Файл: Развитие самооценочной активности и самооценочного мышления в профессиональной деятельности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 232
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
эффективность собственных действий в существенной степени влияет на его поведение. Объяснение было следующим: человек боится и избегает тех социальных ситуаций, с которыми он не сумеет справиться, однако активно и наступательно проявляет себя, когда уверен в своих способностях и верит в успех собственных действий. По мнению Бандуры, осознание человеком степени своей самоэффективности приводит его к желаемому результату и достижению успеха.
1 2 3 4 5 6 7 8
Самоэффективность проявляется в том, как себя люди чувствуют, думают и действуют. Разработанная в рамках этой теории «Шкала оценки самоэффективности» (авторы Р. Шварцер и М. Ерусалим, Берлинский свободный университет, 1993) предназначена для оценки Я-концепции через самооценку образа себя, субъективную оценку некоторых аспектов академической и социальной компетентности. Разработчики шкалы исходили из предположения о том, что общая самоэффективность является центральной и достаточно стабильной характеристикой, связанной с такими проявлениями личности, как высокое самоуважение, оптимизм, общая и ситуативная тревожность, застенчивость, пессимизм.
Следует отметить, что в основе зарубежных исследованиях последних десятилетий лежит представление о самооценке как об иерархической, многоаспектной модели Я-концепции. Пример: опросник личной и академической
Я-концепции (PASCI), в который включены шкалы общей самооценки и шесть дополнительных шкал частных аспектов Я-концепции. Две шкалы предназначены для оценки социального принятия и социальной тревожности, две другие – для оценки внешности и физических способностей, и следующие две шкалы – для самооценки вербальных и математических способностей.
Считается, что показатели общей самооценки Я-концепции коррелируют с последующими академическими и профессиональными достижениями, предсказывают их и влияют на них. Однако, как показали дальнейшие исследования, подобная корреляционная связь обнаружена лишь в отношении тех людей, для кого учебные достижения занимают высокое место в их личной системе ценностей. В иных случаях значимой связи с учебными достижениями или интеллектуальной деятельностью не обнаружено.
Измерение самооценки, как видится, следует проводить в ходе специфической интеллектуальной деятельности, когда перед индивидом ставится задача в процессе осмысления и последовательного поиска верного решения соизмерять субъективные представления о полученных результатах с объективными критериями качества их выполнения. Методологическую базу постановки подобных задач можно найти в исследованиях российских ученых
(Бершадский М. Е., Борисова Ю., Гребнев И., Голубева Э. А., Кондратьева А. С.,
Неволин И. Ф., Путляева Л. В., Шмелев А. Г. и др.). Иначе говоря, для понимания механизма самооценки респонденту следует предлагать такой диагностический формат, при котором он, выполняя какое-то конкретное действие, имел бы возможность сравнивать данные своих представлений о качестве измеряемого параметра с реальными показателями успешности выполняемой им работы.
Ближе всего к решению этой задачи стоят методы оценки общеакадемических компетенций, позволяющие исследователям посредством анализа оценочных суждений индивида, специфики его самооценочного мышления и уровня развития рефлексии оценить процесс и продукт деятельности.
Задания для самопроверки
1.
На конкретных примерах изобразите поведенческие роли людей с низкой, высокой и адекватной самооценкой.
2.
Как уровень самооценки влияет на эффективность профессиональной деятельности. Приведите примеры.
3.
Почему единая глобальная мера самооценки не является надежным инструментом при анализе интеллектуальной и профессиональной деятельности?
4.
В исследованиях, посвященных изучению самооценки в области интеллектуальных достижений, было обнаружено, что самооценка, основанная на самоотчетах, не коррелирует с отчетами экспертов. Почему это происходит?
5.
Как теория самоэффективности связана с самооценкой деятельности?
Укажите ключевые аспекты измеряемого конструкта.
Психология самооценки
Самооценка в интеллектуальной
деятельности и рефлексия над
деятельностью
Глоссарий
Адекватная самооценка – соответствующая возможностям и достижениям человека.
Актуальная самооценка осуществляет коррекцию действий в процессе конкретной деятельности.
Валидность – обоснованность и пригодность применения методик и результатов исследования в конкретных условиях.
Завышенная самооценка – это искаженное представление человека о себе, характеризующееся безосновательным переоцениваем своих достоинств и абсолютным нежеланием признавать за собой какие-либо недостатки.
Заниженная самооценка – проявляется в излишней и необоснованной самокритичности, недовольством своим внешним видом или поступками, боязнью выступать на публике, неумении отказывать людям, излишней обидчивости, боязни допустить ошибку или не справиться с чем-то.
Защитная функция самооценки – обеспечение относительной стабильности личности и ее независимости.
Идентификация – это психологический процесс, посредством которого индивид усваивает аспект, свойство или атрибут другого и полностью или частично трансформируется моделью, которую предоставляет другой.
Идентичность – свойство психики человека в концентрированном виде выражать для него то, как он представляет себе свою принадлежность к различным социальным, экономическим, национальным, профессиональным, языковым, политическим, религиозным, культурным, гендерным, расовым и другим группам или иным общностям, или отождествление себя с тем или иным человеком, как воплощением присущих этим группам или общностям свойств.
Категорическая модальность самооценки отражает однозначную оценку субъектом своих психических или физических качеств.
Косвенные методы исследования – это фокус-группа, глубинное интервью и проекционные методы (ассоциативные методы, испытание при помощи завершения предложений, тестирование иллюстраций, разыгрывание ролей, ретроспективные беседы, беседы с опорой на творческое воображение).
Общая самооценка отражает уровень самоуважения, принятие или непринятие себя в целом.
Организующая функция самооценки аналогична стимулирующей функции внешних оценок, которая зависит от объективности самооценки и характера субъективных аберраций, если самооценка неадекватна.
Парциальная самооценка – это оценка в отдельных видах деятельности.
Предсамооценка – это генетический предшественник самооценки, и ее механизм воздействия обусловлен спецификой детско-родительских отношений, возникших в период раннего детства.
Проблематичная модальность самооценки реализует рефлексивное отношение субъекта к себе, ориентацию на предмет оценки с допуском его разноплановых трансформаций.
Прогностическая самооценка – оценка личных перспектив и свое отношение к потенциалу возможностей Я.
Прямые методы исследования – опросы и наблюдения.
Психосемантические методы исследования – это способы исследования психических явлений, основанные на установлении семантических (смысловых) связей и анализе индивидуальных систем значений и смыслов.
Регулятивная функция самооценки связана с процессом осязания своих качеств и проявления их вовне, во взаимодействии с другими людьми.
Ретроспективная самооценка – это оценка достигнутых уровней развития, анализ выполненной работы, подведение итогов и прогноз последствий совершенных действий.
Рефлексия – способность сознательно обращать внимание на свои мысли, эмоции и поведение, оценивать принятые решения и перспективы.
Самосознание – это процесс и продукт интеграции отдельных аспектов своего опыта, образов своего Я и мира (образов других) в единое многомерное образование.
Функция актуальной самооценки проявляется в оценке и основанной на ней коррекции исполнительских действий по ходу развертывания деятельности.
Функция прогностической самооценки состоит в оценке субъектом своих возможностей, определении своего отношения к ним. Она актуализируется до начала деятельности и совершения поступка.
Функция ретроспективной самооценки заключается в оценке субъектом достигнутых уровней развития, итогов деятельности, последствия поступков и т.п. она участвует в определении субъектом перспектив своего развития, поскольку в ходе ее актуализации он отмечает как позитивные, так и негативные стороны своей деятельности и личности.
Экспериментальные методы исследования – это исследование каких-либо явлений путем активного воздействия на них при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования, или же через изменение течения процесса в нужном направлении.
Самооценка как объект психологического анализа
Психология самооценки
Цель изучения темы:
- формирование системного взгляда на теорию и психологическую практику исследования самооценки.
Задачи темы:
получить представление об этапах формирования теории самооценки в западной психологической науке;
освоить информацию об основных проблемах в изучении самооценки в зарубежной психологии;
овладеть информацией об особенностях развития теории самооценки в отечественной науке;
иметь представление об основных понятиях теории самооценки: «Я- концепция» и рефлексия.
В результате изучения данной темы вы будете
Знать:
особенности теоретико-методологических исследований самооценки;
проблемы неадекватной самооценки в практике человека
значение самооценки в условиях учебной и профессиональной деятельности;
место самооценки в структуре «Я-концепции» личности и роль процесса рефлексии в ее формировании;
Уметь:
осуществлять сравнительный анализ теорий самооценки западных и отечественных психологов;
выражать собственное критическое мнение о феномене самооценки.
Владеть:
опытом применения знания при формировании собственного взгляда на феномен самооценки, особенности применения данного понятия в профессиональной и учебной деятельности;
опытом применения знания о понятии самооценка при решения практических задач в учебной и профессиональной деятельности, осмысления личных события и явления, руководствуясь принципами научной объективности.
Учебные вопросы темы:
1.
Теоретико-методологический обзор исследований самооценки
2.
Проблема завышенной самооценки в условиях учебной и профессиональной деятельности
3.
Современные стратегии управления обучением
4.
Самооценка в структуре «Я-концепции» личности. Самооценочный дисплей в анализе поведения и деятельности
Вопрос 1.
Теоретико-методологический обзор исследований самооценки
«Самооценка», «низкая самооценка», «высокая самооценка» Эти слова вошли в наш обиход. Что касается практики психологического консультирования, то «заниженная самооценка» является одной из самых распространенных жалоб, с которыми клиенты обращаются за помощью к психологу.
Понятие «самооценка» появилось в научной литературе в 1890 году, и с тех пор приковывает к себе внимание ученых. На сегодняшний день существует более
60 определений этого понятия, и по самым скромным подсчетам было обсуждено в более чем 25000 научных публикаций. Кроме психологии эта тема рассматривается и в других гуманитарных областях, таки как философия, социология, педагогика.
С чего же все начиналось? В конце XIX века в 1890 г. был обозначен в психологии новый предмет изучения – самооценка индивида. Точкой отсчета исследований по данной теме является выход работы «Принципы психологии» американского психолога и философа Уильяма Джеймса (1842–1910 гг.). Он предложил новый подход, центральным понятием которого стало «Я» человека.
У. Джеймс ввел такое понятие как «актуальное Я», которое определяет важные для личности сферы жизнедеятельности. Именно в них человек планирует самореализоваться, добиться определенных достижений. После определения основной «линии» своего «Я», формируется так называемое «идеальное Я»: каким я буду добившись успеха в выбранной сфере. Это область притязаний человека.
Понятие самооценки было представлено У. Джейсом как математическое отношение реальных достижений индивида к его притязаниям (рис. 1).
Рис. 1. Понятие самооценки
Соответственно, чем больше достижения, тем выше самооценка.
Субъективный «успех» или «неуспех» в выбранной значимой сфере будет иметь серьезные психологические последствия.
Таким образом, самооценка по У. Джеймсу – это эмоциональное образование, в котором присутствует неудовлетворенность или удовлетворенность личности самим собой.
У. Джеймс указывает на пути повышения и снижения самооценки, через увеличение успехов, или, наоборот, снижение уровня притязаний. И считал рациональным второй путь, обосновывая это тем, что любое расширение нашего
«Я» влечет за собой лишнее бремя притязаний.
Многие из озвученных У. Джеймсом идей актуальны и по сей день, активно применяются на практике при построении техник повышения самооценки.