Файл: Подпишитесь на Deepl pro для редактирования данного документа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Второй стадией законодательного процесса является рассмотрение законопроекта Государственной Думой. Рассмотрение законопроектов в Государственной Думе обычно проходит в трех чтениях. По итогам рассмотрения Государственная Дума может принять следующие решения: одобрить законопроект в качестве федерального конституционного закона, принять законопроект в качестве федерального закона, отклонить законопроект. Федеральные конституционные законы, принятые Государственной Думой, и федеральные законы, принятые Государственной Думой, должны быть направлены в Союз Федерации в течение пяти дней.
На третьей стадии законодательного процесса федеральный конституционный закон, принятый Государственной Думой, федеральный закон, принятый Государственной Думой, рассматривается Советом Федерации. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа сенаторов Российской Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После одобрения федерального конституционного закона Советом Федерации он считается принятым и подписывается Президентом Российской Федерации. Федеральные законы принимаются Союзом Федерации. Если Союз Федерации не рассмотрит федеральный закон, принятый Государственной Думой на заседании палаты в установленный Конституцией Российской Федерации 14-дневный срок, он считается принятым Союзом Федерации и направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования в соответствии с частью 4 статьи 105 Конституции Российской Федерации. Исключение из общего правила составляют федеральные законы, подлежащие обязательному рассмотрению Союзом Федераций в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации. Их рассмотрение Союзом Федераций с учетом п. 1 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации. 1 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 23 марта 1995 года "По делу о толковании части 4 статьи 105 и статьи 106 Конституции Российской Федерации" должно быть начато не позднее 14 дней после его направления в Союз Федераций. Палата имеет право отклонить федеральный конституционный закон, федеральный закон.
Четвертая стадия законодательного процесса - подписание Президентом принятого федерального конституционного закона и федерального закона - осуществляется в соответствии с Конституцией РФ. Статья 107 Конституции РФ гласит, что принятый Государственной Думой и одобренный Союзом Федерации федеральный закон в течение 5 дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования. В течение 14 дней он подписывает федеральный закон и обнародует его.
Согласно части 3 статьи 107 Конституции РФ, если Президент РФ отклонит федеральный закон в течение четырнадцати дней со дня его поступления, Государственная Дума и Союз Федерации повторно рассматривают закон в порядке, установленном Конституцией РФ. Если после повторного рассмотрения федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа сенаторов Российской Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию. Если Президент Российской Федерации в установленный срок направит в Конституционный Суд Российской Федерации запрос о проверке конституционности федерального закона, то срок подписания закона приостанавливается на время рассмотрения запроса Конституционным Судом Российской Федерации. Если Конституционный Суд Российской Федерации подтвердит конституционность федерального закона, Президент Российской Федерации подписывает его в течение трех дней со дня принятия решения Конституционным Судом Российской Федерации. Если Конституционный Суд Российской Федерации не подтвердит конституционность федерального закона, Президент Российской Федерации возвращает его в Государственную Думу без подписания.
Согласно статье 108.2 Конституции РФ, федеральный конституционный закон должен быть подписан Президентом Российской Федерации и обнародован в течение четырнадцати дней. Если Президент Российской Федерации в указанный срок направит в Конституционный Суд Российской Федерации запрос о проверке конституционности федерального конституционного закона, то срок подписания закона приостанавливается на время рассмотрения запроса Конституционным Судом Российской Федерации. Если Конституционный Суд Российской Федерации подтвердит конституционность федерального конституционного закона, Президент Российской Федерации подпишет его в течение трех дней со дня принятия решения Конституционным Судом. Если Конституционный Суд Российской Федерации не подтвердит конституционность федерального конституционного закона, Президент Российской Федерации возвращает его в Государственную Думу без подписания.
Официальное опубликование и обнародование федерального конституционного закона, федерального закона, подписанного Президентом Российской Федерации, является пятой стадией законодательного процесса После подписания Президентом Российской Федерации законы подлежат обнародованию в порядке, установленном Федеральным законом от 14 июня 1994 года "О порядке опубликования и обнародования федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания". Первым опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона считается официальное опубликование его текста в "Парламентской газете", "Российской газете", "Собрании законодательства Российской Федерации" или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации".
Закон, подписанный Президентом Российской Федерации, может быть также опубликован в других печатных изданиях, обнародован по телевидению или радио, передан по каналам связи. Федеральные конституционные законы и федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации через 10 дней после их официального опубликования, если самими законами не установлен иной порядок вступления их в силу.
Другие стадии законодательного процесса связаны с рассмотрением федерального конституционного закона, отклоненного Союзом Федерации, федерального закона и федерального закона, отклоненного Президентом Российской Федерации. Если федеральный закон отклонен Союзом Федерации, Государственная Дума может принять одно из следующих решений: снять федеральный закон с дальнейшего рассмотрения в связи с его отклонением Союзом Федерации; создать согласительную комиссию для преодоления разногласий; принять федеральный закон в редакции, ранее принятой Государственной Думой. Согласительная комиссия может быть создана по инициативе Союза Федерации, поддержанной Государственной Думой, или по инициативе Государственной Думы, поддержанной Союзом Федерации.
Согласительная комиссия создается на паритетных началах из представителей Союза Федерации и Государственной Думы и рассматривает только те положения федерального конституционного закона или федерального закона, по которым имеются разногласия между Союзом Федерации и Государственной Думой. Принятый Государственной Думой федеральный конституционный закон или принятый Государственной Думой федеральный закон в редакции согласительной комиссии в течение пяти дней направляется в Союз Федерации для повторного рассмотрения. Если при повторном рассмотрении федерального закона, отклоненного Союзом Федерации, Государственная Дума не примет его в редакции согласительной комиссии или не согласится с решением Союза Федерации об отклонении федерального закона, он ставится на голосование в редакции, принятой ранее. Решение о принятии федерального закона в ранее принятой редакции принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый Государственной Думой федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования. Если решение о принятии федерального закона, отклоненного Федерацией, в редакции, ранее принятой Государственной Думой, не набирает необходимого числа голосов, то федеральный закон считается отклоненным и дальнейшему рассмотрению не подлежит. Особенностью рассмотрения федеральных законов, отклоненных Президентом Российской Федерации, является возможность Государственной Думы по предложению Президента Российской Федерации или по согласованию с ним создать специальную комиссию по разрешению споров с предложением Союза Федерации направить своих представителей для работы в такой комиссии. По завершении работы специальной комиссии она вносит в Государственную Думу для повторного рассмотрения федеральный закон в согласованной редакции. Если при повторном рассмотрении Государственной Думой отклоненного Президентом федерального закона он будет принят в новой редакции, порядок его рассмотрения Союзом Федерации определяется как повторное одобрение. Если после повторного рассмотрения федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа сенаторов и депутатов Государственной Думы Российской Федерации, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение 7 дней и обнародованию.
Таким образом, количество стадий законодательного процесса может варьироваться (изменяться) в зависимости от характера принимаемого закона и позиции каждой из палат Федерального Собрания РФ и Президента РФ по этому вопросу.
3. Виды законодательного процесса
Действующая Конституция России определила трех участников законодательного процесса: Президента, Совет Федерации и Государственную Думу.
Согласно Конституции, право принимать федеральные и федеральные конституционные законы принадлежит исключительно Федеральному Собранию, которое состоит из двух палат: Государственной Думы - нижней палаты и Совета Федерации - верхней палаты. Что касается Совета Федерации, то структура верхней палаты основана на федеративном устройстве нашего государства. Конституция предусматривает, что палаты работают раздельно. Если депутаты Государственной Думы работают на постоянной основе, то члены Совета Федерации работают, по сути, на полставки, собираясь раз в два месяца. Это происходит в соответствии с графиком, утвержденным палатой. Дума, со своей стороны, проводит две сессии в год: одну весной и одну осенью[6].
В Государственной Думе 450 депутатов, 225 из которых имеют мандаты от политических партий и движений и были избраны по партийным спискам, а еще 225 были избраны в Думу по одномандатным округам. Все депутаты обладают равными полномочиями.
Совет Федерации состоит из 178 членов; от каждого субъекта Российской Федерации есть два представителя - глава законодательного (представительного) органа и глава исполнительного органа, т.е. вакансии в верхней палате заполняются по должности. Палаты Федерального Собрания имеют общую задачу - принимать законы, хотя мандат и компетенция каждой палаты различны.
Конституция России наделяет Президента РФ правом подписывать и обнародовать законы, принятые обеими палатами, что делает его полноправным участником законодательного процесса.
Виды парламентского законодательного процесса в нашей стране включают федеральный парламентский законодательный процесс и региональный парламентский законодательный процесс (в субъектах федерации). В свою очередь, федеральный и региональный парламентские законодательные процессы подразделяются на подвиды в зависимости от вида принимаемых законов, поскольку видовые характеристики законов определяют существенные особенности их принятия.
Например, в рамках федерального парламентского законодательного процесса необходимо выделить процессы пересмотра Конституции РФ Конституционным Собранием РФ (пока не законодательно), принятия законов РФ о поправках к Конституции РФ, принятия федеральных конституционных законов, федеральных законов о бюджете и др. Совокупность норм Конституции РФ,
других актов федерального законодательства, законодательства субъектов Федерации, закрепляющих парламентский законодательный процесс в его различных видах на разных стадиях, образует правовой институт парламентского законодательного процесса.
Нормы указанного института содержатся в Конституции РФ (ст. 104-108, 134-137 и др.), в федеральных законах о порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ, о порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законах, актах палат Федерального Собрания РФ, о международных договорах РФ, о регламенте палат Федерального Собрания РФ и в иных актах федерального законодательства.
На уровне субъектов федерации они содержатся в конституциях, органических уставах, законах о нормативных правовых актах, законодательном процессе, регламентах законодательных органов и ряде других актов. Этот институт непосредственно связан с процедурными нормами, определяющими порядок совершения отдельных законодательных действий, не связанных непосредственно с созданием и легализацией конкретных законов на федеральном и региональном уровнях (о порядке материально-технического обеспечения законодательного процесса, повышения квалификации участников законодательного процесса, о работе органов, осуществляющих систематизацию законодательства и т.д.).
Институт парламентского законодательного процесса и связанные с ним процессуальные нормы об отдельных законодательных процедурах, составляющие процедурную основу законодательной деятельности парламента, входят в парламентское процессуальное право как составная часть парламентского права Российской Федерации.
На содержание законодательного процесса существенное влияние оказывают нормы материального права, в частности, определяющие статус участников законодательного процесса, статус и иерархию нормативных правовых актов, в том числе законов. Например, нормы о статусе нормативных правовых актов устанавливают требования к проектам законов, порядок их разработки и оформления, а также требования к принятым законам.
4. Процедуры участия федеральных субъектов в федеральном законодательном процессе
Что касается вопросов совместного ведения, то по общему правилу, если федеральный закон не был рассмотрен Советом Федерации в течение 14 дней, он считается принятым. Данное положение ч. 4 ст. 105 Конституции РФ характеризует верхнюю палату как институт участия субъектов РФ в осуществлении правового регулирования преимущественно в пределах ведения РФ, поскольку позволяет Совету Федерации вообще не рассматривать законы по вопросам совместного ведения, что во взаимосвязи с вышеуказанными конституционными нормами, а также с положением ч. 3 ст. 11 Конституции РФ. 3 ст. 11 Конституции РФ о разграничении предметов ведения и полномочий исключительно Конституцией и договорами между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Федерации ставит под сомнение правомерность принятия федеральных законов по вопросам совместного ведения, осуществляющих такое разграничение полномочий без участия самих органов государственной власти субъектов Федерации.