Файл: Подпишитесь на Deepl pro для редактирования данного документа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Подпишитесь на DeepL Pro для редактирования данного документа.
Дополнительную информацию можно найти на странице www.DeepL.com/pro.
Подпишитесь на DeepL Pro, чтобы иметь возможность редактировать этот документ.
Посетите сайт www.DeepL.com/pro для получения дополнительной информации.
ВВЕДЕНИЕ
Изменения, происходящие в экономической, социальной и политической сферах российского государства, делают необходимым пересмотр и изменение, а в некоторых случаях отмену старых законов и нормативных актов и принятие новых.
Проблему законотворчества в правовом государстве можно условно разделить на три тематические области:
-
Проблематичная политическая природа законодательной политики; -
Проблемная сторона организации самого законодательного процесса; -
проблема "юридической техники" (стиль, язык, классификация, кодификация, терминология и т.д.)
В современной отечественной конституционной доктрине федерального законотворчества существуют явные исследовательские пробелы, опосредованные отсутствием фундаментальных работ, рассматривающих многочисленные и дискуссионные проблемы российского законодательного процесса на федеральном уровне. Конституционная наука ставит новые задачи, такие как уточнение сущности, правовой природы и содержания федерального законодательного процесса, систематизация существующих подходов к конституционно-правовому пониманию федерального законодательства, исследование видовой дифференциации федерального законодательного процесса, разработка рекомендаций по модели и функционированию конституционно-правового механизма реализации федеральных законодательных актов.
Проблема выявления и исследования тенденций развития федерального законодательного процесса, в силу его динамичности, является особенно актуальной. Практика подтверждает необходимость модернизации устаревшей законодательной процедуры, внедрения и использования новых информационных технологий в законотворчестве, совершенствования отдельных этапов и элементов процедуры.
Целью данной работы является анализ законодательного процесса.
Для достижения этой цели данный документ должен согласованно решить ряд промежуточных задач:
1.Определить концепцию и структуру законодательного процесса.
2. распространять информацию о стадиях законодательного процесса.
3.Рассмотрите виды законодательного процесса.
Структура этого документа состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка литературы.
1. Понятие законодательного процесса
Законодательный процесс в Российской Федерации имеет свои особенности, он регулируется непосредственно Конституцией Российской Федерации. Существует строго определенный набор субъектов, которые должны участвовать в законодательных инициативах. В законодательном процессе участвуют все ветви власти, при этом ведущую роль играет Государственная Дума Федерального Собрания.
Действующая Конституция России четко определила трех участников законодательного процесса: Президента, Совет Федерации и Государственную Думу.
Согласно Конституции, полномочия по принятию федеральных и конституционных законов принадлежат исключительно Федеральному Собранию, состоящему из двух палат. Государственная Дума, нижняя палата, отражает прямое представительство всего населения страны. Что касается Совета Федерации, то структура верхней палаты основана на федеративном устройстве нашего государства. Конституция предусматривает, что палаты работают раздельно; они даже располагаются в отдельных зданиях в Москве.
В соответствии со статьей 95 (2) Конституции Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания состоит из двух представителей от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительной и исполнительной власти государства. В настоящее время Совет Федерации насчитывает 166 членов.
Что касается Президента Российской Федерации, то Конституция предоставляет ему право подписывать и обнародовать законы, принятые обеими палатами, что делает его полноправным участником законодательного процесса.
Таким образом, законодательный процесс - это процесс принятия, утверждения и введения в действие законов Российской Федерации тремя его участниками: Государственной Думой, Советом Федерации и Президентом. Центральной идеей законодательного процесса является принцип баланса полномочий трех субъектов законодательной деятельности. Все они участвуют в процессе только в той мере
, в какой это предусмотрено Конституцией (ст. 105(1) и (4), ст. 107(4)). Именно этот баланс гарантирует, что решения будут сбалансированными и удовлетворительными для общества.
Иногда этот баланс нелегко поддерживать, поскольку разделение властей не отменяет естественной конкуренции различных институтов власти.
За годы работы Государственной Думой было принято 14 федеральных конституционных законов, принятие которых предусмотрено Конституцией Российской Федерации. Среди них федеральные конституционные законы "О Конституционном Суде Российской Федерации", "О судебной системе Российской Федерации", "Об арбитражных судах Российской Федерации", "О военных судах Российской Федерации", "О Правительстве Российской Федерации", "Об Уполномоченном по правам человека Российской Федерации", "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", "О референдуме в Российской Федерации", федеральные конституционные законы "О Государственном флаге, Государственном гербе и Государственном гимне Российской Федерации", "О чрезвычайном положении" и ряд других.
Логика законодательного процесса включает в себя не только сотрудничество и консенсус, но и конфликт. Каждый из этих трех элементов может выступать в качестве противовеса двум другим. Так происходит, когда хотя бы один из субъектов законодательства не разделяет идею и принципы закона и, более того, по-своему оценивает последствия его принятия. В каждом случае это недовольство выражается по-разному: Государственная Дума может отклонить законопроект, парализовав процесс на ранней стадии, Совет Федерации может не одобрить закон, принятый Государственной Думой, а Президент может наложить вето на документ, который без проблем прошел через обе палаты парламента.
Законодательный процесс - это не только специфическая форма деятельности государства по разработке и установлению правовых норм, но и творческий процесс, основанный на фундаментальных принципах, образующих его логическую основу.
В юридической литературе выделяют четыре основополагающих принципа:
- Принцип адекватного отражения правовых и нормативных потребностей;
- принцип концептуальной определенности;
- принцип модального баланса;
- принцип гарантированности вознаграждения.
Принцип надлежащего отражения правовых и политических потребностей. В демократическом обществе цель-потребность определяет логический слой законодательного процесса. Каждая правовая норма должна иметь свою логическую основу, содержание определяется закономерностями развития общества, его реальными потребностями.
Принцип концептуальной определенности. Язык закона - единственный способ выражения мышления законодателя, а законодательное мышление - суть законодательной деятельности. Оно является одновременно и основным средством формулирования правовой нормы.
Язык нормативного акта должен быть понятным и общеупотребительным, но в то же время он должен быть ясным, точным и кратким. Логичность текста закона - общее требование нормативного процесса - достигается за счет ясности языка закона. Он должен быть настолько простым, чтобы каждый гражданин мог точно и правильно понять права и обязанности в рамках правового государства, общий смысл правового предписания и иметь четкое отношение к его применению. Однако существует опасность чрезмерного упрощения юридического языка, что может привести к его вульгаризации и стать препятствием для правильного словесного выражения некоторых тонкостей правовых норм.
Требование точной формулировки заключается в том, чтобы как можно полнее и правильнее передать суть правового предписания.
Юридические определения должны быть основаны на определенном консенсусе. Слова и выражения, имеющие юридическое значение, должны использоваться в одном и том же смысле во всех правовых актах.
Еще одним необходимым требованием к юридическим определениям является их дискурсивность, т.е. общая логическая "согласованность" с общепринятыми прецедентными определениями.
Принцип модального баланса. Модальный феномен любой нормативной реальности выражается, как правило, в модальностях: "разрешено", "требуется" ("обязательно"), "запрещено". Этот модальный триптих приобретает правовой характер в общественных отношениях, одним из аспектов которых является власть. Эффективность функционирования таких отношений определяется тем, насколько они сбалансированы, т.е. в какой логической взаимосвязи находятся между собой составные части правовой модальности. Нормальное, социально обоснованное законодательство не является произвольным набором того или иного количества норм. Каждая модальность имеет конкретные логические предпосылки. Любое противоречие, пусть даже незначительное, в законодательстве - это функциональная "дыра", которая искажает и дестабилизирует правоприменительный процесс.
К сожалению, в нашей юриспруденции нет устоявшегося понятия о способе действия правовых норм, вырабатываемых и принимаемых законодателем.
Принцип ретрибутивной безопасности. Ретрибутивная безопасность, что в переводе с латинского означает воздаяние, возмещение, выплата, является функциональной спецификой права, условием его эффективного функционирования.
Право без санкций теряет свой практический смысл. Как механизм правовой защиты в случае возникновения правонарушающей ситуации, санкции определяют содержание и реальную функциональную силу принципа неотвратимости правового возмездия, пренебрежение или непоследовательное применение которого может привести к деградации или даже гибели самого государства, как такового.
Совершенствование правоохранительной деятельности - актуальный и насущный вопрос.
2. Стадии законодательного процесса
Деятельность государственных органов и должностных лиц, уполномоченных создавать закон, регулируемая правовыми нормами. В Российской Федерации законодательный процесс регулируется Конституцией Российской Федерации, регламентами и иными актами палат Федерального Собрания Российской Федерации, нормативными актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, принятыми в пределах его компетенции. Конституция России определила трех основных участников законодательного процесса. Это Президент Российской Федерации, Союз Федераций и Государственная Дума. Все они участвуют в законодательном процессе только в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации (ст. 105 ч. 1, 3 и 4, ст. 106, ст. 107 ч. 2, ст. 108).
Законодательный процесс состоит из пяти основных этапов.
Первой стадией законодательного процесса является внесение законопроекта в Государственную Думу. В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации законопроекты вносятся в Государственную Думу субъектами права законодательной инициативы: Президентом Российской Федерации, Советом Федерации, сенаторами Российской Федерации, депутатами Государственной Думы, Правительством Российской Федерации, законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Правом законодательной инициативы обладают также Конституционный Суд Российской Федерации и Верховный Суд Российской Федерации по вопросам их компетенции. Законопроекты о введении или отмене налогов, об освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, могут быть внесены только с заключением Правительства Российской Федерации.