Файл: Проект мой первый дом. Старт в будущее Перезагрузка. О проекте Мой первый дом. Шаг в будущее.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 42

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

12
сил по оказанию поддержки и т.д. Тьютор осуществляет в проекте следующие функции:
1. Организует персональное сопровождение воспитанников в пространстве социализации и реабилитации.
2. Организует процесс индивидуальной работы с воспитанника- ми по выявлению, формированию и развитию их ресурсов.
3. Совместно с воспитанником распределяет и оценивает име- ющиеся у него ресурсы всех видов для реализации поставленных целей.
5. Сопровождает процесс формирования личности (помогает ра- зобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к про- цессу социализации, выстроить цели на будущее).
6. Оказывает помощь воспитаннику в осознанном выборе страте- гии поведения, преодолении проблем и трудностей процесса соци- ализации.
7. Создает условия для реальной индивидуализации процесса со- циализации (составление индивидуальных планов и планирование индивидуальных траекторий).
8. Проводит совместный с воспитанником рефлексивный анализ его деятельности и результатов выбора его стратегии, корректиров- ку индивидуальных планов.
9. Организует взаимодействие воспитанника с учителями и дру- гими педагогическими работниками для коррекции индивидуально- го плана, содействует генерированию его творческого потенциала и участию в деятельности с учетом интересов.
10. Организует взаимодействие с психологом, социальным работ- ником, волонтером по составлению, корректировке индивидуаль- ных планов воспитанников, анализирует и обсуждает с ними ход и результаты реализации этих планов.
11. Осуществляет мониторинг динамики процесса социализации воспитанника.
12. Организует индивидуальные и групповые консультации для воспитанников, педагогов, волонтеров по вопросам коррекции ин- дивидуальных потребностей, развития и реализации способностей и возможностей, используя различные технологии и способы ком- муникации с воспитанником (группой воспитанников).

13 13. Поддерживает познавательный интерес воспитанника, анали- зируя перспективы развития и возможности расширения его диапа- зона. Синтезирует познавательный интерес с другими интересами.
14. Способствует наиболее полной реализации личностного по- тенциала воспитанника.
Результатом реализации проекта станут подготовленные к самостоя- тельной жизни осужденные Ангарской воспитательной колонии, кото- рые займут достойное положение в обществе, смогут осваивать новые полезные профессии, создавать благополучные семьи, исчезнет асо- циальный образ жизни среди этой категории общества и отношение к бывшим осужденным в социуме изменится в лучшую сторону.

Проект как инструмент развития личности
Задача воспитательной колонии – переключить деятельность воспитанников с разрушительной на «деятельность общественно значимую, сознательную, творческую, ориентирующую на высшие духовные ценности».
Воспитывающая среда должна быть обусловлена особыми нрав- ственными принципами, культурными традициями. Если даже са- мый сложный подросток попадает в позитивную социальную среду и занимается конструктивной деятельностью, то в конечном итоге он сможет выбрать положительные приоритеты бытия, успешно ре- ализовать себя в социальной, личной и общественной жизни. Воз- можность самопознания и личностной самореализации помогает ему понять смысл своего поведения и своих поступков, справляться с отрицательными эмоциональными состояниями.
Развитие самого «проблемного» ребенка в контексте культурных ценностей открывает ему возможность осмысления собственного существования, задает ориентиры для реализации личных устрем- лений, пробуждает стремление, а во многих случаях и готовность взять на себя посильную ответственность за близких, занять актив- ную жизненную позицию в сообществе. Подросток овладевает дей- ствительно полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компе-

14
тенции, осваивает необходимые формы социального поведения, ока- зывается способным реализовать их в условиях семьи и общества.
Главная идея, заложенная в процессе ресоциализации,
заключа- ется в восстановлении социальной адекватности подростка, выведе- нии его на тот уровень развития, который позволит ему стать пол- ноправным членом общества, способным диалогично и безопасно взаимодействовать и сохранять свою индивидуальность. Изоляция подростка не должна означать для него полный отрыв от социума, необходимо взаимодействие с социальной средой в различных пози- циях. С одной стороны, в воспитательной колонии существует своя социосистема, имеющая структуру, традиции, правила. С другой стороны, подросток должен иметь право на различные варианты взаимодействия и с внешней социальной средой: семьей, нережим- ными образовательными учреждениями, включаться в общесоци- альные процессы. При этом он должен быть полноправным субъ- ектом этих отношений, активно вступающим во взаимодействие с социумом на всех уровнях. Важнейший рычаг ресоциализации – взаимодействие различных социальных институтов.
Следует особенно отметить специфичность социальной сре- ды, которая окружает подростка в условиях пенитенциарного уч- реждения. Социальная среда должна быть носителем культуры, основываться на гуманистических, общечеловеческих ценностях, и, тем самым, должна быть инструментом воспитания. Процесс ресоциализации при таком подходе представляется как процесс погружения в культурную среду. Но создание даже идеальной в культурном плане среды само по себе не гарантирует успеха. Нель- зя поместить подростка как цветок в оранжерею и ждать, когда он расцветет. Следовательно, возникает необходимость в применении деятельностного подхода (традиционные мероприятия, коллектив- ные творческие дела, научное общество учащихся «Поиск», участие в научно-практических конференциях за пределами учреждения и многое другое). Учителями школы разработано более 20 авторских программ дополнительного образования, что обеспечивает удовлет- ворение личностных потребностей подростков. Учтены особенно- сти детей с девиантно-криминальным поведением, неустойчивость их интересов, поэтому организуется деятельность кружков и твор-


15
ческих объединений самых различных направлений (моделирова- ние, вышивка, краеведение, арттерапия, ИКТ и др.). Выход в другие области деятельности, успех в конечном итоге положительно ска- зываются и на результатах общего образования. Такая система в ус- ловиях колонии имеет неограниченные возможности для раскрытия внутреннего потенциала и индивидуального развития подростка.
Использование внутренних ресурсов организации способствует формированию эффективного индивидуального психолого-педаго- гического сопровождения подростка. Этот подход предусматривает организацию работы по воспитанию и ресоциализации личности как на личностном, так и на средовом уровнях (микросреда образо- вательного учреждения и ВК). Тренировочная квартира играет роль своеобразного социального адаптера: изменяет социальные условия и в то же время формирует у ребёнка качества, необходимые для адаптации.
Содержание работы ориентируется на изменение среды, поскольку важность окружения очевидна. Этот подход предусма- тривает организацию работы по воспитанию и ресоциализации лич- ности как на личностном, так и на средовом уровнях (микросреда тренировочной квартиры). Здесь в едином развивающем простран- стве и социокультурной среде взаимодействуют с подростками тью- торы, учителя, воспитатели, психологи, педагоги дополнительного образования, медицинские работники.
Ресурсы и образовательные события, формирующие пози-
тивную социальную среду:
– коллективное творческое дело «Знание – сила»;
– предметные декады «Парад наук»;
– школьная Олимпиада знаний;
– школьный интеллектуальный марафон;
– школьный конкурс «Ученик года»;
– работа научного общества учащихся «Поиск»;
– школьная научно-практическая конференция «Шаг в будущее»;
– участие в муниципальных, областных и региональных научно-практических конференциях;
– база данных дистанционных конкурсов различного уровня и направленности;

16
– Всероссийский конкурс «Лучший учащийся школ ВК»;
дни самоуправления.
Предпрофильная подготовка:
– профессиональное просвещение;
– психологическая подготовка к труду на свободе;
– профдиагностика;
– встречи с представителями различных профессий;
– допрофессиональная подготовка;
– взаимодействие с общественными организациями;
– предпрофильные пробы.
У несовершеннолетних осужденных обычно наблюдается нес- формированность волевой сферы, что повышает опасность по- вторного вовлечения в употребление ПАВ, так как они не могут предвидеть последствия своих поступков и не контролируют свое поведение. Задача взрослых в этом случае достаточно сложна. С одной стороны, нужно научить ребенка подчиняться правилам и нормам, контролируя его действия и поступки, с другой сторо- ны, дать возможность подростку самостоятельно организовывать свой труд и развивать самоконтроль. Разумным подходом явля- ется четкое разграничение обязанностей и меры ответственно- сти. Воспитательное воздействие оказывает обучение правилам поведения и формирование статуса самостоятельной личности, использование различных видов деятельности, занятия спортом, подбор индивидуальных заданий, разработка и реализация пла- нов на будущее.
Особенно важна работа с детьми из алкоголизированных и не- благополучных семей. Такому ребенку необходимо показать путь к независимости и самореализации, позволяющий покинуть опас- ную среду. Часто именно стремление к самостоятельной жизни, желание продолжить учебу, сделать карьеру или стать материально независимым помогает подростку не последовать примеру родите- лей и достичь в жизни успеха. Визуализация близкого и отдаленно- го будущего позволяет воспитаннику воспринимать сегодняшнюю сложную жизненную ситуацию как временное явление и ступеньку к взрослению. Видя перед собой ясную картину будущего, подро- сток не станет искать выход в уходе от действительности (алкоголе,


17
наркотиках, игромании), так как это будущее его манит и кажется доступным.
Программа предусматривает постепенное усложнение требо- ваний, предъявляемых воспитанникам, и задач в сфере практи- ческой деятельности. Комплекс этих мер будет являться фунда- ментом для начала жизни на свободе. Комплекс включает в себя следующие направления: социальное, медицинское, юридическое, психологическое, педагогическое и иные, которые создают пред- посылки к процессу успешной подготовки осужденных к освобо- ждению, оказывает целенаправленное воздействие на внутренние установки личности осужденного, способствует снижению реци- дива преступлений и успешной ресоциализации в обществе после освобождения.
Основные направления социализации:
1. Культуральная и этническая социализация
Важнейшим условием успешной ресоциализации социально де- задаптированного подростка является включение его в систему но- вых отношений, строящихся на основе коллективной, общественно полезной деятельности, в том числе и творческой.
Задачи:
- усвоение социального опыта, основных социальных ролей, со- ответствующих возрасту в части освоения норм и правил обще- ственного поведения;
- формирование у воспитанников собственного конструктивного стиля общественного поведения в ходе педагогически организован- ного взаимодействия с социальным окружением;
- достижение уровня социального и духовного развития, адекват- ного своему возрасту;
- умение решать социально-культурные задачи (познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые), специфичные для возраста учащихся;
- поддержание разнообразных видов и типов отношений в основ- ных сферах своей жизнедеятельности: общение, игра, спорт, твор- чество, увлечения (хобби);
- регулярное переосмысление собственной деятельности, внеш-

18
них взаимодействий и взаимоотношений в системе общественных отношений (в том числе в процессе работы с тьютором);
- развитие способности к добровольному выполнению обяза- тельств как личных, так и основанных на требованиях социума, фор- мирование моральных чувств, необходимых привычек поведения;
- укрепление духовной, культурной и социальной преемственности;
- развитие эмоциональной сферы, чувства эмпатии и сопережи- вания.
2. Экономическая социализация
В современных условиях от человека требуется мобильность и интеллектуальная чувствительность ко всему новому. Непонима- ние процессов, происходящих в современной экономике, приводит к дезориентации личности. Родители осужденных подростков, вы- росшие в других социальных и экономических условиях, зачастую сами не в состоянии объяснить экономические реалии современно- сти. Воспитанники детских домов имеют еще более низкий уровень экономической грамотности. В то же время умение ориентироваться в экономических процессах является важным условием успешности в современном обществе.
Задачи, реализуемые в процессе экономической социализации:
- формирование основ экономической грамотности и экономиче- ского поведения;
- развитие социального кругозора личности в подростковом возрасте, интереса к изучению дисциплин социально-экономиче- ского цикла; способности к личному самоопределению и саморе- ализации;
- воспитание приверженности к гуманистическим и демократи- ческим ценностям, экономического образа мышления, социальной ответственности;
- развитие у подростков способности рассматривать события с экономической точки зрения с использованием отдельных приемов экономического анализа, критически осмысливать экономическую информацию, содержащуюся в средствах массовой информации, и вырабатывать собственное аргументированное мнение;
- формирование у воспитанников определенных экономических умений.


19 3. Юридическая социализация
Для того, чтобы гармонично развиваться и усваивать нормы по- ведения в обществе, человек должен быть субъектом права. Для де- линквентных подростков важно научиться проявлять активность в продуктивных видах деятельности, реализовывать свои потребности таким образом, чтобы они не противоречили социальным правилам и нормам. Особенно важно усвоить правила поведения и жизни на юри- дическом, а не на бытовом уровне, поскольку понимание многих зако- нов на бытовом уровне является примитивным и не всегда верным.
Задачи, реализуемые в процессе юридической социализации:
- углублять понимание ценности законопослушного поведения всех граждан Российской Федерации;
- воспитывать гражданственность, патриотизм, уважения к пра- вам, свободам и обязанностям человека;
- формировать основы юридической грамотности;
- способствовать становлению воспитанника как личности, об- ладающей чувством собственного достоинства, уважающей жизнь, свободу и достоинство других людей, законопослушной и ответ- ственной.
Базовые алгоритмы организации работы
по реализации проекта
План реализации проекта
Целевая группа:
Основная целевая группа – воспитанники Ангарской воспита- тельной колонии, готовящиеся к освобождению.
Направления в работе:
Правовая ориентация
Права и обязанности, перечень необходимых документов.
Валеологическая ориентация.
Факторы, угрожающие здоровью человека. Алкоголь и его вли- яние на здоровье. Наркомания. Табакокурение. Влияние состояния здоровья на выбор профессии и формирование семьи. Психоло- гическая реабилитация и развитие.

20
Социально-бытовая ориентация
Рациональные потребности человека. Особенности поведения человека в различных жизненных ситуациях.
Профессиональная и трудовая ориентация
Куда пойти учиться. Устройство на работу. Безработица.
Семейная ориентация
Роль семьи в жизни человека.
Финансово-экономическая ориентация
Бюджет. Экономия. Основные экономические понятия.
Формы работы:
Индивидуальные и групповые.
Методы работы:
• Кейс-метод. Задается ситуация (реальная или максимально приближенная к реальности). Воспитанник должен исследовать си- туацию, предложить варианты ее разрешения, выбрать лучшие из возможных решений.
• Метод проектов предполагает самостоятельный анализ задан- ной ситуации и умение находить решение проблемы.
• Проблемный метод — предполагает постановку проблемы
(проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений).
Методы стимулирования и положительной мотивации
Коммуникативный метод
Метод сотрудничества
Тренинг, практикум, тестирование, профдиагностика, собеседо- вание, наблюдение, беседы, экскурсии, ролевые игры.
Порядок организации деятельности тренировочной квартиры
1. Для тренировочной квартиры на базе имущества АВК выделя- ется и оборудуется жилое помещение с отдельным входом, закрыва- ющимся на ключ, санитарно-гигиеническим блоком, кухней, спаль- ней, местами для отдыха и занятий, в соответствии с санитарными правилами.
2. Имущество тренировочной квартиры составляют предметы