Файл: Теоретикометодологические аспекты общественного порядка и общественной безопасности 6.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 233
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для охраны общественного порядка во время массовых мероприятий привлекается личный состав территориальных ОВД, а также, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и курсанты учебных заведений МВД России. В зависимости от масштаба мероприятия и прогнозируемой ситуации может создаваться оперативный штаб по управлению привлекаемыми силами и средствами.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ, военнослужащие (сотрудники) войск национальной гвардии вправе производить оцепление (блокирование) участков местности (акватории):
1) при ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций, при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и (или) эпизоотий;
2) при проведении мероприятий по пресечению массовых беспорядков и иных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций.
На основании данных, полученных от администрации и организаторов массового мероприятия, проводится планирование обеспечения безопасности проводимого мероприятия. Количество участников, вид мероприятия, место и время его проведения позволяет определить границы и зоны оцепления, численность и расположение привлекаемых сил. Определение маршрутов следования колонн и необходимость в выставлении соответствующих постов ДПС и других заслонов, а также распределение сил МЧС (пожарная техника и скорая медицинская помощь). На случай возникновения нештатной ситуации формируется резерв из подразделений Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации15.
Рекомендуется провести рекогносцировку на месте будущего массового мероприятия, определить техническое состояние маршрута массового мероприятия и пропускную способность самых узких мест, наметить места расстановки сил и средств, получить информацию о количестве и намерениях, идеологической позиции участников. Личный состав ОВД, выделяемый для обеспечения общественного порядка при проведении массовых мероприятий должен быть психологически готов и обучен навыкам работы с толпой. Особое внимание следует уделить наличию средств фото- и видеосъемки. В дальнейшем это окажет существенную помощь при разборе конфликтных ситуаций.
Эффективно выделение следующих сил для охраны общественного порядка; оцепления; постов охраны общественного порядка и наблюдения на подходах к месту проведения массовых мероприятий; групп быстрого реагирования и следственно-оперативных групп готовых к немедленному выезду на место происшествия; патрулей; групп документирования; постов регулирования дорожного движения; групп резерва.
При оцеплении (блокировании) участков местности может быть ограничено или запрещено движение транспорта и пешеходов, если это необходимо для обеспечения общественного порядка и безопасности граждан, проведения следственных действий, охраны места происшествия, проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также для защиты объектов собственности, которым угрожает опасность16.
Действия по оцеплению (блокированию) могут проводиться также в отношении жилых помещений, иных строений, принадлежащих гражданам и организациям, если это необходимо для предотвращения очевидной опасности для жизни и здоровья, находящихся там лиц, которые не могут быть защищены каким- либо иным способом.
Оцепление в виде цепочек, выставляется по направлениям перемещения участников мероприятия. На месте проведения мероприятия может быть произведено построение крестом для выделения разграничительных квадратов в местах размещения участников мероприятия и зрителей
Для усиления оцепления могут использоваться специальные металлические барьеры, грузовые автомобили, автобусы, военная техника. Большой эффект при обеспечении общественного порядка в ходе массовых мероприятий может иметь организация конных патрульных групп. Использование конных патрульных групп позволяет патрулировать больший участок территории, оперативно реагировать на нарушения общественного порядка, эффективно проводить рассечение и направление толпы.
При возникновении нештатной ситуации и забрасывании сотрудников правопорядка камнями, палками и другими подобными вещами, используется построение «черепаха». При данном построении передний ряд сотрудников опускает нижний край защитных щитов на грунт, укрываясь за ними и осуществляя наблюдение за поведением толпы через смотровые отверстия в верхней части щитов. Сотрудники, находящиеся по краям других рядов, осуществляют аналогичные действия, защищая фланги.
Для защиты личного состава от возможного использования слезоточивых и раздражающих веществ необходимо предусмотреть оснащение сотрудников средствами защиты органов дыхания и глаз (противогазами)
17.
При прохождении колон предусматриваются группы сопровождения, для проведения участников к месту сбора и прохождения постов заграждения. Для фиксации правонарушений организуются посты наблюдения, оборудованные средствами связи, кино-, фото-, видеоаппаратурой. Для организации оперативного взаимодействия, задействованных в охране правопорядка сил, формируется группа обеспечения связи. Сигналы оповещения и режим работы радиосредств определяются руководством и доводятся до личного состава на инструктаже перед заступлением на службу.
Об ограничениях движения транспорта и доступа граждан в места проведения массовых мероприятий, изменениях маршрутов общественного транспорта заблаговременно оповещают через средства массовых информации. Доступ граждан, проживающих или работающих в местах ограничения перемещения, осуществляется по предъявлению документов с указанием регистрации или пропуска, исходя из возможности безопасного доступа к месту жительства или работы.
По мере завершения мероприятия и расхождения его участников последовательно снимаются посты заграждения и оцепление. Средства защиты сдаются на склад вооружений, техника возвращается на места стоянок. В заключении подводятся итоги несения службы личным составом, оцениваются действия сотрудников основных и приданных служб и подразделений.
Кроме того, следует конкретизировать ряд положений Устава патрульно-постовой службы полиции, утвержденного приказом МВД России от 11.03.2012 № 160, так как в настоящее время данный нормативно-правовой акт не полностью отражает вопросы обеспечения правопорядка при проведении публичных мероприятий. В указанном документе закреплены лишь цели и задачи органов внутренних дел при проведении публичных мероприятий, а порядок организации и осуществление их выполнения не определен
Таким образом, чаще всего нарушение общественного порядка происходит при проведении массовых мероприятий. Задача обеспечения безопасности населения при массовых мероприятиях ложится на плечи органов внутренних дел. Органы внутренних дел часто выступают и организаторами массовых мероприятий. В связи с этим очень важным становится вопрос разработки основных правил организации и проведения таких мероприятий.
Основными законодательными актами, регулирующими проведение массовых мероприятий, выступают: Конституция РФ, федеральные законы «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», «О полиции» и т.д. Правила применения мер принуждения сотрудниками полиции при обеспечении общественной безопасности во время массовых мероприятий закреплены в законе «О полиции».
2.3. Предупреждение и пресечение правонарушений против порядка управления, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность
Для обеспечения охраны порядка управления, общественного порядка и общественной безопасности привлекается личный состав ОВД и Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ, войска национальной гвардии наделены следующими полномочиями:
1) требовать от граждан соблюдения общественного порядка;
2) требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий;
3) пресекать преступления, административные правонарушения и противоправные действия.
ОВД играют основную роль в обеспечении порядка управления, общественного порядка и общественной безопасности. Для обеспечения указанных функций личный состав ОВД подразделяется на наряды, подразделения и группы. Данные структурные единицы обеспечиваются связью, транспортом, необходимыми средствами индивидуальной безопасности, специальными и техническими средствами, оружием.
Наряд – наименьшая структурная единица, включающая в себя, как правило, двух – трех человек. –
По решению оперативного начальника в случаях осложнения обстановки наряд может быть увеличен до отделения в 10 человек. Старшим наряда определяется наиболее опытный сотрудник. Наряды подразделяются на оперативные (состоящие только из сотрудников ОВД) и оперативно-войсковые (включающие также военнослужащих Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации).
К.Г.Прокофьев выделяет следующие виды нарядов, осуществляющих охрану общественного порядка и общественной безопасности: патруль, патрульная группа, цепочка, контрольно-пропускной пункт, контрольный пост полиции, пост охраны порядка, пост охраны объекта, пост регулирования дорожного движения и др18.
Патруль представляет собой передвижной наряд из нескольких сотрудников ОВД, передвигающийся по контролируемой территории пешим порядком или на транспорте (конный, на служебном автомобиле, мотоцикле).
Патрульная группа объединяет в себе несколько пеших сотрудников и автомобильный патруль, подчиненные единому руководству.
Цепочка представляет собой группу сотрудников, осуществляющих оцепление определенной территории для обеспечения проведения на ней определенных операций или иных мероприятий.
Контрольно-пропускной пункт – наряд из трех – пяти человек, выставляемый для ограничения движения посторонних в определенном месте и проверки пропускного режима при возникновении на определенной территории чрезвычайных ситуаций или проведении мероприятий.
Контрольный пост полиции – наряд, выставляемый для обеспечения взаимодействия при выявлении и задержании лиц и автотранспорта.
Пост охраны общественного порядка – участок местности или место, на котором обеспечивается постоянное присутствие сотрудников ОВД для обеспечения функций по охране общественного порядка.
Пост охраны объекта представляет собой наряд, выставляемый для охраны особо важных объектов.
Пост регулирования дорожного движения – наряд, предназначенный для обеспечения безопасности дорожного движения.
Заслон – наряд или группа подразделений, предназначенные для блокирования определенной местности или перекрывания определенных транспортных направлений при проведении специальных операций.
Резерв представляет собой наряд, предназначенный для усиления уже задействованных сил и средств в случае осложнения оперативной обстановки.
Наряд сопровождения – группа сотрудников, выделяемая для сопровождения важных грузов и граждан в целях обеспечения безопасности в пути их следования.
Совокупность элементов, условий и факторов, влияющих на деятельность ОВД, получила название «оперативная обстановка», которая фактически включает в себя все многообразие именно тех сторон объективной действительности, которые учитываются и оцениваются в процессе организации деятельности ОВД19.
Специфика правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, заключается в том, что, как правило, они совершаются при большом скоплении народа, поэтому при определении тактики действий сотрудников ОВД необходимо, чтобы действия были правомерными, решительными, но при этом не влекли опасность для окружающих, не были грубыми и провоцировали повышение уровня конфликтности ситуации. Действия должны быть тактически продуманными и справедливыми.
В случае групповых нарушений общественного порядка, сотрудники ОВД должны обязательно учитывать деиндивидуализацию человека в толпе. В такой ситуации большое значение имеют навыки и знания психологических приемов работы с большой группой людей, выделения лидера, нейтрализации зачинщиков противоправных действий, рассечения толпы на более мелкие группы и блокирования их. Выбор конкретной тактики действий обуславливается типом мероприятия, конкретным нарушением и местом его совершения, складывающейся ситуацией.