Файл: Проект мой первый дом. Старт в будущее Перезагрузка. О проекте Мой первый дом. Шаг в будущее.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 40
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
21
быта, инвентарь, мебель, оборудование, состоящие на балансе уч- реждения и обеспечивающие все необходимые условия для само- стоятельного проживания воспитанников.
3. Для организации сопровождаемого проживания воспитанни- ков в тренировочной квартире разрабатывается и утверждается
Программа сопровождаемого проживания, которая является базо- вой для составления индивидуальных планов.
4. Основанием для проживания в учебной квартире является личное желание воспитанника, выраженное в письменной форме, и наличие индивидуального плана проживания, разработанного в соответствии с утвержденной программой сопровождаемого про- живания.
5. Подбор воспитанников для совместного проживания может осуществляться по желанию воспитанников, по степени их психо- логической совместимости, по сходству индивидуальных планов проживания.
6. Подбор воспитанников для совместного проживания на пробный период (2 дня) осуществляется руководителем проекта
(более адаптированный ребенок + менее адаптированный ребе- нок)
7. Сроки и порядок проживания воспитанников определяются в индивидуальном порядке и фиксируются в индивидуальном плане проживания.
8. Воспитанники, проживающие в тренировочной квартире, са- мостоятельно получают продукты питания, моющие средства и т.д.
Воспитанники готовят себе завтрак, обед и ужин, выполняют учеб- ные домашние занятия, планируют и организуют проведение досу- га, соблюдают чистоту в квартире, осуществляют уход за одеждой и обувью, посещают объекты социальной инфраструктуры, заполня- ют дневник проживания.
9. Воспитанники, проживающие в тренировочной квартире, со- вместно с воспитателем, тьютором в соответствии с индивидуаль- ными планами распределяют материальные и временные ресурсы, составляют планы на день, проводят анализ прожитого дня и вносят необходимые коррективы в план следующего дня.
10. Воспитанники, проживающие в тренировочной кварти-
22
ре, должны соблюдать правила внутреннего распорядка и са- мостоятельно следить за выполнением установленного режима дня.
11. Проживание воспитанника в тренировочной квартире может быть прекращено по его инициативе, выраженной в письменной форме, или в ситуации несоблюдения им правил внутреннего рас- порядка и режима дня.
12. По итогам проживания, учитывая результаты мониторинга индивидуальных достижений воспитанника, принимается реше- ние об уровне готовности воспитанника к самостоятельному про- живанию.
Перечень специалистов, включенных в проект
Работу с воспитанниками, участвующими в проекте «Мой пер- вый дом. Шаг в будущее», осуществляют следующие специалисты:
- куратор (отвечает за работу тренировочной квартиры и коор- динацию ее деятельности).
- воспитатель, тьютор – специалисты, осуществляющие непо- средственное сопровождение проживания воспитанников в квар- тире в соответствии с индивидуальными планами.
- психолог, социальный педагог – специалисты, обучающие воспитанников навыкам самостоятельного проживания непосред- ственно в период их нахождения в тренировочной квартире в соот- ветствии с индивидуальными планами.
- наставники-волонтеры.
- сторонние специалисты (юрист, коуч-тренер).
- специалисты, осуществляющие мониторинг и оценку индиви- дуальных достижений воспитанников.
Юридическое и психологическое сопровождение являются дополнительными направлениями в проекте, т.к. в этих аспектах жизни ребята наиболее часто нуждаются в помощи.
Документы, регламентирующие текущую деятельность тре-
нировочной квартиры
1. Перечень оборудования и расходных санитарно-гигиенических средств, имеющихся в социальной квартире.
23 2. Правила внутреннего распорядка
3. Памятка воспитанникам, проживающим в тренировочной квартире
4. Инструкции по технике безопасности и журнал ознакомления с ними воспитанников
5. Журнал актов передачи имущества при смене проживающих
6. График проживания
7. Индивидуальный план проживания воспитанников в трениро- вочной квартире
8. Индивидуальный (электронный) дневник проживания.
Тренажерные зоны на территории проживания:
- тренажерная жилая комната, где проводятся занятия, направлен- ные на формирование у воспитанников навыков самообслуживания и личной гигиены;
- тренажерная бытовая комната-кухня, в которой проводятся за- нятия по обучению воспитанников навыкам приготовления пищи, пользования бытовой техникой, сервировки стола;
- кафе-магазин, позволяющий проводить занятия с целью раз- вития у воспитанников коммуникативных навыков, обучения уста- навливать взаимоотношения воспитанников в системе покупа- тель-продавец.
1 2 3
Ожидаемые результаты
1. Сформированность социальной активности воспитанника
Знание и соблюдение норм поведения;
Ориентированность в государственных институтах и экономиче- ской ситуации;
Умение прогнозировать будущее.
2. Сформированность у воспитанников понятия о необходимости здорового образа жизни:
• Наличие у воспитанников знаний о здоровом образе жизни;
• Умение построения связи своего здоровья с различными факто- рами;
• Наличие устойчивости к вредным привычкам.
1. Сформированность социальной активности воспитанника
Знание и соблюдение норм поведения;
Ориентированность в государственных институтах и экономиче- ской ситуации;
Умение прогнозировать будущее.
2. Сформированность у воспитанников понятия о необходимости здорового образа жизни:
• Наличие у воспитанников знаний о здоровом образе жизни;
• Умение построения связи своего здоровья с различными факто- рами;
• Наличие устойчивости к вредным привычкам.
24
Сформированность профессионально-трудовой готовности вос- питанника
• Профессиональная ориентация;
• Умение составить план деятельности;
• Понимание значимости трудовой деятельности;
• Наличие устойчивых избирательных интересов.
Сформированность личностной готовности к самостоятельной жизни
• Уровень развития навыков коммуникации;
•
Уровень развития социальных навыков;
• Эмоционально-психологическая организация (оптимальность по психологическим показателям)
Критерии оценки результативности программы
С целью определения результативности программы были выде- лены следующие критерии:
1. Уровень готовности к самостоятельной жизни и деятельности
(измеряется при помощи метода экспертных оценок)
2. Уровень личностной готовности дополнительно измеряется при помощи следующих методик:
Уровень личностной и ситуативной тревожности (по методике
Спилбергера-Ханина)
Уровень самооценки (Тест-опросник С.В.Ковалёва)
Уровень агрессивности и враждебности (по методике А.Басса-А.
Дарки)
3.
Определение социально-психологического благополучия для под- ростков с ограниченными возможностями здоровья (приложение 3).
Показатели критерия качества
1. Сформированность у воспитанников жизненных навыков со- циальной адаптации к взрослой жизни.
2. Принятие воспитанниками новых форм поведения, приобрете- ние навыков бесконфликтного, конструктивного общения.
3. Обретение воспитанниками адекватной самооценки, позитив- ного мировоззрения и уверенности в своем будущем.
4. Успешная самореализация воспитанников, объективное оцени-
25
вание и осмысление своих возможностей.
5. Позитивные показатели уровня готовности к самостоятельной жизнедеятельности.
6. Благоприятная социализация воспитанников и успешная адап- тация к новым условиям жизни.
26
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Программа «Мой первый дом. Шаг в будущее»
Блок социального педагога
Содержание
Задачи
Формы работы
Питание
1
Продукты питания. Значение раз- нообразия продуктов питания для здоровья человека.
Ознакомить с продуктами пита- ния для здоровья человека социальный педагог
2
Хранение продуктов и готовой пищи.
Замораживание, размораживание.
Ознакомить с со- блюдением правил безопасной работы при приготовлении пищи лекция, практическое занятие
3
Определение срока годности.
Лекция лекция,
практическое занятие
4
Кухонные принадлежности и при- боры, посуда.
Обучение серви- ровки стола лекция,
практическое занятие
5
Приготовление завтрака. Простые и комбинированные, горячие и холодные блюда.
Обучить техноло- гии приготовления различных блюд лекция,
практическое занятие
6 Приготовление салатов
7 Приготовление обедов
8 Приготовление ужинов
9 Организация праздничных столов
10 Приготовление выпечки
11 Приготовление десертов
12
Приготовление национальных блюд
13 Диетическое питание
14
Использование электробытовых приборов для экономии времени при приготовлении пищи.
Обучение пользо- вания электробыто- выми приборами лекция,
практическое занятие
27
Уход за одеждой и обувью (мелкий ремонт)
1 Виды одежды и головных уборов.
Сформировать представления об основных правилах ухода за одеждой и обувью. Отработка навыков ухода за обувью и одеждой.
лекция
2 Чистка и сушка повседневной одежды лекция, практическое занятие
3 Обувь, уход за обувью лекция,
практическое занятие
4
Пришивание пуговиц, крючков, петель, зашивание распоровшегося шва.
лекция,
практическое занятие
5 Стирка изделий из цветных хлопча- тобумажных и шелковых тканей.
лекция,
практическое занятие
6 Утюжка различных изделий лекция,
практическое занятие
7 Ремонт разорванных мест одежды, штопка.
лекция,
практическое занятие
8
Выведения мелких пятен на одежде из разных видов тканей в домаш- них условиях.
лекция,
практическое занятие
9 Варианты обновления одежды
(замена мелких деталей).
лекция,
практическое занятие
10 Гигиена одежды, нательного и постельного белья.
лекция,
практическое занятие
Уход за мебелью
1
Уход за мебелью в зависимости от ее покрытия. Чистка мягкой мебели.
Сформировать представления об основных правилах ухода за мебелью лекция,
практическое занятие
2 Мелкий ремонт мебели лекция,
практическое занятие
Жилище
1
Виды жилых помещений в городе и деревне.
Сформировать и закрепить навыки хозяйственно-быто- вого труда, культур- но-гигиенических навыков лекция
2
Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению.
лекция
3 Повседневная уборка квартиры
(сухая и влажная).
лекция,
практическое занятие
4
Регулярная и сезонная уборка жилого помещения. Подготовка квартиры или дома к зиме, к лету.
лекция,
практическое занятие
28 5 Уборка помещения. Мытье зеркал, утепление окон.
лекция,
практическое занятие
6 Санитарная обработка помещения в случае необходимости.
лекция,
практическое занятие
7 Уборка кухни. Правила и периодич- ность уборки кухни.
лекция,
практическое занятие
8 Уборка санузла, уход за ванной,
унитазом, раковинами.
лекция,
практическое занятие
9 Моющие средства, используемые при уборке кухни и санузла.
лекция
10 Мытье кафельных стен, чистка раковин.
лекция,
практическое занятие
11 Рациональная расстановка мебели в квартире.
лекция
12 Интерьер.
лекция
Блок медицинской части
Личная гигиена
1
Правила личной гигиены в течении дня. Предметы и средства личной гигиены.
Сформировать убеждение осоз- нанно подходить к своему здоровью.
Познакомить с правилами личной гигиены.
лекция
2 Уход за волосами (мытье, прическа)
лекция
3
Выполнение утреннего и вечернего туалета. Гигиена зрения и слуха.
Гигиена чтения. Как смотреть телевизор.
лекция
4 Закаливание организма (зарядка, обтирание)
лекция
5 Правила закаливания организма.
лекция
6 Уход за руками (уход за ногтями и кожей рук, кремы).
лекция
7 Уход за ногами (уход за ногтями и кожей ног).
лекция
8 Профилактика грибковых заболе- ваний.
лекция
9
Личная гигиена подростка.
Индивидуальные предметы гиги- ены.
лекция
10 Правила сохранения чистоты и здоровья тела.
лекция
11 Уход за кожей лица. Косметические средства.
лекция
29 12 Здоровый образ жизни – одно из условий успеха в жизни человека.
лекция
13
Вред курения, алкоголя и наркоти- ков. Значение физических упраж- нений.
лекция
Медицинская помощь
1 Использование различных видов медицинской помощи.
Сформировать теоретические знания и практи- ческие навыки по оказанию первой помощи при трав- мах и несчастных случаях. Обеспе- чить усвоение основных правил оказания первой доврачебной по- мощи лекция
2 Домашняя аптечка. Термометр.
лекция
3 Лекарственные растения.
лекция
4 Заваривание травяного отвара.
лекция,
практическое занятие
5
Первая помощь при травмах, ранах, микротравмах, ушибах, вывихах, переломах.
лекция
6 Упражнения в наложении повязок на рану, поврежденную конечность лекция,
практическое занятие
7
Первая помощь при несчастных случаях: ожог, обморожение,
отравление, тепловой и солнечный удар.
лекция
8 Упражнения в оказании первой помощи при ожогах, обморожении.
лекция
9 Первая помощь утопающему.
лекция
10 Глистные заболевания и меры по их предупреждению.
лекция
11 Инфекционные заболевания и меры по их предупреждению.
лекция
12 Уход за больным.
лекция
Блок общеобразовательной школы
Экономика домашнего хозяйства
1 Деньги (валюта). Их назначение и значение в нашей жизни.
познакомить с экономической жизнью семьи, семейным бюдже- том, источниками дохода, рациональ- ным расходованием средств практическое занятие
2
Бюджет семьи. Источники дохода.
Заработная плата членов семьи, пенсия.
практическое занятие
3 Основные статьи расходов. Плани- рование расходов. практическое занятие
4 Планирование крупных покупок.
практическое занятие
5 Оплата коммунальных услуг