Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Часто вместо вытеснения или подавления человек применяет прием замораживания чувств и испытывает ощущение холода, льда в тех или иных местах тела. Он сохраняет спокойствие, но не может установить ни с кем теплых, душевных отношений. Поведение его строго и формалистично, лишено доверия и ощущения подлинного контакта, он избегает любого проявления спонтанных и искренних эмоций. В груди у него как будто засел какой-то твердый и холодный кусок льда, мешающий общаться, дышать и даже свободно двигаться.
Перечисленные выше бессознательные психические приемы (подавление, вытеснение и замораживание) служат лишь одной цели, чтобы опасные с точки зрения индивида чувства были нейтрализованы, так или иначе удалены из его внутреннего мира. Но эти методы не приводят к полному избавлению от нежелательных переживаний, скорее наоборот, они порождают дополнительные проблемы. После этого необходимо создать дополнительные адаптивные механизмы, приспособиться к напряжениям и ограничениям, которые возникают по причине первичных действий.
Например, для подавления нежелательных эмоциональных импульсов необходимо создать мышечные напряжения, которые должны противодействовать прорыву этой энергии к реализации соответствующих движений. Также необходимо сдерживать дыхание, поскольку общее снижение энергетического уровня позволяет ослабить и нежелательные импульсы. Кроме того, следует снизить способность испытывать какие-то типы эмоций, создав какие-то чисто психологические защиты, например, проецируя собственные чувства на других людей или даже объекты. Сквозь эти приспособления все равно будут видны скрываемые чувства, например, вместо злости, на лице будет написана угрюмость, но окружающие будут это замечать. В результате будет страдать способность данного индивида к общению, что приведет к дополнительным затруднениям в учебе, работе, дружбе, любовных отношениях. От этого будут возникать новые переживания, с которыми тоже необходимо будет справляться, создавая все новые вытеснения и адаптации. Таким образом, проблема будет обрастать все новыми деталями, и захватывать все новые территории психической деятельности.
Если суметь добраться до исходной причины, породившей этот клубок проблем и каким-то образом устранить глубинный конфликт, то вся система психологических “наростов” будет устранена. Все патогенные адаптации рассыплются как карточный домик, или как царство Кощея, в момент, когда сказочный герой сломает кончик волшебной иглы. Игла очень удачно символизирует тот первичный импульс, который все породил, и был потом успешно запрятан в яйцо, потом в утку, потом в зайца, потом в сундук и т.д.
2. Преимущества и особенности метода
Главное: работа с образами позволяет не только что-то осознать, но и изменить «это». Мы считаем задачу трансформации приоритетной, поэтому интерпретации часто даются после проведения желательных изменений.
-
Чувство, связанное с проблемной ситуацией, наиболее точно отражает фиксированную энергию, которая не может быть реализована по тем или иным причинам. -
Соматически выраженное чувство наиболее правдиво показывает суть проблемы. Слова могут обмануть, тело - никогда. -
Переживание проблемы через образы убедительнее для клиента, чем вербальные высказывания. Действия с образами легче приводит к инсайту. Неожиданные изменения образов обладают очевидной доказательностью. -
Проецирование образа на пустой стул или просто в пространство создает диссоциацию субъекта и выраженного в образе чувства. Это облегчает работу по преобразованию чувства. -
Образная символизация чувства придает ему статус чего-то объективно существующего. Клиент ощущает насущную необходимость что-то с этим сделать, преодолеть воздействие этого реально действующего фактора. В противном случае он ощущает, что “это” будет и дальше его преследовать. Это мощный мотивирующий фактор. -
Образ дает много дополнительной информации о сущности проблемы, которую может творчески использовать психотерапевт. После определенной практики он научается мгновенно понимать истинный смысл образов, и его предложения по работе с ними определяются этим пониманием. -
Значимые образы наиболее точно соответствуют бессознательным процессам, субъективное воздействие на образы прямым образом отражается на содержании бессознательного. -
Множество приемов работы с образами позволяют терапевту иметь широкое поле для преобразования исходного состояния. Оригинальные наработки в этой области создают возможности быстрых и эффективных изменений. -
Ход изменения образов в работе (а также, соответствующих эмоциональных состояний) позволяет точно контролировать результативность работы. Терапевт может вести процесс до качественного изменения состояния, когда проблема действительно и полностью решается. -
Соматизация позитивных образов позволяет надежно закреплять результаты работы. Таким образом, клиент отождествляется с достигнутым позитивным состоянием.
2.1 Дополнительные правила
-
Наиболее достоверные в психологическом смысле образы возникают спонтанно, если клиент не придумывает их, а позволяет им появиться, какими бы порой нелепыми они ни казались. -
Те образы, которые связаны с серьезными эмоциями, не могут быть трансформированы легко и быстро. Постепенность трансформации и усилия, прилагаемые клиентом, являются критерием адекватности проводимой работы. Мы всегда имеем дело с двумя реальностями: реальностью образов и реальностью тех чувств и отношений, которая за этим стоит. На поверхности мы работаем с образами, но на самом деле - с теми чувствами, которые в них выражены. Поэтому психолог должен всегда понимать, что на самом деле он предлагает клиенту сделать. -
Несмотря на необходимость усилий в работе с образами, ни в коем случае нельзя применять к ним насилия и произвола. Результат в этом случае может быть отрицательным. Лучше потратить время на уточнение проблемы.
Пример. Молодая женщина, посещавшая мой кружок, имела запутанные семейные проблемы, и образы, возникшие в связи с этими проблемами, также были весьма запутанными. Нам никак не удавалось привести эту ситуацию к нормальному разрешению. После занятий подруга посоветовала: ”Да не мучайся ты, вырви этот образ (из целостной картинки ) и выброси.” Та так и сделала... и неделю пролежала в кровати, как говорят “пластом”, “ни рукой ни ногой не могла пошевелить”, температура 39... Пришлось на занятиях восстанавливать прежнее положение.
4. Проблемы часто бывают многослойными и разветвленными, необходимо найти главный, обычно начальный пункт проблемы, провести преобразования там, и тогда все слои и ветви проблемы могут “отпасть” сами собой. Всегда следует находить магистральный путь, не отвлекаясь на сравнительно мелкие детали и подробности. Однако потом следует вернуться к тщательной проработке незавершенных деталей проблемы.
2.2 Отличия от близких терапевтических школ
эмоциональный психосоматический образ мысль
Несмотря на некоторое своеобразие, к ЭОТ относятся все те общие терапевтические принципы и законы, которые свойственны другим школам и направлениям. Терапевт должен уметь слушать клиента, наблюдать за его невербальным поведением, обладать эмпатией, быть достаточно эрудированным и креативным, чтобы сформировать адекватную гипотезу и найти соответствующий способ донести до сознания клиента правильное понимание проблемы и подсказать способ ее решения. Терапевт ведет предварительную беседу, заключает с клиентом терапевтический контракт, сталкивается с сопротивлением клиента и находит пути его преодоления или использования. Сеанс развивается как логически выстроенная цепочка вопросов к клиенту, на которые тот отвечает от своего имени или от имени образа, перемежающаяся с последовательными воздействиями на образ, направленными на получение позитивного результата.
Весьма часто мы слышим, что наш метод является по сути дела некоторым вариантом гештальттерапии, иногда аналогии проводятся с кататимно-имагинативной терапией Х.Лейнера. Но точно также гештальттерапию иногда называют психоанализом для бедных или испорченной психодрамой, а терапия Х.Лейнера может быть названа продолжением активного воображения К.Юнга, которое легко вывести из практики восточной медитации и т.д.
Гештальттерапия, кататимно-имагинативная терапия и ЭОТ являются вполне самодостаточными и целостными направлениями терапии (как и многие другие), предоставляющими большие возможности по оказанию психологической помощи самого разного профиля. Считаю, что в психотерапии вообще неверна идея взаимоопровержения различных направлений терапии или идея поглощения “верным” направлением всех прочих. Тем не менее, следует различать различные стили терапевтической работы и их оригинальные теоретические позиции. Отделить себя от других, хотя и сходных направлений, не означает попытаться всех опровергнуть или даже противостоять им. Поэтому мы хотим показать наиболее существенные отличия ЭОТ как от гештальттерапии, так и от кататимно-имагинативной терапии Х.Лейнера, признавая существенные достоинства и оригинальность этих подходов.
3. Эмоционально-образная терапия на практике
3.1 Исцеление головных, сердечных и других болей(ЭОТ в исцелении психосоматических заболеваний)
Известно, что не менее одного человека из ста в данную минуту мучаются от головной боли, в России это составляет примерно 1,5 млн. человек! В мире же число страдающих ежеминутно составляет 60 миллионов. Я не владею статистикой по сердечным болям, но твердо уверен, что число испытывающих в данное время это страдание также исчисляется сотнями тысяч. Большинство этих людей никогда не обращалось и не обращается к врачу за помощью, а принимают те или иные обезболивающие или успокаивающие средства, которые столь широко рекламируются сейчас по телевидению. В Америке в год выпивается 18 миллиардов таблеток от головной боли в год, и люди тратят на их покупку 4 миллиарда долларов (см. С.Даймонд “Головные боли”). Однако, есть вполне простые и совершенно бесплатные способы избавиться от такого рода недомоганий, доступные каждому и практически при любых обстоятельствах. Конечно, это вряд ли понравится компаниям, продающим обезболивающие средства.
Большинство подобных болей имеют чисто психологическое происхождение, выражаются в тех или иных мышечных спазмах и могут быть очень быстро сняты чисто психологическими средствами, которые были обнаружены сравнительно недавно и поэтому мало известны широкой публике. Кроме того, при первичном знакомстве с этими методами, они вызывают некоторое удивление и недоверие, поскольку выглядят на первый взгляд довольно странно. Тем не менее, совершенно не надо быть профессиональным психологом, чтобы их применять, и они неизменно приносят успех, несмотря на доверие или недоверие. Они не имеют ничего общего с гипнозом или самовнушением, они основаны на научном законе о взаимосвязи между эмоциональным состоянием и представляемым образом этого состояния.
Большинство головных и сердечных болей вызвано теми или иными мышечными спазмами. Спазмы вызваны тем или иным насилием над своими эмоциями или желаниями, то есть мы подавляем некоторое чувство или желание с помощью противодействия ему, но оно не ослабевает от этого. Если сила эмоции или желания примерно равна силе его подавления, то возникает спазм, когда эмоция и подавляющий импульс вцепляются друг в друга мертвой хваткой как две собаки, которых никто не может разнять, да и не пытается. Если эмоция слабее, то происходит забывание данной проблемы, а если эмоция сильнее, то происходит истерический припадок или что-то вроде того. Но сейчас речь не об этом, речь о том, как снять спазм и избавить человека от ненужной ему боли.
Для этого можно использовать некоторые из описанных выше методов. Но начать, как всегда следует с создания образа боли. Надо осознать, в каких областях головы вы испытываете боль, какова эта боль (пульсирующая, давящая, колющая и т.д.), после чего представить, что эта боль находится на некотором расстоянии от вас и похожа на…что? Можно также спросить себя, как эта боль звучит или пахнет? После этого можно начать работу с этим образом боли.
3.2 Эмоционально-образная терапия. Примеры
Пример 1: Воспитатель приемного отделения пожаловалась на то, что воспитанник Дмитрий не воспринимает ее просьб и позволяет в ее адрес нецензурную брань. Найти точки соприкосновения она не может, и со временем у нее выработались по отношению к воспитаннику негативные чувства. Мы не стали проводить подробный анализ ситуации. Ей было предложено представить себе образ того воздействия, которое оказывает на нее воспитанник. Это был канат, который сдавливал ее в области груди. Затем была просьба представить образ той части, которая подвергается давлению. Это был образ желтого цыпленка. Мы предложили усиливать, посылать цыпленку энергетический поток до тех пор, пока давление на него полностью не исчезнет. Со временем канат упал к ногам, а потом превратился в змею и исчез, а цыпленок стал большим и сильным. Воспитатель охарактеризовала свои ощущения как теплые, приятные. Она была спокойна и чувствовала некое освобождение. Проверив результат, мы увидели, что первоначальной агрессии к подростку воспитатель не испытывает.