Файл: Руководство для профессиональных аналитиков москва 2009 rv удк 001. 51 Ббк72 с 40.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 529

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
96
основой достоверных, объективных, а тем более истинных, знаний является эмпирическая проверка в форме подтверждения
(верификационизм) или опровержения (фальсификационизм) тех или иных утверждений, относящихся к теориям высшего, абстрактного, среднего или низшего уровня. Однако, коль скоро речь идет об аналитических исследованиях социально-политических и экономических процессов и явлений, эти многократно обсуждавшиеся правила приобретают совершенно особый смысл. В физике или астрономии, например, путем новых наблюдений с помощью усовершенствованных приборов (ускорителей или радиотелескопов) можно многократно проверять количественные характеристики элементарных частиц или уточнять параметры планет солнечной системы, координаты далеких звезд и т.д. Аналитик же, задачей которого является консультирование клиента, ведущего игру на бирже, покупающего или продающего ценные бумаги, далеко не всегда имеет возможность многократно перепроверять данные или информацию. Выстроив определенный ряд котировок тех или иных ценных бумаг, он может на основании изучения графиков, их динамики дать рекомендации покупать те или иные бумаги. Но как раз в этот момент может произойти обвал цен, и клиент, выполнивший данную рекомендацию, понесет значительные убытки.
Коррекция и эмпирический контроль часто сводятся к однократным наблюдениям, привязанным к данному типу ценных бумаг, к данному моменту, к положению дел на данной финансовой площадке. При современных способах скоростной связи и передачи информации зависимость от финансовой площадки не столь значительна, как зависимость от динамики котировок и характера различных финансовых инструментов. Но зато такая зависимость становится более или менее надежной и устойчивой, если она погружена в контекст серьезных финансовых знаний, основанных на изучении опыта и стратегии различных биржевых игроков, и учитывает многочисленные закономерности колебаний тех или иных экономических, особенно финансовых, показате-
97
лей. Поэтому рекомендации аналитиков, даже если они учитывают коррекцию, опираются на быструю обработку и обобщение больших потоков информации, связанных с конкретной эмпирической ситуацией, всегда содержат в себе известный элемент риска, носят вероятностный характер и опираются на личный опыт аналитика или группы аналитиков и клиентов, пользующихся рекомендациями и предлагаемыми решениями.
Коррекция рекомендаций и эмпирическая проверка данных и информации возможны лишь на больших массивах сходных и повторяющихся событий и явлений.
Рекомендации и проекты решений, появляющиеся в результате таких процедур, полезны для выработки стратегии, осуществляемой в большом временном интервале. Но для оперативной и тактической деятельности, требующей принятия быстрых, иногда молниеносных, решений, необходимы личный опыт и интуиция менеджера или лица, принимающего решение.
4. Принцип равноценного противника. Рассмотренные выше общие методологические правила, то есть правила определенной профессиональной деятельности, показывают, что в социально- экономической и политической сфере, в отличие от естественнонаучной, большую роль играют неформальные, не поддающиеся точному регулированию действия и решения. Это говорит о том, что во многом результат соответствующей деятельности зависит от ее субъекта. Поскольку субъект социально-экономической и политической деятельности (скажем, корпоративный менеджер или руководитель государственного ведомства) имеет дело с другими руководителями, которые преследуют свои собственные цели, часто противоположные целям данного субъекта, то важнейшей задачей аналитика или любого руководителя, самостоятельно осуществляющего аналитическую деятельность, является представление образа мыслей, характерного для его партнеров или конкурентов. В таких случаях обращаются обычно к общеизвестному клише:
«поставь себя на его место», «представь себе, что бы ты делал, если бы тебе пришлось решать
98
проблемы, стоящие перед партнером или конкурентом».
Однако эта, на первый взгляд разумная, рекомендация в принципе ошибочная.
В самом деле, аналитик, работающий в партнерской или конкурирующей организации, решает другие проблемы - он изучает вас, вашу фирму и ведомство так же, как вы стремитесь исследовать деятельность организации, в которой работает ваш vis-a-vis. Кроме того, он может обладать другой профессиональной подготовкой, другим опытом, располагать другими источниками информации и перед ним могут стоять другие цели. Наконец, следует учитывать и то, что это другой человек со своими сложившимися правилами и привычками аналитической работы, психологическими, социальными и профессиональными установками и т.д.
Он работает в другой системной целостности, включен в другие структурные отношения. Поэтому, воображая себя на его месте (в реальности это просто невозможно), вы придете, разумеется, не к тем выводам и аналитическим результатам, к которым придет он.
Естественно, что в этом случае ваши рекомендации, прогнозы, проекты решений не будут достаточно адекватными и эффективными.
В силу сказанного речь должна идти о другом. Вы не ставите себя на его место, а выстраиваете ряд решений и действий, которые предпримут в определенной ситуации ваши партнеры или конкуренты, с тем чтобы повысить эффективность сотрудничества или нанести вам поражение в конкурентной борьбе. Менеджеров и аналитиков по их профессиональным качествам и интеллектуальным возможностям, опыту и аналитическому арсеналу следует рассматривать, по меньшей мере, как равноценных противников, а в отдельных случаях и как деятелей, превосходящих вас в том или ином отношении. Речь, следовательно, идет не о том, чтобы вы поставили себя на место менеджеров или аналитиков партнерских или конкурирующих организаций, а о том, чтобы интеллектуально реконструировать действительный смысл, состав и последовательность выполняемых ими действий. Точно так же историку, изучающему Древний
99

мир, не нужно ставить себя на место Цезаря и отвечать на вопрос, как бы он сам действовал в этом случае. Ему нужно понять, как и почему действовал Цезарь, каковы причины его удач и неудач, побед и поражений.
Правило, требующее рассматривать партнеров и конкурентов как равноценных вам по своим профессиональным и личностным характеристикам специалистов, существенно облегчает выработку правильных решений и рекомендаций, создаваемых на основе аналитических исследований.
5. Принцип творческого подхода.
Методология любого вида деятельности всегда представляет собой некую теорию наиболее общих методов, позволяющих эффективно выполнять и организовывать эту деятельность. Однако следует помнить, что отдельные виды деятельности, например, производство, военная, образовательная или аналитическая деятельность, распадаются на множество отдельных практик, осуществляемых разными коллективами или индивидами. Понятно, что общими правилами во всех этих случаях обойтись нельзя. Они создают, так сказать, каркас, некий скелет, но не позволяют достичь цели в каждой конкретной практике. Поэтому методологические правила, носящие более или менее формальный характер, должны быть существенно дополнены творчеством и интуицией акторов, вовлеченных в данную конкретную практику.
Проблема творчества невероятно сложна. Ей посвящены тысячи томов по психологии, философии и социологии индивидуальной и коллективной деятельности. Поэтому здесь придется ограничиться лишь самой общей интерпретацией понятия творчества и интуиции.
Под творчеством будем понимать процесс создания в рамках определенной деятельности чего-то принципиально нового, не имевшего места раньше и уже в силу этого не подпадающего ни под какие правила деятельности.
Творчество представляет собой определенный психический и практический процесс и во многом зависит от индивидуальной способности и одаренности людей.
Регулятивный мир, представляющий собой ги-
100
гантскую совокупность правил бытовой, производственной, военной, политической, научной, художественной, инженерно-технологической и аналитической деятельности и склонный к известной стабильности, консервации, все время, с одной стороны, подвергается воздействию творческих прорывов и, с другой стороны, оказывает им инерционное сопротивление. Но когда творчество приводит к значительным и общезначимым результатам, оно само стимулирует создание новых правил и рано или поздно подпадет под общие формулы методологий различных видов деятельности.
Известный экономист Й. Ш
УМПЕТЕР
,
ЖИВШИЙ В первой половине XX в., был одним из авторов теории инновационной экономики. Он сформулировал имеющий широкое хождение парадокс «инновация - это творческое разрушение». Как и все парадоксы, он неполный, ограниченный. Следовало бы добавить, инновация - это творческое созидание. Аналитические исследователи, действующие в рамках крупных государственных структур, промышленных фирм, транснациональных корпораций, часто сталкиваются с неожиданными ситуациями, не имевшими аналогов в прошлом. Естественно, что в подобных случаях они не могут целиком и полностью опираться ни на общие методологические правила, ни на более специфические правила данного вида деятельности. В подобных случаях им приходится искать творческие решения. Если аналитик не способен на творчество, то его работа может оказаться недостаточно эффективной, не позволяющей разрешить проблемы, возникающие в новой нестандартной ситуации. Вместе с тем творческие элементы исследовательского процесса не могут и не должны противостоять общим методологическим правилам.
Творчество связано как с индивидуальной одаренностью человека, с тем, что называют его талантом, так и с интуицией. Понятие интуиции имеет множество интерпретаций. Интуицию часто понимают как внезапное озарение, с помощью которого мыслитель непосредственно, без доказательств, наблюдений и экспериментов усматривает, понимает, придумывает какую-то
101

идею, какой-то принцип деятельности или принцип, позволяющий создать тот или иной материальный агрегат, решить трудноразрешимую политическую, экономическую или социальную проблему.
В стихотворении «После грозы» Б. П
АСТЕРНАК писал:
Не потрясения и перевороты Для новой жизни открывают путь, А откровенья, бури и щедроты Душе воспламененной чьей-нибудь.
Однако такого поэтического рассмотрения очень мало. Интуицию действительно часто рассматривали как откровение, внезапную вспышку понимания и т.д.
Но следует твердо помнить, что научиться интуиции как источнику и импульсу для творчества практически невозможно. Для практического аналитика важно уяснить, что любая интуиция есть результат некоторых психических процессов, которые происходят бессознательно, относятся к миру подсознания, как полагал З.Фрейд, но в какой-то момент по причинам, которые до сих пор недостаточно поняты наукой, обретают отчетливую форму художественного образа, внезапного полководческого решения или аналитического вывода. Можно считать, что интуиция, понимаемая таким образом, представляет собой результат подсознательного обобщения жизненного опыта аналитика. Однако интуиция может быть не только источником полезных творческих решений, открытий, изобретений и т.д., но и причиной заблуждений, трудно поправимых ошибок. Для того чтобы интуиция стала действительно полезным, стимулирующим источником творчества, необходимо, чтобы она соединялась с методологией и логикой исследовательской работы, проверялась на практике и подтверждалась четкими обоснованными доказательствами. Таким образом, аналитик, так же как и топ-менеджер, работающий в корпоративных или государственных структурах, должен понимать, что творческий подход в поиске неожиданных высокоэффективных решений трудных проблем по-
102
лезен лишь в случае, когда он объединяется с системой методологических правил и логикой доказательства.
3.3. Основные принципы
аналитических исследований
(продолжение)
6. Принцип конфиденциальности.
Этот принцип не является исключительным аксессуаром методологии аналитических исследований.
И государственные, и корпоративные, и иные организации, обеспечивая защиту своих интересов, тщательно оберегают секретную информацию. В условиях рыночной экономики она охраняется специальным Законом о коммерческой тайне. Однако в аналитических исследованиях всегда существует, с одной стороны, необходимость постоянно пополнять свою информацию, используя самые различные источники, приемы и методы. С другой стороны, аналитик каждой сколько-нибудь крупной организации сам может рассматриваться конкурентами и даже партнерами как источник сведений, рассекречивание которых может нанести значительный ущерб его организации. Конфиденциальность в аналитической работе распространяется не только на все виды информации, но и на аналитические выводы, рекомендации, прогнозы, проекты решений, анализ стратегии и тактики данной организации и т.п. Поэтому всегда предпочтительно, чтобы в документах и регламентах работы аналитиков было точно указано, какие виды информации являются сугубо конфиденциальными, какие могут быть открыты партнерам и какие намеренно могут быть предоставлены средствам массовой информации, например, в целях рекламы.
Последнее обстоятельство нуждается в уточнении.
Дело в том, что в настоящее время существуют профессиональные аналитические фирмы, не занятые управлением какими-либо социальными, экономическими или политическими процессами, но специально работающие на рынке с целью манипулировать общественным сознанием. Здесь конфиденциальность сохраняется лишь до
103

момента передачи материала в средства массовой информации. Существуют и особые аналитические службы, например государственные, которые охраняются строжайшей конфиденциальностью, относящейся к результатам аналитической деятельности.
Именно такой является
Служба финансового мониторинга (или финансовой разведки), созданная два года назад при Министерстве финансов
РФ для изучения процессов и способов «отмывания» так называемых «грязных денег».
7. Принцип полноты информации и
санкционированная дезинформация.
Одним из важнейших методологических правил аналитических исследований социально-экономических и политических явлений и процессов является требование максимальной полноты информации, на основе которой вырабатываются знания, необходимые для менед-жериальных решений, прогнозов, совершенствования стратегии и тактики управленческой деятельности. На первый взгляд оно может казаться тривиальным. Однако это не так. В чисто научных, фундаментальных и экспериментальных исследованиях ученые, наоборот, стремятся предоставить друг другу как можно скорее сведения об экспериментальных результатах или теоретических открытиях. Это позволяет им застолбить свой авторский приоритет, представляющий в глазах ученых одну из высших научных ценностей. Сходным образом дело зачастую обстоит и в инженерно- технологических исследованиях. Однако в области прикладных исследований и опытно-конструкторских разработок военного назначения информация и целые проекты предельно засекречены.
Нередко собрать полную информацию о тех или иных социальных и политических процессах бывает также весьма затруднительно. Поэтому сбор полной информации и необходимых знаний требует составления реестров реальных и потенциальных источников, знания правил доступа к ним, соблюдения легитимности работы, четкого планирования деятельности по сбору, классификации и обработке информации. В небольших ор-
104
ганизациях и фирмах уровень сложности такой деятельности относительно невысок Но в крупных ведомствах, корпорациях и транснациональных компаниях работа по сбору, обработке и использованию информации требует значительных расходов, усилий и квалифицированного персонала, а также самого современного оборудования и дорогостоящего программного обеспечения. Значительным подспорьем в этой работе могут служить специальные информационные агентства, предоставляющие аналитикам общеэкономическую, политическую, финансовую, кадровую и иную информацию, подбираемую по специальному заказу или существующую в базах данных и знаний.
Принцип полноты аналитической информации важен еще и в том отношении, что от него может зависеть успех или крупная неудача в деятельности соответствующих организаций. Так, например, недостаточно полная или с запозданием полученная информация может привести к значительным финансовым убыткам или принятию ошибочных политических решений.
Обсуждаемый принцип является действительно методологическим, поскольку он в значительной степени нормирует всю деятельность профессиональных аналитиков и топ- менеджеров, использующих их рекомендации. Если в астрофизике или в изучении сложных химических процессов тот или иной квант информации получен с запозданием, то это не будет носить катастрофического характера. Напротив, в аналитических исследованиях неполнота или задержка с получением информации может сделать всю работу бесполезной.
К этому следует добавить, что принцип полноты информации, необходимой для эффективных аналитических исследований, вовсе не означает, что аналитик должен собирать информацию, непрерывно поступающую из различных источников, бесконечно долго. Для того чтобы установить физическую форму песка, достаточно несколько песчинок, и нет необходимости собирать миллиарды других песчинок.
Точно так лее принцип полноты информации в аналитических исследованиях
105

должен ограничиваться известным методологическим положением о взаимодействии требований
«необходимого» и «достаточного». Это означает, что для выработки рекомендаций и проектов решений, подготавливаемых аналитиками для топ-менеджеров, необходимо ограниченное количество данных и сведений. Но этих сведений должно быть достаточно, чтобы аналитические заключения были достоверны, эффективны и позволяли принимать правильные решения.
Сами понятия «необходимого» и «достаточного» довольно расплывчаты, поэтому в аналитических исследованиях следует определять критерии
«необходимости» и
«достаточности» полноты информации с помощью математических методов моделирования и математической статистики.
Простейшие методы математической статистики изложены в третьей части этой книги.
Наряду с процессом сбора полной информации существует и прямо противоположный этому процесс санкционированной дезинформации. Здесь просматривается еще одно важное различие между деятельностью ученого и практического аналитика. В науке сознательное распространение дезинформации, коль скоро оно обнаружено и вскрыто, навсегда перечеркивает репутацию ученого. Однако с древних времен существовали виды деятельности, где распространение заведомой дезинформации было легальным и даже в каком-то смысле обязательным. Это, например, касается военного дела, где полководец, генеральный штаб или специальные службы распространяли дезинформацию о своих намерениях, чтобы ввести в заблуждение противника. Точно так же сознательная дезинформация часто используется в электоральной деятельности, в предвыборной агитации, а также в рекламе тех или иных товаров и услуг. Естественно, что здесь возникает масса этических вопросов, поскольку во все времена и у всех народов принцип «не солги» считался одной из высших моральных ценностей. Однако, независимо от моральных кодексов, принятых тем или иным социумом, политика, военное дело и конкурентная борьба широко используют дезин-
106
формацию как средство достижения поставленных целей.
Это факт, с которым вольно или невольно приходится считаться. Единственное, что абсолютно недопустимо для профессионального аналитика, это нарушение законодательства данной страны или международного права. Во всех возможных случаях профессиональный аналитик должен знать, что санкционированная дезинформация входит в состав общепринятой конкурентной деятельности, а его поведение, регулируемое личным моральным кодексом, остается делом его персональной ответственности и выходит за рамки методологии структурных исследований.
8. Принцип опережающей инициативы.
Инициатива как свойство предприимчивости, проявление желания изменить нечто в устоявшейся ситуации и т.д. существует практически во всех видах деятельности человека. Она характеризует действия престижных политиков, военачальников, изобретателей, ученых, предпринимателей и т.д. Однако в своде методологических правил системных аналитиков она занимает особое место. Напомню, что системный аналитик работает по заказу, исходящего от политического, коммерческого или военного менеджера. И это в какой-то степени может ограничивать его инициативу. Однако профессиональный аналитик высокого класса должен четко усвоить, что заказ, то есть инициатива, исходящая от заказчика, опирается на видение ситуации, характерное для последнего. Между тем любой менеджер занят не только выработкой стратегии, но в первую очередь оперативно-тактическим руководством деятельности соответствующей организации или ее подразделения.
Поэтому его видение ситуации и видение той же самой ситуации системным аналитиком могут значительно отличаться. В силу этого системный аналитик, особенно если ему поручено исследование и решение стратегических задач, может и должен выступать с оперезкающей инициативой, с тем чтобы скорректировать полученный заказ и предложить варианты решений тех проблем, которые еще не сформулированы топ-менеджерами организаций. Такая
107