Файл: М. Е. СалтыковЩедрин. Особенности сатиры и проблематика сказок (примеры сказок). Сказка ложь, да в ней намек.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 13
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
М.Е. Салтыков-Щедрин. Особенности сатиры и проблематика сказок (примеры сказок).
«Сказка ложь, да в ней намек…», намек на острые проблемы, важные, животрепещущие вопросы. Это урок, которым мудрый человек обязательно воспользуется.
Сказки Щедрина — явление особенное, яркое и значительное в литературе. Это синтез комического с трагическим, праздник гротеска и аллегории, торжество гиперболы, искусный образец использования эзопова языка. На что же направляет автор свои усилия, используя все эти художественные приемы? На освещение всех тех сторон современной ему действительности, к которым он до самой смерти оставался непримиримым.
В сказках Щедрина сосуществуют глупые, свирепые, невежественные правители народа и простые мужики, находчивые, сильные, трудолюбивые, талантливые и вместе с тем рабски покорные своим господам и холопски им преданные. Пример тому мы находим в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Коняге», «Диком помещике». В этих произведениях писатель выступает не только как защитник народных интересов. Он пытается внушить простому человеку веру в его уникальность, значимость, вдохновить его на защиту собственного достоинства и пожурить за долготерпение.
Герой «Дикого помещика» — глупец, ненавидевший народ и неожиданно для самого себя без него одичавший. Помещик долгое время жил за счет чужого труда, нежил «свое тело, белое, рыхлое, рассыпчатое», не выносил «холопьего духу». Жалко смотреть на него в финале сказки. «…Вцепится в свою добычу, разорвет… ногтями, да так со всеми внутренностями, даже со шкурой, и съест», — пишет о нем автор. Нет жизни господам без народа: именно народ — поилец и кормилец, созидатель ценностей, и не только материальных, но и духовных.
В сказках Щедрина оживают и герои народных сказок о животных: здесь читатель найдет и хитрую лису, и неуклюжего медведя, и трусливого зайца, и злого волка. Аллегоричные образы помогают сатирику иносказательно говорить о многих пороках общества. Показательна в этом плане сказка «Медведь на воеводстве». Топтыгины совершают в своем лесу «мелкие, срамные» злодеяния и даже «крупные кровопролития», и режим их не менее жесток, чем существовавший в то время в России деспотический строй.
Сказка «Премудрый пискарь» рисует «остолопа, который не ест, не пьет, никого не видит, ни с кем хлеба-соли не водит, а все только распостылую свою жизнь бережет». Беспощадно бичует Щедрин такого обывателя. «Какие были у него радости? кого он утешил? кому добрый совет подал? кому доброе слово сказал? кого приютил, обогрел, защитил? кто слышал об нем? кто об его существовании вспомнит?» — вопрошает автор. Но не только это подчеркивает Щедрин. Сатирик заставляет читателя задуматься о его гражданской позиции. «Неправильно полагают те, кои думают, что лишь те пискари могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норах и дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей мере бесполезные пискари», — пишет он.
Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина и сегодня не перестали быть нужными и полезными. Из них по-прежнему можно извлекать уроки мудрости, справедливости, уважения к народу, доброты, нравственности, гражданственности.
«История одного города»: жанр и композиция произведения.
Одной из главных работ М.Е. Салтыкова-Щедрина стал его сатирический роман «История одного города». Он был написан им в 70-х годах XIX столетия. Интересно, что первоначально произведение носило название «Глуповский летописец», однако впоследствии появляется заглавие «История одного города». Само произведение имеет структуру летописного повествования летописца- архивариуса о прошлом описываемого города, но исторические рамки ограничены — с 1731 по 1826 год. Судьба этого города прописана в летописях, которые находит автор и издает, сопровождая их собственными комментариями.
«История одного города» — это сатирический роман, написанный в направлении «реализм». Также произведение называют «антиутопия», что означает намерение автора изобразить параллельную реальность или возможный сценарий будущего, которые пугают читателей и в то же время предостерегают от тех ошибок, к которым они близки в реальной жизни. Это мы и наблюдаем в тексте: писатель воспроизводит альтернативную историю государства, похожую на отечественную хронику. Он использует гротеск и переделывает известные факты на иной лад, показывая сущность реальной России с ее коррупцией, кумовством, невежеством и тиранией.
Кроме содержания, о фантастической сущности произведения нам говорят многочисленные мистические события, невозможные в действительности: голова, набитая трюфелями, или отсыревший органчик внутри черепной коробки. Фантастика в «Истории одного города» призвана завуалировать политическую проблематику книги, которую не должны были раньше времени раскусить цензоры.
Образы градоначальников (обзор).
Самую глубокую смысловую составляющую романа М. Е. Салтыкова-Щедрина несут образы градоначальников в “Истории одного города”. Это ряд разношёрстых персонажей, которые коснулись власти города Глупова в той или иной степени. Чиновники всех мастей трудились усердно и не очень на ниве руководства населением города, его порядком.
Салтыков-Щедрин собрал неповторимый калейдоскоп персонажей, поражающих своей фантастической ненормальностью. В галерее человеческих пороков и моральных уродств среди правящих личностей собраны наиболее яркие, неповторимые, абсурдные типажи. Русским народом правили лицемеры, воры, откровенные идиоты, ленивцы, иностранцы, люди, страдающие маниями, бабники, самодуры. Это далеко не полный список качеств, характеризующих “верха”, именно ограниченные личности занимались руководством в Глупове. Намёк на историю русского народа очевиден: к власти зачастую приходили чиновники, далёкие от политической деятельности, но имеющие свои странности и особые интересы в жизни государства.
Первый градоначальник Брудастый был ограниченным человеком, который то и дело произносил фразу «Разорю!». Прозвали его так в честь злой и свирепой породы собак, брудастых. В голове его было что-то вроде органчика, иногда он даже снимал её. Органчик сломался – Брудастого увезли.
Двоекуров по сравнению с Брудастым куда более положительный персонаж. Он хотел построить академию, но вместо неё вышла тюрьма. Он заставил всех жителей есть лавровый лист и горчицу, что, конечно, является самодурством. Умер он от возраста.
Фердыщенко – глупый и очень ленивый градоначальник. Он совсем не занимается государственными делами, вместо этого только гуляет и пьянствует. В конце концов влюбляется в одну девушку и сходит с ума. Умирает от переедания.
Негодяев – это бывший крестьянин. Он был дурным правителем, за годы его властвования люди перестали хоть как-то развиваться, совсем опустились, а внешне начали походить на зверей.
Прыщ – градоначальник, приехавший не с целью уладить дела города, а с целью отдохнуть. Что иронично, во время его правления жители стали богаче, но это только вследствие отсутствия сбора налогов. Умер от того, что его голову съел какой-то дворянин, и было это не от дикости последнего, здесь всё гораздо проще (или, наоборот, сложнее) – голова Прыща была фаршированной.
Грустилов, соответствуя своей фамилии, был меланхоликом, и умер он, о чём не сложно догадаться, от грусти. Годы его правления – это полнейшая анархия. Грустилов был любвеобилен, у него не было моральных принципов. Многие критики видят в этом образе черты Александра I.
Угрюм-Бурчеев – жёсткий градоначальник, спавший на камне. Он очень любил военную тему и постоянно внедрял эту дисциплину, требуя от всех военной подготовки.
Градоначальники в этом произведении – лучшее подтверждение таланта Салтыкова-Щедрина. Образы существующих людей, которые в те времена стояли «у руля» легко угадываются в характерах героев. Автор даёт градоначальникам говорящие фамилии, что характерно сатире. Гипербола, сарказм и гротеск – то, что помогает Михаилу Евграфовичу рассказать о исторических лицах так, чтоб это поняли только люди умные и хоть немного думающие.