Файл: Теоретикометодологические аспекты общественного порядка и общественной безопасности 6.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 234
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
На месте обращается особое внимание на лиц, выглядящих или ведущих себя подозрительно (одетых не по сезону, пытающихся скрыться при виде наряда, проявляющих беспокойство, ведущих себя излишне шумно).
Достаточно действенным методом предупреждения правонарушений можно считать нахождение на посту и своевременное патрулирование участков сотрудниками ОВД в форменной одежде. Сотрудники ОВД должны умело использовать приемы, основанные на методе убеждения: общение с нарушителями и гражданами ведется спокойным уверенным тоном. Сотрудник обязан потребовать прекратить нарушение общественного порядка20.
При этом он может попросить предъявить документы. При проверке документов сотрудник должен располагаться на некотором отдалении от нарушителя (позволяющем избежать внезапно нанесенного удара) вполоборота к нарушителю. Такое положение позволит при проверке документов периферическим зрением контролировать действия нарушителя. Сотрудник ОВД может задавать лицу уточняющие и контрольные вопросы. Если документы вызывают сомнения или в уже совершенных действиях содержится состав правонарушения, сотрудник полиции может предложить нарушителю проследовать с ним в отделение. В случае отказа от данных требований, сотрудник ОВД обязан предупредить о возможности применения к нарушителю физической силы и специальных средств.
Таким образом, как верно отмечалось А.В. Куяновой и А.Е. Юрициным, «тактика охраны общественного порядка направлена не только на выявление, пресечение (раскрытие, расследование и др.) правонарушений в сфере охраны общественного порядка, но, прежде всего, на его поддержание и укрепление, предупреждение (профилактику) правонарушений.
Такая направленность правоохранительной деятельности в указанной сфере является одновременно особенностью и принципом тактики охраны общественного порядка».
Таким образом, на руководстве по предотвращению и пресечения групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков лежит особая ответственность. Правильная координация взаимодействия привлеченных сил их грамотная расстановка определяет успех мероприятий по восстановлению правопорядка. При этом только тактически грамотные действия руководства и всех привлеченных сил могут обеспечить успех проведения операции по пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков.
Заключение
Таким образом, обеспечение правопорядка – это основной вид деятельности сотрудников органов внутренних дел в целом и патрульно-постовой службы полиции в частности. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность – одни из наиболее распространённых правонарушений, выявляемых органами внутренних дел.
Знание тактики выявления и пресечения вышеуказанных административных правонарушений важно для правильного понимания неблагоприятных последствий, которые могут наступить в отношении сотрудников полиции, нарушивших процессуальные нормы либо не соблюдающих меры безопасности при пресечении правонарушений.
Федеральный закон Российской Федерации «О полиции» регулирует определенные стороны деятельности полиции, координирует действия по обеспечению общественной безопасности в чрезвычайной обстановке. Общие положения закона распространяются на деятельность ОВД в любых условиях обстановки, в том числе и чрезвычайной. Обозначенная правовая основа закона о применении физической силы, специальных средств и оружия относится и к субъектам их применения вне зависимости от обстановки.
В соответствии с названными нормативно-правовыми актами, сотрудники полиции при обеспечении общественного порядка наделены государственно-властными полномочиями по применению довольно широкого круга мер административного принуждения.
В этой связи можно выделить ряд основных выводов, к которым автор пришел в ходе проведенного дипломного исследования.
При проведении массовых мероприятий чаще всего происходит нарушение общественного порядка. В связи с этим очень важным становится вопрос разработки основных правил организации и проведения таких мероприятий. Основными законодательными актами, регулирующими проведение массовых мероприятий, выступают: Конституция РФ, федеральные законы «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», «О полиции» и т.д. Правильная координация взаимодействия привлеченных сил, их грамотная расстановка определяет успех мероприятий по восстановлению правопорядка. При этом только тактически грамотное применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, а также всех привлеченных сил могут обеспечить успех проведения операции по пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков.
Для охраны общественного порядка во время массовых мероприятий привлекается личный состав территориальных ОВД, а также, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и курсанты учебных заведений МВД России. Специфика правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, заключается в том, что, как правило, они совершаются при большом скоплении народа, поэтому при определении тактики действий сотрудников ОВД необходимо, чтобы действия были правомерными, решительными, но при этом не влекли опасность для окружающих, не были грубыми и провоцировали повышение уровня конфликтности ситуации. Действия должны быть тактически продуманными и справедливыми.
Основными целями любого вида задержания является пресечение совершаемого правонарушения либо возможных попыток оказать противодействие расследованию или скрыться, обеспечение возможности дальнейшего судебного рассмотрения. В этой связи, задержание и доставление в полицию лиц, подозреваемых в совершении преступлений и административных правонарушений, должны осуществляться самыми подготовленными и опытными сотрудниками, которые способны пресечь любые попытки бегства, а также способны предотвратить любые попытки причинения задержанным лицом вреда собственной жизни или здоровью, или жизни и здоровью окружающих.
Таким образом, обеспечивая общественную безопасность, ОВД осуществляют систему мероприятий совместно с государственными и другими органами, организациями и учреждениями, а также отдельными гражданами в целях обеспечения жизненно важных интересов личности, общества и государства в любых условиях обстановки.
В этой связи можно сделать ряд рекомендаций, которые будут полезны для сотрудников органов внутренних дел, в их практической служебной деятельности:
Следует разработать и нормативно закрепить инструкцию или методические рекомендации для проведения учебных занятий для сотрудников полиции по задержанию правонарушителей в различных условиях.
Библиографический список
-
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета. – 2015. – № 620 -
Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «О полиции»// «Собрание законодательства РФ», 14.02.2011, № 7, ст. 900. -
Приказ МВД России от 29.01.2008 N 80 (ред. от 12.02.2015) «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции" (вместе с «Уставом патрульно-постовой службы полиции») (Зарегистрировано в Минюсте России 05.03.2008 N 11290)// «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», № 27, 07.07.2008. -
Административная деятельность органов внутренних дел. Часть Особенная; учебник / под ред. д-ра юрид. наук, проф. А. П. Коренева. - М.: МЮЙ МВД России: «Щит-М», 2016. - 389 с. -
Ахметов, Р. С., Литвин, Д. В., Лупырь, В. Г., Новиков, С. Н.Формирование мотивационно-потребностной сферы и специальных психических свойств, обеспечивающих деятельность сотрудников полиции в экстремальных ситуациях // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2016. - № 4. - С. 49-54. -
Давыдов, Л. В., Ткаченко, А. Ю., Бантюков, И. Б. Некоторые особенности применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции в различных ситуациях служебно-профессиональной деятельности // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2016. - № 10-7. - С. 75-77. -
Камилов М.А. Определение общественной безопасности в соответствии с новой Концепцией общественной безопасности в Российской Федерации.//Административное и муниципальное право. -2014. -№8. -C. 775. -
Постольник В. А. Организация и тактика действий сотрудников полиции по охране общественного порядка и борьбе с преступностью: практикум / В. А. Постольник. – М.: 2016. – 52 с. -
Шоронов О. В. Практикум специальных тактических заданий по тактико-специальной подготовке. Учебно-метод. пособие. Издательство ПГУ. Пенза, 2015. – 773с. -
Прокофьев, К. Г. К вопросу о классификации публичных мероприятий в Российской Федерации / К. Г. Прокофьев // Юридический вестник. – Самара, 2017. – № 3. – 28 с. -
Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел: учебник. 2-е изд., перераб. и доп./Под ред. В.Я. Кикоть, С.Я. Лебедев, Н.В. Румянцев. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 488 с. -
Миронов А.Н. Правовые основы деятельности органов местного самоуправления по обеспечению общественной безопасности //Административное и муниципальное право. -2015. -№3. -C. 248-255. -
Михайлюк В.А., Водолазский А.В. Организация и тактические способы действий сотрудников органов внутренних дел при пресечении массовых беспорядков: учеб.-практ. пособие. Краснодар, 2017. – 334с. -
Мырзабергенова Ж. Р. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 3711–3715 -
Рыжаков, А. П. Уголовный процесс: учебник для вузов - 3-е изд. испр. и доп. - М.: Издательство НОРМА, 2016. - 389 с.
1 Рыжаков, А. П. Уголовный процесс: учебник для вузов - 3-е изд. испр. и доп. - М.: Издательство НОРМА, 2016. – С.34.
2 Мырзабергенова Ж. Р. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 3711–3715
3 Михайлюк В.А., Водолазский А.В. Организация и тактические способы действий сотрудников органов внутренних дел при пресечении массовых беспорядков: учеб.-практ. пособие. Краснодар, 2017. – С.56
4 Миронов А.Н. Правовые основы деятельности органов местного самоуправления по обеспечению общественной безопасности//Административное и муниципальное право. -2015. -№3. -C. 248-255.
5 Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел: учебник. 2-е изд., перераб. и доп./Под ред. В.Я. Кикоть, С.Я. Лебедев, Н.В. Румянцев. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. С.10
6 Миронов А.Н. Правовые основы деятельности органов местного самоуправления по обеспечению общественной безопасности//Административное и муниципальное право. -2015. -№3. -C. 248-255.
7 Приказ МВД России от 29.01.2008 N 80 (ред. от 12.02.2015) «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции" (вместе с «Уставом патрульно-постовой службы полиции») (Зарегистрировано в Минюсте России 05.03.2008 N 11290)// «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», № 27, 07.07.2008.
8 Административная деятельность органов внутренних дел. Часть Особенная; учебник / под ред. д-ра юрид. наук, проф. А. П. Коренева. - М.: МЮЙ МВД России: «Щит-М», 2016. – С.108
9 Давыдов, Л. В., Ткаченко, А. Ю., Бантюков, И. Б. Некоторые особенности применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции в различных ситуациях служебно-профессиональной деятельности // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2016. - № 10-7. - С. 75-77.
10 Административная деятельность органов внутренних дел. Часть Особенная; учебник / под ред. д-ра юрид. наук, проф. А. П. Коренева. - М.: МЮЙ МВД России: «Щит-М», 2016. – С.67
11 Ахметов, Р. С., Литвин, Д. В., Лупырь, В. Г., Новиков, С. Н.Формирование мотивационно-потребностной сферыи специальныхпсихических свойств, обеспечивающих деятельность сотрудников полиции в экстремальных ситуациях // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2016. - № 4. - С. 49-54.