Файл: Руководство для профессиональных аналитиков москва 2009 rv удк 001. 51 Ббк72 с 40.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 525

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

79
вать здоровье больных людей или усиливать власть тех или иных государственных органов.
Философская дисциплина - теория познания - рассматривает знания вообще, наиболее общие процедуры их образования и проверки достоверности.
Аналитических нее исследователей интересуют, прежде всего, знания, на базе которых формируются правила практической, реальной деятельности людей, экономических, политических и социальных институтов и организаций. Эта сторона дела редко рассматривается в трудах по теории познания. Как нее создаются знания, на базе которых формируется регулятивный мир, в котором мы живем? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим следующее предложение. «В секторе небосклона «х» двигается тело «у» со скоростью «z» на высоте «и» в направлении «fc» и быстро приближается к объекту «Z». Это предложение не дает никаких реальных знаний, так как неизвестно, что собой представляют в качественном и количественном отношении «л>, «у; «z»,
«fc», «и» и 4». Предложение такого типа представляет собой лишь форму знания. Форма знания может превратиться в реальное знание при условии, что мы сможем поставить на место переменных х, у, zn т.д. некоторые единицы информации.
Понятие информации стало чрезвычайно модным после появления в середине прошлого века знаменитой работы К
ЛОДА
Ш
ЕННОНА ПО теории информации. Однако в работе Ш
ЕННОНА ЭТО понятие использовалось в достаточно узком, прикладном, техническом смысле, особенно при исследовании передачи сигнала в системах связи. В дальнейшем оно подвергалось существенному видоизменению и расширению в трудах философов, математиков, специалистов по теории связи и других областей знания. Чтобы не заниматься крайне неблагодарной работой по выбору наиболее подходящей интерпретации понятия информация, мы здесь будем придерживаться следующего истолкования этого понятия. Информация - это некоторое сообщение или
запись результатов эксперимента, наблюдения или
измерения, позволяющая количественно
или качественно определить состояние или изменение
конкретных изучаемых явлений, событий и процессов.
Так, например, имеются утверждение А: «в точке небосвода с численно определенными координатами наблюдается некий летательный аппарат
X»,
утверждение В: «наблюдаемый предмет является стратегическим бомбардировщиком, вооруженным крылатыми ракетами», утверждение С. *Х двигается со сверхзвуковой скоростью, равной 2000 км в час», утверждение D: «X летит на высоте 15 км», утверждение Е: *Х двигается в северозападном направлении», утверждение F: «Xприближается к командному пункту нашей группировки войск». Взятое порознь каждое из утверждений А, В, С, D, Е, F
содержит единичную количественную или качественную информацию. Однако ни одна из этих единиц, или квантов информации, еще не дает оснований для осуществления конкретной деятельности, скажем, частей противовоздушной (ПВО) или противоракетной (ПРО) обороны. На основании этих единиц информации нельзя также сформулировать правила или предписания, указывающие, какая деятельность должна быть осуществлена, кто и как ее должен выполнять. Стоит, однако, вставить единицы информации А, В, С, D, E, F на место переменных х, у, z,
и, k, Z в приведенную выше форму знаний, как мы получим уже реальное знание, а именнр: «в секторе небосклона с численно определенными координатами двигается стратегический бомбардировщик, вооруженный крылатыми ракетами, со скоростью 2000 км/ч на высоте 15 км в северо-западном направлении и быстро приближается к командному пункту нашей группировки войск».
Если имеются соответствующие инструкции, содержащие правила и предписания действий, которыми должны руководствоваться командиры, отвечающие за ПВО и ПРО, то они легко могут организовать соответствующую деятельность по уничтожению вражеского стратегического бомбардировщика. Таким образом, реальные знания, относящиеся к событиям, явлениям и процессам определенного вида, имеющим место в дан-


80
81
ном пространстве и временном интервале, позволяют осуществить ту или иную деятельность на основе соответствующих правил и предписаний.
Сами правила и предписания возникают на основе знаний. Они обычно в полном виде должны иметь форму условного предложения: «если имеют место такие-то обстоятельства, процессы, события, совершающиеся в определенных временных и пространственных границах, то следует предпринять такие-то действия, осуществить определенную деятельность». Первая часть этого условного предложения фиксирует форму знаний или реальные знания и называется антецедентом, а вторая часть предложения, следующая после предлога «то», называется консеквентом. Он, собственно, и содержит формулировку правила или предписания, на основе которого осуществляется та или иная осознанная, целеори-ентированная практика (или ее фрагмент), образующая предмет конкретной деятельности и познания.
'Правила» и «предписания» тесно связаны, сходны по своей структуре, но отличаются уровнем конкретности, определенности. Эти отличия аналогичны тем, которые существуют между формами знания и реальными знаниями. Формы знания еще не дают основания для построения на их основе определенных правил с жестко фиксированным порядком действий, образующих содержание данной практики. В отличие от правил предписания представляют собой точное указание на содержание и последовательность действий, цепочка которых реализуется в,виде определенной деятельности - практики. Так, например, инструкция по правилам дорожного движения содержит общие положения о том, что должен делать водитель автомашины, встретив на своем пути те или иные знаки или заметив указания регулировщика движения, сигналы светофора и т.д. Естественно, что водитель должен уметь не только «читать» эти знаки и символические значения, понимать жесты регулировщика, но и в своем сознании превращать их в четкие предписания, позволяющие совершать вполне определенные действия в данном месте и в данное время. Правила же
82 содержат общие условия деятельности, которые должны быть выполнены, при определенных условиях, в любом месте и в любое время. То же самое можно сказать и о правилах, регулирующих деятельность вкладчика того или иного банка, положившего свои деньги на депозитный или текущий счет.
Финансовый консультант, обладающий большим объемом знаний и конкретной информацией о финансовых процессах
(например, о котировке ценных бумаг, соотношении валют, тенденциях экономического развития и т.д.), может на основе общих правил финансовой деятельности сформулировать для своего клиента предписания, какие именно поступки и действия он должен совершать, чтобы получить доход и не понести убытка. Эти предписания возникают и создаются на основе общих правил финансовой деятельности в соответствии с тем, какие конкретные, реальные знания формируются в данный момент на основе достаточно точной финансовой информации.
Разумеется, профессиональные аналитические исследователи, занимающиеся системным анализом в социальной, экономической и политической сферах, не вырабатывают правила и лежащие в их основе знания и не собирают информацию, относящуюся к конкретным случаям противовоздушной обороны или определенным ситуациям, возникающим на автострадах. Их задача гораздо сложнее и предназначена, как уже не раз подчеркивалось, для удовлетворения заказов менеджеров различного ранга, принимающих решения, ориентированные на достижение тех или иных целей коммерческих, государственных, региональных, муниципальных организаций, промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Но приведенные выше примеры, поясняющие различия между формами знаний и реальными знаниями, правилами и предписаниями, удобны своей простотой и прозрачностью. В повседневной практике системно- структурных исследований над этими методологическими понятиями редко задумываются.
Однако они оказываются необходимыми, когда возникают определенные трудности в решении аналитических за-
83

дач и необходимо выработать методы их эффективного решения, избежать ошибок и ловушек, подстерегающих системных аналитиков на каждом шагу. Это особенно важно, когда аналитическую работу приходится выполнять самим менеджерам, поглощенным в большинстве случаев разрешением текущих, оперативно-тактических задач и осознающим специфику аналитических исследований лишь при столкновении со сложными нестандартными явлениями.
Особенно следует подчеркнуть еще одно отличие понятий «форма знания» и «информация». Дело не только в том, что реальные знания, на основе которых вырабатываются правила и предписания практической деятельности, создаются с помощью замещения переменных, присутствующих в формах знания, конкретными информационными квантами, а в том, что эти информационные кванты, относящиеся к социальным, экономическим и политическим явлениями и процессам, очень быстро меняются.
Иногда, скажем с котировкой ценных бумаг на фондовых биржах, эти изменения происходят в течение одного дня и существенно влияют на конкретные предписания и рекомендации, которые вырабатываются в процессе аналитических исследований в соответствии с правилами игры на финансовых рынках, хорошо известными профессиональным игрокам и аналитикам.
Правила зашиты командных центров от воздушных нападений противника отработаны во всех армиях мира.
Правила дорожного движения, вырабатываемые соответствующими органами, также достаточно постоянны и редко меняются. То же можно сказать и о правилах банковских и иных финансовых операций.
Но конкретные предписания, регламентирующие деятельность командиров систем
ПРО и ПВО, водителей и регулировщиков уличного движения, поведение игроков на финансовых рынках, должны быть максимально адекватными, продуманными и эффективными. Тем более что от них зависит степень рискованности тех или иных мероприятий и цена, которую в случае боевых действий или крупных изменений на финансовых биржах приходится платить за допущенные ошибки и просчеты. Здесь возникает множество проблем, преодоление которых требует от практических аналитиков и менеджеров не только большого личного опыта, интуиции и профессиональных знаний, но и хорошего владения методологией аналитических исследований. В следующей главе мы суммируем высказанные в предыдущих параграфах положения и объединим их как бы в единый свод исходных базовых правил. В их формулировки и интерпретации органически впишутся и основные системные понятия, обсуждавшиеся в первой главе.
84
85


1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

Глава 3
ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА НА
ОСНОВЕ МЕТОДОЛОГИИ АНАЛИТИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ
3.1. Связь организационных и методологических
проблем аналитических (системно-структурных)
исследований
Любая профессиональная деятельность рано или поздно облекается в те или иные организационные формы. Это означает, что осуществление такой деятельности нуждается в определенном руководстве, в распределении обязанностей и функций, в наличии руководителя, в более или менее формализованных, то есть определяемых писаными или неписаными правилами, отношениях между заказчиком и исполнителем. Организация предполагает также формулирование правил и требований, предъявляемых к документации, к планированию проводимых работ, оценке их адекватности и эффективности. Даже в том случае, когда речь идет об отдельном аналитике или когда аналитические исследования проводит сам менеджер, например, в крайне немногочисленной организации, которой не по карману содержать группу аналитиков, сказанное сохраняет силу. Процедура постановки целей и задач, планирования деятельности, коррекции планов и результатов исследований, оценки эффективности и использования результатов - все это требует определенной организованности, распределения во времени и, безусловно, явного или скрытного финансирования.
По мере усложнения, развития и профессионализации аналитической деятельности в сфере социально-экономических и политических процессов менялась и совершенствовалась ее методология, модифицировались организационные формы. Выше уже говорилось, что системный анализ появился очень давно. На протяжении многих столетий он часто не отделялся (и даже сливался) от научных исследований или философии, по крайней мере, в той части, в какой речь шла о социальной или политической философии (например, в трудах
Н.
М
АКИАВЕЛЛИ
,
Т.
Г
ОББСА и др.).
Профессионализация аналитической деятельности, то есть выполнение системно-структурных исследований за определенное вознаграждение, и постепенное осознание, что эта деятельность не всегда и не во всем идентична научной, начались во второй половине XIX в.
Но настоящий генезис и быстрое развитие профессиональных аналитических исследований четко прослеживаются во время Второй мировой войны в связи с необходимостью планирования больших боевых операций и координации усилий транспортных и промышленных