ВУЗ: Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова
Категория: Не указан
Дисциплина: Педагогика
Добавлен: 05.02.2019
Просмотров: 625
Скачиваний: 15
Приложение 3
Индивидуальная психологическая карта школьника
Ф.И.О. Темникова Арина Александровна
Дата рождения: 29.11.2005
Особенности мотивации сферы:
Интересы,склонности:
Рисование,бальные танцы,чтение,прогулки,компьютерные игры.
Социальная характеристика личности:
Взаимодействие со сверстниками: Контактность, стремление к созданию эмоциональных отношений, как в своей группе, так и за ее пределами.
Взаимодействие с учителями: активно отвечает на уроках,задает дополнительные вопросы.
Социальный статус: Ученица
Интеллектуальное развитие личности:
Особенности внимания: среднепродуктивное внимание
Особенности памяти: преобладающий тип памяти-слуховой
Особенности мышления: активно развиваются наглядно-действенное и наглядно-образное мышление
Индивидуально-психологические особенности личности:
Доминирующие черты характера:Темперамент сангвинический,жизнерадостность,любознательность.
Самооценка: Адекватная
Изучение уровня внимания у школьников в 3-4 классах. Тест "Письмо"
Инструкция: «Материал, который вы получите, содержит разные ошибки, в том числе смысловые. Затем раздается текст, для исправления которого не требуется знание правил, а необходимо только внимание. Неисправленная ошибка – это ошибка внимания. Текст содержит 10 ошибок. Обработка результатов Подсчитать количество ошибок: 0 – 2 ошибки высший уровень внимания; 3 – 4 ошибки средний; 5 и более низкий. Текст Старые лебеди склонили пред ним горые шеи. Зимой в саду расцвели яблони. Взрослые и дети толпились на берегу. Внизу над нимирасстилалась ледяная пустыня. В ответ я киваю ему рукой. Солнце доходило до верхушек деревьев и тряталось за ним . Сорняки шипучи и плодовиты. Настоле лежала карта нашего города. Самоле т с юда, чтобы помочь людям. Скоро удалос ь м не на машине. Старые лебеди склонили пред ним горые шеи. Зимой в саду расцвели яблони. Взрослые и дети толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В ответ я киваю ему рукой. Солнце доходило до верхушек деревьев тряталось за ним. Сорняки шипучи и плодовиты. Настоле лежала карта нашего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине.
|
Исследование памяти с помощью методики заучивания десяти слов
Вводные замечания. Методика заучивания десяти слов была предложена А. Р. Лурия. Она позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Методика может использоваться для оценки состояния памяти, произвольного внимания, истощаемости больных нервно-психическими заболеваниями, а также для изучения динамики течения болезни и учета эффективности лекарственной терапии.
Цель занятия. Изучение особенностей памяти больных нервно-психическими заболеваниями.
Стимульный материал. Набор из десяти односложных или двусложных слов, не связанных по смыслу, составление которого не представляет большой трудности. Желательно иметь несколько таких наборов.
Примеры набора слов
1. Стол, вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мёд, дом.
2. Дым, сон, шар, пух, звон, куст, час, лёд, ночь, пень.
Порядок работы. Испытуемому дается инструкция: «Я сейчас прочту 10 слов. Слушайте внимательно. Когда я окончу читать, повторите слова, которые запомнили, в любом порядке». Экспериментатор читает слова медленно и четко. В протоколе он отмечает крестиком или цифрой порядок и точность воспроизведения слов после каждого предъявления. (Порядок воспроизведения слов может быть информативным при анализе способа запоминаемого материала.) Иногда больные называют лишние слова, что также отмечается экспериментатором в протоколе.
Как правило, для больных требуется не менее 8—10 предъявлений для полного (или почти полного) воспроизведения (здоровые обычно запоминают все слова уже со второго или третьего предъявления).
В некоторых случаях для изучения сохранения запоминаемого материала испытуемого просят воспроизвести слова через час или на следующий день.
Обработка и анализ данных. На основе подсчета общего количества воспроизведенных слов после каждого предъявления может быть построен график: по горизонтали откладывается число повторений, по вертикали — число правильно воспроизведенных слов. Существенна прежде всего качественная оценка результатов исследования: по характеру выполнения методики можно судить об особенностях запоминания, воспроизведения и сохранения, а также утомляемости больных.
Больные разных нозологических групп проявляют специфику в выполнении данного задания:
— при черепно-мозговой травме или нейроинфекции больные воспроизводят и запоминают первые и последние слова;
при этом, объем запоминаемого материала от повторения к повторению не увеличивается;
— при неврозах запоминание замедленное, больным требуется большее число повторений (по сравнению со здоровыми) для запоминания полного объема материала; график запоминания имеет зигзагообразный характер и в объеме запоминаемого материала от повторения к повторению проявляется тенденция к истощаемости, что свидетельствует о неустойчивости и колебаниях внимания.
Набор слов
|
Порядок предъявления |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Общее количество воспроизведенных слов
|
|
Методика "Назови слова"
Представляемая далее методика определяет запас слов, которые хранятся в активной памяти ребенка. Взрослый называет ребенку некоторое слово из соответствующей группы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе.
На называние каждой из перечисленных ниже групп слов отводится по 20 сек, а в целом на выполнение всего задания — 160 сек.
1. Животные.
2. Растения.
3. Цвета предметов.
4. Формы предметов.
5. Другие признаки предметов, кроме формы и цвета.
6. Действия человека.
7. Способы выполнения человеком действий.
8. Качества выполняемых человеком действий.
Если ребенок сам затрудняется начать перечисление нужных слов, то взрослый помогает ему, называя первое слово из данной группы, и просит ребенка продолжить перечисление.
Оценка результатов
10 баллов — ребенок назвал 40 и более разных слов, относящихся ко всем группам.
8-9 баллов — ребенок назвал от 35 до 39 разных слов, относящихся к различным группам.
6-7 баллов — ребенок назвал от 30 до 34 различных слов, связанных с разными группами.
4-5 баллов — ребенок назвал от 25 до 29 разных слов из различных групп.
2-3 балла — ребенок назвал от 20 до 24 разных слов, связанных с различными группами.
0-1 балл — ребенок за все время назвал не более 19 слов.
Выводы об уровне развития
10 баллов - очень высокий. 8-9 баллов - высокий 4-7 баллов - средний. 2-3 балла - низкий. 0-1 балл - очень низкий. |
Методика "Определение объема кратковременной зрительной памяти"
Ребенку поочередно предлагают каждый из двух рисунков. После предъявления каждой части рисунка, А и Б, ребенок получает трафаретную рамку с просьбой нарисовать на ней все линии, которые он видел и запомнил на каждой части рисунка. По результатам двух опытов устанавливается среднее количество линий, которое он воспроизвел по памяти правильно.
Правильно воспроизведенной считается линия, длина и ориентация которой не ненамного отличаются от длины и ориентации соответствующей линии на исходном рисунке (отклонение начала и конца линии не более чем на одну клетку, при сохранении угла ее наклона).
Полученный показатель, равный числу правильно воспроизведенных линий, рассматривается как объем зрительной памяти.
Тест «Знаешь ли ты свой темперамент?» Печать
Рейтинг: / 54
ХудшаяЛучшая
(Психология: Учебное пособие. V класс./Под ред. И.В.Дубровиной. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2000. — С. 231-233.)
Инструкция. Прочти внимательно приведенные ниже высказывания. В них описаны поступки, чувства, настроения людей. Некоторые из этих высказываний ты можешь отнести к себе, другие — нет. Высказывания написаны парами. Из каждой пары выбери то, которое более всего соответствует тебе.
1. А. Всегда веселое настроение, много улыбается и делает веселыми других.
Б. Часто считает себя несчастным, редко улыбается, мало шутит.
2. А. Находясь в центре внимания, чувствует себя уверенно.
Б. В этих случаях чувствует себя неловко, стесняется.
3. А. Настроение часто меняется, его легко вывести из себя.
Б. Обычно настроение ровное, его трудно вывести из равновесия.
4. А. Быстр, резок в движениях, жестах, торопится, когда говорит.
Б. Движения, жесты, речь замедленны, сдержанны, голос тихий.
5. А. Быстро забывает о неудачах и берется за работу.
Б. При неудачах очень долго переживает, волнуется, не может взяться за дело.
6. А. Легко знакомится, у него много друзей, товарищей.
Б. С людьми сходится с трудом, друзей немного.
7. А. У него масса планов и замыслов, ничего, что одни осуществляются, а другие нет.
Б. Долго бьется над решением одной задачи, пытается докопаться до конца.
8. А. Постоянно стремится быть с кем-либо, чувствует себя плохо, когда остается один.
Б. Не ищет встреч с людьми, ему одному бывает лучше.
9. А. Хочет, чтобы его радости или горе были замечены другими людьми.
Б. Все свои чувства стремится переживать в одиночку.
10. А. Когда получает замечания, то шумно ведет себя, спорит, оправдывается.
Б. Выслушивает замечания внешне спокойно, старается не спорить.
11. А. После выполнения трудного задания может быстро браться за другое.
Б. Быстро устает и долго чувствует себя усталым.
12. А. Быстро забывает обиды и огорчения.
Б. Долго не может прийти в себя после перенесенных неприятностей.
13. А. Любит подшучивать над друзьями, часто не задумываясь, приятно ли это им.
Б. Редко шутит и часто обижается на шутки.
14. А. Любит сразу приступать к делу, не особенно задумываясь, что будет потом.
Б. Любит все продумать заранее, тщательно спланировать, рассчитать.
15. А. Быстро находит выход из трудного положения.
Б. Долго раздумывает, размышляет, волнуется, прежде чем принять решение.
16. А. Постоянно ждет новостей, ему не по себе, когда молчит радио, не работает телевизор, когда неразговорчивы друзья.
Б. Чем меньше новостей, тем лучше: можно над чем-нибудь подумать.
Обработка результатов. Посчитай, сколько ты выбрал высказываний, отмеченных буквой «А», сколько — буквой «Б». Если больше высказываний «А», то, скорее всего у тебя сангвинический или холерический тип темперамента. Если — с «Б», то это скорее свидетельствует о флегматическом или меланхолическом темпераменте.
Если хочешь определить свой темперамент более точно, прочти материал в начале главы, где говорится о типах темперамента, и реши, какой из этих типов — твой.
Конечно, такое определение темперамента не совсем точное. Его называют житейским, любительским. Оно не всегда совпадает с тем типом, который определяется с помощью научных методик, приводимых ниже. Но общее представление о своем темпераменте таким путем получить можно.
Методики для изучения различных видов мышления младшего школьника
Тест «Лишний предмет»
Оценка образно-логического мышления - умственных операций анализа и обобщения
Определение лишнего предмета и объяснение, почему он лишний. Если ребёнок 6-7 лет правильно находит лишний предмет и называет обобщающее слово как минимум в 4 карточках - это хороший уровень развития образно-логического мышления.
Тест для оценки словесно-логического мышления
Ребёнок отвечает на 20 вопросов.
Методика «Сложные ассоциации»
Уровень вербального мышления (средний, старший подростковый возраст)
Инструкция
На предлагаемом бланке «Сложные ассоциации» на таблице вверху шесть пар ело под названием «шифр». Каждая из этих пар слов находится в логической связи отмеченной буквой. Внизу двадцать пар слов под номерами. Эти пары слов находятся логической связи. Необходимо к этим парам слов подобрать наиболее близкие к ним п аналогии (по ассоциации) пары слов из шифра. На своём листке ученик ставит номе каждой пары слов, а за ним - букву соответствующей пары из шифра.
Обработка результатов
«Сложные ассоциации» Критерии оценки результатов приводятся в таблице
Оценка в баллах |
9 |
8 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Количество правильных ответов |
20-19 |
18 |
17 |
45 |
12-14 |
10-11 |
8-9 |
7 |
6 |
Нормативы :
-
показатель ниже среднего - 6-9 баллов (1);
-
средний - 10-15 баллов (2);
-
выше среднего - 17-20 баллов (3).
Изучение самооценки личности младшего школьника.
Цель: нахождение количественного выражения уровня самооценки методом набора слов, соответствующих "идеалу" и "антиидеалу".
Инструкция: Перед вами - ряд положительных качеств и ряд отрицательных (по 10 качеств в каждом столбце). Перепишите их с доски и подчеркните те, которые у вас есть.
"Идеал" "Антиидеал"
Смелость |
Хвастовство |
доброта |
грубость |
любознательность |
лень |
трудолюбие |
трусость |
вежливость |
зависть |
усидчивость |
лживость |
честность |
жадность |
правдивость |
драчливость |
настойчивость |
жестокость |
активность |
обидчивость |
|
|
Лучше, если каждый ряд будет состоять из 10 слов, так как находить коэффициент самооценки проще. Если в графе "Идеал" подчеркнуто 8-9 качеств, то коэффициент равен 0,9 или 0,8. Это свидетельствует о завышенной самооценке. Если по "Антиидеалу" такая картина, то это говорит о заниженной самооценке.