Файл: Развитие самооценочной активности и самооценочного мышления в профессиональной деятельности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 229
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
зависимости от уровня достижений ребенка. Самооценка в таком случае поддается изменению или становится более гибкой.
При высокой предсамооценке возникает угроза несовпадения уровня притязаний и оценки результатов деятельности, что бессознательно воспринимается как неудача и вызывает у ребенка чувство неудовлетворенности.
Если повысить самооценку не удается или для ее повышения нет ресурсов, то субъект начинает прибегать к тактике избегания неудачи. Это, в свою очередь, приводит к упрощению форм существования и последующей социальной дезадаптации.
Существуют несколько вариантов поведения субъекта в трехмерном пространстве самооценки.
Если предсамооценка равна самооценке «принца» или самооценке «парии», то появляется нечувствительность субъекта к опыту. В этом случае включаются защитные механизмы, которые будут вытеснять, игнорировать или особым образом интерпретировать информацию, вступающую в противоречие с самооценкой.
Если предсамооценка неустойчива, то самооценка субъекта будет отождествляться с оценками окружающих, сигнализирующих об эффективности выполняемой деятельности. В этом случае самосознание человека будет полностью зависеть от внешнего влияния или внешних оценок. Опасность такого варианта поведения – конформизм, зависимость от предписаний референтной группы, неустойчивое эго.
Если предсамооценка выше уровня достижений и оценки других, то самооценка субъекта будет стремиться к росту, увеличивая уровень достижений.
Однако, если личностный ресурс человека ограничен и отсутствует возможность повысить уровень достижений, возникает риск общей неудовлетворенности и разочарования в себе. Возможен вариант ухода от оценочных стандартов посредством асоциальных форм поведения или более мягкие формы психологических защит, такие как уход в мир «безоценочных» фанатичных увлечений театром, музыкой и различного типа хобби.
Если предсамооценка ниже уровня достижений и оценки окружающих, то самооценка будет повышаться по мере возрастания уровня достижений и изменения внешних оценок. Человек в одном случае может быть излишне осторожным, не очень уверенным или консервативным, в другом – стремиться к власти и подчинять себе других.
Вопрос 3. Методы исследования психологии самооценки
Проблема диагностики самооценки входит в более широкую область психологического знания – психодиагностику индивидуального сознания и самосознания.
В психологии разработано достаточно большое число разнообразных методов диагностики самооценки в целом и ее отдельных составляющих в частности. Каждый метод, методика, методический прием исследования имеет как достоинства, так и недостатки, а также наиболее оптимальную сферу применения.
Методы исследования самооценки были разделены на прямые, косвенные, экспериментальные и психосемантические.
К прямым методам исследования относятся прежде всего самоописание и самоотчет, которые могут быть как свободными, так и стандартизированными. В их основе – допущение о том, что получаемый от испытуемого самоотчет может адекватно отражать его представление о себе.
Указанные методы исследования отличаются прямым типом измерения и вербальным характером ответов. Например, в методиках типа «свободного самоописания» испытуемый отвечает на вопрос: «Кто я?». Обработка данных
При высокой предсамооценке возникает угроза несовпадения уровня притязаний и оценки результатов деятельности, что бессознательно воспринимается как неудача и вызывает у ребенка чувство неудовлетворенности.
Если повысить самооценку не удается или для ее повышения нет ресурсов, то субъект начинает прибегать к тактике избегания неудачи. Это, в свою очередь, приводит к упрощению форм существования и последующей социальной дезадаптации.
Существуют несколько вариантов поведения субъекта в трехмерном пространстве самооценки.
Если предсамооценка равна самооценке «принца» или самооценке «парии», то появляется нечувствительность субъекта к опыту. В этом случае включаются защитные механизмы, которые будут вытеснять, игнорировать или особым образом интерпретировать информацию, вступающую в противоречие с самооценкой.
Если предсамооценка неустойчива, то самооценка субъекта будет отождествляться с оценками окружающих, сигнализирующих об эффективности выполняемой деятельности. В этом случае самосознание человека будет полностью зависеть от внешнего влияния или внешних оценок. Опасность такого варианта поведения – конформизм, зависимость от предписаний референтной группы, неустойчивое эго.
Если предсамооценка выше уровня достижений и оценки других, то самооценка субъекта будет стремиться к росту, увеличивая уровень достижений.
Однако, если личностный ресурс человека ограничен и отсутствует возможность повысить уровень достижений, возникает риск общей неудовлетворенности и разочарования в себе. Возможен вариант ухода от оценочных стандартов посредством асоциальных форм поведения или более мягкие формы психологических защит, такие как уход в мир «безоценочных» фанатичных увлечений театром, музыкой и различного типа хобби.
Если предсамооценка ниже уровня достижений и оценки окружающих, то самооценка будет повышаться по мере возрастания уровня достижений и изменения внешних оценок. Человек в одном случае может быть излишне осторожным, не очень уверенным или консервативным, в другом – стремиться к власти и подчинять себе других.
Вопрос 3. Методы исследования психологии самооценки
Проблема диагностики самооценки входит в более широкую область психологического знания – психодиагностику индивидуального сознания и самосознания.
В психологии разработано достаточно большое число разнообразных методов диагностики самооценки в целом и ее отдельных составляющих в частности. Каждый метод, методика, методический прием исследования имеет как достоинства, так и недостатки, а также наиболее оптимальную сферу применения.
Методы исследования самооценки были разделены на прямые, косвенные, экспериментальные и психосемантические.
К прямым методам исследования относятся прежде всего самоописание и самоотчет, которые могут быть как свободными, так и стандартизированными. В их основе – допущение о том, что получаемый от испытуемого самоотчет может адекватно отражать его представление о себе.
Указанные методы исследования отличаются прямым типом измерения и вербальным характером ответов. Например, в методиках типа «свободного самоописания» испытуемый отвечает на вопрос: «Кто я?». Обработка данных
суждений посредством контент-анализа позволяет исследователю выявить степень значимости определенных качеств для испытуемого.
К прямым методам исследования самооценки относятся также оценочные опросники и шкалы, которые допускают различную степень свободы и разнообразия ответов. К ним относятся:
оценочный опросник Куперсмита,
шкала самооценки Розенберга,
Теннессийская шкала Я-концепции Питца,
индекс адаптации и ценности Биллза,
методика Дембо-Рубинштейн,
«проба де Гриефе»,
методика ранжирования,
Q-сортировка Кона,
процедура якорных примеров Тэйлора.
Главным достоинством прямых методов является большой объем информации, богатый и интересный материал, позволяющий сделать заключение о самооценке испытуемого. Их основным недостатком являются:
1. влияние внешних (личность экспериментатора, условия проведения исследования и т.д.) и внутренних (установки испытуемых – предрасположенность отвечать заведомо определенным образом, эффект социальной желательности, мотив социальной оценки, желание или нежелание раскрыться, сотрудничать с экспериментатором и т.д.) факторов на полученные данные;
2. сложность их обработки.
Наиболее спорным моментом является вопрос, касающийся прямых методов исследования: всегда ли прямой вербальный самоотчет – валидная и надежная мера исследования самооценки? Демонстрируемая самооценка может сильно отличаться от подлинной, реальной самооценки. О причинах говорилось в
Теме 1.
Косвенные исследования самооценки разделаются на невербальные и проективные.
Невербальные методы используются для работы с испытуемыми, у которых наблюдаются различные трудности в вербализации своего запроса и состояния.
Проективные методы позволяют исследовать те аспекты самооценки, которые невозможно выявить при помощи прямых методов: скрываемую или отрицаемую самооценку, маскирующуюся за феноменом социальной желательности, а также неосознанную или частично осознанную самооценку, непосредственная вербализация которой затруднена.
Общими для этого класса методов являются следующие черты:
неопределенность, неоднозначность используемых стимулов;
отсутствие ограничений в выборе ответов;
отсутствие оценки ответов как «правильных» или «ошибочных».
Использование проективных техник для изучения самооценки имеет особенность: они не являются инструментом, специально созданными для измерения самооценки. Это методы широкого диапазона применения, нацеленные на изучение целостной картины личности.
Недостатки проективных методов:
нестандартизированность условий их проведения,
отсутствие мер подсчета и норм,
трудность обработки полученных данных,
недоучет влияния личности экспериментатора.
Делаются попытки синтеза проективных и психометрических принципов исследования самооценки и самосознания. Примером являются:
К прямым методам исследования самооценки относятся также оценочные опросники и шкалы, которые допускают различную степень свободы и разнообразия ответов. К ним относятся:
оценочный опросник Куперсмита,
шкала самооценки Розенберга,
Теннессийская шкала Я-концепции Питца,
индекс адаптации и ценности Биллза,
методика Дембо-Рубинштейн,
«проба де Гриефе»,
методика ранжирования,
Q-сортировка Кона,
процедура якорных примеров Тэйлора.
Главным достоинством прямых методов является большой объем информации, богатый и интересный материал, позволяющий сделать заключение о самооценке испытуемого. Их основным недостатком являются:
1. влияние внешних (личность экспериментатора, условия проведения исследования и т.д.) и внутренних (установки испытуемых – предрасположенность отвечать заведомо определенным образом, эффект социальной желательности, мотив социальной оценки, желание или нежелание раскрыться, сотрудничать с экспериментатором и т.д.) факторов на полученные данные;
2. сложность их обработки.
Наиболее спорным моментом является вопрос, касающийся прямых методов исследования: всегда ли прямой вербальный самоотчет – валидная и надежная мера исследования самооценки? Демонстрируемая самооценка может сильно отличаться от подлинной, реальной самооценки. О причинах говорилось в
Теме 1.
Косвенные исследования самооценки разделаются на невербальные и проективные.
Невербальные методы используются для работы с испытуемыми, у которых наблюдаются различные трудности в вербализации своего запроса и состояния.
Проективные методы позволяют исследовать те аспекты самооценки, которые невозможно выявить при помощи прямых методов: скрываемую или отрицаемую самооценку, маскирующуюся за феноменом социальной желательности, а также неосознанную или частично осознанную самооценку, непосредственная вербализация которой затруднена.
Общими для этого класса методов являются следующие черты:
неопределенность, неоднозначность используемых стимулов;
отсутствие ограничений в выборе ответов;
отсутствие оценки ответов как «правильных» или «ошибочных».
Использование проективных техник для изучения самооценки имеет особенность: они не являются инструментом, специально созданными для измерения самооценки. Это методы широкого диапазона применения, нацеленные на изучение целостной картины личности.
Недостатки проективных методов:
нестандартизированность условий их проведения,
отсутствие мер подсчета и норм,
трудность обработки полученных данных,
недоучет влияния личности экспериментатора.
Делаются попытки синтеза проективных и психометрических принципов исследования самооценки и самосознания. Примером являются:
методика управляемой проекции В.В. Столпина,
методика КИСС (косвенное изучение системы самооценкок)
Е.О. Федотовой и Е.Т. Соколовой.
Экспериментальные методы исследования открывают возможность целенаправленного конструирования такой ситуации, которая позволяет выделить и исследовать изучаемую переменную, выявить ее качественные и количественные характеристики.
Изначально экспериментальные методы были направлены на исследование уровня притязаний личности (методика Ф. Хоппе). Дальнейшие исследования привели к выводу о том, что уровень притязаний не является прямым показателем особенностей самооценки, как это вначале представлялось. Данная методика стала прототипом для создания различных приемов экспериментального исследования самооценки:
реальная самооценка и уровень притязаний (Б.В. Зейгарник),
экспериментальное манипулирование самооценкой (Wells, Warwell),
самооценка при вызванном успехе и неудаче (Wylie).
Такие способы исследования часто используются для изучения самооценки детей. Специалистами в области возрастной психологии был разработан целый ряд специальных методических приемов, благодаря которым самооценка изучалась не прямо, а косвенно.
В экспериментальных исследованиях психологи получают возможность не только исследовать, но и формировать самооценку испытуемых.
Достоинством экспериментальных методик является то, что они позволяют сопоставить особенности самооценки испытуемого с результатами его конкретной деятельности и реальным поведением. Также их можно применять практически к любому контингенту испытуемых в возрастном и личностном аспектах.
Недостатком этих методик является то, что они позволяют судить о самооценке лишь опосредованно, косвенно – через ее взаимодействие с уровнями притязаний, реальными и идеальными целями, результатами учебной деятельности и т.д.
Психосемантические методы исследования в последнее время все больше применяются для изучения личности, ее самосознания и самооценки. Их используют в тех областях психологической науки, где употребляются
субъективное шкалирование,
различные модификации семантического дифференциала,
методики оценки сходства,
техника репутационных решеток.
Достоинства данных методик заключается в том, что они:
могут быть применимы к широкому контингенту испытуемых,
позволяют реконструировать и интерпретировать самооценку непосредственно в терминах самого испытуемого,
дают возможность проследить динамику самооценки,
получить количественные результаты.
Основные недостатки данных методов исследования:
сложность достижения необходимой степени косвенности измерения, которая позволила бы зафиксировать подлинную, а не демонстрируемую самооценку,
трудности в обработке данных, поскольку требуются специальные компьютерные программы,
не могут быть применены при экспресс-диагностике самоотношения и самооценки.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что для всесторонней и наиболее точной диагностики особенностей самооценки главным требованием к подбору методического аппарата является комплексность методов исследования.
Возникает вопрос: как действовать практикующим и организационным психологам, в ситуации, когда универсального метода диагностики самооценки пока не выработано? На сегодняшний день, существует множество авторских методик, основанных на принципе компиляции нескольких приемов изучения самооценки.
Для того, чтобы разработать свой подход к изучению самооценки необходимо, во-первых, хорошо ориентироваться в существующих методиках и методах, во-вторых, учитывать целый ряд факторов, таких как:
задачи и цели исследования,
контингент обследуемых,
условия тестирования,
собственные личностные особенности и опыт,
способы обработки результатов исследования.
Вопрос 4. Трудности исследования самооценки интеллектуальных
достижений
В ходе изучения феномена самооценки психологи регулярно сталкиваются с рядом трудностей, которые обусловлены сложностью предмета исследования. По
результатам можно говорить об определенном круге проблем.
1. В основе многих методик лежит гипотеза о самооценке как об относительно стабильной характеристике. В то же время было доказано эмпирическим путем ситуативность самооценки.
2. Среди самых известных зарубежных шкал самооценки – опросники, разработанные более полувека назад. Это очень простые и очевидные срезы общей самооценки. В арсенале отечественных средств измерения самооценки методик самоотчета очень много. Все они доказали свою устойчивость во времени и безусловно могут быть полезны в качестве оценки общего самоуважения. Однако если самооценку рассматривать как часть иерархически многомерного конструкта
Я-концепции, то при определенных обстоятельствах единая глобальная мера самооценки может давать противоречивые результаты и не обнаруживать значимых корреляций с другими переменными.
3. Было обнаружено, что самооценка, основанная на самоотчетах, не коррелирует с отчетами экспертов. Объяснение подобных рассогласований можно найти в целом ряде известных теорий.
Согласно теории Л. Фестингера человек стремится избежать когнитивного диссонанса. Он возникает на фоне рассогласования между тем, что он думает о себе, например, в области личных достижений и способностей, и той информацией, которую он получает от окружающих людей. В теории Дж. Келли когнитивное рассогласование связано со стремлением интерпретировать информацию в рамках привычных когнитивных схем, желаний и ожиданий, обусловленных личностными смыслами. Человек активно создает свой субъективный мир и творит индивидуальную реальность, опираясь на свои привычные когнитивные модели в интерпретации событий. В теории Ф. Зимбардо люди демонстрируют твердую непреклонность в вопросах, которые касаются их личности, привычного образа жизни и деятельности, и там, где они остро чувствуют угрозу своей идентичности.
4. Возможности экспертов при диагностике самооценки ограничены. У них нет объективного стандарта валидности оценок. Результаты исследования во многом будут зависеть от личности самих экспертов, которые колоссально отличаются друг от друга.
5. Подавляющее большинство испытуемых оказываются не готовы к ситуации самооценивания. И здесь начинают действовать защитные механизма человека, в попытках снизить уровень тревожности по отношению к «непонятному процессу». Все психологи знают, что тенденция к выбору социально желательных ответов при заполнении опросников самоотчета является основным фактором, искажающим достоверность полученных результатов. При этом появление таких ответов обусловлено не сознательной фальсификацией или преднамеренной ложью, а неосознанным желанием выглядеть не хуже других.
6. Исследования самооценки, которые проводили в эти годы российские и зарубежные ученые, выявили сложность количественного измерения этого многогранного конструкта. Оказалось, что практически невозможно в одном исследовании охватить все структурно-динамические характеристики феномена самооценки. Причины находились в понятийном пространстве самого конструкта, где «самооценка» и «самооценочная деятельность» тесно связаны и взаимообусловлены. Дело в том, что самооценка одновременно является и исходной, и результирующей стороной самого самооценочного процесса. А сам процесс, по своей сути, субъективен.
7. Во всех отечественных и зарубежных исследованиях, посвященных самооценке, была обнаружена основная проблема. Она заключается в том, что измеряется не сам процесс рождения самооценок, а фиксируются уже готовые оценки, которые отражены в мышлении индивида, в структуре его личностных свойств или черт, в специфике выполняемой деятельности. Кроме того, даже имея классификацию самооценки с точки зрения ее структурно-динамических характеристик, до сих пор недостаточно проработан вопрос ее формирования и той роли, которую она выполняет как механизм произвольной психической саморегуляции.
И последний вопрос, актуализировавшийся в последние годы, это соотношение методов и предмета изучения с направлением исследования.
Диагностика самооценки применяется к самым различным сторонам жизнедеятельности человека.
Исследуются различные формы социального поведения (с 1982 г.);
проводится анализ самооценки у различных этнических групп (с
1991 г.);
изучается самооценка компетентности в отдельных областях жизнедеятельности человека (с 1993 г.);
осуществляется самооценка самоэффективности и здоровья у различных групп населения (с 1991 г.);
ученые на протяжении многих лет проводят мониторинг уровня самоуважения и самооценки у детей и подростков в разных странах (с 1983 г.);
в течение многих лет ученые исследуют гендерную специфику различий в уровне самооценки мужчин и женщин (с 1974 г.).
В фокусе внимания исследователей оказывается, как правило, один из аспектов феномена самооценки, актуальный для определенного направления жизнедеятельности. Применение, условно оцениваемых как «универсальные», методов изучения дает крайне противоречивые результаты, которые невозможно обобщить и выявить какие-либо корреляции. Сейчас уже становится понятно, что для диагностики самооценки имеет смысл четко описывать предмет и объект исследования – сторона жизнедеятельности человека, определяющие ее факторы, задействованные в ней элементы Я-концепции.
Ближе всего к изучению самооценки деятельности находятся исследования самоэффективности в рамках теории Альберта Бандуры. Это понятие было предложено Бандурой в качестве центрального конструкта в его социально- когнитивной теории. Автор высказал гипотезу о том, что вера человека в