Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Оценку проектов лучше производить по разным критериям, так, чтобы первые места в состязании заняли несколько авторов: “за самый смелый проект”, “за самый изящный проект”, “за самый красивый проект” и т.д.
Понятие формы воспитательной работы тесно связано со структурой, она организует, структурирует; оформить значит придать вид, определить тип, структуру, сконструировать. Процесс воспитания как совместная деятельность учеников и воспитателя протекает в определенных организационных формах. Формы обучения более исследованы, чем формы воспитания, воспитательной внеурочной работы с детьми, последние более многочисленны и разнообразны.
Выделены различные типы форм воспитательной работы по количеству участников:
индивидуальные, - беседы, занятия воспитателя с одним ребенком;
групповые, - несколько участников (кружок, временная группа, класс) находятся в непосредственном контакте;
массовые, - несколько классов, школа, район, вся страна проводят праздники, конференции, слеты, шествия и тому подобные мероприятия.
Выделены также формы работы по видам деятельности: формы познавательной деятельности, трудовой, общественно полезной, эстетической, физкультурно-оздоровительной, ценностно-ориентационной (Н.Е. Щуркова).
Н.И. Болдырев в свое время выделил формы воспитательной работы в зависимости от метода воспитательного воздействия:
словесные, - собрания, сборы, линейки, лекции, конференции, встречи, устные газеты, радиожурналы;
практические, - походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады, конкурсы,, субботники, тимуровская работа и другие;
наглядные, - музеи, выставки, витрины, стенды, стенные газеты и прочее.
Современный исследователь (В.С.Селиванов) предлагает делить формы внеурочной воспитательной работы в школе по воспитательной задаче и выделяет три группы:
1.формы управления и самоуправления школьной жизнью – собрания, линейки, митинги, часы классных руководителей, совещания органов самоуправления и др.
2. познавательные формы – экскурсии, походы, фестивали, устные журналы, рукописные школьные газеты, тематические вечера, студии, секции, выставки и др.
3. развлекательные формы – утренники и вечера, «капустники», игры и др.
Важно знать рекомендации методической науки о проведении форм воспитательной работы; вот таким может быть типичный порядок действий воспитателя при организации воспитательного дела:
· определение темы, задач, формы мероприятия;
· предварительный сбор материала, если того требует содержание дела;
· планирование, то есть определение содержания и последовательности дел;
· подготовка участников, например, объявление, стенд, предварительная беседа;
· проведение дела – обратить внимание на композицию, оформление помещения, роль гостей, окончание;
· анализ и самоанализ педагога.
Из опыта работы.
Коллективное творческое дело в начальной школе.
В новом Федеральном государственном образовательном стандарте особое внимание отведено внеурочной деятельности школьников. Внеурочные занятия должны углублять базовое содержание образования. Воспитание в чистом виде не существует, оно не может быть сведено к одному виду деятельности: учебной или внеурочной, оно пронизывает весь образовательный процесс и происходит только при взаимодействии детей и взрослых, детей друг с другом. В результате такого взаимодействия происходит присвоение нравственных ценностей.
Перед начальной школой в соответствии с требованиями ФГОС стоит задача формирования универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных. Все эти действия успешно формируются через различные формы воспитательной работы, которые направлены на раскрытие творческих способностей, стимулирование инициативности, помогали раскрытию талантов и способностей детей.
Задачей воспитательной работы с младшими школьниками является повышение образовательного и культурного уровня детей, развитие самостоятельности, творческой активности, способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений; формирование ценностного отношения к окружающей среде, здоровью, природе; приобретение полезных умений и навыков.
Обучение и воспитание в соответствии с новыми стандартами носит деятельностный характер, то есть ребенок должен уметь выбирать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии и самореализации. Одной из популярных форм работы, способных в полной мере раскрыть способности детей, является коллективное творческое дело.
Понятие «Коллективное Творческое Дело» было введено в обиход Игорем Петровичем Ивановым, как социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового творческого продукта. При этом не важно, если этот или похожий продукт уже был когда-либо создан, главное, чтобы детская группа, создавала его впервые. Данная методика предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. В процессе КТД учащиеся приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно:
формирование и сплочение классного коллектива, и формирование личности школьника.
Влияние КТД на всех участников воспитательного процесса:
ВИДЫ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТВОРЧЕСКИХ ДЕЛ.
-
Трудовые КТД (пример: «Трудовой десант») -
Интеллектуальные КТД (пример: «Брейн-ринг») -
Художественные КТД (пример: художественно-эстетическое творчество) -
Спортивные КТД (пример: «Спартакиада») -
Экологические КТД (пример: забота о живом мире природы)
Руководство педагога на разных этапах осуществления проекта коллективной творческой деятельности имеет свои особенности.
Ребенок активно участвует в творческой деятельности только при наличии мотивации. Поэтому задачей первого этапа становится формирование положительной мотивации для участия в деле. Важно объединить детей общей целью, привлекательностью будущего результата деятельности, вызвать эмоциональный подъем, хороший деловой азарт. Для того, чтобы активизировать самостоятельность детей в выборе содержания коллективной деятельности можно смоделировать ситуацию творческого поиска: «мозговой штурм», «разведка интересных дел».
Вторым этапом коллективно-творческого дела является совместное планирование, поиск способов достижения общей цели. На этом этапе целесообразно провести обсуждение с детьми содержание предстоящего дела. Все предложения детей рассматриваются. На этом этапе важно узнать мнение детей, каким они видят будущее мероприятие, что они могут сделать, чтобы дело было запоминающимся и полезным.
Важно стимулировать взаимный обмен мнениями между детьми по поводу предстоящей деятельности и в итоге естественно подвести их к самостоятельному решению того, как лучше организовать предстоящее дело, определить последовательность действий и распределить роли с учетом желания и возможностей каждого.
Третим этапом в коллективном взаимодействии является распределение ролей предстоящей деятельности между детьми. Для того чтобы участие в общем деле помогло каждому ребенку раскрыться со стороны лучших качеств, педагогу важно выявить индивидуальные способности и склонности каждого участника. При этом его задача не просто изучить ребенка, а "преподнести" проявления его индивидуальной неповторимости и помочь увидеть его лучшие черты всем детям. Действия участников в необычных условиях требуют быстрых решений, экспромтов, импровизации, и в них особенно чётко проявляются положительные качества детей, их слабости.
Общая цель деятельности выполняется несколькими подгруппами, в каждой из которых есть лидеры, составляющие «Совет дела». При такой организации между детьми возникают более тесные отношения сотрудничества, понимание важности совместных усилий для достижения общего результата, что способствует укреплению дружеских взаимоотношений между детьми.
Четвертый этап- проведение КТД. По ходу коллективной деятельности педагог оказывает детям эмоциональную поддержку, положительное подкрепление, подчеркивает значимость промежуточных результатов для успешного осуществления общего замысла.
При подведении итогов необходимо акцентировать внимание на долю участия каждого в общее дело. Особенно значимо для детей, когда успешность совместной деятельности оценивается не только самими детьми, но родителями и другими значимыми для детей людьми.
Коллективное творческое дело позволяет обеспечить психологический комфорт, создать атмосферу эмоционального тепла, защищенности, позволяет проявиться чувству симпатии и интереса. Совместные эмоциональные переживания, возникающие в процессе такой деятельности, сплачивают детей, помогают лучше узнать друг друга. В групповой деятельности формируются умения применять правила делового сотрудничества, считаться с мнением другого человека, проявление терпения и доброжелательности внутри группы.
А сейчас рассмотрим конкретные примеры коллективных творческих дел и их способы их организации.
Классная газета за час.
Создание классной газеты может быть процессом весьма увлекательным.
А если каждый вложит толику своего труда, газета станет бесценной.
А если на её создание уйдёт менее учебного часа, вам самим понравиться создавать такие газеты.
-
Для начала определитесь с названием и тематикой газеты. -
Распределите роли учащихся для достижения результата: кто будет главным редактором, кто займется оформлением заголовка будущей газеты, кто заготовкой шаблонов. -
А дальше все очень быстро и просто: детям раздаются заготовленные шаблоны, которые каждый из них заполняет в соответствии с тематикой газеты. -
Все! Газета готова! Попробуйте! Уверена, вам понравится!
Коллективное творческое дело «Поиск клада»,
посвященное Дню защитника Отечества
Поэтапная организация совместной деятельности:
-
Сначала происходит так называемая «стартовая беседа», во время которой девочки класса увлекаются идеей перспективы создания увлекательного праздника для мальчиков, посвященного Дню Защитника Отечества. -
Далее девочки распределяют роли коллективного дела: кто придумывает этапы конкурса, кто конкретно занимается подготовкой каждого конкурса, что именно делает при подготовке, кто будут ведущими, а кто будет проводить каждый конкурс. -
В процессе общей работы определились со станциями, которые, должны пройти мальчики:
Станции:
-
«Поле богатырское»; -
«Марья Искусница»; -
«Ярмарка»; -
«Русская печь»; -
«Кони дивные»; -
«Царевна - Несмеяна»; -
«Лестница в небо»; -
«Радуга»; -
«Путанка»; -
«Сокровища сказок». -
-
А также издали указ, с которого и начали мероприятие:
УКАЗ
В некотором царстве-государстве «РАДУГА» день 22 месяца февраля года 2016 объявляется заколдованным днем.
В этот день запрещается:
-
Ходить по одному; -
Думать и отвечать поодиночке; -
Бегать в разные стороны; -
Кричать в людных местах.
Разрешается:
-
Ходить всем вместе; -
Думать и делать сообща; -
Активно участвовать во всех конкурсах и играх; -
Вести себя прилично.
-
В процессе осуществления коллективного дела девочки самостоятельно осуществляли подготовку к мероприятию. Мне оставалось только наблюдать за процессом, оказывать эмоциональную поддержку, помогать советом, если возникали какие-то вопросы и сложности.
-
В назначенный день девочки самостоятельно провели мероприятие согласно выбранным ролям. А нам со Светланой Николаевной досталась роль сторонних наблюдателей.
-
Анализ проведенного мероприятия
После проведения мероприятия мы все вместе обсудили, что понравилось, что нет, какие трудности возникали в процессе подготовки и проведении.
Данное мероприятие носило не только игровой и конкурсный, но и познавательный характер. Дети получили очередной опыт работы коллективом, опыт принятия коллективного решения в процессе обсуждения.
В заключение