Файл: АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ТОРГОВОГО АССОРТИМЕНТА ПРЕДПРИЯТИЯ».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 148

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Бухгалтерия осуществляет учет средств предприятия и хозяйственных операций с материальными и денежными ресурсами, устанавливает результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия, производит финансовые расчеты с заказчиками и поставщиками. Бухгалтерия также производит всесторонний анализ результатов деятельности предприятия, разрабатывает мероприятия по снижению себестоимости и повышению рентабельности предприятия, подсчет заработной платы и др.

В организационной структуре магазина администратор занимает одну из важнейших позиций. Его специфика состоит в том, что он отвечает за состоянием торговой площади и контролирует работу с клиентами. Очень важно в торговле правильно сформировать ассортимент. Для розничной торговой сети это особенно приоритетно, так как объемы продаж большие и убытки, следовательно, в случае неудачи тоже могут быть огромными. Чтобы точно оценить оптимальность ассортимента необходимо провести несколько видов анализа: сравнить фактические показатели с плановыми, провести ABC и XYZ анализы, анализ по бостонской матрице. Все это нам будет необходимо, для того чтобы в последующем определить приоритетные направления ассортиментной политики предприятия, корректировать действия фирмы, оценить вклад различных групп товара в продажу магазина.

2.2 Характеристика ассортимента товаров ООО «Бегемот»

Формирование торгового ассортимента – одна из основных функций организации розничной торговли, определяющая его конкурентоспособность.

Рассмотрим структуру ассортимента в ООО «Бегемот».

Широта товарного ассортимента магазина равна 12 (количество ассортиментных групп).

Количество товаров на 31.12.2014г. составило 2240 (таблица 2).

Таблица 2 – Ассортимент ООО «Бегемот»

Название товара

Количество, шт.

Лодочные моторы

43

Снегоходы

7

Квадроциклы

5

Мотоциклы

5

Лодки

12

Аксессуары для лодок

199

Прицепы для перевозки техники

7

Одежда

705

Обувь

264

Мотоэкипировка

118

Туристическое снаряжение

465

Расходные материалы и запчасти.

410


Как видно из таблицы, количество различных ассортиментных позиций велико. Хотелось бы отметить, что в данном случае каждый товар обладает своими полезными свойствами и качествами.

Из данных таблицы 2 можно понять, что ассортимент предприятия разнообразен. Здесь есть продукция, которая может удовлетворить различные потребности покупателей.

Для начала мы провели сравнение фактических и базовых показателей, рассчитали коэффициент широты, устойчивости, полноты, глубины и новизны.

Рассчитаем все коэффициенты. Для того чтобы определить коэффициент широты мы будем использовать формулу (1.1).

Для расчета необходимы базовая широта и действительная широта ассортимента магазина. Действительная широта (фактическая) равна 12, таково количество ассортиментных групп. За базовую широту мы приняли максимально возможное количество ассортиментных групп, характерных для дилерской сети. Данная величина равна 15. Произведем расчет коэффициента широты.

Кш = 12 : 15 х 100% = 80%.

Мы получили коэффициент равный 80%. Это говорит о достаточной широте ассортимента в данном магазине, о его оптимальности. Такого количества ассортиментных групп достаточно для легкого выбора необходимых товаров.

Следующий показатель, который мы рассчитаем, коэффициент полноты. По аналогии с коэффициентом широты нам необходимо определить полноту базовую и полноту действительную.

Коэффициентом широты нам необходимо определить полноту базовую и полноту действительную. За базовую полноту мы примем количество видов товаров по ассортиментным группам у основного конкурента – магазина «Барс». Произведем расчет показателя по формуле (1.3) в таблице 3.

Таблица 3 – Расчет коэффициента полноты ассортимента магазина «Техносам»

Название группы товара

Количество видов товара в группе магазина «Техносам» - Полнота действительная

Количество видов товара в группе магазина «Барс» - Полнота базовая

Коэффициент полноты,%

Лодочные моторы, по видам мощности

2

4

50

Снегоходы, по назначению

1

4

25

Квадроциклы, по назначению

2

2

100

Мотоциклы, по объему двигателя

2

3

66

Лодки

6

6

100

Аксессуары для лодок

6

6

100

Прицепы для перевозки техники

4

16

25

Одежда

6

7

86

Обувь

2

2

100

Мотоэкипировка

3

3

100

Туристическое снаряжение

9

11

82

Запчасти и расходные материалы

3

4

75


Исходя из данных таблицы 3 можно сделать вывод, что в сравнении с ближайшим конкурентом ассортимент данной фирмы, в частности ассортимент квадроциклов, лодок, аксессуаров для лодок, одежды, обуви, мотоэкипировки, туристического снаряжения и запчастей представлен достаточно полно, следовательно, вероятность удовлетворенности потребительского спроса по указанным ассортиментным группам высокая.

Однако по данным таблицы 3 установлено, что ассортимент лодочных моторов, снегоходов, мотоциклов и прицепов представлен не достаточно полно, следовательно, вероятность удовлетворенности потребительского спроса по указанным ассортиментным группам низкая.

Следующее свойство ассортимента глубина - количество торговых марок товаров одного вида, и/или их модификаций и/или товарных артикулов в ассортименте магазина. Единицей измерения этого показателя служит товарная марка. Произведем расчет показателя по формуле (1.4) в таблице 4.

Таблица 4 – Расчет коэффициента глубины ассортимента магазина «Техносам»

Название группы товара

Количество товара в группе магазина «Техносам» -

Глубина действительная

Количество товара в группе магазина «Барс» -Глубина базовая

Коэффициент глубины,%

Лодочные моторы

4

4

100

Снегоходы

3

4

75

Квадроциклы

2

4

50

Мотоциклы

2

3

67

Лодки

5

5

100

Аксессуары для лодок

1

1

100

Прицепы для перевозки техники

1

1

100

Одежда

9

12

75

Обувь

5

6

83

Мотоэкипировка

7

7

100

Туристическое снаряжение

20

23

87

Запчасти и расходные материалы

17

17

100

Таким образом, по данным таблицы 4 установлено: ассортимент магазина «Техносам» может удовлетворять спрос потребителей по конкретным маркам и разновидностям товара.

Следующим был рассчитан коэффициент устойчивости ассортимента.

Устойчивость ассортимента - способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары.

Потребители товаров устойчивого ассортимента могут быть охарактеризованы как «консерваторы во вкусах и привычках». Оценив определенное наименование товара, они долго не меняют свои предпочтения.


В данной работе для выявления товаров, пользующихся устойчивым спросом, использовался метод наблюдения и анализ документальных данных о поступлении и реализации товаров. И в результате было выявлено, что 5 ассортиментных групп магазина «Техносам» пользуются постоянным спросом. Общее количество ассортиментных групп – 15. Для расчета была использована формула (1.2).

Ку = 5 : 15 х 100% = 33%

Исходя из этого понятно, что 33 % товаров являются товарами устойчивого спроса.

Еще одним не маловажным показателем является коэффициент новизны. Потребности покупателей постоянно изменяются под действием всевозможных факторов, поэтому ассортимент необходимо обновлять. Количество новых разновидностей товаров поступивших в продажу за 2014 год равно 156. Общее же количество разновидностей составляет 2240.

Рассчитаем коэффициент новизны по формуле (1.5).

Кн =156 : 2240 х 100% = 6,9%.

Мы получили коэффициент новизны равный 6,9%. Данная величина свидетельствует о том, что обновление ассортимента проходит очень медленно, магазин предлагает новые модели в небольшом количестве, делая основной упор больше на уже проверенный товар, который пользуется популярностью. Таким образом, необходимо чтобы доля нового товара в общей массе товаров была увеличена.

Следующий показатель структура ассортимента, характеризуется удельной долей каждого вида или наименования товара в общем наборе. Показатели структуры ассортимента могут иметь натуральное и денежное выражение и носят относительный характер. Они рассчитываются по формуле 1.6. (таблица 5)

Таблица 5 - Структура ассортимента

Наименование

Объем продаж, руб.

Доля, %

1

2

3

Лодочные моторы

10214721

22,3

Снегоходы

9619244

21

Квадроциклы

4030921

8,8

Мотоциклы

1832237

4

Лодки

3389638

7,4

Аксессуары для лодок

1099342

2,4

Прицепы для перевозки техники

595477

1,3

Одежда

3068997

6,7

Обувь

2839967

6,2

Мотоэкипировка

824506,7

1,8

Туристическое снаряжение

3847698

8,4

Расходные материалы и запчасти.

4443175

9,7

Итого

45805925

100


Для детального изучения структуры ассортимента рассмотрим объем продаж по каждой товарной группе - рисунок 5.

Рисунок 5 – Структура ассортимента магазина «Техносам»

Из рисунка 5 видно, что наибольший удельный вес в объеме продаж имеет такие товарные группы как «лодочные моторы» - 22,3%, «снегоходы» - 21,0%. Самый низкий объем продаж отмечается по таким товарным группам как «мотоэкипировка», «прицепы для перевозки техники». Причинами такой динамики могут служить глубина ассортиментной группы, потребительский спрос.

2.3 Проблемы формирования ассортимента товаров ООО «Бегемот»

Проанализировав маркетинговую деятельность магазина «Техносам», изучив подходы к формированию ассортимента, а так же изучив отношение потребителей к ассортименту предприятия, был выявлен ряд проблем, существующих на предприятии:

1) товарные группы: лодочные моторы, снегоходы, мотоциклы и прицепы представлены недостаточно полно;

Таким образом, данным товарным группам необходимо расширение ассортимента, для этого необходимо изменение набора товаров по качеству и количеству за счет увеличения его полноты, новизны и широты, а также Совершенствование ассортимента  по качеству и количеству набора товаров для повышения рациональности – наиболее полно удовлетворять потребности самых разных групп потребителей. Это потребует:

  • Распределить товар по классам, группам и категориям;
  • Выделить категории по принципу  как выбирает покупатель (по брендам,  по ценам, или по цвету товара и т.д.);
  • Определить роль категорий;
  • Увидеть цели товаров внутри категории: каждый товар для своих целей – на одних делается прибыль, другие приносят оборот, третьи – для имиджа, а четвертые – для увеличения среднего чека;
  • Далее производится ценообразование, выкладка и продвижение товаров.

2) отсутствие товаров по доступным ценам – для выхода из этой ситуации необходимо дифференцировать существующий ассортимент, а также изменить базисную цену продукции, для того чтобы склонить покупателя своей продукции к определенным действиям, например, к скорейшей оплате товара, приобретению более крупных партий товара или к заключению договоров в тот период, когда основной сезон продаж уже заканчивается. Такого рода изменения цен осуществляются через систему скидок.