Файл: Методическое пособие для членов педагогического отряда wizardЫ Чита, 2011 г. Составители.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 218

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ВЫЕЗДНАЯ ШКОЛА СТУДЕНЧЕСКОГО АКТИВА

«ВВЕРХ»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ЧЛЕНОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОТРЯДА «WIZARD’Ы»

Чита, 2011 г.

Составители: Воробьева Г.В., Качалуба Н.В., Кибирева М.А., Круглякова К.Ф., Порсева Т.В.

Под редакцией М.А. Кибиревой

Данное методическое пособие создано с целью систематизации всей имеющейся информации по организации школы студенческого актива, для удобства ее использования, а также подготовки членов педагогического отряда.

Здесь содержатся теоретические, организационные основы работы, нормативные документы, а также практическая часть, включающая в себя игры различной направленности и многое другое.

Содержание


ВВЕДЕНИЕ
В условиях развития современного российского общества возникает потребность в высококвалифицированных специалистах, инициативных, предприимчивых, способных к управлению на различных уровнях и в различных сферах жизни.

В значительной степени удовлетворению этой потребности способствует деятельность студенческого самоуправления (далее – ССУ).

Студенческое самоуправление – это самостоятельная, инициативная, под свою ответственность, деятельность студентов и аспирантов, направленная на содействие учебному процессу, защиту прав и интересов студентов, реализацию студенческих инициатив.


Ряд российских вузов в воспитательной работе со студентами основываются на компетентностном подходе в образовании, согласно которому смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, организационных, нравственных и иных проблем. Формирование компетенций осуществляется в процессе решения практических и исследовательских задач, направленных на интеграцию полученного ранее опыта и приобретения нового в процессе деятельности. Развитие социально-личностных компетенций студентов будет более успешным при создании специальных организационно-педагогических условий.

Примером таких оптимальных условий для формирования конкурентоспособной и ориентированной на достижение успеха личности является модель студенческого самоуправления, разработанная в ЗабГУ. Основой данной модели выступает выездная школа студенческого актива Забайкальского государственного университета «Вверх» (далее – ВШСА «Вверх»).

Формирование компетенций осуществляется в процессе решения практических и исследовательских задач, направленных на интеграцию полученного ранее опыта и приобретения нового в процессе деятельности. Развитие социально-личностных компетенций студентов будет более успешным при создании специальных организационно-педагогических условий. Для этого в Забайкальском государственном университете была создана Выездная школа студенческого актива «Вверх» (далее – ВШСА «Вверх»). В ходе работы Школы студенты могут приобрести следующие ключевые компетенции:

  1. Способность к самореализации, активность в выборе деятельности.

В рамках Школы у каждого ее участника есть возможность реализовать свой лидерский и творческий потенциал, приобрести конкретные знания, умения и навыки в области управленческой, психологической и педагогической деятельности через участие в ролевых играх, вечерних мероприятиях, посещение мастер-классов и тренингов.

  1. Умение самостоятельно планировать свою деятельность.

В образовательную программу ВШСА «Вверх» входят такие мастер-классы, как «Управление проектами», в ходе которого студенты узнают, как правильно планировать свою деятельность, учитывать все пункты, избегать ошибок и просчетов; «SWOT-анализ», с помощью которого можно развить понимание тех обстоятельств, в которых приходится действовать, а так же сбалансировать внутренние сильные и слабые стороны с теми благоприятными возможностями и факторами угрозы, с которыми придется столкнуться в ходе работы.



  1. Понимание необходимости личностного роста для успешного самоопределения в будущем.

Существуют специальные тренинги, направленные на саморазвитие, личностный рост, а также на освоение способов духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Таким образом, молодые люди овладевают способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.

Проведение дополнительных занятий на развитие коммуникативных качеств для студентов оказывает развивающее влияние на личность учащихся, повышает стремление к самопознанию. Так же проведение тренинговых занятий позволяет студентам закрепить психологические знания, навыки общения и повышает их конкурентоспособность на рынке труда.

  1. Умение работать в коллективе.

Одним из самых главных качеств хорошего руководителя является хорошее взаимодействие с командой. Для развития этой компетенции в рамках ВШСА «Вверх» предусмотрены тренинги на командообразование, сплочение коллектива, а так же специальные мастер-классы.

  1. Способность к самообразованию.

Целью самостоятельной работы студентов является усвоение, активизация и обобщение знаний, приобретение опыта решения профессиональных задач, творческой и научной деятельности. Привлечение студентов к самостоятельной практической работе способствует повышению качества обучения, формированию адекватной самооценки, усилению деловой направленности, повышению ответственности за результаты своего труда.

Работа ВШСА создает оптимальные условия для развития ключевых компетенций и формирования лидерских качеств. А лидерство в свою очередь способствует формированию активной жизненной позиции. Именно в такой позиции в первую очередь заинтересованы работодатели. Она представляет собой гарантию свежих идей, неординарных подходов, смелых решений, что способствует развитию коллектива и организации. Таким образом, студенческое самоуправление играет важную роль в становлении личности, т.к. является залогом успешного и перспективного будущего.

ЧАСТЬ I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


ПЕРИОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЫ СТУДЕНЧЕСКОГО АКТИВА
Подготовительный период (до отъезда)

Подготовительный период может длиться от нескольких недель до нескольких месяцев. Чем раньше он начинается, тем больше возможности подготовиться к смене и продумать все до мелочей.

Подготовительный период включает в себя:

  • определение целей, задач, содержания смены, предполагаемых результатов;

  • составление программы Школы;

  • подготовка педагогического отряда для работы по программе, выработка единых педагогических требований;

  • знакомство педагогического коллектива с должностными обязанностями;

  • знакомство педагогического коллектива с нормативными документами: правилами пребывания участников в Школе, инструкции по технике безопасности и другими;

  • разработка и реализация плана подготовки к смене (репетиции, закупка необходимых материалов и оборудования, канцтоваров, призов, костюмов и т.д.)

Программа смены - это один из основных документов Школы, в котором отражаются содержание, и система работы на определенный период времени (на смену).

Программа необходима для того, чтобы деятельность педагогического коллектива не была стихийна и бесцельна.

Существуют различные классификации программ:

Комплексная программа объединяет различные направления обучения, развития участников в условиях Школы.

Профильная программа имеет одно основное направление деятельности (например: экологическая, туристическая, творческая и т.д.).

Организационный период

Организационный период включает в себя приезд, расселение, знакомство, выдачу атрибутики и т.д.


В оргпериод необходимо как можно скорее познакомить участников друг с другом - провести игры и отрядные дела, способствующие интенсивному знакомству, ознакомить с правилами поведения на время пребывания в Школе, сформировать у участников представление о том, что их ждет в ближайшем будущем – для чего познакомить их с программой дня.

Оргпериод – это время привыкания участников к новым условиям, к новым требованиям, к новому режиму дня. Оргпериод – это переход из одной жизни в другую.

Основной период

Основной период занимает большую часть смены. Начинается после организационного периода и включает в себя реализацию оргкомитетом программы Школы, достижение поставленных целей и задач. Это так же пора реализации планов организационного периода: планов и задач, которые ставили перед собой участники на отрядной работе, планировании системы отношений и атмосферы доброжелательности, которая была создана вначале.

Заключительный период

Заключительный период - это последний день Школы, включает в себя закрытие, награждение участников и т.д.

В этот период необходимо:

  • решить массу организационных проблем, связанных с отъездом (уборка комнат и территории, сдача постельного белья и т.д.);

  • провести диагностику (сбылись ли ожидания участников, достигнуты ли намеченные результаты и т.д.);

  • психологически подготовить участников к расставанию;

  • настроить участников на последействие, на использование того опыта, что они приобрели в Школе;

  • подвести итоги смены;

  • наградить участников.

Заключительный период – один из самых сложных периодов, поскольку зачастую участникам очень тяжело расставаться друг с другом.

Пост - период