Файл: Теоретикометодологические аспекты общественного порядка и общественной безопасности 6.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 235
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.2. Особенности обеспечения охраны общественного порядка и безопасности
В современной научной литературе общественный порядок связывается только с правовыми нормами и трактуется как урегулированные законодательством социальные связи, складывающиеся, как правило, в публичных (общественных) местах.
Под публичными (общественными) понимаются улицы, площади, транспортные магистрали, транспорт общего пользования, аэропорты, вокзалы, пристани, парки, жилые микрорайоны, спортивно-зрелищные объекты и другие места общения (нахождения) людей, в которых удовлетворяются их различные жизненные потребности и которые свободны для доступа неопределенного круга лиц5. Общественный порядок может быть нарушен и в непубличных местах, в частности в жилище, когда ущемляются права других граждан, в т. ч. и членов семьи (например, громкая музыка, крики в ночное время в квартире многоэтажного дома, семейно-бытовой конфликт и т. п.).
В связи с этим применительно к Федеральному закону «О полиции» обеспечение правопорядка можно охарактеризовать как осуществляемую в публичных (общественных), а при наличии сведений о возникшей угрозе безопасности личности, общества или государства – и в иных местах деятельность полиции по надзору за соблюдением действующего там законодательства и защите жизни, здоровья, чести, достоинства человека и гражданина, собственности, других прав и свобод физических и юридических лиц, интересов общества и государства от преступных и административно наказуемых посягательств, а также общественно опасных событий6.
Утвержденное приказом МВД РФ от 29 января 2008 г. № 81 Наставление об организации комплексного использования сил и средств органов внутренних дел РФ по обеспечению правопорядка в общественных местах детально регламентирует вопросы обеспечения правопорядка в общественных местах7.
Понятием «обеспечение правопорядка в общественных местах» охватывается и обеспечение общественной безопасности, т. е. защита всех и каждого от неосторожных противоправных деяний, последствий использования источников повышенной опасности, стихийных сил природы, катастроф, аварий и т. п.
Вместе с тем специфика и особая значимость ряда направлений обеспечения общественной безопасности обусловили выделение такого направления деятельности полиции, как обеспечение безопасности дорожного движения (п. 7 ч. 1 ст. 2). Выделение этого направления связано с особой значимостью данной проблемы и роли полиции в ее решении.
Достаточно сказать, что ежегодно в России происходит более 200 тыс. дорожно-транспортных происшествий, в результате которых получают ранения свыше 257 тыс. человек, а погибают около 26 тыс.
Основные требования к организации данной работы установлены в Административном регламенте МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
На основе выше изложенного можно сделать вывод о том, что правая охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности характеризуются определенными особенностями как в организации, так и в тактике ее осуществления и это зависит от:
местности, времени, от погодных условий, квалифицированных кадров и численности личного состава органов внутренних дел;
от наличия полного обеспечения техническими, пециальными средствами сотрудников. На сегодняшний день основная задача по обеспечению лежит на различных подразделениях органов внутренних дел8.
Именно они занимаются созданием и динамичным развитием системы общественной безопасности. В данном случае под этим понятием понимают совокупность общественных взаимоотношений, которые складываются в общественных местах различного вида на основе норм права и других социальных норм, направленные на обеспечение нормальных условий для труда и отдыха людей, а также уважения людей по отношению друг к другу.
Глава 2. Деятельность полиции по пресечению и предупреждению правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность
2.1 Организационные и тактические принципы охраны общественного порядка подразделениями полиции
Организационные и тактические (или специальные) принципы охраны общественного порядка подразделениями полиции являются производными от социально-правовых принципов и используются для их наилучшей реализации.
К организационным принципам охраны общественного порядка относятся:
1) Принцип комплексного подхода к охране общественного порядка, состоящий в использовании множества согласованных мер, направленных на предупреждение, пресечение правонарушений, повышение эффективности воздействия на правонарушителей.
2) Территориальный, отраслевой, линейно-зональный принципы построения и функционирования аппаратов и подразделений органов внутренних дел. Территориальный принцип заключается в организации охраны общественного порядка по зонам профилактического обслуживания, патрульным районам, участкам.
Он позволяет лучше знать особенности оперативной обстановки, повышать ответственность каждого сотрудника за состояние общественного порядка, усиливать контроль за его работой и тем самым способствовать повышению эффективности использования сил и средств в охране общественного порядка9.
Специализация дает возможность личному составу глубоко изучить задачи, формы и методы работы, проблемы охраны общественного порядка, выявить и внедрять передовой опыт соответствующей отрасли, разрабатывать мероприятия по совершенствованию служебной деятельности.
3) Принцип единоначалия и персональной ответственности, способствующий в условиях особой дисциплины необходимости слаженной и четкой работы по борьбе с правонарушениями. Единоначалие в органах внутренних дел не исключает коллегиальности, которая проявляется в обсуждении вопросов охраны общественного порядка на заседаниях коллегий, на служебных совещаниях.
Деятельность полиции по охране общественного порядка эффективна лишь при условии грамотного, научно обоснованного использования тактических принципов ее осуществления, к которым следует отнести:
Комплексное использование и тесное взаимодействие сил и средств в охране общественного порядка.
Тесная связь организационных и практических мер по охране общественного порядка предполагает сочетание организационных и тактических принципов, придает им взаимообусловленный характер. Комплексное использование и тесное взаимодействие сил и средств как тактический принцип означает целенаправленную и согласованную деятельность подразделений полиции по обеспечению общественного порядка, личной безопасности граждан и общественной безопасности10.
Профилактическая направленность правоохранительной деятельности, которая выражается в выдвижении на первый план задач по борьбе с правонарушениями: выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений, предупреждению возможных антиобщественных действий.
Непрерывность охраны общественного порядка, вытекающая из необходимости постоянной охраны общественного порядка в различных населенных пунктах. Его реализация тесно связана со своевременным предупреждением, пресечением правонарушений и задержанием виновных. Поэтому данный принцип не означает, что непрерывность охраны порядка и безопасности нарядами полиции должна осуществляться повсеместно. Наряды полиции для несения патрульно-постовой службы выставляются, прежде всего, в тех местах и в то время, где и когда возможно совершение правонарушений11.
Высокая активность по пресечению правонарушений, представляющая собой инициативу сотрудников полиции, принятие ими решительных мер по защите прав граждан, интересов общества и государства от противоправных посягательств, своевременное пресечение хулиганства и других правонарушений.
Наличие резерва сил и средств. Это непреложный принцип охраны общественного порядка и общественной безопасности. В населенных пунктах почти ежедневно появляется необходимость решения внезапно возникающих задач или оказания срочной помощи подразделениям и нарядам при различных изменениях оперативной обстановки. В обычных условиях оперативной обстановки в тактике считается нормальным иметь резерв 10-15% от численности задействованных сил и средств12.
Начальник органов внутренних дел, командир строевого подразделения патрульно- постовой службы, израсходовавший резерв, должен создать новый. Состав резерва, место его нахождения, порядок использования определяет начальник, организующий службу, с учетом конкретной обстановки. Чем сложнее обстановка, тем больше сил и средств нужно иметь в резерве.
Подводя итог можно сделать следующий вывод. Охрана общественного порядка и безопасности осуществляется посредствам организационных и тактических принципов. К организационным принципам относятся: принцип комплексного подхода, территориальный принцип, отраслевой принцип, линейно-зональный принцип, принцип единоначалия и персональной ответственности. К тактическим принципам относятся: принцип комплексного использования и тесного взаимодействия, принцип профилактической направленности, принцип непрерывности охраны общественного порядка и безопасности, принципы сосредоточения и гибкости.
2.2.Организация и тактика пресечения групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков
Групповые нарушения общественного порядка похожи на массовые беспорядки, но они более локальны, по времени не так продолжительны, не сопровождаются погромами и поджогами, направлены против общественного порядка.
Для предотвращения возникновения массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка необходимо проводить профилактическую работу по выявлению и устранению условий, способствующих их возникновению.
Адекватно и быстро реагировать на информацию о хулиганских действиях, в целях предотвращения нарастания беспорядков. Тактически грамотные действия подразделений полиции могут предотвратить начало массовых беспорядков, а при возникновении таковых, осуществить мероприятия по их пресечению с минимальным ущербом.
Руководство по пресечению массовых беспорядков возлагается на оперативный штаб, работа которого готовится заранее по разработанному типовому плану.
В плане предусматривается деление личного состава ОВД на группы в соответствии с решаемыми задачами, к которым относятся:
локализация мест массовых беспорядков;
установление и задержание организаторов массовых беспорядков и
наиболее активных участников;
разделение и рассеивание толпы;
ликвидация последствий массовых беспорядков;
проведение следственных действий в целях привлечения к ответственности зачинщиков массовых беспорядков.
Для сбора информации создается группа оперативного информирования из сотрудников ОВД. В их распоряжение выделяют автотранспорт, возможно патрульные вертолеты. Для получения доказательной базы необходимо использовать средства фото- и видео фиксации, с привлечением соответствующих специалистов13.
В соответствии со ст. 16 Закона о полиции14 предусмотрено проведение оцепления. С его помощью решается задача по локализации массовых беспорядков. В оцепление привлекаются Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, патрульно-постовой службы (пешие и конные), ДПС ГИБДД, курсанты институтов МВД России. Для поддержки используют пожарные части, бронегруппы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.