Файл: Руководство для профессиональных аналитиков москва 2009 rv удк 001. 51 Ббк72 с 40.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 526
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
68
69
ленного круга задач. В течение последних двух лет этой службе в России удалось добиться того, что страну вывели из так называемого «черного списка», то есть списка стран, в которых отмывание денег происходит в больших масштабах и почти безнаказанно. Благодаря деятельности финансовой разведки, или финансового мониторинга, были внесены поправки в действующее законодательство, выдвинуты новые обоснованные и просчитанные законодательные инициативы и предложены меры, которые позволили быстро и решительно воспрепятствовать безнаказанному отмыванию денег в больших масштабах. Этот пример показывает, что в наши дни системно-структурные исследования могут приобретать самостоятельное значение не только в предпринимательской деятельности, но и в государственном масштабе.
2.3. Деятельностный подход
и аналитические исследования.
Объект и предмет аналитического исследования
Как отдельный человек, так и различные человеческие сообщества существуют и развиваются в трех взаимосвязанных мирах. Первый, мир - это мир объективных явлений и процессов. Он, в свою очередь, распадается на мир естественный, существующий сам по себе, вне и независимо от человека, и мир искусственный, созданный человеком. Естественный мир - это живая и неживая природа, планета Земля, солнечная система, Вселенная в целом, это мир животных и растений, мир лесов, полей, гор, морей и т.д. Искусственный мир также существует вне человека.
Однако, в отличие от естественного, он является результатом деятельности отдельных людей и сообществ. Дома, города, предметы домашнего обихода, заводы и фабрики, морские корабли, самолеты, спутники
Земли, дороги, транспортные средства, медикаменты, компьютеры, система Интернет и многое другое — все это создано в результате деятельности людей, и эти предметы не являются воображаемыми или виртуальными. Они реальны и существуют объективно.
Второй мир - это мир психической деятельности человека. Она продукт функционирования мозга. К этому миру относятся эмоции, переживания, галлюцинации, зрительные и слуховые образы, вкусовые ощущения, процесс выработки знаний, волевые акты, желания людей, различные психические состояния, наподобие радости, горя, гнева, раздражения, доброжелательного или недоброжелательного настроения, и т.д. Результаты психической деятельности могут реализовываться в виде объектов и явлений первого мира, например, искусственного. Так, результатом образного мышления художника может быть картина, результатом реализации замысла полководца — военные действия, результатом деятельности строителя - то или иное здание, железная дорога, автомобильное шоссе и т.п. И хотя явления искусственного мира возникают в результате материализации, овеществления психической деятельности людей, между субъективным, то есть психическим миром, тем, что происходит в сознании людей, и объективным миром, существующим вне этого сознания, имеется принципиальное качественное различие.
Можно говорить об индивидуальном сознании, присущем данному человеку, об индивидуальном психическом состоянии, радости, горе и т.п. Поскольку человек -существо общественное, то при определенном стечении обстоятельств могут возникать сходные, но не идентичные психические состояния, вырабатываться сходное понимание происходящих в мире явлений и процессов. В этом случае можно говорить об общественном сознании, но оно тоже субъективно по отношению к внешнему, объективному миру материальных вещей и процессов. Стоит данному сообществу исчезнуть или изменить свою реакцию на события окружающего мира, как исчезает или меняется это сознание, тогда как продукты сознательной деятельности людей могут оставаться и продолжать существовать даже после исчезновения самих этих людей и сообществ (например, материальные памятники древних культур и давно исчезнувших цивилизаций).
70
71
2.3. Деятельностный подход
и аналитические исследования.
Объект и предмет аналитического исследования
Как отдельный человек, так и различные человеческие сообщества существуют и развиваются в трех взаимосвязанных мирах. Первый, мир - это мир объективных явлений и процессов. Он, в свою очередь, распадается на мир естественный, существующий сам по себе, вне и независимо от человека, и мир искусственный, созданный человеком. Естественный мир - это живая и неживая природа, планета Земля, солнечная система, Вселенная в целом, это мир животных и растений, мир лесов, полей, гор, морей и т.д. Искусственный мир также существует вне человека.
Однако, в отличие от естественного, он является результатом деятельности отдельных людей и сообществ. Дома, города, предметы домашнего обихода, заводы и фабрики, морские корабли, самолеты, спутники
Земли, дороги, транспортные средства, медикаменты, компьютеры, система Интернет и многое другое — все это создано в результате деятельности людей, и эти предметы не являются воображаемыми или виртуальными. Они реальны и существуют объективно.
Второй мир - это мир психической деятельности человека. Она продукт функционирования мозга. К этому миру относятся эмоции, переживания, галлюцинации, зрительные и слуховые образы, вкусовые ощущения, процесс выработки знаний, волевые акты, желания людей, различные психические состояния, наподобие радости, горя, гнева, раздражения, доброжелательного или недоброжелательного настроения, и т.д. Результаты психической деятельности могут реализовываться в виде объектов и явлений первого мира, например, искусственного. Так, результатом образного мышления художника может быть картина, результатом реализации замысла полководца — военные действия, результатом деятельности строителя - то или иное здание, железная дорога, автомобильное шоссе и т.п. И хотя явления искусственного мира возникают в результате материализации, овеществления психической деятельности людей, между субъективным, то есть психическим миром, тем, что происходит в сознании людей, и объективным миром, существующим вне этого сознания, имеется принципиальное качественное различие.
Можно говорить об индивидуальном сознании, присущем данному человеку, об индивидуальном психическом состоянии, радости, горе и т.п. Поскольку человек -существо общественное, то при определенном стечении обстоятельств могут возникать сходные, но не идентичные психические состояния, вырабатываться сходное понимание происходящих в мире явлений и процессов. В этом случае можно говорить об общественном сознании, но оно тоже субъективно по отношению к внешнему, объективному миру материальных вещей и процессов. Стоит данному сообществу исчезнуть или изменить свою реакцию на события окружающего мира, как исчезает или меняется это сознание, тогда как продукты сознательной деятельности людей могут оставаться и продолжать существовать даже после исчезновения самих этих людей и сообществ (например, материальные памятники древних культур и давно исчезнувших цивилизаций).
70
71
К. П
ОППЕР утверждал, что существует еще и третий
мир - мир объективных знаний. Это знания, зафиксированные в письменных текстах, в речи, в языке. Эти знания могут храниться в виде книг, манускриптов, различных надписей и при соответствующей расшифровке быть прочитанными и понятыми через тысячелетия после того, как исчезли их создатели. Мы не будем обсуждать здесь философские основания такого понимания трех миров: мира объективных явлений и процессов, субъективного мира психических процессов, включая процесс выработки знаний, и мира объективных знаний, зафиксированных в письменных текстах и особых предметах, которые при определенных условиях становятся средствами передачи и распространения знаний. Здесь важно подчеркнуть другое. Мир искусственных явлений и процессов и мир объективированных знаний - результат деятельности людей.
Понятие «деятельности» в силу этого является чрезвычайно важным для системного анализа в целом.
Дело в том, что деятельность в широком смысле слова - специфическое свойство достаточно высоко организованных живых существ. Мы можем говорить о деятельности высших животных и людей. Но вряд ли уместно говорить о деятельности элементарных частиц, звезд или далеких галактик. Понятие «действие» и
«деятельность» можно интерпретировать и употреблять по-разному. Но для овладения основами методологии аналитических исследований имеет смысл договориться, что здесь и в дальнейшем под действием будет
подразумеваться единичный акт, ведущий к
однократному изменению ситуации, состояния, явления,
в результате которого, благодаря некоторому
воздействию, явление а
1
переходит в явление а
2
. При этом действие может быть как сознательным (если его осуществляет человек), так и бессознательным, если оно происходит, допустим, в неорганической природе. Под
деятельностью же будет подразумеваться некоторая
система действий, осуществляемых параллельно или
последовательно и сознательно, ориентированных на
достижение определенных целей и решение соответ-
72
ствующих задач. В этом случае можно говорить, что каждое действие представляет собой отдельную операцию, например, финансовую, военную, политическую и т.д. При таком подходе понятие
«системного анализа» позволяет рассматривать деятельность как системный объект. Таким образом оказывается возможным очень полезное разграничение полиструктурных системных объектов, являющихся организациями, учреждениями, ведомствами, и полиструктурных систем, представляющих собой сложно организованные виды деятельности, выполняемые этими организациями, учреждениями и ведомствами. Так, например, в качестве сложной системы может рассматриваться тот или иной большой банк, имеющий сложную структуру и множество подразделений в виде отделов и различных служб. При определенной постановке задачи интерес аналитика может сосредоточиться на структуре банка, на том, как его подразделения взаимодействуют друг с другом и выполняют свои функции, на их кадровом или техническом обеспечении. При другой постановке задачи, например, при изучении кредитно- инвестиционной деятельности банка, в фокусе внимания оказывается сама финансовая деятельность банка. Именно она становится той полиструктурной системой, которую должен оценить, изучить и проанализировать исследователь, стремящийся ответить, например, на вопрос, может ли банк в результате своей деятельности потерпеть банкротство или же оно ему не угрожает.
Так как изучение деятельностных полиструктурных систем в социально-экономической и политической сфере является крайне сложным делом, требующим специальных знаний, навыков и опыта, то с точки зрения методологии имеет смысл говорить об особом
деятелъ-ностном,
или
системно-деятельностном,
подходе. Такой подход означает ориентацию системных аналитиков на исследования процессов деятельности и образующих их операций.
Допустим, что руководство определенной финансово- кредитной организации ставит перед аналитиком или аналитической группой задачу - выработать эффек-
73
тивную стратегию и тактику данной фирмы по вопросу приобретения или продажи ценных бумаг на фондовой бирже, определить наиболее оптимальное время и объем закупок представляющих интерес акций, облигаций, долговых обязательств и т.п. Для решения поставленной задачи аналитику не столь важно знать структуру брокерской фирмы, через которую будут осуществляться соответствующие акты купли-продажи, но зато совершенно необходимо изучить в фиксированном интервале времени колебания в стоимости ценных бумаг, так как игра на повышение и понижение на фондовой бирже всегда может быть представлена в виде волновых процессов. Перенос центра тяжести с аналитического исследования системно-структурных особенностей организации на системные регулярности и флуктуации процесса финансовой деятельности на фондовой бирже, происходящие под влиянием различных случайных воздействий, с методологической точки зрения не только оправдан, но и необходим. В связи с этим нам предстоит ввести еще одно вспомогательное разграничение. Речь идет о понятиях
«объект» и «предмет» исследования.
В эти понятия в естественнонаучных, технико- технологических и социально-гуманитарных исследованиях часто вкладывают различные смыслы и приписывают им разные значения. Поэтому здесь следует указать, какие именно смыслы и значения наиболее целесообразны в системном анализе социально- экономических и политических видов деятельности. Эти виды деятельности мы будем называть практиками (от. гр. «ргакИкоэ» деятельный, активный). Практики, с которыми имеют дело исследователи социально- экономических и политических процессов, часто бывают крайне сложными и протяженными во времени. Они могут быть весьма изменчивыми, а составляющие их виды деятельности зачастую не повторяются или повторяются лишь частично. К ним далеко не всегда применимы методы естественнонаучных и технических экспериментов, позволяющие воспроизводить в определенных фиксированных условиях те или иные явления и процессы с высокой степенью идентич-
74 ности. К тому же у практического аналитика, так же как у менеджеров, пользующихся результатами его исследований для выработки и реализации тех или иных управленческих решений, чаще всего отсутствует возможность многократно повторять те или иные наблюдения за интересующими их практиками. Их действия в большинстве случаев ограничены определенными временными интервалами. Например, при возникновении того или иного социального конфликта органу государственной власти нужно выработать наиболее эффективные меры по его разрешению, и, разумеется, его представители не могут ждать многократных повторений подобных конфликтов, для того чтобы перепроверить и подтвердить правильность предлагаемых решений.
Если социальный процесс, в котором созревает такой конфликт, рассматривать как системный «объект» аналитического исследования, то сам конфликт, его непосредственные причины и предлагаемые для разрешения конфликта мероприятия должны быть выделены в особый «предмет» исследования. Таким образом, предмет исследования выступает как
сознательно выделенная сторона или часть процесса
или подпроцесса, представляющая в данной ситуации
наибольший
интерес
для государственных или региональных органов, стремящихся минимизировать остроту конфликта. Предмет конкретного, ограниченного во времени системного исследования оказывается, следовательно, одной из множества практик, одновременно развивающихся, изменяющихся, действующих в данном обществе. Разумеется, выделенная в качестве предмета практика может быть во всем объеме понята и правильно оценена лишь в связи с другими практиками в рамках системного социального целого.
Деятельностный подход в соединении с системным позволяет рассматривать в качестве сложных полиструктурных иерархических систем не только те или иные сообщества, организации, учреждения, фирмы, корпорации, консорциумы, государственные и региональные ведомства, но и реализуемые ими практики. Любая практика сама оказывается определенной системной
«объект» и «предмет» исследования.
В эти понятия в естественнонаучных, технико- технологических и социально-гуманитарных исследованиях часто вкладывают различные смыслы и приписывают им разные значения. Поэтому здесь следует указать, какие именно смыслы и значения наиболее целесообразны в системном анализе социально- экономических и политических видов деятельности. Эти виды деятельности мы будем называть практиками (от. гр. «ргакИкоэ» деятельный, активный). Практики, с которыми имеют дело исследователи социально- экономических и политических процессов, часто бывают крайне сложными и протяженными во времени. Они могут быть весьма изменчивыми, а составляющие их виды деятельности зачастую не повторяются или повторяются лишь частично. К ним далеко не всегда применимы методы естественнонаучных и технических экспериментов, позволяющие воспроизводить в определенных фиксированных условиях те или иные явления и процессы с высокой степенью идентич-
74 ности. К тому же у практического аналитика, так же как у менеджеров, пользующихся результатами его исследований для выработки и реализации тех или иных управленческих решений, чаще всего отсутствует возможность многократно повторять те или иные наблюдения за интересующими их практиками. Их действия в большинстве случаев ограничены определенными временными интервалами. Например, при возникновении того или иного социального конфликта органу государственной власти нужно выработать наиболее эффективные меры по его разрешению, и, разумеется, его представители не могут ждать многократных повторений подобных конфликтов, для того чтобы перепроверить и подтвердить правильность предлагаемых решений.
Если социальный процесс, в котором созревает такой конфликт, рассматривать как системный «объект» аналитического исследования, то сам конфликт, его непосредственные причины и предлагаемые для разрешения конфликта мероприятия должны быть выделены в особый «предмет» исследования. Таким образом, предмет исследования выступает как
сознательно выделенная сторона или часть процесса
или подпроцесса, представляющая в данной ситуации
наибольший
интерес
для государственных или региональных органов, стремящихся минимизировать остроту конфликта. Предмет конкретного, ограниченного во времени системного исследования оказывается, следовательно, одной из множества практик, одновременно развивающихся, изменяющихся, действующих в данном обществе. Разумеется, выделенная в качестве предмета практика может быть во всем объеме понята и правильно оценена лишь в связи с другими практиками в рамках системного социального целого.
Деятельностный подход в соединении с системным позволяет рассматривать в качестве сложных полиструктурных иерархических систем не только те или иные сообщества, организации, учреждения, фирмы, корпорации, консорциумы, государственные и региональные ведомства, но и реализуемые ими практики. Любая практика сама оказывается определенной системной
75
целостностью, входящей в более крупные практики или включающей в себя подпрактики и отдельные операции.
Поэтому аналитический исследователь должен точно определять и ограничивать изучаемый им в настоящее время предмет, выявлять его место в рамках целостного объекта и видеть особенности и своеобразие каждой практики, отличающие ее от других или от ее собственных характеристик, имевших место в другом временном интервале, не упуская при этом из виду и общих черт, объединяющих различные практики.
Деятельность людей и человеческих сообществ, различных учреждений, организаций можно классифицировать по разным основаниям. Иногда такая деятельность представляется хаотичной, например, деятельность людей, неупорядоченно передвигающихся на большом рынке. Одни из них имеют четкую цель и представления о том, что они хотят купить. Другие перемещаются от одного продавца к другому без определенной цели, надеясь неожиданно найти что-нибудь интересное, достойное внимания, нечто, что они захотели бы приобрести. Если мы имеем дело с упорядоченной деятельностью определенных фирм, ведомств, производственных, научных или учебных организаций, то, как уже говорилось, при необходимости подвергнуть эту деятельность системному анализу можно построить довольно сложное дерево целей. Однако деятельность, направленная на достижение таких целей, часто подвергается различным более или менее значительным воздействиям. Оказывается, что помимо системного
представления о структуре изучаемого объекта и
выделенного в нем. предмета конкретных исследований,
помимо разветвленных деревьев целей и задач,
исследователь может столкнуться с необходимостью
выявить и построить дерево практик и операций.
Задача системного аналитика, таким образом, существенно усложняется. В особо сложных ситуациях ему придется иметь дело с непростыми системно- структурными образованиями, в которых он столкнется, если угодно, с настоящим лесом, в котором переплетаются различные целевые и деятельностные системы и структуры. Для того
76
чтобы в них ориентироваться, нужно обладать высокой квалификацией и хорошей профессиональной подготовкой, а также владеть концептуальным аппаратом, методологией аналитических исследований.
Системно-деятельностный подход вплотную подводит нас к важнейшему методологическому вопросу о природе знаний и информации и о функциях правил деятельности, осуществляемой в различных социальных практиках.
2.4. Знания, информация, регулятивный мир
В начале предыдущего параграфа говорилось, что индивиды и человеческое сообщество функционируют в трех мирах. Это мир объективных явлений и процессов, как естественных, так и искусственных, созданных людьми, мир психических явлений и мир объективированных знаний, то есть знаний, выраженных в письменных текстах, знаковых системах, поддающихся интерпретации и пониманию, и в устных текстах. Однако эта триада, предложенная К. П
ОППЕРОМ
,
неполна.
К такому утверждению нас подводит системно- деятельностный подход. Большинство специальных и общепринятых практик в современном обществе строится не только более или менее сознательно, но и выполняется на основе определенных правил деятельности. Так, финансовая деятельность банка всегда предполагает определенные правила кредитных, заемных, учетных, инвестиционных, контрольных и т.д. операций, которые подчиняются вполне определенным правилам, предписанным уставными документами банков и законодательством: постановлениями
Правительства и распоряжениями центральных банков.
Деятельность государственных ведомств осуществляется на основе правил, сформулированных законодательством и постановлениями директивных органов. То нее самое можно сказать об общественно- политической или торговой деятельности, деятельности служб связи и т.д.
Разумеется, в обществе, как и в жизни отдельного человека, могут возникать те или иные хаотические про-
77
Поэтому аналитический исследователь должен точно определять и ограничивать изучаемый им в настоящее время предмет, выявлять его место в рамках целостного объекта и видеть особенности и своеобразие каждой практики, отличающие ее от других или от ее собственных характеристик, имевших место в другом временном интервале, не упуская при этом из виду и общих черт, объединяющих различные практики.
Деятельность людей и человеческих сообществ, различных учреждений, организаций можно классифицировать по разным основаниям. Иногда такая деятельность представляется хаотичной, например, деятельность людей, неупорядоченно передвигающихся на большом рынке. Одни из них имеют четкую цель и представления о том, что они хотят купить. Другие перемещаются от одного продавца к другому без определенной цели, надеясь неожиданно найти что-нибудь интересное, достойное внимания, нечто, что они захотели бы приобрести. Если мы имеем дело с упорядоченной деятельностью определенных фирм, ведомств, производственных, научных или учебных организаций, то, как уже говорилось, при необходимости подвергнуть эту деятельность системному анализу можно построить довольно сложное дерево целей. Однако деятельность, направленная на достижение таких целей, часто подвергается различным более или менее значительным воздействиям. Оказывается, что помимо системного
представления о структуре изучаемого объекта и
выделенного в нем. предмета конкретных исследований,
помимо разветвленных деревьев целей и задач,
исследователь может столкнуться с необходимостью
выявить и построить дерево практик и операций.
Задача системного аналитика, таким образом, существенно усложняется. В особо сложных ситуациях ему придется иметь дело с непростыми системно- структурными образованиями, в которых он столкнется, если угодно, с настоящим лесом, в котором переплетаются различные целевые и деятельностные системы и структуры. Для того
76
чтобы в них ориентироваться, нужно обладать высокой квалификацией и хорошей профессиональной подготовкой, а также владеть концептуальным аппаратом, методологией аналитических исследований.
Системно-деятельностный подход вплотную подводит нас к важнейшему методологическому вопросу о природе знаний и информации и о функциях правил деятельности, осуществляемой в различных социальных практиках.
2.4. Знания, информация, регулятивный мир
В начале предыдущего параграфа говорилось, что индивиды и человеческое сообщество функционируют в трех мирах. Это мир объективных явлений и процессов, как естественных, так и искусственных, созданных людьми, мир психических явлений и мир объективированных знаний, то есть знаний, выраженных в письменных текстах, знаковых системах, поддающихся интерпретации и пониманию, и в устных текстах. Однако эта триада, предложенная К. П
ОППЕРОМ
,
неполна.
К такому утверждению нас подводит системно- деятельностный подход. Большинство специальных и общепринятых практик в современном обществе строится не только более или менее сознательно, но и выполняется на основе определенных правил деятельности. Так, финансовая деятельность банка всегда предполагает определенные правила кредитных, заемных, учетных, инвестиционных, контрольных и т.д. операций, которые подчиняются вполне определенным правилам, предписанным уставными документами банков и законодательством: постановлениями
Правительства и распоряжениями центральных банков.
Деятельность государственных ведомств осуществляется на основе правил, сформулированных законодательством и постановлениями директивных органов. То нее самое можно сказать об общественно- политической или торговой деятельности, деятельности служб связи и т.д.
Разумеется, в обществе, как и в жизни отдельного человека, могут возникать те или иные хаотические про-
77
цессы, например, паника в толпе людей, подвергшихся неожиданному нападению террористов. Такая же паника может возникнуть на товарных и финансовых биржах в начале крупного финансового кризиса. Но в том-то и заключается особенность человеческого общества, что рано или поздно такая хаотическая деятельность вводится в определенное русло, становится относительно или полностью организованной или начинает подчиняться определенным правилам и их совокупностям - регу- лярностям. Мы можем поэтому с уверенностью сказать, что существует еще один важный - четвертый мир, мир самых разнообразных, крайне важных правил, без которых человеческое общество не может существовать, функционировать и развиваться. Этот мир правил мы
будет называть регулятивным миром.
Регулятивный мир тесно связан с тремя выше упомянутыми мирами. К регулятивному миру относятся правила самых различных практик, осуществляемых различными обществами в различные исторические периоды в различных цивилизационных и культурных системах. Одни их этих правил вырабатываются довольно быстро, четко формулируются и устанавливаются специальными организациями. К ним, например, относятся правила движения современного автомобильного, железнодорожного и авиационного транспорта. Другие правила вырабатываются тысячелетиями или столетиями. К ним относятся, например, многие правила бытового поведения и повседневной деятельности людей. Даже такой неприятный вид деятельности, как война, подчиняется ряду специальных правил, запретов и ограничений, сформулированных на международных конвенциях, в соглашениях и договорах. Существуют определенные правила торговли, врачебной, образовательной деятельности и т.д. Иными словами, мы со всех сторон окружены правилами, нарушение которых вызывает сопротивление общества и зачастую сурово наказывается. Следует добавить, что такие понятия как «нормы деятельности и поведения»,
«стандарты», «эталоны», «ритуалы», «обряды» также представляют собой разновидности
78
правил, выраженных иногда в материализованной форме. Так, например, эталоны веса (килограмм) и длины
(метр), выполненные в виде особых металлических изделий и хранящиеся в цоколе
Эйфелевой башни в Париже, имеют смысл лишь в контексте определенных правил взвешивания различных тел и измерения расстояния.
Правила всех видов, предназначенные для регулирования, организации и исполнения многочисленных практик, самым тесным образом связаны со знаниями и информацией. Более того, существует обоюдная зависимость: правила создаются на основе определенных знаний, знания вырабатываются с помощью осознанных или неосознанных правил познавательной деятельности.
С самой глубокой древности люди проявляли очень большой интерес к знаниям, способам их построения или создания, проверке их истинности, достоверности, правдоподобности и т.д. Именно со способности вырабатывать и формулировать в языковой форме знания и строить на их основе общепринятые правила деятельности начинается процесс выделения человека из природы. Наличие адекватных, полезных и применимых на практике знаний рассматривалось как высшая ценность, что и выражено в известной латинской поговорке «знание - сила» (scientia potentia
est). Интересно, что в мифологии Античной Греции первой женой царя богов и воплощения силы и власти была богиня знаний. Результатом союза власти (Зевс) и знаний (Метида) родилась мудрость (дочь Зевса - богиня
Афина). Однако следует иметь в виду, что наряду со знаниями чрезвычайно частными, имеющими смысл и значение лишь в каком-то одном случае, существуют знания, которые не могут найти применения в практике человека. В самом деле, знания о расположении далеких звездных туманностей или о процессах, происходящих на границе видимой
Вселенной, вряд ли могут быть использованы в реальной практике. Представляя ценность для выработки научной картины мира, для понимания происхождения и законов развития, они не могут приносить практическую выгоду предпринимателям, восстанавли-
будет называть регулятивным миром.
Регулятивный мир тесно связан с тремя выше упомянутыми мирами. К регулятивному миру относятся правила самых различных практик, осуществляемых различными обществами в различные исторические периоды в различных цивилизационных и культурных системах. Одни их этих правил вырабатываются довольно быстро, четко формулируются и устанавливаются специальными организациями. К ним, например, относятся правила движения современного автомобильного, железнодорожного и авиационного транспорта. Другие правила вырабатываются тысячелетиями или столетиями. К ним относятся, например, многие правила бытового поведения и повседневной деятельности людей. Даже такой неприятный вид деятельности, как война, подчиняется ряду специальных правил, запретов и ограничений, сформулированных на международных конвенциях, в соглашениях и договорах. Существуют определенные правила торговли, врачебной, образовательной деятельности и т.д. Иными словами, мы со всех сторон окружены правилами, нарушение которых вызывает сопротивление общества и зачастую сурово наказывается. Следует добавить, что такие понятия как «нормы деятельности и поведения»,
«стандарты», «эталоны», «ритуалы», «обряды» также представляют собой разновидности
78
правил, выраженных иногда в материализованной форме. Так, например, эталоны веса (килограмм) и длины
(метр), выполненные в виде особых металлических изделий и хранящиеся в цоколе
Эйфелевой башни в Париже, имеют смысл лишь в контексте определенных правил взвешивания различных тел и измерения расстояния.
Правила всех видов, предназначенные для регулирования, организации и исполнения многочисленных практик, самым тесным образом связаны со знаниями и информацией. Более того, существует обоюдная зависимость: правила создаются на основе определенных знаний, знания вырабатываются с помощью осознанных или неосознанных правил познавательной деятельности.
С самой глубокой древности люди проявляли очень большой интерес к знаниям, способам их построения или создания, проверке их истинности, достоверности, правдоподобности и т.д. Именно со способности вырабатывать и формулировать в языковой форме знания и строить на их основе общепринятые правила деятельности начинается процесс выделения человека из природы. Наличие адекватных, полезных и применимых на практике знаний рассматривалось как высшая ценность, что и выражено в известной латинской поговорке «знание - сила» (scientia potentia
est). Интересно, что в мифологии Античной Греции первой женой царя богов и воплощения силы и власти была богиня знаний. Результатом союза власти (Зевс) и знаний (Метида) родилась мудрость (дочь Зевса - богиня
Афина). Однако следует иметь в виду, что наряду со знаниями чрезвычайно частными, имеющими смысл и значение лишь в каком-то одном случае, существуют знания, которые не могут найти применения в практике человека. В самом деле, знания о расположении далеких звездных туманностей или о процессах, происходящих на границе видимой
Вселенной, вряд ли могут быть использованы в реальной практике. Представляя ценность для выработки научной картины мира, для понимания происхождения и законов развития, они не могут приносить практическую выгоду предпринимателям, восстанавли-