Файл: Пути совершенствования социальнокультурной деятельности в музейных учреждениях. Разработка проекта Дети в музее.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
:

1. Привлечение детей и подростков к посещению музеев и ознакомлению с их экспозициями.

2. Развитие интереса к истории и культуре, формирование уважения к культурному наследию.

3. Обучение детей и подростков навыкам работы с музейными экспонатами и источниками.
4. Развитие творческих способностей детей и подростков через участие в музейных мероприятиях и конкурсах.


5. Создание условий для социализации детей и подростков через общение с ровесниками и взрослыми в музейной среде.

6. Поддержка сотрудничества музеев с образовательными учреждениями и родительскими сообществами.

Существует множество программ для детей в музее, которые могут быть различными по формату, тематике и возрастной категории. Некоторые из них:

1. Экскурсии - классический формат, который позволяет детям познакомиться с экспонатами музея и узнать интересные факты о них. Экскурсии могут быть как общими, так и тематическими, например, посвященными истории города или науке.

2. Мастер-классы - позволяют детям попробовать себя в различных творческих направлениях, таких как рисование, лепка, вышивка и т.д. Мастер-классы могут быть как индивидуальными, так и групповыми.

3. Игровые программы - позволяют детям учиться и развиваться через игру. Например, игра "Музейный квест" может помочь детям лучше узнать музей и его экспонаты.

4. Виртуальные экскурсии - позволяют детям познакомиться с музеем и его экспонатами, не выходя из дома. Виртуальные экскурсии могут быть как интерактивными, так и просто видео-экскурсиями.

5. Лектории и дискуссии - позволяют детям узнать больше о различных темах, связанных с музеем и его экспонатами. Лектории могут быть как для детей, так и для родителей.


6. Выставки - позволяют детям увидеть различные работы и экспонаты, которые могут быть интересными и познавательными. Выставки могут быть как постоянными, так и временными.

7. Интерактивные зоны - позволяют детям учиться и развиваться через игру и взаимодействие с экспонатами. Например, интерактивная зона "Наука и техника" может помочь детям лучше понять науку и технику.

Планируемые результаты:

- дети смогут получить интересные сведения о музеях в разных населённых пунктах нашей страны;

- научатся следовать правилам культуры;

- станут увереннее в себе, научатся оценивать свои возможности;

Работа с детьми


Формы работы

Мероприятия

Экскурсии-путешествия

- «Путешествие в мир старинных вещей».

- Экскурсия в исторический зал.

- вируальная экскурсия по музею народного быта с детьми.

- заочные экскурсии в музеи.

Интегрированные и комплексные занятия

- Комплексное занятие «Музеи России».

- Русские народные традиции

Театрализованные представления и игры

-Представление «Как избушка стала дворцом»

- Кукольный театр «Путешествие в сказку»

- Сюжетно-ролевые игры «Мы идем в музей», «Что мы видели в музее?», «Наш город» и т.п.

Беседы

Беседы о музеях и их роли в нашей жизни.

- «Что такое музей?»

-«Какие бывают музеи?»

-«Первые шаги в мир музея».

- Беседа «Правила поведения в общественных местах»

- Беседа «Откуда появляются экспонаты?»

Цикл бесед по программе «Учимся. Творим. Отдыхаем.»:

Выставки, конкурсы, викторины

- Конкурс рисунков

- Конкурс рисунков детей по теме «Мы в музее».

- Выставка рисунков.

- Выставка поделок «Декоративное чудо».

- Обобщающее занятие «Викторина «Музеи родного края»

- Подведение итогов, награждение грамотами.

Проекты

- «Декоративное чудо».

- «Сочинение детьми музейных сказок».

Презентации

- Поиск материала и оформление презентации.

- Рассказывание сказок с опорой на свои рисунки.

- «Лучшая презентация музея».

- Инсценировка сказок.



Работа с педагогическими кадрами.

Формы работы

Мероприятия

Методическое объединение

- Роль музейной педагогики в формировании культуры детей.

- Эффективность педагогической деятельности по реализации музейной педагогики.

-Особенности организации проектной деятельности с использованием элементов музейной педагогики.

Семинар

- «Роль музейной педагогики в воспитательной работе»

Мастер-класс

- Техники нетрадиционного рисования.

- Изготовление народных кукол.

Анализ проблемных ситуаций

- Как привлечь родителей к совместному творчеству с детьми.

- Решение воспитательных и образовательных задач средствами музейной педагогики в различных образовательных областях.

Проблемная лекция

- Новые подходы к развитию детей средствами музейной педагогики в соответствии с требованиями ФГТ.

Самостоятельное проектирование

- Работа педагогов по самообразованию.

- Проектирование воспитательно-образовательной работы с детьми.

Направления деятельности:

1. Познавательное направление:

• НОД по развитию речи «Что такое музей»«Какие бывают музеи», просмотр презентаций.

• Беседа с просмотром презентаций «Музеи нашего города»

2. Взаимодействие с социумом.

• Занятие-экскурсия в исторический зал санатория «Иншинка» с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

• Виртуальная экскурсия в музей

3. Художественно – творческое направление.

• Рисование «Мой музей»

• Лепка «Народная игрушка»

• Чтение художественной литературы о музеях и их работниках.

5. Игровая деятельность.

• с/р игра «Я – Экскурсовод»

• д/и «Узнай по описанию»

• д/и «Что лишнее?»

Итак, необходимость создания проекта «Дети в музее», обусловлена стремлением приобщить детей к культурному наследию и практическому участию в сохранении народных обычаев и традиций, а также духовно-нравственному, экологическому, патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Проект «Дети в музее», может быть как дополнительный образовательный ресурс, будет полезен талантливым и творческим педагогам, учащимся, воспитанникам и их родителям. Различные формы музейных мероприятий для детей в рамках Проекта сделают посещение музейных залов интересным и запоминающимся.


Включение активных форм деятельности в деятельность приводит к повышению эффективности работы. Дети проявляют большой интерес к выставкам в музее, они с удовольствием посещают музеи. У детей складывается уважительное отношение к взрослым.

Появляется желание посещать музей во время турпоходов поездок, походов. На экскурсионных экскурсиях школьники более внимательны, сосредоточенны. Благодаря активному участию детей в социальной инициации, они становятся активными участниками социальных проектов.

Социальная деятельность - это активная деятельность, в которой люди участвуют в различных социальных акциях и стремятся к достижению успеха.

Проектная деятельность позволяет разнопланово работать с детьми, применять различные методы, использовать проектные материалы для всех видов занятий, повышается компетентность и творческий потенциал педагогов и воспитателей, происходит обновление образовательного процесса. Музей-хороший помощник в обучении и воспитании молодого поколения. Учит детей любить свою малую родину, способствует развитию творческой самостоятельности и социальной активности детей в процессе сбора и обработки материала из истории; способствует терпимости, познавательному, творческому и эмоциональному развитию; уважение к прошлому, чувство гордости за свою страну.

Заключение

Музеи играют важную роль в социально-культурной сфере, так как они являются местами, где хранятся и экспонируются исторические, культурные и научные ценности. Они способствуют сохранению культурного наследия и его передаче будущим поколениям. Музеи также являются местами, где проводятся образовательные программы, выставки, конференции и другие мероприятия, которые способствуют расширению кругозора и повышению культурного уровня посетителей. Кроме того, музеи могут стать центрами социальной активности, где проводятся различные мероприятия для разных возрастных групп, такие как лекции, мастер-классы, концерты и т.д. Это позволяет музеям стать местом встречи людей с разными интересами и увлечениями, способствуя развитию социальной сферы.

В результате проведенного исследования были выявлены основные проблемы, с которыми сталкиваются музеи в сфере социально-культурной деятельности. Одной из главных проблем является недостаточная привлекательность музеев для широкой аудитории, особенно для молодежи. Это связано с отсутствием интерактивных форм экспозиций, неудобством расположения музеев и недостаточным использованием современных технологий.

Для решения этих проблем были предложены следующие пути совершенствования социально-культурной деятельности в музеях:

1. Развитие информационной базы музеев. Необходимо создание удобных и доступных интернет-ресурсов, на которых посетители могут получить информацию о музейных мероприятиях, выставках и других мероприятиях.

2. Развитие интерактивных программ и выставок. Музеи должны создавать интерактивные программы и выставки, которые позволят посетителям более глубоко погрузиться в историю и культуру.

3. Укрепление взаимодействия музеев с общественностью. Музеи должны активно взаимодействовать с общественностью, проводить консультации и обучения, а также привлекать волонтеров.