Файл: Представление результатов ОРД органу дознания, следователю, в суд.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 56
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Кризисная ситуация, сложившаяся в сфере борьбы с преступностью, несомненно является большим злом для реформирующейся России. Но нет такого зла, которое не содержало бы в себе хотя бы одного маленького зернышка пользы. Кризис правоохранительной сферы, как это не парадоксально, оказал большую услугу юридической науке, так как заставил ее работать в военном режиме. Результаты этой работы не замедлили сказаться: появились законы, давшие жизнь новым правоохранительным органам и новым видам антикриминальных технологий. Именно кризису обязаны своим появлением на свет и законы, регламентирующие оперативно-розыскную деятельность.
Законы об ОРД не только легализовали саму эту деятельность, но и публично определили направления, в которых могут использоваться ее результаты. Основной сферой применения результатов ОРД законом была названа уголовно-процессуальная деятельность. Причем данная норма не была порождением односторонней оперативно– розыскной инициативы. Уголовно-процессуальное законодательство несколькими годами ранее продемонстрировало готовность впустить в свои процедуры данные, добытые оперативно-розыскным путем. Казалось бы, проблем, связанных с применением результатов ОРД в уголовном процессе быть не должно. Однако возникла прямо противоположная ситуация: официальный статус данных ОРД и готовность уголовного судопроизводства к их функциональному применению породили (и воскресили) массу вопросов теоретического и практического свойства.
Объектом выступает порядок представления результатов оперативно-розыскной деятельности.
Предметом является правовое регулирование и проблемы правоприменения представления результатов оперативно-розыскной деятельности.
Цель данной исследовательской работы заключается в изучении оснований, порядка, пределов представления результатов оперативно-розыскной деятельности, а также проблем их право применения.
Задачи, поставленные мной для достижения вышеизложенной цели:
- Определить правовую сущность понятия «результаты оперативно-розыскной деятельности» согласно нормам российского законодательства;
- Раскрыть порядок и пределы представления результатов оперативно-розыскной деятельности
- Изложить порядок представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд;
- Рассмотреть использование результатов оперативно-розыскной деятельности для выявления преступлений и лиц, причастных к их совершению, а также проблемы право применения;
- Изучить использование результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам, а также проблемы право применения;
Нормативная база исследования включает в себя международные нормативные акты, Конституцию Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Федеральные законы Российской Федерации, Определения конституционного суда и др.
Кроме того, в исследовании использованы труды различных известных исследователей, а также материалы судебной практики конституционного Суда Российской Федерации, другие материалы юридической практики, а также учебная литература.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЕРАТИВНО – РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОРЯДОК ИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
1.1. Правовая сущность понятия «результаты оперативно-розыскной деятельности»
Прежде чем приступить к рассмотрению порядка предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности проанализируем теоретические аспекты самого понятия и выявим его юридическую природу.
Категория «результаты оперативно-розыскной деятельности» не имеет однозначной трактовки в правовой науке и на практике. Так В.С. Борщов понимание данную категорию как завершающий итог, заканчивающийся реализацией в уголовном процессе фактических данных в качестве оперативных доказательств, образованных в результате проведения комплекса негласных и иных оперативно-розыскных мероприятий в рамках ведения дела оперативного учета»[1]. анализируя данное определение, полагаю, что оно не представляется достаточно конкретным и ясным по отношению к обстоятельствам совершения преступления и не являются убедительными в части получения их в рамках конкретного дела оперативного учета. Логично предположить, что если нет рамок дела, то не будет и результатов ОРД. Что представляется в корне не верным суждением, поскольку в процессе предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования зачастую возникает необходимость незамедлительного получения оперативных сведений и принятия, неотложных мер по проверке готовящегося или совершённого преступления без процедуры заведения дел.
Проанализируем понятие «результат оперативно-розыскной деятельности» данное в уголовном процессуальном кодексе РФ[2] можно сказать, что основной акцент поставлен на непосредственное обнаружение предметы и документы, которые имеют прямое отношение к криминальному событию. Таким образом под результатами ОРД, следует понимать не только сведения, но и сами материальные объекты, как источники таких сведений.
Анализ положений ст. 11 ФЗ РФ «Об ОРД» свидетельствует, что законодатель активно использует термин «результаты оперативно-розыскной деятельности», но не раскрывает вкладываемого в него содержания. Для восполнения этого пробела в юридической литературе комментаторами ФЗ РФ «Об ОРД» предлагаются соответствующие дефиниции.
Так по мнению В.Л. Ильиных, результаты ОРД представляют собой информацию, собранную оперативными подразделениями отношении проверяемых лиц и фактов. По смыслу ФЗ РФ «Об ОРД», они должны иметь определенное документальное оформление, примером может случит, документарная форма представления, фото- или видеосъемка и т.п.
На наш взгляд, вышеизложенные определения и термины не дают исчерпывающий характер результатов оперативно-розыскной деятельности как юридической категории, поскольку не включают в себя данные об обстоятельствах совершения общественно-опасных деяний и лицах, совершивших их.
С учетом вышеизложенного можно сформулировать наиболее оптимальное определение результатов оперативно-розыскной деятельности. Так под ним стоит понимать информацию, полученную в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий, содержащихся в справках или рапортах оперативного сотрудника, проводившего ОРМ, в сообщениях засекреченных источников, в заключениях различных организаций или учреждений в форме фотосъемки, видеоматериала или записях, произведенных в процессе проведения ОРМ, полученных гласно или негласно.
Уголовное судопроизводство и результаты ОРД можно рассматривать как единую систему двух элементов, которые можно охарактеризовать как не процессуальное и процессуальное соответственно. Проявляется это в получении информации, ее использовании, принятии решений как процессуального, так и оперативно-розыскного характера.
При проведении даже одного оперативно-розыскного мероприятия в ОРД может достигаться решение конкретной оперативно-розыскной задачи. В качестве результата в данном случае выступает наличие конкретной и достоверной информации об общественно-опасном деянии, которое может быть достаточно для возбуждения уголовного дела, проведения отдельных следственных действий или их совокупности.
Следует также отметить, что результаты ОРД имеют не только процессуальное, но и самостоятельное оперативно-розыскное значение, что прямо закреплено в ст. 11 ФЗ об ОРД.
На практике результаты ОРД проявляются лишь в качестве информации, которая может быть легализована в официальных следственных действиях и представлена как их результат. Это может быть вызвано причинами, связанными с реализацией оперативно-розыскного принципа конспирации, преимущественно негласных начал этой деятельности.
Межведомственная Инструкция о порядке представления результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд определяет результаты ОРД несколько иначе, чем Уголовно-процессуальный РФ и ФЗ об ОРД: фактические данные, полученные оперативными подразделениями в установленном ФЗ об ОРД порядке, о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших, а также о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ[3]. Данное определение представляется более глубоким и раскрытым, поскольку объединяет в себе основной видовой признак результатов ОРД как фактических данных о признаках конкретного свойства и указание на субъекты и порядок их получения. Из этого можно сделать вывод, что фактически собранная информация относительно преступления должна соответствовать объективной действительности и не вызывать сомнения с точки зрения их достоверности. Так не все результаты ОРД можно признавать в качестве достоверных, поскольку они подлежать дальнейшей проверке, опровержению или подтверждению. Это обусловлено тем, что собранная информация по делу может быть лишена конкретики, полноты, содержательности или логичности. В любом случае данные подлежат проверке не только в силу ее субъективности, но и потому, что конфидент мог быть специально дезинформирован, сознательно вводит в заблуждение оперативного работника и т.д.
Конституционный суд РФ также в своем определении отмечает, что результаты ОРД являются лишь сведениями об источниках тех фактов, которые, будучи полученными с соблюдением требований ФЗ об ОРД, могут стать доказательствами только после закрепления их надлежащим процессуальным путем, а именно на основе соответствующих норм уголовно-процессуального закона[4].
В ОРД результаты ОРД применяются в качестве оснований для проведения конкретного оперативно-розыскного мероприятия, определения тактики его проведения. подобные действия могут базироваться на предположениях и вариантах, первично собранной информации, которая подлежит апробации и только после ее подтверждения может быть использована в качестве факта.
Результаты ОРД применяются в качестве обоснования оперативно-розыскного мероприятия, при этом полученные результаты одного мероприятия могут быть базой для проведения последующих мероприятий в ОРД. В этом случае они выполняют роль определения направления реализации
Направления использования результатов ОРД зафиксированы в ФЗ об ОРД, в частности они могут быть использованы в процессе подготовки и проведения судебных и следственных действий, осуществлению оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию общественно-опасных деяний, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших.
Следует отметить, что результаты ОРД могут быть использованы в качестве основания возбуждения уголовного дела[5].
1.2 Представление результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд
Результаты ОРД подлежать представлению органу дознания, следователю, прокурору или в суд осуществляется на основании Постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, и означает передачу в установленном законодательством Российской Федерации и Инструкцией порядке конкретных оперативно-служебных документов, которые после определения их относимости и значимости для уголовного судопроизводства могут быть приобщены к возбужденному уголовному делу.
Материалы об используемых или использованных при проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах ОРД, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках и о лицах, оказывающих (оказывавших) им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий составляют государственную тайну.