Файл: Целью реферата является раскрытие понятия, основания, специфических особенностей административной ответственности, путем изучения нормативной базы об административной ответственности. Задачи работы.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 31
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Введение…………………………………………………………………….…..…3
1. Общая характеристика административной ответственности……….……….5
1.1 Понятия, цели и признаки административной ответственности…………...5
1.2 Основания и функции административной ответственности……….……….7
2. Освобождение от административной ответственности……………………..10
2.1 Крайняя необходимость……………………………………………….…….10
2.2 Невменяемость……………………………………………………………….14
2.3 Малозначительность административного правонарушения………………16
Заключение……………………………………………………………………….20
Список использованных источников…………………………………………...22
Введение
Актуальность данной темы состоит в том, что административная ответственность является необходимым стимулятором правомерного поведения, содействует воспитанию чувства нравственного и правового долга перед обществом и государством, повышению общественно-политической активности каждого гражданина. Административная ответственность применяется более широко, чем уголовная или дисциплинарная, так как административные правонарушения совершаются чаще, чем преступления и дисциплинарные проступки.
В административном праве из всех многочисленных мер административного принуждения (досмотр, задержание, изъятие и т.д.) только административные наказания и только их применение влечет наступление административной ответственности. Следовательно, административная ответственность - это реализация административно-правовых санкций, применение уполномоченным органом или должностным лицом административных наказаний к гражданам и юридическим лицам, совершившим правонарушение.
Целью реферата является раскрытие понятия, основания, специфических особенностей административной ответственности, путем изучения нормативной базы об административной ответственности.
Задачи работы:
— изучить общую характеристику административной ответственности;
— изучить обстоятельства, исключающие, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
— рассмотреть особенности привлечения к административной ответственности военнослужащих, несовершеннолетних и юридических лиц;
Объектом работы являются общественные отношения, складывающие в процессе изучения оснований освобождения от административной ответственности.
Предметом работы является совокупность правовых норм, регулирующих административную ответственность.
Методология и методика исследования. Обоснование положений и выводов, содержащихся в работе, осуществлено путем комплексного применения следующих методов: анализа, синтеза, обобщение, индукции и дедукции и многих др. способов.
1. Общая характеристика административной ответственности
1.1 Понятия, цели и признаки административной ответственности
административный ответственность военнослужащий должностной
Административная ответственность наряду с уголовной, гражданской и дисциплинарной является одним из видов юридической ответственности, устанавливаемой государством путем издания правовых норм, определяющих основание ответственности, меры, которые могут применяться к нарушителям, порядок рассмотрения дел о правонарушениях и исполнении этих мер. В административном праве из всех многочисленных мер административного принуждения (досмотр, реквизиция, задержание, изъятие и т.д.) только назначение административного наказания влечет наступление административной ответственности.
Административная ответственность - это вид юридической ответственности, который выражается в назначении органом или должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями, административного наказания лицу, совершившему правонарушение. Административная ответственность наступает за деяния, менее опасные для общества, чем преступления.
Цель административной ответственности — это, по сути, желаемый или планируемый результат, к которому стремится орган административной юрисдикции, применяя к виновному лицу меры административной ответственности.
Цели административной ответственности:
1) защита правопорядка;
2) воспитание граждан в духе уважения к закону;
3) восстановление социальной справедливости;
4) предупреждение совершения новых правонарушений.
В то же время, цели административной ответственности можно определить и через цели административного наказания как меры этой ответственности. А данные цели имеют явную предупредительную и профилактическую направленность, о чем прямо сказано в ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ: «Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами».
Административную ответственность характеризуют признаки, общие для всех видов юридической ответственности:
1) она представляет собой государственное принуждение, поскольку реализация властных полномочий осуществляется через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
2) административная ответственность - это правовое принуждение, подчиняющееся общим принципам законности и справедливости права. Административная ответственность применяется на основе правовой регламентации ее объема и пределов, нормативного установления оснований, содержания и процессуальных форм реализации конкретных административных наказаний. Нормы, регулирующие составные элементы административной ответственности, в совокупности представляют собой самостоятельный институт административного права.
3) она влечет за собой наступление неблагоприятных последствий для правонарушителей, предусмотренных санкцией правовой нормы. По содержанию меры административной ответственности выражаются в предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях лишении или ограничении прав и свобод нарушителей, поскольку иным образом оказать принудительное воздействие на этих лиц невозможно. Неблагоприятные последствия для правонарушителя могут наступать в виде лишений или ограничений морального (предупреждение), материального (штраф, конфискация) или физического характера (административный арест).
4) в мерах административной ответственности содержится итоговая правовая оценка деяния и нарушителя от имени государства. Именно административное наказание представляет собой «окончательную, последнюю инстанцию» в борьбе с правонарушениями, то есть решения вопроса по существу, и виновный в соответствии с характером и общественной опасностью совершенного подвергается административному наказанию. Данный признак юридической ответственности вообще и административной ответственности в частности ярко выражает ее специфику, а именно: осуждение виновного поведения от имени государства, государственное порицание правонарушителя.
5) всегда рассматривалась в качестве результата правонарушения, т.е. это ретроспективная, или негативная, ответственность в отличие от так называемой положительной (позитивной) ответственности, которая понимается как ответственность за порученное дело, за выполнение поставленной задачи, когда она совпадает с понятием правовой обязанности или долга.
1.2 Основания и функции административной ответственности
Под основаниями административной ответственности следует считать совокупность факторов, наличие которых может повлечь за собой данный вид юридической ответственности. Существуют три тесно взаимосвязанных основания административной ответственности: юридическое, фактическое и процессуальное основания. Отсутствие любого из них исключает саму постановку вопроса о привлечении того или иного субъекта к административной ответственности.
Нормативное основание – это наличие нормы права, предусматривающей возможность возложения ответственности.
Фактическое основание – это наличие факта правонарушения (фактически совершенного деяния), с которым связывается возникновение охранительного правоотношения, в рамках которого реализуется юридическая ответственность (административное нарушение).
Процессуальное основание – это наличие правоприменительного акта, который конкретизирует общие предписания охранительной нормы права (содержит санкции), определяет вид и меру юридической ответственности.
Для наступления реальной административной ответственности необходимо, чтобы были все три основания и именно в такой последовательности. Прежде всего, должна быть норма, устанавливающая обязанность и санкцию за ее неисполнение. Затем может возникнуть фактическое основание – противоправное деяние. При наличии нормы и деяния, ее нарушающего, уполномоченный субъект в установленном законом порядке вправе определить административное наказание за правонарушение.
Что же касается процессуального основания административной ответственности, то оно так же неотъемлемо, как нормативное и фактическое, поскольку любые нормы права, устанавливающие юридическую (в том числе и административную) ответственность, на практике реализуются посредством принятия (издания) полномочным на то органом или должностным лицом индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях соответствующих материальных и процессуальных норм.
Иными словами, нормативное и фактическое основания административной ответственности (т.е. конкретное противоправное деяние и норма права, устанавливающая административную ответственность за него) могут быть, но до издания (т.е. до наличия) соответствующего акта государства в лице его органа или должностного лица о привлечении виновного субъекта к административной ответственности за совершение им деяния в нарушение требований данной нормы (такой акт именуется как постановление о назначении административного наказания) самой административной ответственности как таковой не будет.
Фактическим основанием для наступления административной ответственности является нарушение правовых норм, охраняемых административными санкциями, – административное правонарушение (административный проступок, административный деликт).
Функции административной ответственности:
1) штрафная (карательная) – состоит в том, что административная ответственность, с одной стороны, является средством кары правонарушителя, а с другой – средством предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем (частная превенция), так и иными субъектами права (общая превенция);
2) воспитательная – состоит в целенаправленном воздействии на сознание субъектов права для формирования положительного отношения к праву;
3) компенсационная – состоит в восстановлении имущественного положения субъектов права, нарушенного в результате совершенного правонарушения.
2. Освобождение от административной ответственности
2.1 Крайняя необходимость
Одним из оснований освобождения от административной ответственности является крайняя необходимость. Для начала необходимо разобраться в понятии крайняя необходимость.
В ст.2.7. КоАП РФ сказано следующее: не является административным правонарушением причинение лицом вреда, охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
Другими словами, крайняя необходимость является одним из обоснованных средств устранения опасности, угрожающей обществу, его правам и интересам. То есть действие в состоянии крайней необходимости всегда направлена на защиту лица, либо защищает публичные интересы государства.
Самым главным основанием, квалифицирующим административное правонарушения как крайняя необходимость является опасность, создаваемая различными источниками. Это может быть умышленное или неосторожное действие лица (к примеру, создание водителем автомобиля аварийной ситуации на дороге), или же стихийные силы природы, такие как землетрясение, наводнение, пожар и др., а также технические аварии, неисправности машин или их частей механизмов, нападение животных либо физиологические процессы, происходящие в организме человека (к числу таких процессов можно отнести голод, болезни, роды.), и многие другие.