и типами людей в государстве и называет справедливостью в государстве, когда каждый человек находится на своем месте и делает то, к чему более всего способен.

10. Марксистское понимание общества и истории.

Исторический материализм — теория развития общества, разработанная в XIX—XX веках в работах Карла Маркса, Фридриха Энгельса, В. И. Ленина. Основные ее тезисы:

  • необходимым условием существования людей является производство материальных благ.

  • производство всегда носит общественный характер и всегда происходит в определенной общественной форме.

  • существует не один, а несколько типов экономических (производственных) отношений.

Исторический материализм рассматривает общество как систему, обусловленную уровнем развития производительных сил. Собственно социальная структура общества есть сочетание базиса и надстройки.

Базис — это материальное производство, которое есть сочетание производительных сил и производственных отношений

Надстройка — совокупность политических, правовых, религиозных институтов общества, а также нравственных, эстетических, философских воззрений в нем.


Надстройка вторична, зависима от базиса, но обладает относительной самостоятельностью и может в своём развитии как соответствовать базису, так и опережать его или отставать от него, таким образом, стимулируя или тормозя развитие общества.

Отношения антагонистических классов определяются существованием прибавочной стоимости Движущей силой истории Маркс считает «материальное производство» («базис»), что позволило его сподвижнику Энгельсу заявить, что именно «труд создал человека». Важнейшим фактом антропогенеза стал переход от присваивающего хозяйства к производящему.

Все известные формации обладают известной долей антагонизма: рабовладельцы и рабы, феодалы и крестьяне, буржуазия и пролетариат. Классовая борьба создаёт государства, а также различные формы идеологии для того, чтобы один класс мог господствовать над другим.

Исторический материализм считает, что социальное развитие человечества в принципе конечно — за коммунизмом не последует никакой другой общественно-экономической формации.

11. Русская религиозная философия.
Русские философы затрагивали, в отличии от западных философов, темы нравственности, морали. Космическая тематика (н.ф.федоров "философия общего дела") Историческая судьба России (славянофилы, западники) Своеобразие исторического пути развития - какой путь выбрать: западный или восточный? (бердяев "Судьба России", данилевский)
Главное в русской философии - национальная идея (флоренский, федоров,бердяев, бакунин)
Образование современной философии сложное.
школы современной философии:
-позитивизм (идет от канта, эмиль, спенсер)
-герменевтика (годашер, пикёр)
-экзистенция (хайдигер, яспенс, бердяев)
-феноменология (гуссар)
-структуронализм
В.С. Соловьев создал оригинальную религиозную философию, которая оказала огромное влияние на философско-религиозные течение в 20 веке. По Владимиру Соловьеву, человек должен делать или делает «Божественную работу — или совместную богочеловеческую работу в истории».

По его мнению, философия и религия должны дополнять друг друга и быть в своеобразном соединении и в этом есть «настоящая задача философской мысли». Кроме того, говорил что для существования общества необходимо постоянное проявление со стороны всех его членов добра

Концепция всеединства в наши дни является методологической проосновой эколого-экономического знания, построенного на принципах цельного (целостного) мировоззрения.



12. Проблема бытия в философии

2 толкования:

1) наиболее общее и абстрактное понятие, обозначающее существование чего либо вообще. В этом случае бытие следует отличать от реальности, существования, как более конкретных характеристик.

2) Бытие является философской категорией, обозначающей существующий независимо от сознания объективный мир.

Истолкование бытия претерпело сложное развитие. Его общей чертой является противоборство материалистического и идеалистического подходов.
Парменид

Рассматривал бытие как неизменное, единое, неподвижное, тождественное себе. Провел различия между мыслимым миром и миром чувственно познаваемым. Мышление и соответствующий ему мыслимый, умопостигаемый мир есть прежде всего «единое», которое Парменид характеризовал как бытие, вечность и неподвижность, однородность, неделимость и законченность, противопоставляя его становлению и кажущейся текучести.

Гераклит

Рассматривал бытие как непрерывно становящееся. Концепция непрерывного изменения, становления, которое мыслится в пределах материального космоса. Здесь выступает у философа знаменитый образ реки, в которую нельзя войти дважды, поскольку в каждый момент она все новая.

Платон

Основывался на том, что бытие фиксируется в отношении к небытию.

Противопоставляет чувственные вещи чистым идеям как «мир истинного бытия».

Учение о трех основных онтологических субстанциях (триаде): «едином», «уме» и «душе». Основой всякого бытия является «единое».

Аристотель

Бытие им понимается как всеобщий предикат, который относится ко всем категориям, но не является родовым понятием. Аристотель дал решение вопроса об отношении в бытии общего и единичного. Единичное – то, что существует только «где-либо» и «теперь», оно чувственно воспринимаемо.

Эпоха Возрождения

Трактовка бытия как объекта, противостоящего субъекту как косной реальности, которая подчинена слепым, автоматически действующим законам (например, принципу инерции). Исходным в трактовке бытия для всей философии и науки этой эпохи является понятие тела. Это связано с развитием механики – главной науки

Р. Декарт

Бытие определяется на пути рефлективного анализа сознания, то есть анализа самосознания. Тезис Декарта - мыслю, следовательно существую

– означает: бытие субъекта постигаемо в акте самопознания.

И. Кант

Не отрицая существования вещей самих по себе, И. Кант рассматривает бытие как связку суждения. «…Бытие не есть реальный предикат, иными словами, оно не есть понятие о чем-то таком, что могло бы быть прибавлено к понятию вещи


13. Проблема единства бытия: понятие материи. Эволюция представлений о ней.
Мате́рия — философская категория для обозначения объективной реальности, которая отображается нашими ощущениями, существуя (объективно) независимо от них.

Атрибутами материи являются пространство и время.
Представления о материи в основном развивались в рамках материализма. В античности решение проблемы субстанции осуществлялось в рамках натурфилософского подхода. По этой же причине материя изначально сближалась с веществом.

Так, Фалес считал первоосновой воду, Гераклит - огонь, Демокрит - единые неделимые частицы. Первые материалисты столкнулись с рядом трудностей при отождествлении материи и вещества. Материя должна определять все вещи и одновременно существовать независимо от них, иначе её нельзя назвать первоосновой. Поэтому появились умозрительные понятия "праводы", "праогня".

У Платона материя - некий универсальный материал, чистая возможность, вещественность без каких-либо конкретных свойств. В процессе миротворения участвуют, наряду с материей, идеи, мировая душа.. Декарт Р. снял проблему субстрата, отождествив материю с её единственным свойством – протяжённостью. Менделеев Д.И., например, основной характеристикой материи считал весомость. Материя в представлении философов нового времени лишена энергетического потенциала.

В рамках марксистской философии завершился процесс гносеологизации понятия материя. Ленин В.И. считал, что непозволительно смешивать учение о строении материи с материей как гносеологической категорией, раскрывающей вопрос об источниках познания, о существовании объективной истины. Материя, по словам Ленина В.И., "есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, которая копируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них". В данном определении материя выступает субстанцией лишь в одном смысле: для своего существования она не нуждается ни в чём, кроме себя. Второй аспект понимания материя в марксизме - натурфилософский, материя выступает в качестве первоосновы.

14. Проблема единства бытия. Пространство и время.
Материя - это философская категория для обозначения объективной реальности (бытия), которая дана человеку в его ощущениях, но существует независимо от них. Свойства материи называются атрибутами.

Время и пространство – основные формы существования материи.

Философы- идеалисты отрицают зависимость Времени и пространства от материи и рассматривают их то как априорные формы чувственного созерцания (Кант), то как категории абсолютного духа (Гегель). Материализм подчеркивает объективный характер Времени и Пространства. В том, что они неотделимы от материи проявляется их универсальность и всеобщность.
Пространство выражает порядок расположения одновременно сосуществующих объектов. Время - это форма бытия материи, выражающая длительность протекающих процессов, последовательность смены состояний в ходе изменения и развития материальных систем. Время необратимо.

Пространство и время - это всеобщие формы существования материальных объектов. Всеобщность этих атрибутов бытия заключается в том, что они - формы бытия всех предметов и процессов, которые были, есть и будут в бесконечном мире. Пространство и время обладают своими особенностями. Пространство имеет три измерения: длину, ширину и высоту, а время лишь одно - направление от прошлого через настоящее к будущему.

Н. И. Лобачевский пришел к выводу: свойства пространства не являются всегда и везде одинаковыми и неизменными. А. Энштейн - теория относительности вскрыла конкретные связи пространства и времени с движущейся материей и друг с другом.

15. Диалектика как теория развития и метод познания. Формы диалектики.
Диалектика – наука о всеобщих законах развития природы, общества, человека, мышления.

Формы:

В истории философии выделяются следующие исторические формы диалектики:

- Диалектика античности ( Гераклит – переход всякого св-ва в противоположное). (искусство ведения спора!!!)

- Идеалистическая диалектика немецкой классической философии (И. Кант, Ф. Шеллинг, Г. Гегель). Диалектика - по Гегелю - процесс саморазвития и самопознания абсолютного духа.

- Материалистическая диалектика (К. Маркс, Ф. Энгельс, философы советской школы)

- Диалектический материализм — философское учение, утверждающее первичность материи и постулирующее три основных закона её движения и развития:

  • Закон единства и борьбы противоположностей

  • Закон перехода количественных изменений в качественные

  • Закон отрицания отрицания

Как теория

Диалектика в более поздний период – такой взгляд на мир, который учитывает универсальную взаимосвязь вещей; исходит из того, что в мире все взаимосвязано и источником развития являются противоречия;

Гегель установил, что истина заключается в самом процессе познания, в длительном историческом развитии науки.
Философию, в отличие от конкретных наук, интересуют необратимые качественные изменения, которые называются развитием.