Файл: Пути совершенствования социальнокультурной деятельности в музейных учреждениях. Разработка проекта Дети в музее.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Основная ценность в современном обществе - это знания. Разнообразные виды деятельности, связанные с созданием, обработкой, распространением и внедрением виртуальных продуктов, становятся все более популярными. Музеи, как банки знаний огромной ценности, предназначены для того, чтобы использовать их в социально-культурных и экономических целях, обеспечивать и предлагать обществу новую стратегию культурного развития. Для этого необходимо заложить принципы бизнеса в основу перспективного плана, не нарушая традиционных функций музея.

Участие музеев в социально значимых общественных процессах требует использование в музейной практике новых современных информационных технологий, своевременного обновления мультимедийного оборудования и пополнение рынка музейных услуг, что позволило бы расширить аудиторию и увеличить число новых пользователей. При решении этой задачи актуализируется издательская деятельность, создаются и пополняются web-сайты, осуществляется компьютерная каталогизация фондов (книжных и предметных) Инновационный подход к обновлению музейной деятельности одновременно сохраняет приоритет традиционных видов охраны природы, сохранения, архивирования, коллекционирования, экспозиции, природопользования, экономики, экскурсий, требующих постоянных затрат [28].

Ключевая цель деятельности любого музея — сохранение подвижных и неподвижных культурных памятников, уникальных исторических и культурных объектов, поддержание их научного реставрации и обеспечение доступа посетителей к культурным ценностям и музейным коллекциям. Для реализации данных целей многие музеи сегодня не имеют значительной, но все же достаточной базы: обширной отраслевой системы, административно-экономической структуры, технического и специального оборудования, транспортных средств и, самое главное, штатом высокопрофессиональных сотрудников.

Представители различных культур с помощью современного туризма, информационных технологий, средств связи и телекоммуникации не только могут получить интересующую их информацию о музеях, выставках, экспозициях, но и посетить их в любой точке мира. В этих условиях развитие музейного дела заключается в повышении эффективности деятельности на основе поиска и реализации современных методов, форм и средств донесения социокультурной информации до аудитории.


Достижение современным музеем данной цели возможно следующими методами:

  • создание интерактивной музейной экспозиции, погружение аудитории в культурно-историческую среду музея, использование элементов шоу;

  • укрепление материально-технической базы, использование разнообразных технических средств при демонстрации музейных предметов;

  • развитие культурного туризма, расширение международного сотрудничества в музейном деле, выставочной деятельности, создание и развитие гостиничной инфраструктуры и туристского сервиса.

В заключение можно сказать, что музейная и музейная деятельность претерпела глобальную трансформацию, которая способствовала развитию музейной теории и практики. В настоящее время музеи играют значительную роль в развитии региональной культурной политики. Они пропагандируют региональные ценности, укрепляют культурную самобытность, организуют общественную деятельность и межкультурное взаимодействие, расширяют свою роль в сфере образования, участвуют в экономическом развитии регионов. Основная задача в процессе трансформации-сохранение музейных ценностей и функций в условиях сокращения бюджетных средств и идеи возвращения культурных учреждений, предотвращение превращения музея в центр отдыха. Важным в сохранении этого баланса было то, что государство начало рассматривать развитие культуры и музеев как инвестиции в социальный капитал страны.

1.3. Основные принципы организации социально-культурной деятельности в музеях.

Представление о приоритетных задачах музейного учреждения складывалось в нашей стране на протяжении многих десятилетий. На заре своего становления музеи в России воспринимались как хранилища раритетных и уникальных вещей, но со временем большее значение стала приобретать их образовательная и просветительная функция. Постепенно концепции монологического воздействия музея на аудиторию уступили место концепции коммуникационного подхода.

Музей привлекает исследовательский интерес специалистов из разных областей социального и гуманитарного знания. В различных аспектах и с различными целями его изучали и изучают историки и искусствоведы, философы и культурологи, социологи и психологи, архитекторы и педагоги. Но основная масса исследований выполнена в той области знаний, которая в отечественной традиции называется музееведением, а в зарубежной – музеологией. Это объясняется двойственной ролью музея как субъекта и объекта культуры.



В последнее время расширение музейной деятельности приводит к необходимости включения в работу специалистов различных областей, таких как психологи, социологи, дизайнеры и другие. Это связано с ориентацией музеев на посетителей и осознанием роли экспозиции как главной коммуникационной системы музея. Расширение состава специалистов приводит к большей эффективности музея в коммуникации с аудиторией. Музейная наука ощущает необходимость в выходе за рамки узкопрофессионального подхода и в обобщении реальных фактов музейной деятельности с позиции других дисциплин. Это укрепляет связи между музеями и живой культурой, снижает отчуждение музеев от общества и превращает музеи из системы, интегрирующийся в культурно-историческую среду, в систему, которая ее формирует и активно воздействует на нее.

Музей – один из объектов культуры, отражающий культурные реалии определенной исторической эпохи, и одновременно – средство формирования культуры. С момента своего появления музей не только отражает важные тенденции развития культуры и общества, но, будучи наделенным особым смыслом таким как «инстанция вечности», со временем начинает оказывать все большее влияние на развитие социокультурной сферы.

Одной из важных проблем в музееведении является изменение роли музея в социокультурном пространстве. Несмотря на то, что музей является самым доступным и посещаемым местом культуры в России, в условиях рыночной экономики музеи вынуждены постоянно доказывать свою конкурентоспособность. Это означает, что музеи должны постоянно менять свои выставки и искать актуальные темы, чтобы привлечь посетителей. Как индикатор социокультурной динамики, музеи должны реагировать на изменения в обществе и модернизировать свою деятельность. Музеи являются важной частью культурной жизни России и мира в целом. Они сохраняют историю и культуру народов, а также предоставляют возможность людям узнать больше о мире вокруг них. Однако, современные музеи сталкиваются с проблемой конкуренции с другими формами развлечений и отдыха, такими как кинотеатры, театры, парки и т.д. Поэтому музеи должны постоянно развиваться и меняться, чтобы оставаться интересными для посетителей.

Рассматривая различные аспекты социально-культурной деятельности музея, необходимо отметить, что особое значение в современных условиях приобретает работа с молодежью. Знакомство с культовой архитектурой и изобразительным искусством - неотъемлемая часть культурологического образования подрастающего поколения.


Организация социально-культурной деятельности в музеях основывается на следующих принципах:

1. Доступность. Музей должен быть доступен для всех категорий посетителей, включая людей с ограниченными возможностями, детей, пожилых людей и т.д. Для этого необходимо предоставлять различные формы экскурсий, аудиогиды, информационные материалы на разных языках и т.д.
2. Интерактивность. Музей должен предоставлять посетителям возможность активного участия в экспозиции, проведении экспериментов, играх и т.д. Это помогает увеличить интерес к музею и улучшить усвоение информации.

3. Инновационность. Музею необходимо постоянно совершенствоваться и внедрять новые технологии и методы работы. Это помогает привлечь новых посетителей и улучшить качество обслуживания.

4. Сотрудничество. Музею нужно сотрудничать с другими культурными учреждениями, образовательными учреждениями, местными сообществами и т.д. Это помогает расширить аудиторию и повысить уровень культурного развития региона.

5. Адаптивность. Музей может адаптироваться к изменяющимся потребностям посетителей и общества в целом. Например, в период пандемии музеи перешли на онлайн-формат работы, чтобы сохранить доступность для посетителей.

Актуальной проблемой взаимоотношений музея с посетителями является неподготовленность детей и подростков к восприятию музейного материала, незнание истории своей страны, отсутствие личного, субъективного интереса к познанию историко-культурных ценностей, а порой и элементарной культуры посещения музея. Безусловно, одна из функций экскурсии - пробудить интерес. Однако восприятие (и интеллектуальное и эмоциональное) становится успешнее в том случае, если полученная во время посещения памятника информация дополняет уже имеющиеся знания. Отсюда необходимость подготовки учащихся к непосредственному знакомству с памятником. В этом заключается одна из проблем, и, в то же время, одно из условий дальнейшего плодотворного сотрудничества учебных заведений и музеев.



Глава 2. Анализ современного состояния социально-культурной деятельности в музеях.

2.1. Оценка существующих программ и мероприятий.

 В современном быстроменяющемся мире, в котором происходят кардинальные изменения в общественной жизни не стоит на месте и культура. Музей как часть культуры также передают в своей деятельности все изменения.

Музейная деятельность в своем развитии имеет ряд тенденций. Одной из основных тенденций современности является отхождение музеев от традиционной работы, и поиск новых путей развития.

Контакты с аудиторией представляют собой целую систему четко спланированных мероприятий образовательной направленности.

Проблемы в музейной деятельности отражают в себе проблемы мировой культуры. В связи с компьютеризацией общества новейшие технологии нашли применений и на базе музеев, появляются новые формы взаимодействия, налаживается работа с аудиторией во всемирной паутине. Одним из последних примеров компьютеризации музеев можно назвать разработку приложений для телефонов, аудиогиды для телефонов и проведение 3D-экскурсий в стенах музеев.[4]

Стоит отметить, что большое значение и изменение в современном мире претерпевает информация. Она все больше становится визуальной, потому что современному человеку проще усваивать картинку нежели текст, если же речь идет об текстовой информации, то она должна быть краткая, тезисная и по теме. Иначе с восприятием смогут возникнуть трудности. Особенно это касается детской аудитории. Учитывая данные особенности развития современного человека работники музея стараются в своей деятельности использовать эту информацию и выстраивать музейную коммуникацию с учетом этих особенностей.

Так, например, все меньше становятся тексты экскурсий, все больше получает распространение различные игровые формы экскурсий.

Музей становится площадкой исторического диалога со зрителями, на его территории реализуются новые формы коммуникации посетителей и социально- культурных ценностей. [11]

Оценка и анализ существующих программ и мероприятий в музеях России может быть проведена по различным критериям, таким как эффективность, доступность, инновационность и т.д. Примеры программ и мероприятий в музеях России, которые получили положительные отзывы и оценки: