Файл: Проект мой первый дом. Старт в будущее Перезагрузка. О проекте Мой первый дом. Шаг в будущее.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 39
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Перезагрузка
ПРОЕКТ «МОЙ ПЕРВЫЙ ДОМ. СТАРТ В БУДУЩЕЕ»
Перезагрузка. О проекте «Мой первый дом. Шаг в будущее».
Методический сборник из опыта работыфонда развития социаль- ной сферы «Содействие»,
Федерального казённого образовательно- го учреждения Средняя образовательная школа ГУФСИН России по
Иркутской области и Федерального казённого учреждения Ангар- ская воспитательная колония.
Авторы Иванов Е.В., Пескова И.М., при участии Ивановой Л.Е.,
Привалова И.В..
Ангарск, - 2020. -
36, илл.
Методический сборник представляет собой инструкцию по реа- лизации проекта для подростков на основе технологии «трениро- вочная квартира», раскрывает базовые алгоритмы организации ра- боты, предлагает рекомендации и пояснения. Читатель может взять за основу проект «Мой первый дом. Шаг в будущее», адаптировав его к условиям своей среды, или разработать собственный проект, опираясь на предложенные механизмы, элементы, алгоритмы.
Информация, предложенная в данном сборнике, может быть по- лезна организаторам проекта и специалистам, привлеченным к его реализации.
1
Содержание
Предисловие………………………………………………………..
Актуальность проекта
«Мой первый дом. Шаг в будущее»…….
Содержание проекта………………………………………………..
Проект как инструмент развития личности……………………….
Базовые алгоритмы организации работы по реализации проекта..
Приложение………………………………………………………….
2 3
7 13 19 26
2
Предисловие
Изменения, происходящие в современном обществе, выдвигают целый ряд проблем, одной из которых является воспитание «трудного ребенка». В настоящее время пробуются различные подходы к реше- нию проблем подрастающего поколения. Чаще всего поднимаются вопросы подростковых девиаций со стороны семьи, образовательных и социальных учреждений. Подросток с делинквентным поведением противопоставляет себя обществу, не находя для себя места в нем.
Возраст 14-18 лет – это сложный период, который характеризуется формированием собственного мнения, определением своего места в обществе. Поведение ребенка диктуется его морально-нравствен- ным, культурным воспитанием, социализацией, взаимоотношениями в семье, между сверстниками, в коллективе, экономическим благопо- лучием семьи ребенка. Традиционные способы профилактики и кор- рекции поведенческих нарушений подростков сегодня не всегда дают нужный результат и требуют новых инструментов.
Ресоциализация как социально ориентированный процесс явля- ется приоритетной задачей всей уголовно-исполнительной системы.
Особенностью социализации несовершеннолетних осужденных яв- ляется замещение одного из важнейших институтов социализации
– семьи – учреждением. Дети, оставшиеся без попечения родителей, лишены самого мощного и действенного пути социальной адапта- ции.
У них недостаточно сформированы навыки самостоятельного проживания, ведения хозяйства, понимания алгоритма трудоустрой- ства, выстраивания отношений в обществе, полностью отсутству- ет либо утрачен опыт проживания с кровной семьей.
Социальная адаптация несовершеннолетних, совершивших общественно опас- ное деяние, представляет собой приспособление личности к со- циальной среде, усвоение ею правил, норм, социальных позиций, приобретение навыков, позволяющих нормально жить в обществе.
Нами накоплен положительный опыт по реабилитации и социали- зации несовершеннолетних осужденных путем создания условий для удовлетворения их потребностей в самостоятельности, самоо-
3
пределении, взаимодействии с гражданским обществом и развитии личности, для формирования активной жизненной позиции, приоб- ретения социально-бытовых навыков.
Наш сборник создан в помощь коллегам, единомышленникам, планирующим реализовывать собственный проект по технологии
«тренировочная квартира». Материал, представленный в нем, осно- ван на опыте реализации социальных проектов фонда «Содействие»
Федерального казённого образовательного учреждения Средней об- разовательной школы
ГУФСИН России и Ангарской воспитатель- ной колонии в 2018-2020 годах. Проект «Мой первый дом. Старт в будущее»
предполагает приобретение несовершеннолетними осу- жденными социального опыта посредством самоорганизации жиз- недеятельности в условиях самостоятельного проживания в трени- ровочной квартире. Проект обладает мощным потенциалом, так как позволяет решать проблемы конкретного человека приемами, наи- более эффективными для него.
Актуальность проекта
Несовершеннолетние осужденные – одна из самых сложных ка- тегорий дезадаптированных детей, среди которых также достаточ- но большая доля сирот и детей с ограниченными возможностями здоровья. Сегодня в 23 воспитательных колониях, находящихся в ведении ФСИН России, отбывает наказание порядка 1,5 тысячи не- совершеннолетних, более половины из них осуждены за тяжкие и особо тяжкие преступления. Часть из них воспитывалась в социаль- но неблагополучных семьях, часть – сироты либо дети, оставшиеся без попечения родителей, воспитывавшиеся в государственных со- циальных учреждениях.
Кто-то из них уже приобрел негативный опыт семейного общения, кто-то вообще не имеет представления о жизни в семье. А ведь именно там формируются первые представ- ления ребенка о той или иной социальной роли. Такие представле- ния у несовершеннолетних осужденных зачастую существенно ис- кажены.
Они создают свой, часто неверный, образ семьи и своей роли в ней,
что приводит к затруднению процесса социализации, принятию девиантных норм поведения и жизненных стереотипов.
4
Анализ социально-криминологической характеристики преступ- ности показывает, что почти две трети преступлений совершены лицами, ранее совершавшими преступления (2019г. - 15062; 2018г.
– 15504), их удельный вес составляет 64,7 % (2018 – 63,7%).
Характеристика лиц, совершивших преступления
ВСЕГ
О
Дин амика, %
Удельный вес в об- щем числе выявлен- ных лиц, в %
в том числе несовершеннолетних
ВСЕГ
О
Дин амика, %
уд. в ес в %
Выявлено лиц, совер- шивших преступления
20 447
-6,9 100 1 280
-17,4 100
в том числе:
несовершеннолетних
1 280
-17,4 6,3
женщин
3 809
-0,5 18,6
учащихся, студентов
1 216
-17 5,9 886
-19 69,2
лиц, не имеющих по- стоянного источника дохода
13 373
-5,9 65,4 0
-
- безработных
206 37,3 1
6
-
0,5
ранее совершавших преступления
12 662
-6,3 61,9 404
-18,2 31,6
из них:
ранее судимых за пре- ступления*
5 975
-2,8 47,2 146
-17 11,4
в состоянии опьянения:
алкогольного
8 839
-8,3 43,2 187
-5,1 14,6
наркотического
91 8,3 0,4 0
-
-
Основная масса новых преступлений, совершаемых лицами, ко- торые отбывали наказание в виде лишения свободы, приходится на период до 3-х лет с момента освобождения. Причем чуть более поло- вины преступлений совершается в первый год после освобождения.
Причины низкой «закрепляемости» освободившихся осуждѐн- ных носят многосторонний характер:
1. Инфантилизм осужденных в период отбывания наказания. По-
5
6
ложение освобождаемых осложняется тем, что в период лишения свободы у них снижается, а у некоторых утрачивается способность к самостоятельности и инициативности. Буквально всё в социаль- ном учреждении предусматривается и организуется администраци- ей. Питание, вещевое довольствие, коммунально-бытовые услуги, организация досуга, обучение. Многие осужденные только в ВК вспоминают, что у них нет паспорта, СНИЛС, медицинского полиса.
Все эти вопросы решает за осужденного администрация. При осво- бождении подростки не готовы проявлять инициативу и самостоя- тельность для преодоления встречающихся проблем и трудностей.
2. Отсутствие системы ресоциализации несовершеннолетних, возвратившихся из воспитательных колоний.
3. Отсутствие взаимодействия с организациями, в том числе и на волонтерской основе, которые могут осуществлять социальную реабилитацию лиц, освобождающихся из мест лишения свободы.
10 % опрошенных несовершеннолетних, готовящихся к освобо- ждению, не задумываются о будущем,
но 90% планируют учиться или искать работу после освобождения, вести законопослушный образ жизни. 45% из них, столкнувшись на свободе с трудностями, бросают учебу или работу. Опрос осужденных, которые в течение года после освобождения вернулись в места лишения свободы, по- казал – все они считают, что не смогли справиться с трудностями на свободе, т.к. не имели простых навыков и умений ведения домаш- него хозяйства, не смогли устроиться на работу, попали в неблаго- приятную социальную среду и т.п.
Многие из таких подростков до осуждения были лишены нор- мальных условий воспитания, а деформированная система цен- ностей явилась результатом различных негативных отклонений в процессе социализации и стала одной из причин совершения ими преступления. Препятствием для процесса ресоциализации служит криминальная субкультура. Именно под ее воздействием у подрост- ка формируются представления об асоциальном поведении. В свя- зи с этим несовершеннолетние осужденные нуждаются в оказании социально-психологической помощи, что позволит им путем прео- доления негативных асоциальных установок получить позитивные установки на общепринятые нормы поведения в обществе.
Трени-
7
ровочная квартира является эффективной формой поддержки этой категории детей. Она предназначена для организации сопровожда- емого проживания несовершеннолетних осужденных с целью их подготовки к самостоятельной жизни в социуме.
Процесс ресоциализации несовершеннолетних осужденных – переориентация с асоциальной направленности на формирование твердых и устойчивых представлений о социальной роли и обще- принятых нормах поведения в обществе. Ресоциализационная прак- тика в воспитательных колониях ориентирована на снижение влия- ния изоляционного характера и создание условий, приближающихся к условиям жизни на свободе (проживание вне колонии). Именно решение задач ресоциализации, т.е. процесса становления челове- ка (осужденного) социально активной личностью через обучение и приобщение к тем культурным и социально-правовым ценностям и отношениям, которые составляют основу гражданственности и об- щественного бытия в современном правовом государстве, должно стать основным в деятельности специалистов, работающих с дан- ной категорией несовершеннолетних.
Содержание проекта
«Мой первый дом. Шаг в будущее»
Проект «Мой первый дом. Шаг в будущее» получил государствен- ную поддержку на основании победы в Конкурсе Фонда Президент- ских грантов и направлен на создание условий для удовлетворения потребностей подростков в самостоятельности, самоопределении и развитии личности, для формирования активной жизненной пози- ции,
социально-бытовых навыков.
Технология «тренировочная квартира» с целью ресоциализа- ции несовершеннолетних применяется в воспитательной колонии впервые и аналогов не имеет.
Проект предполагает организацию работы с несовершеннолетними, готовящимися к освобождению из
Ангарской воспитательной колонии, на базе специально подготов- ленной тренировочной квартиры, расположенной вне охраняемой территории исправительного учреждения, без охраны, но под над- зором со стороны уполномоченных служб,
что не запрещается зако-
8
нодательством несовершеннолетним осужденным при соблюдении определенных требований. В проекте задействованы воспитатели, психологи, тьюторы, учителя, социальные работники, медицинские работники, сторонние организации.
Цели
1. Профилактика асоциального поведения несовершеннолет- них, находящихся в трудной жизненной ситуации, создание условий для их успешной социализации (ресоциализации), формирование готовности к саморазвитию, самоопределе- нию и ответственному отношению к своей жизни
2. Адаптация воспитанников Ангарской воспитательной ко- лонии к самостоятельной жизни в социуме с применением технологии «тренировочная квартира».
3. Подготовка воспитанников к дальнейшей жизни вне учреж- дения, исходя из их индивидуальных возможностей и реаль- ных условий, удовлетворяющих их личные интересы и по- требности.
Задачи
- создание условий, способствующих успешной адаптации и со- циализации несовершеннолетних, находящихся в трудной жизнен- ной ситуации;
- получение воспитанниками опыта самостоятельного прожива- ния, постепенное развитие их самостоятельности и навыков само- обслуживания, самоорганизации, саморегуляции;
-снижение количества правонарушений, совершенных несовер- шеннолетними, в том числе повторных;
- укрепление института семьи;
- совершенствование имеющихся и внедрение новых технологий и методов профилактической работы с несовершеннолетними, нахо- дящимися в трудной жизненной ситуации.
Основной задачей подготовки несовершеннолетних осужденных является не просто вооружение их системой знаний, норм и цен- ностей, а развитие способности и готовности жить в современном обществе, эффективно взаимодействовать с социумом и разрешать жизненные проблемы, содействовать их успешной социальной адаптации и интеграции в общество.
9
Деятельность тренировочной квартиры носит учебно-практи- ческий характер и направлена на актуализацию имеющихся у вос- питанников бытовых и социальных навыков, формирование у них активной, деятельной и ответственной позиции по отношению к собственной жизни – субъектной позиции. Формирование субъект- ной позиции происходит за счет акцентирования личной заинтере- сованности воспитанников в овладении навыками самостоятельного проживания, необходимости осуществления повседневного выбора, рефлексивной составляющей подготовки. Это позволяет подготовить воспитанников к самостоятельной жизни: научить планировать бюд- жет, вести домашнее хозяйство, формировать модель самостоятель- ного проживания, самостоятельного планирования режима дня.
В основе деятельности тренировочной квартиры - Программа сопровождаемого проживания (приложение 1), которая разрабаты- вается в соответствии с учетом потребностей 3 категорий несовер- шеннолетних осужденных:
1. Дети из социально неблагополучных семей
2. Сироты
3. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ИН)
Программа включает в себя следующие направления:
1. Самостоятельное проживание в соответствии с индивиду- альным планом.
2. Психологическая подготовка к освобождению.
3. Просветительская работа в контакте с объектами социаль- ной инфраструктуры (почтой, банком, паспортным сто- лом, органами опеки и попечительства, общественными организациями).
Несовершеннолетним осужденным необходимо научиться эле- ментарным жизненным навыкам (приготовление пищи, мелкий ре- монт одежды, квартиры, планирование бюджета и т.п.), правилам поведения в обществе, разрешения насущных жизненных проблем, приобрести умение выполнять те роли, которые не приходилось выполнять ранее. Перед освобождением подростку необходимо
«отрепетировать» свое будущее поведение в свободной жизни,
10
выработать правильную линию поведения в различных (особенно конфликтных) жизненных ситуациях. Успех социальной адаптации освобождающегося из мест лишения свободы определяется тем, на- сколько решены (или созданы предпосылки для решения) его жиз- ненные проблемы.
Воспитательное воздействие основывается на формировании объективной самооценки путем предоставления ребенку возможно- сти проявить себя и постепенном включении его в самостоятельную жизнь при соблюдении следующих правил:
• четкая организация жизни;
• поэтапный контроль за выполнением задания с обязательной рефлексией;
• осознание цели и отдаленных значимых перспектив;
• стимулирование и поощрение;
• развитие познавательного интереса.
Проектом предусматривается
1. Постепенное усложнение предъявляемых воспитанникам тре- бований и задач в сфере практической деятельности.
2. Постепенное расширение зон самостоятельности и ответствен- ности воспитанника на фоне того, что контроль со стороны воспи- тателя, тьютора постепенно снижается, а уровень ответственности воспитанника увеличивается.
3. Признание того, что воспитанник является активным участни- ком деятельности на всех этапах работы.
4. Индивидуализация проживания, при которой каждый воспи- танник имеет право выбора содержания подготовки к самостоятель- ному проживанию.
5. Проведение работы в тесном контакте с объектами социальной инфраструктуры (почтой, банком, паспортным столом, органами опе- ки и попечительства, общественными организациями). Для повыше- ния эффективности работы по подготовке осужденных к освобожде- нию необходимо сотрудничество с общественными организациями.
Новация проекта:
Инновационная технология «тренировочная квартира» в насто- ящее время используется в социальной реабилитации детей-сирот либо детей, оставшихся без попечения родителей, граждан с огра-
11
ниченными физическими возможностями и инвалидов. Технология
«тренировочная квартира» с целью ресоциализации несовершенно- летних осуждённых в уголовно-исполнительной системе приме- няется впервые, аналогов не имеет. Специалисты проекта считают технологию «тренировочная квартира» перспективной для органи- зации работы с несовершеннолетними осужденными с наличием положительного потенциала.
Идея проекта заключается также в возможности присутствия ре- ферентного взрослого в жизни воспитанника колонии, получение им знаний и умений через трансляцию более успешного опыта жиз- неустройства, переход от позиции «воспитание» к позиции «сотруд- ничество». Организация временного проживания подростка в тре- нировочной квартире и формирование навыков самостоятельного проживания сопровождаются также наставником-волонтером. По- явление в жизни ребенка значимого взрослого с позитивным стилем и опытом социального поведения способствует:
- развитию у ребенка системы долгосрочного и среднесрочного жизненного планирования, развитию системы социально-одобряе- мых целей;
- помощи в организации регулярной образовательной деятель- ности наставляемого в организациях общего и профессионального образования, а также последующем трудоустройстве;
- расширению опыта социально-одобряемого поведения и соци- альных связей в месте проживания.
При работе с наставником у несовершеннолетнего осужденного появляется мотивация к сотрудничеству и обучение навыкам про- ходит как обмен опытом, что наиболее эффективно в работе с осу- жденными, готовящимися к освобождению.
Положительный эффект оказывает и формирование представления о значимости личных проблем ребенка и небезразличном отношении к ним взрослого.
Новизной является и включение в проект тьюторского сопрово- ждения (приложение 2). Для преодоления дезадаптации подростку необходим внутренний ресурс, который ему поможет найти тьютор.
Наиболее продуктивным в плане развития личности является взаи- модействие в форме сотрудничества, которое предполагает совмест- ное определение целей деятельности, планирование, распределение