ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 238
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
·
полностью и коренным образом завершённым;
·
отложенным на какое-либо время.
Следует отметить, что понятия «завершение конфликта» и «разрешение конфликта» не тождественны. Разрешение конфликта есть частный случай, одна из форм завершения конфликта, и выражается в позитивном, конструктивным решении проблемы основными участниками конфликта или третьей стороной. Но помимо этого формами завершения конфликта могут быть:
·
затухание (угасание) конфликта;
·
устранение конфликта;
·
перерастание конфликта в другой конфликт.
Вопросы для самопроверки:
1.
Перечислите внешние и внутренние аспекте управления межличностными конфликтами.
2.
В чем суть стратегии прогнозирования конфликтов?
3.
Чем отличается «стратегия» от «тактики» поведения в конфликте?
4.
Какие ситуации побуждают к прекращению конфликта?
5.
Как влияет появление в конфликте третьей стороны?
6.
В чем различие понятий «завершение конфликта» и «разрешение конфликта»?
Литература по теме:
Основная литература:
1.
Богомолова Т.П. Управление человеческими ресурсами: учебное пособие (курс лекций, проблемно-тематический курс, тесты и практико-ориентированные задания) /
Т.П. Богомолова, Э.А. Понуждаев. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2019. – 418 с.:
табл., ил. – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-4475-9883-9; То же [Электронный ресурс]. –
URL: http://biblioclub.ru/
2.
Кильмашкина Т.Н. Конфликтология: социальные конфликты: учебник / Т.Н.
Кильмашкина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана, 2015. –287 с. – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-238-01542-2; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/
3.
Шарков Ф.И. Общая конфликтология: учебник / Ф.И. Шарков, В.И. Сперанский;
под общ. ред. Ф.И. Шаркова; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. – М.: Дашков и К°,
2018. – 238 с.: ил. – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-394-02402-3; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/
4.
Язык и конфликт: учебное пособие / сост. Т.С. Вершинина, М.О. Гузикова, О.Л.
Кочева; Министерство образования и науки Российской Федерации и др. – 2-е изд., стер.
– Москва: ФЛИНТА: УрФУ, 2017. – 81 с. – Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-9765-3318-9. –
ISBN 978-5-7996-1370-9 (Изд-во Урал. ун-та); То же [Электронный ресурс]. – URL:
http://biblioclub.ru/
Дополнительная литература:
1.
Белинская А.Б. Конфликтология в социальной работе: учебное пособие / А.Б.
Белинская. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2018. – 215 с.: табл. – Библиогр. в кн. –
ISBN 978-5-4475-9630-9; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/
2.
Зеленков М.Ю. Конфликтология: учебник / М.Ю. Зеленков. – М.: Дашков и К,
2015. – 324 с.: табл. – (Учебные издания для бакалавров). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-
5-394-01918-0; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/
3.
Конфликтология: учебник / под ред. В.П. Ратникова. – 3-е изд., перераб. и доп. –
М.: Юнити-Дана, 2015. – 543 с.: табл., граф., ил., схемы. – (Золотой фонд российских учебников). – Библиогр.: с. 527-531 - ISBN 978-5-238-02174-4; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/
4.
Левкин В.Е. Тренинг конфликтонезависимости: учебное пособие / В.Е. Левкин.
– Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2016. – 166 с.: ил., табл. – Библиогр.: с. 153–162 –
ISBN 978-5-4475-8756-7; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/
5.
Мандель Б.Р. Психология общения: история и проблематика: учебное пособие для обучающихся в системе среднего профессионального образования / Б.Р. Мандель. –
Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2018. – 422 с.: ил. – ISBN 978-5-4475-2809-6; То же
[Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/
6.
Суворова А.В. Психология конфликта: учебное пособие / А.В. Суворова, С.В.
Нищитенко; Министерство образования и науки Российской Федерации, Северо-
Кавказский федеральный университет. – Ставрополь: СКФУ, 2018. – 105 с.: схем., ил. –
Библиогр. в кн.; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/
Интернет-ресурсы:
1.
Электронный журнал «Конфликтология / nota bene» - https://e-notabene.ru/knt/
2.
Вопросы психологии - http://www.voppsy.ru
3.
Библиотека психологической литературы - http://www.koob.ru
4.
Университетская библиотека онлайн - http://biblioclub.ru/
5.
Портал «Медиация и практическая Конфликтология» - http://www.conflictology.spb.ru/
Тема 4. Стратегия и тактика коммуникативного поведения
Цели и задачи, достигаемые при изучении темы: изучить стратегии линии коммуникативного поведения и тактики, определить психотипы общения и построение отношений.
Вопросы темы:
1.
Стратегическая линия коммуникативного поведения.
2.
Коммуникативная тактика и личностный психотип.
3.
Особенности общения и построения отношений с представителями разных психотипов.
Вопрос 1. Стратегическая линия коммуникативного поведения.
Для того чтобы иметь возможность эффективно разрешать конфликтные ситуации,
человеку просто необходимо знать о том, как нужно себя вести при их возникновении,
т.е. уметь подобрать такую манеру поведения, которая в наибольшей степени подойдёт к особенностям каждой конкретной ситуации. Но многие люди во время конфликтного взаимодействия ведут себя всегда одинаково, совершенно не имея понятия о том, что можно изменить стратегию своего поведения.
Стратегия – общая рамка, канва поведения, которая может включать и отступления от цели в отдельных случаях.
Стратегия включает в себя планирование речевого взаимодействия в зависимости от конкретных условий общения и личностей коммуникаторов, а также реализацию этого плана, то есть линию беседы.
Целью стратегии может являться:
·
завоевание авторитета;
·
воздействие на мировоззрение;
·
призыв к поступку, сотрудничеству или воздержанию от какого-либо действия.
Тактика речевого общения включает в себя:
·
привлечение внимания;
·
установление и поддержание контакта с партнером и воздействие на него;
·
убеждение или переубеждение адресата;
·
приведение его в определенное эмоциональное состояние и пр.
Тактика может меняться в зависимости от:
·
условий общения;
·
полученных сведений;
·
чувств и эмоций.
Один и тот же человек при различных обстоятельствах стремится реализовать различные цели или стратегические линии.
Смена тактик в разговоре – мыслительная операция, которая нередко совершается интуитивно.
Собирая и осмысливая тактические приемы, можно научиться применять их сознательно и эффективно.
Чтобы управлять течением беседы, необходимо:
·
заранее продумывать общую картину и возможные варианты развития разговора;
·
научиться распознавать ключевые точки, в которых возможна смена темы;
·
стремиться вычленить применяемые собеседником приемы речевого воздействия;
·
оценить его стратегию и тактику, вырабатывать пути гибкого реагирования –
подыгрывания или оказания противодействия.
Вопрос 2. Коммуникативная тактика и личностный психотип.
Классификация психотипов личности в зависимости от темперамента. Чаще всего типология личности составляется исходя из различий в темпераментах и характерах людей.
Любой психотип человека – это обобщение, попытка объединить в группу близкие
и часто наблюдаемые вместе качества, черты характера, особенности
темперамента, поведения и другие индивидуально типологические особенности
личности.
Общеизвестные психологические типы были выявлены и описаны австрийским психиатром и психоаналитиком К. Г. Юнгом. Его теория об «интроверсии –
экстраверсии», а также о четырех типах восприятия мира развивалась и продолжает развиваться.
Психотипы личности, предложенные Юнгом, это типы личности в зависимости от вектора ее направленности:
Экстраверт– человек, психологически ориентированный на внешний мир;
общительный, активный, деятельный.
Интроверт – человек, ориентированный на внутренний мир; замкнутый,
чувствительный, рассудительный.
Психологические типы в зависимости от преимущественного способа
восприятия жизни, иными словами, от основной психической функции:
Мыслительный тип –
человек, в принятии решений преимущественно опирающийся на логику и мышление. Подавленной оказывается сфера чувств.
1 2 3 4 5 6 7
Чувствующий тип – человек, ориентированный на чувства, судит категориями
«хорошо – плохо», а не логически.
Ощущающий тип – человек, воспринимающий жизнь непосредственно органами чувств, он смотрит, слушает, трогает и принимает решение исходя из получаемой информации. Интуиция им подавляется.
Интуитивный тип – человек, полагающийся на «шестое» чувство; такие люди принимают решение, опираясь на интуитивные, бессознательные знания, а не на непосредственные ощущения.
Еще один советский ученый А.Е. Личко, наблюдая за подростками, выделил психологические типы, описывающие виды акцентуаций характера. Акцентуация –
чрезмерное усиление отдельных черт характера, психологические отклонения,
граничащие с психопатологией, но не выходящее за пределы нормы:
Параноик.
Черты этого психотипа редко проявляются в детстве; ребята сосредоточены на чем-то одном, серьезны, озабочены, стремятся во что бы то ни стало достичь желаемого.
Доминирующая черта характера: высокая степень целеустремленности. Такие подростки подчиняют свою жизнь достижению цели (достаточно масштабной), при этом способны пренебрегать интересами окружающих. Готовы пожертвовать благополучием, отказаться от развлечений, комфорта и других обычных для детей радостей.
Привлекательные черты характера: высокая энергичность; независимость;
самостоятельность; надежность в сотрудничестве, когда цели совпадают со стремлениями людей, с которыми работают.
Отталкивающие черты: раздражительность, гневливость, если что-то или кто-то оказывается на пути к цели; слабая чувствительность к чужому горю; авторитарность.
«Слабое звено» психотипа: чрезвычайно честолюбивы по большому счету, а не по мелочам.
Особенности общения и дружбы. Вступая в контакт, часто подавляют собеседника, бывают излишне категоричными в своих суждениях, могут ранить словом окружающих.
Собственной конфликтности не замечают.
Совершенно несентиментальны, дружбу рассматривают как продолжение общего большого дела.
Друзья – только соратники.
Отношение к учебе и работе. Тщательно изучают лишь те учебные предметы,
которые нужны сейчас или потребуются в будущем. Для этого могут ходить в библиотеку, на дополнительные занятия, покупать много книг, читать на переменах. А
все остальное в школе не представляет ценности.
Наибольших успехов достигают в индивидуальной творческой работе.