Файл: Комарова К.В. и др. Лидерство Учебное пособие 2008.pdf

Добавлен: 05.02.2019

Просмотров: 13466

Скачиваний: 50

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ УКРАИНЫ 

ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ 

 
 
 
 

 
 

 

Е.В. Комарова 

Н.И. Редина 

С.А. Шмелёва 

 
 
 

 

ЛИДЕРСТВО 

 

Учебное пособие для студентов высших  

учебных заведений 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Днепропетровск – 2008 


background image

 

 

УДК 338.224.42:658.1 
К 63 
ББК 65.050 
 

Рекомендовано 

Министерством образования и науки Украины 

как учебное пособие для студентов 

высших учебных заведений 

 (письмо № 1/11-308 от 30.01.07) 

 

 
К 63 

Комарова  Е.В.,  Редина    Н.И.,  Шмелёва  С.А.  Лидерство: 

Учебное  пособие  для  студентов  вузов.  –  Днепропетровск:  ДГФА, 
2008. – 286 с.  

ISBN 978-966-88-66-28-9 

 

В учебном пособии рассматриваются проблемы, касающиеся руко-

водства  и  лидерства,  формирования  видения  организации,  власти  и 
влияния  как    инструментов  лидерства,  а  также  вопросы  развития  навы-
ков  лидерства.  Акцентируется  внимание  на  том,  что  современные  орга-
низации,  функционирующие  в  условиях  динамичной  внешней  среды, 
нуждаются не просто в руководителях или менеджерах, а в руководите-
лях-лидерах,  обладающих  видением  будущего  своих  организаций  и  на-
выками лидерства.  

Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных за-

ведений, преподавателей и всех, кто интересуется проблемами лидерства.

 

 

 

Рецензенты: 

 

Багрова И.В.       –  

 

д.э.н., профессор Украинского государственного химико-
технологического университета; 
 

Батура А.В.        – 

 

д.э.н., профессор, заведующий кафедрой гуманитарных и 
социально-экономических дисциплин Днепропетровской 
государственной медицинской академии; 
 

Долгоруков Ю.О.  – 

 

д.э.н., профессор Днепропетровской государственной фи-
нансовой академии. 
 
 
 
 
 
 

 
 
 

ISBN 978-966-88-66-28-9 

 
©  Комарова Е.В., Редина Н.И.,   

Шмелёва C.А., 2008 

©  ДГФА, 2008 


background image

 

 

СОДЕР ЖАНИЕ 

 

Предисловие……………………………………………………………....…4 
 
Тема 1. Руководство и лидерство……………………………………...6 
1.1. Сущность понятий «руководство», «лидерство», 
        «руководитель», «менеджер», «лидер»……………………………….....6 
1.2. Обзор теорий руководства и лидерства………………………………...10 
1.3. Традиционные руководители и лидеры:  
       сравнительная характеристика……………………………………….…22 
1.4. Руководитель организации как традиционный менеджер ……………28 
1.5. Руководитель организации как лидер…………………………………..45 
Резюме……………………………………..…………………………………59 
Практикум……………………………………..……………………………...61 
 
Тема  2.  Формирование  видения  как  необходимое  условие  
лидерства.............................................................................................66 
2.1. Сущность и содержание понятия «видение»…………………………..66 
2.2. Формирование видения………………………………………………….72 
2.3. Реализация видения ……………………………………………………..84 
Резюме……………………………………..…………………………………87 
Практикум……………………………………..……………………………...89 
 
Тема 3. Власть и влияние как инструменты лидерства…….......94 
3.1. Концепции власти и влияния……………………………………………95 
3.2. Сущность понятий «власть» и «влияние»………………………….…100 
3.3. Источники власти и влияния………………………………………..…103 
3.4. Стратегии влияния……………………………………………………...114 
3.5. Делегирование полномочий как инструмент власти…………………146 
3.6. Наделение властью и участие в управлении………………………….151 
Резюме……………………………………..………………………………..155 
Практикум……………………………………..…………………………….157 
 
Тема 4. Развитие навыков лидерства………………………………161 
4.1. Эмоциональный интеллект руководителя…………………………….162 
4.2. Самооценка как основа эмоционального интеллекта………………...168 
4.3. Навыки творческого решения проблем………………………………..192 
4.4. Поддерживающие коммуникации, наставничество,  

консультирование…………………………………………………..…..202 

4.5. Стратегия переговоров……………………………………………….…208 
Резюме……………………………………..……………………………......227 
Практикум…………………………………..…………………………….…229 

 
Использованная литература…………………………..………………….282 
Предметный указатель…………………………….………………………283  


background image

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ 

 

Одной  из  основных  проблем  современной  украинской  экономики  яв-

ляется  дефицит  профессиональных  менеджеров.  Исследования,  проводив-
шиеся в течение последнего десятилетия, показали, что для успешного ру-
ководства современными организациями  одних только профессиональных 
знаний  в  сфере  экономики,  финансов  или  бизнеса  явно  недостаточно.  Со-
временные  организации  нуждаются,  в  первую  очередь,  в  руководителях-
лидерах. Готовясь к карьере руководителя, следует иметь в виду, что усло-
вия  работы  будущих  руководителей  в  XXI  веке  будут  значительно  отли-
чаться  от  тех  условий,  в  которых  они  работали  десять  лет  назад  и  в  кото-
рых  работают  сейчас.  Характерной  особенностью  XXI  века  является 
взрывной  характер  всевозможных  трансформаций  и  преобразований  во 
всех сферах человеческой деятельности, которые становятся чем-то непод-
контрольным.  Люди перестают понимать мир, в котором они живут. У ру-
ководителей современных организаций уже нет ответа на все вопросы, по-
тому  что  они  не  могут  все  знать.  Поэтому  сегодня  нужны  руководители 
нового  типа,  умеющие  создать  атмосферу  сотрудничества  в  коллективе  и 
повести за собой людей. 

Зачастую мы задаемся вопросом: почему  те, кто окончил школу с зо-

лотой медалью, институт – с красным дипломом, а потом еще успешно за-
щитил  кандидатскую  и  докторскую  диссертации,  в  итоге  гораздо  менее 
удачливы  в  жизни,  чем  их  одноклассники-троечники?  Почему  высокий 
уровень интеллектуального развития совершенно не является залогом того, 
что человек найдет хорошее место работы, будет много зарабатывать и во-
обще самореализуется в жизни? Исследования показали, что хорошие тео-
ретические знания, навыки или умения по той или иной специальности во-
все  не  являются  гарантом  того,  что  человек  будет  эффективно  работать  и 
завоюет успех для себя и своей организации. Гораздо важнее получить вы-
сокие баллы по коэффициенту эмоционального развития, который включа-
ет, в первую очередь, навыки самопознания, самоуправления и межлично-
стного общения.  

Особенно важным является развитие эмоционального потенциала для 

выпускников  высших  учебных  заведений,  стремящихся  стать  не  просто 
руководителями, а руководителями-лидерами.  

Поэтому  целью  данного  учебного  пособия  является  вооружение  вы-

пускников основными  положениями теории и практики  руководства и ли-
дерства, развитие эмоционального потенциала, что позволит достичь успе-
ха не только в профессиональной, но и личной жизни. 

Авторы  ставят  своей  задачей  дать  четкое  представление  о  сущности 

лидерства, а также показать, что владение навыками руководства и лидер-
ства является основным условием успешной деятельности. 

Пособие  состоит  из  четырех  тем,  каждая  из  которых  включает  план 

изучения темы, основные требования к уровню знаний, вопросы для само-


background image

 

 

контроля,  список  рекомендованной  литературы  и  практикум  для  развития 
навыков управления. 

В первой теме «Руководство и лидерство» рассматривается сущность 

основных  понятий    руководства  и  лидерства,  дается  обзор  современных 
теорий руководства и лидерства, приводится сравнительная  характеристи-
ка традиционных руководителей и лидеров. 

Во  второй  теме  «Формирование  видения  как  необходимое  условие  ли-

дерства»  освещается  сущность  и  содержание  понятия  «видение»,  анали-
зируется  различие  понятий  «стратегия»  и  «видение»,  обосновывается  не-
обходимость  видения,  а  также  выделяются  признаки,  по  которым  можно 
определить,  нуждается  ли  организация  в  видении.  В  этой  же  теме  внима-
ние  уделяется  процессу  формирования  видения,  даются  характеристики  и 
подходы к формированию видения. 

Третья  тема  «Власть  и  влияние  как  инструменты  лидерства»  позна-

комит читателей с концепциями власти и влияния, с сущностью этих поня-
тий, источниками и стратегиями власти и влияния, а также такими инстру-
ментами власти, как делегирование, наделение властью и участие в управ-
лении. 

В  четвертой  теме  «Развитие  навыков  лидерства»  рассматриваются 

сущность и значение эмоционального потенциала руководителя, приемы и 
методы самооценки как инструмента самопознания личности, а также наи-
более  важные  навыки,  которыми  должен  обладать  руководитель-лидер 
(навыки творческого решения проблем, поддерживающих коммуникаций и 
ведения переговоров). 

Кроме  того,  каждая  тема  включает  практикум  по  развитию  навыков  

лидерства.  Практикум  состоит  из  набора  тестов,  позволяющих  проанали-
зировать  уровень  тех  или  иных  навыков,  рекомендаций  по  их  развитию, 
конкретных  ситуаций  для  анализа.  Такой  набор  заданий  позволяет  разви-
вать навыки руководства и лидерства. 

Авторы учебного пособия исходят из того, что условия  работы буду-

щих руководителей будут значительно  отличаться  от  тех  условий, в кото-
рых  работали  их  предшественники.  Организации  настоящего  и  будущего, 
которые претерпевают постоянное  обновление, требуют от руководителей 
владения  навыками  управления  на  индивидуальном,  межличностном  и 
групповом уровнях, что позволит сократить разрыв между теоретическими 
знаниями и идеями и их практической реализацией.   

Учебное  пособие  предназначено  для  студентов  высших  учебных  заве-

дений, преподавателей и всех, кто интересуется проблемами лидерства.