Файл: Удк. 174. 4 Роль и место федеральной таможенной службы рф в системе органов исполнительной власти.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

УДК. 174.4

РОЛЬ И МЕСТО ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ РФ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Гайфулин В.А., студент

Научный руководитель - Вылегжанина А.В., к.с.н., доцент

Казанский кооперативный институт (филиал) АНОО ВО ЦС РФ «Российский университет кооперации», г. Казань, Россия
Аннотация. В статье рассматривается роль Таможенной службы в экономике Российской Федерации, организационная структура таможенных органов Российской Федерации, основные функции таможенных органов.

Ключевые слов: таможенный орган, таможенная служба, таможенное дело, структура управления, исполнительная власть.
Начнем с того, что из себя представляет исполнительная власть-это система государственных органов, осуществляющих совокупность полномочий по управлению государственными делами.

Основное назначение исполнительной власти в России-это организация практического исполнения Конституции РФ и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения.

Считаю разумным упомянуть о признаках исполнительной власти, а именно:

  • Является ограниченной и относительно самостоятельной ветвью государственной власти;

  • Является проводником государственной политики в жизнь;

  • Подзаконна по своему характеру и задачам;

  • Ее деятельность является исполнительно-распорядительной и носит постоянный, непрерывный во времени характер;

  • Является исключительным обладателям материальных ресурсов и властных полномочий принудительного характера.

Следует сказать, что такое федеральная таможенная служба (далее ФТС)- это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерации по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

Таможенной службе принадлежит важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов России. Она принимает непосредственное участие в регулировании международного торгового обмена субъектов внешнеэкономической деятельности, таможенная служба эффективно пополняет федеральный бюджет и тем самым способствует решению экономических проблем России, а также имеет право издавать в пределах своей компетенции определенные нормативные правовые акты по таможенному делу, которые обязательны для исполнения всеми субъектами таможенной системы.


В системе правоохранительных органов особое место занимают таможенные органы Российской Федерации. На них возложено осуществление таможенного дела, под которым понимается «совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу».

Таможенное дело непосредственно осуществляют таможенные органы Российской Федерации, являющиеся правоохранительными органами и составляющие единую систему, в которую входят:

  • ФТС РФ;

  • региональные таможенные управления;

  • таможни;

  • таможенные посты.

Под организационной структурой управления чаще всего понимают упорядоченную совокупность элементов иерархической системы управления и их взаимоотношений друг с другом, обеспечивающих развитие этих элементов как единого целого.

При анализе организационных структур управления в них, как правило, выделяются следующие элементы: звенья управления, уровни управления и взаимоотношения.

К звеньям управления в системе таможенных органов относятся: ФТС России, управления и самостоятельные отделы ФТС России, РТУ, отделы РТУ, таможни, отделы таможен, таможенные посты и отдельные специалисты, выполняющие соответствующие профессиональные или управленческие функции.

Структура управления в единой системе таможенных органов состоит из четырех уровней: ФТС России, РТУ, таможни, таможенные посты.

В центре таких взаимоотношений - таможня с ее начальником, отделами и таможенными постами. Здесь решаются основные вопросы таможенной деятельности.

В рамках структуры управления, между участниками распределены задачи и функции управления, а следовательно - права и ответственность за их выполнение.

Центральным органом федеральной исполнительной власти РФ, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в РФ, является ФТС РФ. Положение о ФТС РФ утверждается Президентом РФ или по его поручению Правительством РФ.

ФТС РФ осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и общественными объединениями.



В своей деятельности ФТС РФ руководствуется Конституцией РФ, ТК ТС, другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, и постановлениями, и распоряжениями Правительства РФ.

Государственные органы и их должностные лица обязаны оказывать содействие таможенным органам РФ в решении возложенных на них задач, в том числе путем создания надлежащих условий для этого.

ФТС РФ непосредственно подчинены региональные таможенные управления, а также специализированные таможни (например, Центральная энергетическая таможня, Шереметьевская таможня, Домодедовская таможня и т.д.)

Хочется затронуть в данной статье функции таможенных органов Российской Федерации:

  1. проводят контроль и совершенствуют методы совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, создают условия, способствующие ускорению товарооборота при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации;

  2. содействует развитию внешней торговли Российской Федерации, внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, ускорению товарооборота;

  3. ведут таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику;

  4. взимают таможенные пошлины, налоги, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию;

  5. обеспечивают на территории Российской Федерации соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу Таможенного Союза;

  6. обеспечивают, если иное не установлено законодательством Российской Федерации соблюдение установленных в соответствии с международными договорами государств-членов Таможенного союза и законодательством Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации;

  7. обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав на объект интеллектуальной собственности;

  8. выявляют, предупреждают, пресекают преступления и административные правонарушения, отнесенные законодательством Российской Федерации к компетенции таможенных органов, а также иные связанные с ними преступления и правонарушения, проводят неотложные следственные действия и осуществляют предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам об указанных преступлениях, осуществляют административное производство по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела, оказывают содействие в борьбе с коррупцией и международным терроризмом, осуществляют противодействия незаконному обороту объектов интеллектуальной собственности, наркотических средств, психотропных веществ, оружия и боеприпасов, культурных ценностей и иных предметов перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза или через Государственную границу Российской Федерации;

  9. содействуют осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, животных, растений, охране окружающей среды, защите интересов потребителей товаров, ввозимых в Российскую Федерацию;

  10. осуществляют в пределах своей компетенции контроль за


валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, а также с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, в соответствии с международными договорами государств-членов Таможенного союза, валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним, нормативными правовыми актами органов валютного регулирования;

  1. содействуют развитию экспортного и транзитного потенциала Российской Федерации, оптимизации структуры экспорта, защищают с использованием средств таможенного регулирования интересы отечественных товаропроизводителей, постоянно совершенствуют систему таможенного контроля, способствующую оптимальному использованию ресурсов таможенных органов;

  1. обеспечивают в соответствии с международным договором государств-членов Таможенного союза меры по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при осуществлении контроля за перемещением валюты государств через Таможенную границу Таможенного союза;

  2. разъясняют заинтересованным лицам их права и обязанности в области таможенных правоотношений, оказывают содействие в пределах своих полномочий участникам внешнеэкономической деятельности в реализации ими своих прав при совершении таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств международной перевозки;

  3. обеспечивают выполнение международных обязательств Российской Федерации в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;

  4. осуществляют информирование и консультирование в области таможенного дела, обеспечивают в установленном порядке государственные органы, организации и граждан информацией по вопросам таможенного дела;

  5. проводят научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в области таможенного дела.


Вопрос о месте федеральной таможенной службы в системе органов государственной власти относится к числу наиболее актуальных на протяжении многих лет. Вместе с тем, дискуссия до сих пор не подходит к своему логическому завершению и с каждым годом приобретает все новое значение.


В условиях международных санкций Таможенная служба как правоохранительный орган служит целям обеспечения и реализации внешнеэкономических задач и национальных интересов страны в целом. Только хорошо организованная Таможенная служба, четко продуманная и сбалансированная таможенная политика будут способствовать выходу из кризисного состояния национальной экономики и её устойчивому росту.

Приоритетом в организации деятельности Таможенной службы РФ должна стать ориентация на минимизацию проявлений угроз и вызовов, возникших в связи с введенными международными санкциями против нашей страны, с тем чтобы соответствовать уровню международных стандартов в основных сферах её деятельности, сформировать позитивный облик и статус полноправного члена международных организаций.


Список использованной литературы:


  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. – 2014. - N 31. - ст. 4398.

  2. О Правительстве Российской Федерации: фед. констит. закон от 17 декабря 1997 № 2-ФКЗ [ред. от 28.12.2016] // Собрание законодательства РФ. -1997. - № 51. - ст. 5712.

  3. О Конституционном Суде Российской Федерации: федер. констит. закон от 21 июля 1994 № 1-ФКЗ [ред. от 28.12.2016] // Российская газета. - 1994. - № 138 - 139.

  4. Таможенный кодекс Таможенного союза [ред. от 08.05.2015] (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) // Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 50. - Ст. 6615. (утратил силу)

  5. О структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 21 мая 2012 № 636 [ред. от 03.04.2017] // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 22. - ст. 2754.

  6. О Федеральной таможенной службе (вместе с «Положением о Федеральной таможенной службе»): Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2013 № 809 [ред. от 01.07.2016] // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 38. - ст. 4823.

  7. О таможенном регулировании в Российской Федерации: федер. закон от 27 ноября 2010 № 311-ФЗ [ред. от 27.12.2017] // Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 48. - ст. 6252.