ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 234
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Демонстрация силы и угроза ее применения. Это следующий важный элемент и характеристика эскалации конфликта. Одна из сторон или оба оппонента конфликта в целях устрашения противника постоянно пытаются показать, что мощь и ресурсы одной стороны превосходят другую сторону. При этом каждый надеется, что такая его позиция приведет к капитуляции противника.
В психологическом плане демонстрация силы или угроза применения связана с нагнетанием эмоциональной напряженности, вражды и ненависти к противнику.
Часто этот прием реализуется через объявления различного рода ультиматумов
другой стороне, причем как во внутригрупповом, так и в межгрупповом конфликте. В
международном конфликте также используются ультиматумы – требования одного государства к другому, сопровождаемые угрозой разрыва дипломатических отношений или применения вооруженной силы в случае их невыполнения.
Естественной реакцией на демонстрацию силы и угрозу ее применения является
попытка защититься. Но, как известно, лучший способ защиты – нападение. И это действительно так, если мощь и ресурсы угрожающего противника намного не превышают или вообще не превосходят силу того, кому угрожают. Поэтому угроза силой чаще всего провоцирует насилие и дальнейшую эскалацию конфликта.
Применение насилия – еще одна существенная характеристика этапа эскалации конфликта. Насилие выступает наиболее жестким способом подчинения одних другими.
Это самый последний аргумент в споре и его применение свидетельствует о том, что наступила предельная стадия в эскалации конфликта, высшая фаза его развития.
Речь идет не только о физическом насилии. Имеются в виду самые различные его виды: экономическое, политическое, моральное, психологическое и др. Насилие может выступать в замаскированной форме, когда создаются определенные условия,
ограничивающие права людей или создающие препятствия для утверждения их законных интересов. Эта форма получила название структурного насилия. Невыплата зарплаты в срок, невозможность пойти в отпуск хотя бы раз в год, отсутствие возможности опубликовать в центральной газете критическую заметку на государственного чиновника – все это примеры структурного насилия.
Тенденция к расширению и углублению конфликта – еще один этап эскалации конфликта. Конфликт не существует в постоянных рамках и в одном состоянии.
Начавшись в одном месте, он начинает “расползаться”, охватывать новые сферы,
территории, социальные уровни и даже страны. Возникнув, например, как сугубо производственный деловой конфликт между двумя членами организации, он в дальнейшем может охватывать социально-психологическую и идеологическую сферу, с межличностного уровня перейти на межгрупповой уровень и т.д.
Завершение конфликта.
Это последний этап открытого периода конфликта. Он означает любое его окончание и может выражаться в коренной перемене ценностей субъектами противоборства, появлении реальных условий его прекращения или сил, способных это сделать.
На этой стадии развития противоборства возможны самые различные ситуации,
которые побуждают обе стороны или одну из них к прекращению конфликта. К таким ситуациям относятся:
·
явное ослабление одной или обеих сторон, или исчерпание их ресурсов, не позволяющее вести дальнейшее противоборство;
·
очевидная бесперспективность продолжения конфликта и ее осознание его участниками. Эта ситуация связана с убеждением, что дальнейшая борьба не дает
преимуществ ни одной из сторон и конца края этой борьбе не видно;
·
обнаружившееся преобладающее превосходство одной из сторон и ее способность подавить оппонента или навязать ему свою волю;
·
появление в конфликте третьей стороны и ее способность и желание прекратить противоборство.
С названными ситуациями связаны и способы завершения конфликта, которые могут быть также весьма разнообразны.
Наиболее типичные из них следующие:
1.
устранение (уничтожение) оппонента или обоих оппонентов противоборства;
2.
устранение (уничтожение) объекта конфликта;
3.
изменение позиций обеих или одной из сторон конфликта;
4.
участие в конфликте новой силы, способной завершить его путем принуждения;
5.
обращение субъектов конфликта к арбитру и завершение его при посредстве третейского судьи;
6.
переговоры как один из наиболее эффективных и часто встречающихся способов разрешения конфликта.
По своему характеру завершение конфликта может быть:
1.
С точки зрения реализации целей противоборства:
·
победоносным;
·
компромиссным;
·
пораженческим.
2.
С точки зрения формы разрешения конфликта:
·
мирным;
·
насильственным.
3.
С точки зрения функций конфликта:
·
конструктивным;
·
деструктивным.
4.
С точки зрения эффективности и полноты разрешения:
·
полностью и коренным образом завершенным;
·
отложенным на какое-либо (или неопределенное) время.
Следует отметить, что понятия «завершение конфликта» и «разрешение конфликта» не тождественны. Разрешение конфликта есть частный случай, одна из форм завершения конфликта, и выражается в позитивном, конструктивном решении проблемы основными участниками конфликта или третьей стороной. Но помимо этого формами завершения конфликта могут быть:
·
затухание (угасание) конфликта;
·
устранение конфликта;
·
перерастание конфликта в другой конфликт.
Вопрос 2. Понятие «психогенез конфликтов». Причины и механизмы
конфликтов.
·
обнаружившееся преобладающее превосходство одной из сторон и ее способность подавить оппонента или навязать ему свою волю;
·
появление в конфликте третьей стороны и ее способность и желание прекратить противоборство.
С названными ситуациями связаны и способы завершения конфликта, которые могут быть также весьма разнообразны.
Наиболее типичные из них следующие:
1.
устранение (уничтожение) оппонента или обоих оппонентов противоборства;
2.
устранение (уничтожение) объекта конфликта;
3.
изменение позиций обеих или одной из сторон конфликта;
4.
участие в конфликте новой силы, способной завершить его путем принуждения;
5.
обращение субъектов конфликта к арбитру и завершение его при посредстве третейского судьи;
6.
переговоры как один из наиболее эффективных и часто встречающихся способов разрешения конфликта.
По своему характеру завершение конфликта может быть:
1.
С точки зрения реализации целей противоборства:
·
победоносным;
·
компромиссным;
·
пораженческим.
2.
С точки зрения формы разрешения конфликта:
·
мирным;
·
насильственным.
3.
С точки зрения функций конфликта:
·
конструктивным;
·
деструктивным.
4.
С точки зрения эффективности и полноты разрешения:
·
полностью и коренным образом завершенным;
·
отложенным на какое-либо (или неопределенное) время.
Следует отметить, что понятия «завершение конфликта» и «разрешение конфликта» не тождественны. Разрешение конфликта есть частный случай, одна из форм завершения конфликта, и выражается в позитивном, конструктивном решении проблемы основными участниками конфликта или третьей стороной. Но помимо этого формами завершения конфликта могут быть:
·
затухание (угасание) конфликта;
·
устранение конфликта;
·
перерастание конфликта в другой конфликт.
Вопрос 2. Понятие «психогенез конфликтов». Причины и механизмы
конфликтов.
Психогенез – это происхождение и развитие определенного психологического события внутри определенного организма. Понятие психогенез охватывает процесс возникновения и развития психических функций индивидуума.
Люди, находящиеся в депрессивном состоянии, чаще всего не осознают его причины.
Однако в ходе анализа обнаруживаются следующие четыре психодинамических признака:
1.
Депрессия как следствие переживаний потери, например, когда умер какой- нибудь значимый человек. Но переживание потери может возникнуть и тогда, когда мы разочаровались в значимом для нас человеке или в самих себе. Тогда мы ощущаем разочарование в прежних надеждах. Другими словами, мы чувствуем себя обманутыми в надеждах – в любви, в профессии, в спорте, музыке или в сфере творчества. Мы потеряли что-то важное, нам чего-то недостает, и как следствие этой потери возникает депрессия.
2.
Депрессия как следствие переживаний, связанных с виной. За депрессивным состоянием во многом стоит чувство вины, испытываемое по самым разным причинам:
потому что мы плохо подумали о значимом для нас человеке или сделали ему что-то плохое. Из-за этих злых мыслей мы чувствуем себя виноватыми, особенно если этот человек по-прежнему приветлив в общении с нами или даже еще более любезен, чем раньше. Другой причиной чувства вины может быть бессознательное желание устранить соперника в любви или в профессии, например, если соперник хочет отбить у нас любимую или присвоить себе наши лавры в профессиональной деятельности. В
результате человек испытывает угрызения совести, от которых теперь приходится защищаться, пусть даже ценой депрессии.
3.
Депрессия как следствие конфликтов в проявлении агрессивности. Обычно считается, что открытая демонстрация ненависти к сопернику недопустима. Поэтому подобные чувства легко вытесняются из сознания. Ненависть может даже обратиться против того человека, который ее испытывает; этот механизм защиты был описан еще
Фрейдом. Такой разворот агрессии и направление ее против самого себя сопровождается ненавистью к себе, а следующим шагом становится печаль, потому что такое состояние невыносимо для нашего самоуважения.
4.
Депрессия как следствие проблем с переживанием собственной значимости,
как результат нарциссических обид. Если, например, кто-нибудь пристыдил нас, уличил в ошибке, просто «обошел» нас в важном деле или даже наказал нас презреньем, то мы чувствуем себя обиженными, униженными в собственной значимости. Обида сказывается тем сильнее, чем более мы ранимы. Мы по собственному опыту знаем, что чаще всего нас задевают несправедливые обиды и оскорбления; понятно, что они оставляют у нас чувство печали, тем более что с обидой всегда связано разочарование в другом человеке из-за его оценки.
Наряду с этими видами депрессии, обусловленными неразрешенными конфликтами, существуют также:
1.
Депрессия как следствие пережитых травм, таких как сексуальное насилие,
жестокое обращение, презрение (модель травмы).
2.
Депрессия как следствие депривации (лишений) или состояний недостатка,
дефицита чего-либо (модель дефицита): фрустрации элементарных потребностей.
3.
Депрессия как следствие защиты от скорби. Вспомним депрессии,
развившиеся в результате непроработанных переживаний потерь: там скорбь, печаль была бы нормальной реакцией, а депрессия – патологическим явлением. В этом смысле депрессия просто является следствием защиты от скорби. Если печаль как важный
человеческий аффект (наряду с радостью, яростью, страхом, отвращением, чувствами стыда и вины) не допускается и не прорабатывается, т. е. нет работы скорби, от нее патологически защищаются, то результатом такого недопущения работы скорби может стать депрессия. Скорбь – это живой процесс взаимодействия с травмой через ее
«воспоминание, воспроизведение и проработку» после потери и разочарования.
Принятые в обществе ритуалы и церемонии существенно облегчают этот процесс скорби. Если такой живой процесс затягивается, можно говорить о своего рода
«психическом инфаркте», о блокаде. Важнейшая терапевтическая цель в таких случаях –
восстановление этого застопорившегося процесса скорби и поддержка страдающего от него человека в его печали.
4.
Депрессия как нормальная реакция на труднопереносимые ситуации: вспомним хотя бы о безработице, одиночестве, бедности, тяжелом соматическом заболевании,
инвалидности.
Вопрос 3. Конфликтогенность и синтонность в инициальном
коммуникативном акте.
Как достигается оптимальная обстановка для сотрудничества и аффилиации
(«аффилиация» – общение ради общения, то, что в интеллигентском просторечии называется «треп»)? Стремлением к обеспечению удовлетворения потребностей партнера по общению в соответствии с принципами справедливости и благородства.
Такое поведение будем называть синтонным, то есть в тон его потребностям. Тон (в переводе с латыни) – звук, так что можно слово «синтонное» перевести как «созвучное».
Получается, созвучное потребностям человека.
Напряженность и конфликты обусловливаются тем, что деятельность одного партнера по удовлетворению своих потребностей мешает удовлетворению потребностей другого. Такое поведение и будем считать конфликтогенным, порождающим
конфликты.
Использовать понятие «потребность» для определения конфликтогенного и синтонного поведения предложил психолог Н.И. Козлов. Оно применимо и к коммуникативному поведению. На наш взгляд, это определение не только правильно отражает существо вопроса, но и очень облегчает изложение и запоминание нашего материала.
Например, ситуация: Женщина разбила чашку. Мужчина ее обвиняет – это
«конфликтоген». А может мужчина обвинить себя в том, что он поставил чашку близко к краю стола (то есть он беру ее вину на себя и облегчаю ее душу), – это «синтон».
Получается, что конфликтоген – антипод синтона. Это очень важно в практическом смысле. Если стремиться улучшить психотехнику общения, то стоит только поменять минус на плюс в плоскости той или иной потребности партнера по общению (деловому ли, аффилиативному ли), как у него увеличится чувство коммуникативного комфорта.
В плане деления поведения человека на конфликтогенное и синтонное могут быть рассмотрены, практически любые потребности. Но если говорить о коммуникативном поведении, то здесь задействованы потребности скорее не материальные, а нравственные.
Например, ситуация: Нарушен законы по отношению к человеку– это означает,
что человеком пренебрегают. Другой вариант: когда сотрудники побывали во время перерыва в магазине и купили вам заодно важную для вас мелочь – это означает, что
«воспоминание, воспроизведение и проработку» после потери и разочарования.
Принятые в обществе ритуалы и церемонии существенно облегчают этот процесс скорби. Если такой живой процесс затягивается, можно говорить о своего рода
«психическом инфаркте», о блокаде. Важнейшая терапевтическая цель в таких случаях –
восстановление этого застопорившегося процесса скорби и поддержка страдающего от него человека в его печали.
4.
Депрессия как нормальная реакция на труднопереносимые ситуации: вспомним хотя бы о безработице, одиночестве, бедности, тяжелом соматическом заболевании,
инвалидности.
Вопрос 3. Конфликтогенность и синтонность в инициальном
коммуникативном акте.
Как достигается оптимальная обстановка для сотрудничества и аффилиации
(«аффилиация» – общение ради общения, то, что в интеллигентском просторечии называется «треп»)? Стремлением к обеспечению удовлетворения потребностей партнера по общению в соответствии с принципами справедливости и благородства.
Такое поведение будем называть синтонным, то есть в тон его потребностям. Тон (в переводе с латыни) – звук, так что можно слово «синтонное» перевести как «созвучное».
Получается, созвучное потребностям человека.
Напряженность и конфликты обусловливаются тем, что деятельность одного партнера по удовлетворению своих потребностей мешает удовлетворению потребностей другого. Такое поведение и будем считать конфликтогенным, порождающим
конфликты.
Использовать понятие «потребность» для определения конфликтогенного и синтонного поведения предложил психолог Н.И. Козлов. Оно применимо и к коммуникативному поведению. На наш взгляд, это определение не только правильно отражает существо вопроса, но и очень облегчает изложение и запоминание нашего материала.
Например, ситуация: Женщина разбила чашку. Мужчина ее обвиняет – это
«конфликтоген». А может мужчина обвинить себя в том, что он поставил чашку близко к краю стола (то есть он беру ее вину на себя и облегчаю ее душу), – это «синтон».
Получается, что конфликтоген – антипод синтона. Это очень важно в практическом смысле. Если стремиться улучшить психотехнику общения, то стоит только поменять минус на плюс в плоскости той или иной потребности партнера по общению (деловому ли, аффилиативному ли), как у него увеличится чувство коммуникативного комфорта.
В плане деления поведения человека на конфликтогенное и синтонное могут быть рассмотрены, практически любые потребности. Но если говорить о коммуникативном поведении, то здесь задействованы потребности скорее не материальные, а нравственные.
Например, ситуация: Нарушен законы по отношению к человеку– это означает,
что человеком пренебрегают. Другой вариант: когда сотрудники побывали во время перерыва в магазине и купили вам заодно важную для вас мелочь – это означает, что
одновременно с материальными благами, пусть и ничтожными, вам оказывают знаки уважения.
При обсуждении вопросов, связанных с конфликтогенами, можно говорить о величине материального и морального ущерба... А если брать психологический аспект,
то конфликтогены можно делить по степени – «тонкости».
Например, высказывание: «Твое лицо не наделено интеллектом» – язвительно и грубо... «Ты умный человек, ты должен знать такие вещи» – это потоньше, но ясно все же, что это конфликтоген. Или жена мужу: «Умничка, не забыл» – тоже наличие конфликтогена, но в минимальной стпени.
Конфликтогены и синтоны могут касаться как личности партнера в целом, так
и отдельных характеризующих его моментов: профессиональных навыков, внешности,
вкусов, взглядов, привязанностей, реликвий, любой общности, к которой он принадлежит (его родственников, значимых для него групп, профессионального общества, национальности, его поколения, его учреждения).
Как в русле отношений, так и в русле делового и аффилиативного общения конфликтоген может быть подан осознанно, преднамеренно и даже злоумышленно. Но он может оказаться нечаянным, незапланированным, ненарочным. Это зачастую не понимается, но все равно затрудняет процесс общения.
Конфликтоген – это опасно.
Для достижения же «теплого» мира, комфортного психологического микроклимата в паре или в группе наше поведение в целом, и коммуникативное в том числе, должно быть синтонным. При этом случайные конфликтогены, которые,
несмотря на старания, все же могут проскочить, растворятся в синтонах, партнер по общению не утратит самоуважения и уважения окружающих, если просто «не заметит»
их. И конфликта не будет.
Культивирование синтонных посылов в коммуникативном поведении при
устранении конфликтогенных – это составляющая доброты, проявляемой личностью к
людям. Ведь нелогично будет выглядеть поведение человека, который добр «одной стороной своей деятельности», но конфликтен в общении.
Вопрос 4. Значение межличностных коммуникативных конфликтов.
Процесс взаимодействия не всегда происходит в желаемом направлении. Между людьми, которые контактируют, могут возникнуть частичные противоречия, а может проявляться и антагонизм позиций, порождённый наличием в них ценностей, целей и мотивов, что противоречат друг другу. Тогда отношения осложняются до такой степени,
что говорят о возникновении межличностного конфликта, под которым принято
понимать столкновение противоположных взглядов, интересов и действий отдельных
людей и групп.
На психологическом уровне противоречие проявляется в сильных негативных переживаниях участников относительно ситуации, оппонентов и самих себя. То есть в конфликте высокая психологическая цена – многообразие негативных эмоций, стрессов,
переживаний, разочарований, потерь, грехов. Конфликт может привести к изменению системы отношений и ценностей. В условиях конфликта люди, словно по-другому
начинают воспринимать реальность, прибегать к действиям, которые обычно им не
свойственные. Важно подчеркнуть, что в конфликт перерастает не либо какое противоречие, а, как правило, такое, в котором представлены важные потребности,
стремления, интересы, цели людей, социальный статус личности, ее престиж.
При обсуждении вопросов, связанных с конфликтогенами, можно говорить о величине материального и морального ущерба... А если брать психологический аспект,
то конфликтогены можно делить по степени – «тонкости».
Например, высказывание: «Твое лицо не наделено интеллектом» – язвительно и грубо... «Ты умный человек, ты должен знать такие вещи» – это потоньше, но ясно все же, что это конфликтоген. Или жена мужу: «Умничка, не забыл» – тоже наличие конфликтогена, но в минимальной стпени.
Конфликтогены и синтоны могут касаться как личности партнера в целом, так
и отдельных характеризующих его моментов: профессиональных навыков, внешности,
вкусов, взглядов, привязанностей, реликвий, любой общности, к которой он принадлежит (его родственников, значимых для него групп, профессионального общества, национальности, его поколения, его учреждения).
Как в русле отношений, так и в русле делового и аффилиативного общения конфликтоген может быть подан осознанно, преднамеренно и даже злоумышленно. Но он может оказаться нечаянным, незапланированным, ненарочным. Это зачастую не понимается, но все равно затрудняет процесс общения.
Конфликтоген – это опасно.
Для достижения же «теплого» мира, комфортного психологического микроклимата в паре или в группе наше поведение в целом, и коммуникативное в том числе, должно быть синтонным. При этом случайные конфликтогены, которые,
несмотря на старания, все же могут проскочить, растворятся в синтонах, партнер по общению не утратит самоуважения и уважения окружающих, если просто «не заметит»
их. И конфликта не будет.
Культивирование синтонных посылов в коммуникативном поведении при
устранении конфликтогенных – это составляющая доброты, проявляемой личностью к
людям. Ведь нелогично будет выглядеть поведение человека, который добр «одной стороной своей деятельности», но конфликтен в общении.
Вопрос 4. Значение межличностных коммуникативных конфликтов.
Процесс взаимодействия не всегда происходит в желаемом направлении. Между людьми, которые контактируют, могут возникнуть частичные противоречия, а может проявляться и антагонизм позиций, порождённый наличием в них ценностей, целей и мотивов, что противоречат друг другу. Тогда отношения осложняются до такой степени,
что говорят о возникновении межличностного конфликта, под которым принято
понимать столкновение противоположных взглядов, интересов и действий отдельных
людей и групп.
На психологическом уровне противоречие проявляется в сильных негативных переживаниях участников относительно ситуации, оппонентов и самих себя. То есть в конфликте высокая психологическая цена – многообразие негативных эмоций, стрессов,
переживаний, разочарований, потерь, грехов. Конфликт может привести к изменению системы отношений и ценностей. В условиях конфликта люди, словно по-другому
начинают воспринимать реальность, прибегать к действиям, которые обычно им не
свойственные. Важно подчеркнуть, что в конфликт перерастает не либо какое противоречие, а, как правило, такое, в котором представлены важные потребности,
стремления, интересы, цели людей, социальный статус личности, ее престиж.
Если конфликт своевременно не решается, то это может привести к неврозу,
болезненному состоянию, стойкому расстройству отношений между индивидами,
которые взаимодействуют.
Конфликт – явление социальное, порождаемое самой природой общественной жизни. Одна из главных человеческих потребностей - это потребность принадлежать к общности себе подобных. Вместе с тем, индивидуальные различия, различия в интересах и целях, в способах построения совместной жизни приводят к противоречиям между людьми, обострение которых и следует называть конфликтом.
Конфликтные ситуации возникают во всех сферах общественной жизни - будь то экономика, политика, быт, культура или идеология. Они неизбежны как неотъемлемый компонент развития общества и самого человека. Бесконфликтность - это иллюзия,
утопия и уж тем более не благо.
Межличностные конфликты (лат. conffictus – столкновение) – это столкновение
противоположных интересов, взглядов, стремлений, серьезное разногласие, острый
спор между отдельными людьми в процессе их социального и психологического
взаимодействия. Причинами таких конфликтов являются как социальные, так и психологические разногласия. Они происходят из-за непонимания между людьми,
потерь и искажения информации в процессе взаимодействия людей, различия в способах оценки деятельности и личности друг друга, психологической несовместимости и т.д. Под психологической несовместимостью понимается неудачное сочетание темпераментов и характеров взаимодействующих лиц, противоречие в жизненных ценностях, идеалах, мотивах, целях деятельности, несовпадение мировоззрения, идеологических установок и др.
В конфликтах, как правило, один из участников оценивает поведение другого как
недопустимое.
Причинами конфликтов также могут быть недостаточная психологическая устойчивость, завышенный или заниженный уровень притязаний,
холерический тип темперамента и т.д.
У подростков причинами конфликтов могут быть обостренное чувство собственного достоинства, максимализм, категоричность и однозначность нравствен ных критериев, оценки фактов, событий, своего поведения.
В организациях конфликты чаще всего возникают из-за неадекватных условий функционирования (отсутствие справедливых правил совместной деятельности,
незнание правил или непринятие членами группы).
Чаще всего выделяют следующие пять типов конфликтных личностей.
1.
Демонстративный (хочет быть в центре внимания, любит хорошо выглядеть в глазах других, любуется своими страданиями, сильно выражены эмоции при слабом проявлении разума, планирование поведения и жизни осуществляется ситуативно и слабо воплощается в жизнь, кропотливой, систематической работы избегает, не уходит от конфликтов, в конфликтной ситуации чувствует себя неплохо).
2.
Ригидный (подозрителен, обладает завышенной самооценкой, часто не учитывает изменения ситуации, с большим трудом принимает точку зрения окружающих, на недоброжелательное отношение других сильно обижается, повышено,
чувствителен к мнимым или действительным несправедливостям).
3.
Неуправляемый (импульсивен, недостаточно контролирует себя, поведение непредсказуемо, агрессивен, часто не обращает внимания на общепринятые нормы общения, во многих своих неудачах склонен обвинять других, из прошлого опыта извлекает мало уроков).
4.
Сверхточный скрупулезно относится к работе, предъявляет повышенные требования к себе, предъявляет повышенные требования к окружающим, причем делает