Файл: Теории возникновения права и государства (Исторические предпосылки возникновения права).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 225
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Государства и право: понятие, функции и признаки
1.1 Понятие, функции и признаки государства
1.2 Понятие, функции и признаки права
Глава 2. Основные концепции генезиса государства
2.1 Исторические предпосылки возникновения государства
2.2 Общая характеристика основных теорий происхождения государства
Глава 3. Основные концепции генезиса права
3.1 Исторические предпосылки возникновения права
3.2 Общая характеристика основных теорий происхождения права
Насилие имеет место быть в обществе, правительство в исполнении своих функций применяет насильственные способы, защита интересов может стать причиной саморазрушения общества и государства, люди не являются биологически равными, все без исключения перечисленное выше считается неверным с целью формирования страны. Если возможно сформировать государство насильственным путем, то его можно и разрушить. Особое внимание также следует уделить ирригационной теории происхождения государства, перейдем к ее рассмотрению.
Ирригационная или водная теория возникновения государства выдвигалась многими мыслителями Древнего Востока, частично К. Марксом. Суть ее состоит в том, что люди селились возле берегов рек, вода была самым сильным источником. Крестьяне не имели возможности одни эффективно использовать ресурсы крупных рек, для этого нужно было объединение всех людей. Таким образом и возникло государство, сплотив людей единой целью.[32]Теперь рассмотрим классовую теорию происхождения государства.
К. Маркс и Ф.Энгельс считаются основными представителями классовой теории происхождения государства. Главная сущность концепции состоит в том, что государство возникло в силу экономических причин: общественного разделения труда, возникновения частной собственности, а после распада общества на классы с противоположными экономическими интересами. В замену родоплеменной организации наступает государство. Государство особыми средствами регулирования и органами удерживает противостояние классов, гарантирует в большей части интересы экономики властвующего класса. В данной концепции государство сформировалсь в результате раскола общества на классы, то можно сделать вывод о том, что государство исторически приходящее, временное явление.
Государство, по марксистской теории, сформировалось вместе с происхождением классов, т. е. неизбежно должно отмереть вместе с исчезновением классов.
Таким образом, исторические науки не дают нам ответа на вопрос, как возникли ранние государственные образования. Датировка с точностью до тысячелетий не позволяет судить даже о том, что предшествовало возникновению государства. Из множественности определений государства образуется и многообразие теорий его происхождения. Государство как несколько тысячелетий назад, так и сейчас является главным субъектом политической власти.
Глава 3. Основные концепции генезиса права
3.1 Исторические предпосылки возникновения права
Как возникло право? Этот вопрос является спорным в наше время. Одни считают, что право сформировалось одновременно с государством, другие как М. Рейснер, И. Сабо, Б. Малиновский считают, что право существовало еще при первобытнообщинном строе. Они утверждали, что племенные обычаи, традиции, взаимоотношение между людьми, все это являлось правом. Стоит отметить, что обычаи, религиозные ритуалы, нормы морали не могли включать в себя интересы всего общества, они не определяли права и обязанности каждого человека в обществе. Согласно Рейснеру, когда произошел раскол общества на классы, то это сильно повлияло на уже сложившуюся правовую структуру. Отныне право было разделено на отдельные идеологические системы классовых групп уже в рабовладельческом и феодальном обществе. Теперь у каждого сословия существовало свое право.[33]
Начальным этапом развития права стало формирование экономики и появление частной собственности. Возникло обычное право – концепция социальных взаимоотношений, базирующаяся на обычаях. Обычное право массово охватывала жизнедеятельность общества, начала формировать имущественные взаимоотношения, концепцию наследования, владение собственностью в объединении.
Затем возникли зачатки уголовного права, теперь уже определялись фиксированные наказания за конкретные преступления против человека и общества. Толковать право, решать меру наказания мог только совет племени или старейшины.
После уголовного права, начался третий этап развития права – письменное право. Она стала необходимой, так как устную традицию можно было сохранять только в маленьких общинах, однако никак не в больших государственных образованиях. Письменное право стала объединять территории, в случае захвата новых земель на них распространялись правовые нормы всей страны, даже если они противоречили местным порядкам.[34]
Возникшее право постепенно фиксировало интересы господствующей верхушки общества за счет низших слоев. С помощью права закреплялись интересы господствующего класса, право помогало устанавливать единый порядок для всего населения, сохранять патриархально-семейный быт в сельской общине, а также обеспечивать единую власть в государстве. Право, как и государство, относится к количеству более трудных социальных явлений. Проблема о возникновении права является дискуссионным, так как этнографические и исторические науки предоставляют все новые знания о закономерностях его возникновения, выявляя посылы появления, выявляя предпосылки происхождения права, исследуя их развитие.
Рассматривая исторические предпосылки появления права, можно совершить решение, что право объективно возникает в конкретном периоде формирования общества, чтобы корректировать взаимоотношения между людьми и организациями, которые принимали содействие в производстве, обмене и потреблении материальных благ. Так же необходимо отметить о нормах права, которые формировались в результате преобразования древних обычаев, которые выражали коллективную волю первобытной общины в предписаниях, отображающие круг интересов и необходимости общественных групп и слоев, стоящих у слоев. Право явление многогранное, любая теория по-своему объясняет причины ее происхождения. Попытка их обобщения и осмысления вряд ли возможна, хотя такие попытки и предпринимались.
3.2 Общая характеристика основных теорий происхождения права
Вопрос о теории возникновения права будоражил воображение ни одного поколения людей. Были созданы и рассмотрены десятки теорий и доктрин, сотни мнений, споров, тысячи самых различных предположений. Споры о возникновении права продолжаются до сих пор. Рассмотреть, доказать или опровергнуть все теории не представляется возможным в силу их многообразия, поэтому выделены основные теории, которые являются наиболее распространенными и известными. К их числу относятся:
- Теологическая теория
- Историческая теория
- Естественно-правовая теория
- Марксистская теория
- Социологическая теория
Согласно теологической теории происхождения, право – божественное явление, которое выражает Божью волю и высший разум явления. Религиозные мыслители считают, что право – Богом данное искусство добра и справедливости. Представителем и разработчиком теории является крупнейший идеолог католицизма Фома Аквинский (XXI в.). Он утверждал, что миром управляет Божественный разум. Теологическая теория связывает право с добром и справедливостью, это является ее бесспорным достоинством. Вместе с достоинствами теории имеются большие затруднения в понимании права. Теория связана с верой в Бога, но ни все люди верят в Бога, поэтому и данную теорию опровергают, утверждая, что она ограничивает рациональное исследование вопроса о происхождении права в рамках веры.
Божественная теория сыграла большую роль в обществе, связала понятия право и справедливость, однако на данном этапе социального развития она вряд ли приемлема.[35] Далее рассмотрим историческую теорию происхождения права.
Главными представителями исторической теории являются Г. Гюго, К. Савиньи, Г. Пухта, Н. М. Карамзин. Теория возникла в первой половине XIX в. [36]Суть теории состоит в следующем, что право вырастает из «народного духа». Закон должен рассматривать и учитывать «общее убеждение нации» и точно отразить его в позитивном праве. Согласно теории народный дух выражается в обычаях, но здесь возникают и другие проблемы, все ли обычаи справедливы? С этим тяжело согласиться, если вспомнить обычай рабства и обычай международной войны. [37]
Подводя итог, можно сделать вывод, что историческая теория создает поводы для своей критики, но, не смотря на это, следует признать, что она оказала большое влияние на становление историко-правовых наук. Историческая теория пополнила копилку человеческих знаний о возникновении права. Теперь, перейдем к рассмотрению естественно-правовой теории происхождения права
Естественно-правовые убеждения приобретают свое начало в далекой Древней Греции и Древнем Риме. Они связаны с именами Сократа, Платона, Демокрита. Теория прошла сложный путь развития, ее популярность, всплески расцвета были связаны со стремлениями людей изменить свою жизнь к лучшему. Право по своей природе, смыслу, сущности и понятию принадлежит человеку от рождения. В результате смешения естественное право представляет собой совокупность разных социальных норм, которые образуют ценностно-содержательные и нравственно-правовые комплексы. Естественное право представляет собой совокупность норм, которые являются всеобщими и абсолютно справедливыми для всех. Практическая работа государства обязана соответствовать главным положениям естественного права.[38]
В современном обществе, те нормы, которые нам устанавливает естественное право, более подробно отображены в нормах международного права. Чем демократичнее и стабильнее общественно-политический строй государства, тем ближе его позитивное прав к положениям естественного права, но, равенства среди них никогда не будет. Стоит проанализировать и марксистскую теорию возникновения права.
Основоположниками марксистской теории были К. Маркс и Ф.Энгельс, они отмечали, что во все времена в обществе была классовая борьба, в которой угнетатель и угнетенный всегда резко противостояли друг другу. При существовании господствующего класса изменялись обычаи и создавались такие указы, которые помогали им добиваться своих целей. В следствии данных событий можно сделать заключение, что право является возведенной в закон волей господствующего класса, его инструментом, которые они применяли с целью усмирения подавленного класса.
Классовая теория обладает свои плюсы и минусы, один из основных плюсов является то, что Маркс и Энгельс подчеркнули огромную роль экономики, показав, что она далеко не маловажный фактор в формировании общества, в особенности в процессе возникновения права. На определенных этапах формирования общества, обычаи прекращают регулировать общество, так как они были предназначены для одного общества, но не для общества, которое разделено на классы и социальные группы. В замену традициям приходят, наиболее важные средства регулирования, основным из которых является право. Марксистская теория придает общественному развитию научную форму. Она указывает на способ производства как на единственную причину всех культурных явлений. Экономические факторы, безусловно, выполняют определенную роль в возникновении права, они не являются главной причиной, породивший правовой процесс в истории человечества.[39] Затем рассмотрим социологическую теорию происхождения права.
Социологическая теория происхождения права возникла в XVIII в. в рамках школы «свободного права». Сущность теории заключается в том, что нормы права, которые рассчитаны на сводную конкуренцию в условиях формирования капитализма, перестали удовлетворять потребности общества. Главные представители теории Е. Эрлих и Р. Паунд(1870-1964) считали, что право состоит из отдельных норм, которые непосредственно устанавливают судьи в процессе решения определенных дел, при этом большое значение придают психическим и эмоциональным переживаниям. Суды и администраторы сами устанавливают право. Важным моментом в теории социологического происхождения права является то, что в определенной степени присутствует недоверие к постановлению и законности. Согласно социологическому подходу, закон содержит в себе собрание «волевых», но не всегда обоснованных и справедливых норм вчерашнего дня.[40]
Право стоит искать в самой жизни общества, но и не забывать учитывать действующее законодательство. Высшее благо – не формальная законность, а благо и справедливость. Важно знать не только закон, но и право.
В мире всегда будет существовать большое количество теорий, объясняющих процесс происхождения и развития права. Это вполне естественно и допустимо, ибо каждая теория отражает различные взгляды, живших в разное время мыслителей. Каждый из мыслителей внес свой, особенный вклад в историю происхождения и развития права. Все теории имеют место быть в обществе, они верны и важны для понимания права.
Заключение
Уже тысячелетия общество проживает в условиях государственно-правовой действительности. Они являются жителями определенной страны, подчиняются государственной власти, сообразуют собственные действия с законными предписаниями и требованиями. Безусловно, что еще в давние времена люди стали размышлять о проблемах, причинах и путях формирования государства и права. Формировались наиболее различные концепции, по-разному отвечающие на такие вопросы. Множественность данных концепций объясняется разными историческими и общественными критериями, в которых жили их создатели, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.
При рассмотрении вопроса о теориях возникновения государства наиболее сильный интерес возник при изучении насильственной теории происхождения государства и права. В данной концепции право и государство разъясняется как средство силы, инструмент преодоления социальных противоречий и обеспечения порядка посредством давления и насилия. С данной точки зрения правительство и возможность считаются орудиями и средствами в руках одной составляющей общества, с целью подчинения данной свободы другим иным членам общества. Сущность государства и права формирует силу принуждения и подавления.