Файл: Примерные вопросы к экзамену по курсу Современный русский язык. Синтаксис.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 63
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Примерные вопросы к экзамену по курсу
«Современный русский язык. Синтаксис»
осенний семестр 2022/2023 уч. год
1. Понятие о предмете и объекте синтаксиса. Синтаксические единицы.
Синтаксис (от греч. составление, построение, строй) – это раздел науки о языке,
изучающий правила связывания слов и форм слов, и те единства, в составе которых эти правила реализуются, т.е. синтаксические единицы. Синтаксис – это высший уровень языка, демонстрирующий язык в действии; единственный раздел науки о языке, в котором изучается процесс коммуникации.
Синтаксис изучает, с одной стороны, правила связывания слов и форм слов, а с другой — те единства, в составе которых эти правила реализуются,— синтаксические единицы. Минимальные составляющие их — слово и форма слова.
Предметом изучения синтаксиса является синтаксический строй языка, т. е. его синтаксические единицы и связи и отношения между ними.
Разные научные концепции содержат разные перечни синтаксических объектов. В современном отечественном языковедении широко распространено учение о трех синтаксических единицах: словосочетании, простом предложении и сложном предложении. Объектами синтаксиса также являются, с одной стороны, слово (лексема) и форма слова со стороны их связей с другими формами слов и их функции в составе синтаксических единиц, а с другой стороны — единства большие, чем простое или сложное предложение (их называют сверхфразовыми единствами, сложными синтаксическими целыми или текстами); они изучаются в синтаксисе также лишь со стороны связей между входящими в них простыми и сложными предложениями. Так как и слово, и форма слова, и сверхфразовое единство проявляют себя в синтаксисе не во всех своих свойствах, эти объекты и не являются синтаксическими единицами.
2. Основные этапы развития русского синтаксиса в XIX веке (логическое, психологическое, формальное. Направления развития синтаксиса в XX веке.
В русском языкознании выделяется два этапа изучения синтаксиса:
1) традиционное языкознание;
2) период современной лингвистики.
У истоков первого периода стоит М.В. Ломоносов, который своими трудами определил последующее изучение русского синтаксиса. «Российская грамматика»1755г. была первым подлинно научным описанием синтаксического строя русского языка. В «Российской грамматике» рассмотрен синтаксис словосочетания без использования данного термина, то есть М.В. Ломоносов описывает синтаксические связи разных частей речи. В другой своей работе «Риторика» М.В. Ломоносов предлагает развернутую теорию предложения, которое в «Российской грамматике» он называет «речью». Теория предложения в «Риторике» тесно связана с логической теорией суждения. В этой же книге он рассматривает такое синтаксическое построение как период. Кроме того, он исследует принципы словорасположения, касается вопроса о синонимике синтаксических конструкций. В.В. Виноградов говорил, что «весь последующий период в истории разработки русского синтаксиса вплоть до 20-30х гг. 19 века должен быть назван ломоносовским».
В IX-XX веках русская лингвистическая мысль развивалась в нескольких направлениях:
1) логико – грамматическое;
2) психолого – грамматическое;
3)сравнительно – историческое;
4)сравнительно – типологическое;
5)формально грамматическое.
Представители разных направлений по-разному решали вопросы отношений между категориями языка, мышления и бытия, вопросы соотношения формы и содержания, вопросы о количестве синтаксических единиц.
Представителями логико–грамматической школы являются Николай Иванович Греч, Константин Сергеевич Аксаков, Федор Иванович Буслаев.
Они отождествляли логическую и грамматическую категории: суждение – предложение; субъект – подлежащее; предикат – сказуемое; приравнивая предложение к суждению, считали, что предложение – это словесное выражение суждения.
1) первыми разработали учение о простых и сложных предложениях, главных и второстепенных членах;
2) проанализировали предложения с обособленными членами, а значит, дали начало изучению синтаксической синонимии.
Антитезой учению Ф.И. Буслаева явилось учение А.А. Потебни, представителя психолого-грамматического направления. Его труд «Мысль и язык» – первое философско-лингвистическое исследование взаимоотношений языка и мышления.
Психолого-грамматическое направление представляет также Дмитрий Николаевич Овсянико-Куликовский. Представители данного направления в основу предложения кладут психологическое суждение, которое они называют «актом апперцепции».
Мысли А.А. Потебни получили развитие в работе А.А. Шахматова и в современных теориях психолингвистики.
Формально-грамматическое направление явилось протестом против приравнивания грамматических категорий к категориям логическим и психологическим.
Основателем данного направления является Ф.Ф. Фортунатов.
К сторонникам формально-грамматического направления относится А.М. Пешковский.
Сторонники формально-грамматического направления рассматривали предложение как особый вид словосочетания.
Ф.Ф.Фортунатови А.М.Пешковский дали образцы глубокого анализа языковых явлений. А.М.Пешковский высказал мысль о переходном характере многих синтаксических явлений.
3. Словосочетание и предложение как основные синтаксические единицы. Понятие предикативности (В.В. Виноградов).
В российской науке традиционно выделяется две основные синтаксические единицы –
словосочетание и простое предложение.
Предикативность – это грамматическая сущность предложения, которая состоит в комплексе грамматических значений (объективная модальность, синтаксическое время, лицо), соотнесенных с актом речи и всегда имеющих формальное выражение. Предикативность является основным содержательным признаком предложения. В понятие предикативности как грамматической категории включаются такие грамматические свойства предложения, которые позволяют ему представить сообщаемое либо как реально осуществляемое в настоящем, прошедшем и будущем времени, либо как ирреальное, т. е. только желаемое, возможное, предполагаемое и т. д.
Такие грамматические значения предложения можно объединить общим значением отношения сообщаемого к действительности, это общее значение отношения называется в грамматике модальностью.
Итак, предложение обладает категориями модальности и синтаксического времени. Обе
эти категории образуют неразрывное единство, которое и есть предикативность, присутствующая в каждом предложении и являющаяся его грамматическим значением, т. е. таким признаком, который позволяет отграничить предложение от других синтаксических объединений слов (в частности, словосочетания).
Таким образом, различие между словосочетанием и предложением может быть сформулировано как различие между непредикативной и предикативной синтаксическими единицами.
Синтаксические единицы:
-
Словосочетание – непредикативная синтаксическая единица, компонентами которой являются слово и форма слова или несколько форм слов, соединенных между собой синтаксической связью. Словосочетание выполняет номинативную функцию.
-
Простое предложение – это предикативная синтаксическая единица, состоящая из нескольких соединенных между собой синтаксической связью форм слов или из одной формы слова. Предложение выполняет коммуникативную функцию.
-
Сложное предложение – это синтаксическая единица, компонентами которой являются предикативные единицы, соединенные между собой синтаксической связью.
4. Понятие о словосочетании. Разное понимание словосочетания в ходе развития синтаксической науки. Словосочетание и сочетание слов.
Словосочетание — это смысловое и грамматическое объединение двух (или нескольких) знаменательных слов или форм слов, проявляющее их подчинительные свойства. Словосочетание служит средством номинации и строится по определенному образцу: существительное и согласуемое прилагательное, глагол и управляемая словоформа и т. д. Компонентами словосочетания являются: 1) главное слово (или стержневое) и 2) зависимое слово. Главное слово — это слово грамматически независимое. Зависимое слово — это слово, которое формально подчиняется требованиям, исходящим от главного слова.
Учение о словосочетании развивалось противоречиво и сложно.
Для одних языковедов характерно было понимание словосочетания, опирающееся на этимологическое значение термина. Под словосочетанием понималось любое сочетание полнозначных слов, оформленное грамматическими и смысловыми показателями, независимо от их формы и назначения в речи. В таком случае весь синтаксис объявлялся учением о словосочетании. Такое понимание сущности словосочетания свойственно Ф. Ф. Фортунатову.
Особый интерес представляет освещение вопроса о словосочетании А. А. Шахматовым: «Словосочетанием называется такое соединение слов, которое образует грамматическое единство, обнаруживаемое зависимостью одних из этих слов от других». В таком случае в первую очередь рассматриваются отношения второстепенных членов друг к другу и их отношения к главным членам, т. е. словосочетания выделяются из предложения. Однако само предложение также причисляется к разряду словосочетаний, но в отличие от других такие словосочетания объявляются законченными.
Сложившаяся грамматическая традиция нашла отражение и во взглядах В. П. Сухотина на проблему словосочетания. Под словосочетанием он понимает «минимальное грамматическое и смысловое единство в составе предложения, отражающее связи реальной действительности».
Принципиально иное понимание словосочетания находим в трудах В. В. Виноградова, который разграничивает понятия словосочетания и предложения. Разграничение это проводится прежде всего на функциональной основе: предложение — единица коммуникативная, единица сообщения, словосочетание — единица номинативная, единица назывная. В. В. Виноградов пишет: «Понятие словосочетания в своем содержании не заключает никаких грамматических признаков, которые... указывали бы на законченность сообщения. Словосочетание только в составе предложения и через предложение входит в систему коммуникативных категорий речи, средств сообщения. Но оно относится так же, как слово, и к области «номинативных» средств языка, средств обозначения. Оно так же, как и слово, представляет собой строительный материал, используемый в процессе языкового общения»
Не любое сочетание слов представляет собой словосочетание. Так, словосочетаниями не являются:
-
сочетание подлежащего и сказуемого
-
сочетание однородных членов предложения
-
слова, образующие аналитические (сложные) формы (будущего времени, повелительного наклонения, превосходной степени).
-
сочетания, образованные объединением одного и того же существительного в разных падежах с предлогами и без них, например: со дня на день
-
сочетания глаголов в одной и той же форме, которые выполняют функцию сказуемого, например: пойду посмотрю, посижу подумаю, возьму расскажу;
-
сочетания существительных с производными предлогами, например: навстречу весне.
5. Синтаксические связи в словосочетании и предложении (общий обзор). Основные характеристики сочинительной и подчинительной связи.
Синтаксические связи – формально-строевые отношения между компонентами синтаксической единицы, выявляющие смысловые связи (синтаксические отношения), и выраженные средствами языка.
Словосочетание всегда строится по принципу субординации — подчиняющего и подчиненного. Субординативная, или подчинительная, связь предопределена семантической и грамматической природой словосочетания — это непредикативное соединение слов.
Синтаксические связи в предложении сложнее и многообразнее. В предложении возможна и сочинительная связь, поскольку словоформы могут занимать в нем одинаковые синтаксические позиции, т. е. выстраиваться в однородные ряды. Такая связь на уровне словосочетания невозможна.
Подчинительная синтаксическая связь на уровне словосочетания всегда имеет субординативный характер.
Субординативная связь — это связь прямая и односторонне направленная, связь подчиняющего и подчиненного. Такая связь реализуется тремя основными способами: согласованием, управлением и примыканием.
Согласование — это вид подчинительной связи, при котором формы рода, числа и падежа зависимого слова предопределяются формами рода, числа и падежа слова подчиняющего.
Управление — это такой вид подчинительной связи, при котором подчиненное слово принимает форму того или иного падежа в зависимости от грамматических возможностей господствующего слова и выражаемого им значения.
Примыкание — это такой вид подчинительной связи, при котором подчиненное слово, будучи неизменяемой частью речи или словоформой, изолированной от системы падежей, свою зависимость от господствующего слова выражает только местоположением и смыслом.
Сочинительная и подчинительная связь различаются также средствами выражения. Это различие имеет две стороны.
-
Средства выражения сочинительной связи одинаковы на разных уровнях (на уровне словосочетания и простого предложения и на уровне сложного предложения), в то время как средства выражения подчинительной связи на разных уровнях существенно различны.
-
Сочинительная связь не выражается формами слова. Основным средством передачи сочинительной связи являются сочинительные союзы, которые имеют свойство оформлять связи между любыми однофункциональными компонентами синтаксической единицы: и между формами слов и между предложениями. При перечислительных смысловых отношениях сочинительная связь выражается без союзов — порядком слов и многочисленностью ряда: соединенные сочинительной связью компоненты располагаются непосредственно один за другим и их однофункциональность выражается самим фактом неопределенного количественного состава ряда (не обязательно два компонента).
-
Сочинительная связь может быть закрытой (при однократном применении соединены только два компонента) и открытой (соединено большое количество компонентов). Подчинительная связь может быть только закрытой.
6. Подчинительная связь в словосочетании (общий обзор). Основания для выделения разновидностей синтаксической связи.
Подчинительная связь реализуется в словосочетании и предложении. В словосочетании всегда есть грамматически независимый и грамматически зависимый компоненты.
Подчинительная (субординативная) связь предопределена семантической и грамматической природой словосочетания — это непредикативное соединение слов.
Грамматическая зависимость одной словоформы от другой заключается в способности слова формально подчиняться требованиям, исходящим от категориальных свойств главного слова.
Существует три дифференциальных признака, различающих виды подчинительной связи и на уровне словосочетания и простого предложения, и на уровне сложного предложения:
1) предсказующий
непредсказующий характер связи. Определяется свойствами главного (определяемого) компонента словосочетания и его ролью в оформлении связи. При предсказующей связи главный компонент определяет (предсказывает) форму зависимого.
2) обязательность
необязательность связи. Необходимость, регулярность или, напротив,
Примерные вопросы к экзамену по курсу
«Современный русский язык. Синтаксис»
осенний семестр 2022/2023 уч. год
1. Понятие о предмете и объекте синтаксиса. Синтаксические единицы.
Синтаксис (от греч. составление, построение, строй) – это раздел науки о языке,
изучающий правила связывания слов и форм слов, и те единства, в составе которых эти правила реализуются, т.е. синтаксические единицы. Синтаксис – это высший уровень языка, демонстрирующий язык в действии; единственный раздел науки о языке, в котором изучается процесс коммуникации.
Синтаксис изучает, с одной стороны, правила связывания слов и форм слов, а с другой — те единства, в составе которых эти правила реализуются,— синтаксические единицы. Минимальные составляющие их — слово и форма слова.
Предметом изучения синтаксиса является синтаксический строй языка, т. е. его синтаксические единицы и связи и отношения между ними.
Разные научные концепции содержат разные перечни синтаксических объектов. В современном отечественном языковедении широко распространено учение о трех синтаксических единицах: словосочетании, простом предложении и сложном предложении. Объектами синтаксиса также являются, с одной стороны, слово (лексема) и форма слова со стороны их связей с другими формами слов и их функции в составе синтаксических единиц, а с другой стороны — единства большие, чем простое или сложное предложение (их называют сверхфразовыми единствами, сложными синтаксическими целыми или текстами); они изучаются в синтаксисе также лишь со стороны связей между входящими в них простыми и сложными предложениями. Так как и слово, и форма слова, и сверхфразовое единство проявляют себя в синтаксисе не во всех своих свойствах, эти объекты и не являются синтаксическими единицами.
2. Основные этапы развития русского синтаксиса в XIX веке (логическое, психологическое, формальное. Направления развития синтаксиса в XX веке.
В русском языкознании выделяется два этапа изучения синтаксиса:
1) традиционное языкознание;
2) период современной лингвистики.
У истоков первого периода стоит М.В. Ломоносов, который своими трудами определил последующее изучение русского синтаксиса. «Российская грамматика»1755г. была первым подлинно научным описанием синтаксического строя русского языка. В «Российской грамматике» рассмотрен синтаксис словосочетания без использования данного термина, то есть М.В. Ломоносов описывает синтаксические связи разных частей речи. В другой своей работе «Риторика» М.В. Ломоносов предлагает развернутую теорию предложения, которое в «Российской грамматике» он называет «речью». Теория предложения в «Риторике» тесно связана с логической теорией суждения. В этой же книге он рассматривает такое синтаксическое построение как период. Кроме того, он исследует принципы словорасположения, касается вопроса о синонимике синтаксических конструкций. В.В. Виноградов говорил, что «весь последующий период в истории разработки русского синтаксиса вплоть до 20-30х гг. 19 века должен быть назван ломоносовским».
В IX-XX веках русская лингвистическая мысль развивалась в нескольких направлениях:
1) логико – грамматическое;
2) психолого – грамматическое;
3)сравнительно – историческое;
4)сравнительно – типологическое;
5)формально грамматическое.
Представители разных направлений по-разному решали вопросы отношений между категориями языка, мышления и бытия, вопросы соотношения формы и содержания, вопросы о количестве синтаксических единиц.
Представителями логико–грамматической школы являются Николай Иванович Греч, Константин Сергеевич Аксаков, Федор Иванович Буслаев.
Они отождествляли логическую и грамматическую категории: суждение – предложение; субъект – подлежащее; предикат – сказуемое; приравнивая предложение к суждению, считали, что предложение – это словесное выражение суждения.
1) первыми разработали учение о простых и сложных предложениях, главных и второстепенных членах;
2) проанализировали предложения с обособленными членами, а значит, дали начало изучению синтаксической синонимии.
Антитезой учению Ф.И. Буслаева явилось учение А.А. Потебни, представителя психолого-грамматического направления. Его труд «Мысль и язык» – первое философско-лингвистическое исследование взаимоотношений языка и мышления.
Психолого-грамматическое направление представляет также Дмитрий Николаевич Овсянико-Куликовский. Представители данного направления в основу предложения кладут психологическое суждение, которое они называют «актом апперцепции».
Мысли А.А. Потебни получили развитие в работе А.А. Шахматова и в современных теориях психолингвистики.
Формально-грамматическое направление явилось протестом против приравнивания грамматических категорий к категориям логическим и психологическим.
Основателем данного направления является Ф.Ф. Фортунатов.
К сторонникам формально-грамматического направления относится А.М. Пешковский.
Сторонники формально-грамматического направления рассматривали предложение как особый вид словосочетания.
Ф.Ф.Фортунатови А.М.Пешковский дали образцы глубокого анализа языковых явлений. А.М.Пешковский высказал мысль о переходном характере многих синтаксических явлений.
3. Словосочетание и предложение как основные синтаксические единицы. Понятие предикативности (В.В. Виноградов).
В российской науке традиционно выделяется две основные синтаксические единицы –
словосочетание и простое предложение.
Предикативность – это грамматическая сущность предложения, которая состоит в комплексе грамматических значений (объективная модальность, синтаксическое время, лицо), соотнесенных с актом речи и всегда имеющих формальное выражение. Предикативность является основным содержательным признаком предложения. В понятие предикативности как грамматической категории включаются такие грамматические свойства предложения, которые позволяют ему представить сообщаемое либо как реально осуществляемое в настоящем, прошедшем и будущем времени, либо как ирреальное, т. е. только желаемое, возможное, предполагаемое и т. д.
Такие грамматические значения предложения можно объединить общим значением отношения сообщаемого к действительности, это общее значение отношения называется в грамматике модальностью.
Итак, предложение обладает категориями модальности и синтаксического времени. Обе
эти категории образуют неразрывное единство, которое и есть предикативность, присутствующая в каждом предложении и являющаяся его грамматическим значением, т. е. таким признаком, который позволяет отграничить предложение от других синтаксических объединений слов (в частности, словосочетания).
Таким образом, различие между словосочетанием и предложением может быть сформулировано как различие между непредикативной и предикативной синтаксическими единицами.
Синтаксические единицы:
-
Словосочетание – непредикативная синтаксическая единица, компонентами которой являются слово и форма слова или несколько форм слов, соединенных между собой синтаксической связью. Словосочетание выполняет номинативную функцию. -
Простое предложение – это предикативная синтаксическая единица, состоящая из нескольких соединенных между собой синтаксической связью форм слов или из одной формы слова. Предложение выполняет коммуникативную функцию. -
Сложное предложение – это синтаксическая единица, компонентами которой являются предикативные единицы, соединенные между собой синтаксической связью.
4. Понятие о словосочетании. Разное понимание словосочетания в ходе развития синтаксической науки. Словосочетание и сочетание слов.
Словосочетание — это смысловое и грамматическое объединение двух (или нескольких) знаменательных слов или форм слов, проявляющее их подчинительные свойства. Словосочетание служит средством номинации и строится по определенному образцу: существительное и согласуемое прилагательное, глагол и управляемая словоформа и т. д. Компонентами словосочетания являются: 1) главное слово (или стержневое) и 2) зависимое слово. Главное слово — это слово грамматически независимое. Зависимое слово — это слово, которое формально подчиняется требованиям, исходящим от главного слова.
Учение о словосочетании развивалось противоречиво и сложно.
Для одних языковедов характерно было понимание словосочетания, опирающееся на этимологическое значение термина. Под словосочетанием понималось любое сочетание полнозначных слов, оформленное грамматическими и смысловыми показателями, независимо от их формы и назначения в речи. В таком случае весь синтаксис объявлялся учением о словосочетании. Такое понимание сущности словосочетания свойственно Ф. Ф. Фортунатову.
Особый интерес представляет освещение вопроса о словосочетании А. А. Шахматовым: «Словосочетанием называется такое соединение слов, которое образует грамматическое единство, обнаруживаемое зависимостью одних из этих слов от других». В таком случае в первую очередь рассматриваются отношения второстепенных членов друг к другу и их отношения к главным членам, т. е. словосочетания выделяются из предложения. Однако само предложение также причисляется к разряду словосочетаний, но в отличие от других такие словосочетания объявляются законченными.
Сложившаяся грамматическая традиция нашла отражение и во взглядах В. П. Сухотина на проблему словосочетания. Под словосочетанием он понимает «минимальное грамматическое и смысловое единство в составе предложения, отражающее связи реальной действительности».
Принципиально иное понимание словосочетания находим в трудах В. В. Виноградова, который разграничивает понятия словосочетания и предложения. Разграничение это проводится прежде всего на функциональной основе: предложение — единица коммуникативная, единица сообщения, словосочетание — единица номинативная, единица назывная. В. В. Виноградов пишет: «Понятие словосочетания в своем содержании не заключает никаких грамматических признаков, которые... указывали бы на законченность сообщения. Словосочетание только в составе предложения и через предложение входит в систему коммуникативных категорий речи, средств сообщения. Но оно относится так же, как слово, и к области «номинативных» средств языка, средств обозначения. Оно так же, как и слово, представляет собой строительный материал, используемый в процессе языкового общения»
Не любое сочетание слов представляет собой словосочетание. Так, словосочетаниями не являются:
-
сочетание подлежащего и сказуемого -
сочетание однородных членов предложения -
слова, образующие аналитические (сложные) формы (будущего времени, повелительного наклонения, превосходной степени). -
сочетания, образованные объединением одного и того же существительного в разных падежах с предлогами и без них, например: со дня на день -
сочетания глаголов в одной и той же форме, которые выполняют функцию сказуемого, например: пойду посмотрю, посижу подумаю, возьму расскажу; -
сочетания существительных с производными предлогами, например: навстречу весне.
5. Синтаксические связи в словосочетании и предложении (общий обзор). Основные характеристики сочинительной и подчинительной связи.
Синтаксические связи – формально-строевые отношения между компонентами синтаксической единицы, выявляющие смысловые связи (синтаксические отношения), и выраженные средствами языка.
Словосочетание всегда строится по принципу субординации — подчиняющего и подчиненного. Субординативная, или подчинительная, связь предопределена семантической и грамматической природой словосочетания — это непредикативное соединение слов.
Синтаксические связи в предложении сложнее и многообразнее. В предложении возможна и сочинительная связь, поскольку словоформы могут занимать в нем одинаковые синтаксические позиции, т. е. выстраиваться в однородные ряды. Такая связь на уровне словосочетания невозможна.
Подчинительная синтаксическая связь на уровне словосочетания всегда имеет субординативный характер.
Субординативная связь — это связь прямая и односторонне направленная, связь подчиняющего и подчиненного. Такая связь реализуется тремя основными способами: согласованием, управлением и примыканием.
Согласование — это вид подчинительной связи, при котором формы рода, числа и падежа зависимого слова предопределяются формами рода, числа и падежа слова подчиняющего.
Управление — это такой вид подчинительной связи, при котором подчиненное слово принимает форму того или иного падежа в зависимости от грамматических возможностей господствующего слова и выражаемого им значения.
Примыкание — это такой вид подчинительной связи, при котором подчиненное слово, будучи неизменяемой частью речи или словоформой, изолированной от системы падежей, свою зависимость от господствующего слова выражает только местоположением и смыслом.
Сочинительная и подчинительная связь различаются также средствами выражения. Это различие имеет две стороны.
-
Средства выражения сочинительной связи одинаковы на разных уровнях (на уровне словосочетания и простого предложения и на уровне сложного предложения), в то время как средства выражения подчинительной связи на разных уровнях существенно различны. -
Сочинительная связь не выражается формами слова. Основным средством передачи сочинительной связи являются сочинительные союзы, которые имеют свойство оформлять связи между любыми однофункциональными компонентами синтаксической единицы: и между формами слов и между предложениями. При перечислительных смысловых отношениях сочинительная связь выражается без союзов — порядком слов и многочисленностью ряда: соединенные сочинительной связью компоненты располагаются непосредственно один за другим и их однофункциональность выражается самим фактом неопределенного количественного состава ряда (не обязательно два компонента). -
Сочинительная связь может быть закрытой (при однократном применении соединены только два компонента) и открытой (соединено большое количество компонентов). Подчинительная связь может быть только закрытой.
6. Подчинительная связь в словосочетании (общий обзор). Основания для выделения разновидностей синтаксической связи.
Подчинительная связь реализуется в словосочетании и предложении. В словосочетании всегда есть грамматически независимый и грамматически зависимый компоненты.
Подчинительная (субординативная) связь предопределена семантической и грамматической природой словосочетания — это непредикативное соединение слов.
Грамматическая зависимость одной словоформы от другой заключается в способности слова формально подчиняться требованиям, исходящим от категориальных свойств главного слова.
Существует три дифференциальных признака, различающих виды подчинительной связи и на уровне словосочетания и простого предложения, и на уровне сложного предложения:
1) предсказующий
только возможность, нерегулярность появления зависимого компонента словосочетания при главном.
3) природа синтаксического отношения, выявляемого связью. Синтаксические отношения не обусловливаются лексическими свойствами зависимого компонента словосочетания или обусловливаются ими
На уровне словосочетания выделяют три вида подчинительной связи: согласование, управление, примыкание.
7. Согласование. Основные признаки. Полное и неполное согласование.
Согласование — это вид подчинительной связи, при котором формы рода, числа и падежа зависимого слова предопределяются формами рода, числа и падежа слова подчиняющего. Зависимое слово уподобляется главному во всех общих с ним грамматических формах (рода, числа, падежа). Связь согласования определяется грамматическими свойствами как господствующего, так и зависимого слова
Простейший вид согласования представлен в словосочетаниях, зависимый компонент которых выражен прилагательным (в том числе и местоимением-прилагательным и порядковым числительным или причастием): морозный день, что-то необычное.
Основные признаки связи согласование:
– слабая, т.к. зависимый компонент может быть опущен без ущерба для смысла;
– предсказующая, т.к. главное слово определяет форму зависимого;
– необязательная, т.к. определяемое слово самодостаточно и может обойтись без определения.
Согласование может быть
-
полным: зеленая трава, маленький мальчик, деревянное изделие (согласование в роде, числе и падеже) -
неполным: наша врач, бывшая секретарь (согласование в числе и падеже); озеро Байкал, на озере Байкал (согласование в числе); на семи ветрах, девятью мальчиками (согласование в падеже).
Синтаксическую связь в объединениях слов типа женщина-космонавт, студент-отличник, злодейка-западня лишь условно можно назвать согласованием. Овсяников-Куликовский считал, что это «особый вид согласования, которому скорее приличествует название параллелизма». Такой вид связи, при котором формы числа и рода зависимого слова скорее являются совпадающими с формами главенствующего слова, нежели обусловленными ими, называют иногда корреляцией
8. Управление. Основные признаки. Сильное и слабое управление.
Управление — это такой вид подчинительной связи, при котором подчиненное слово принимает форму того или иного падежа в зависимости от грамматических возможностей господствующего слова и выражаемого им значения. Словосочетания, построенные по типу управления, всегда выражают соотношение с предметом. В качестве управляемой словоформы всегда выступает существительное или его эквивалент. В качестве господствующего слова при управлении может выступать глагол, имя и наречие.
При управлении, в отличие от согласования, зависимая форма не меняется при изменении грамматической формы господствующего слова.
1. По морфологическим характеристикам главного слова управление:
– глагольное уважать противника;
– именное:
а) субстантивное вид спорта, внимание к окружающим;
б) адъективное готовый к работе;
в) нумеральное два товарища;
– наречное сродни искусству, украдкой от соседей.
2. По наличию/отсутствию предлога:
– беспредложное увидеть друга;
– предложное поговорить с другом.
3. По возможности управлять различными
грамматическими формами:
– вариативное управление говорили об университете (про университет, насчет университета);
– невариативное управление отойти от окна, доплыть до берега
Управление может быть сильным и слабым.
1. При сильном управлении наличие зависимой словоформы предопределено лексико-грамматическими свойствами управляющего слова.
Типы словосочетаний с сильным управлением:
– переходный глагол + сущ. в Вин.п. без предлога писать письмо;
– переходный глагол + сущ. в Р.п. выпить воды, купить конфет;
– глагол (отглаг. сущ.) с приставкой (с пространственным значением) + сущ. с предлогом отойти от окна, добраться до места;
– глагол (числит., ср. ст. прил.), реализующие отношения информационного восполнения + сущ. в косвенном падеже пять студентов, быть инженером, очутиться в лесу, выше гор.
2. При слабом управлении зависимое слово употребляется в конкретной форме независимо от лексико-грамматических свойств главного разговаривать в комнате (за стеной, около кабинета).
9. Примыкание. Основные признаки. Обязательное примыкание. Именное примыкание.
Примыкание — это такой вид подчинительной связи, при котором подчиненное слово, будучи неизменяемой частью речи или словоформой, изолированной от системы падежей, свою зависимость от господствующего слова выражает только местоположением и смыслом. В словосочетаниях со связью примыкания выражаются отношения информативного восполнения, обстоятельственные и — реже — определительные.
Примыкают наречия (или функционально близкие к ним словоформы), деепричастия, инфинитив. Такие слова не располагают грамматически изменяемыми формами выражения синтаксических отношений, и формальным признаком примыкания оказывается неизменяемость.
Примыкание – это слабая, непредсказующая, необязательная связь.
Случаи обязательного примыкания:
– инфинитив примыкает к глаголам волеизъявления, возможности и фазовым хотел учиться, посмел возражать, могу помочь, начал страдать;
– наречия образа действия примыкают к ряду информативно недостаточных слов выглядеть прилично, вести себя хорошо, относиться дружески;
– наречия места примыкают к глаголам местоположения очутиться далеко, быть рядом.
Именное примыкание (Н.С. Валгина)
– творительный уподобления галстук бабочкой;
– родительный даты приехать пятого августа;
– винительный количества съездить два раза;
– винительный времени отсутствовать год;
– творительный количества читать часами;
– устойчивые выражения быть на плохом счету.
* Данные примеры можно отнести и к связи управление – т.к. речь идет о падежных формах в зависимой позиции.
10. Виды синтаксических отношений между элементами словосочетания и предложения (предикативные, непредикативные, полупредикативные).
Синтаксические отношения – это обобщенные смысловые отношения между компонентами синтаксической единицы.
Все синтаксические отношения делятся на предикативные и непредикативные.
Непредикативные отношения | Предикативные отношения |
- Могут быть реализованы на уровне словосочетания и предложения. 1) полупредикативные отношения устанавливаются между обособленными членами предложения: Мое сердце, полное любви, готово было выпрыгнуть из груди. 2) непредикативные отношения устанавливаются между словами, связанными сочинительной связью в предложении Счастливая и озорная улыбка осветила его лицо | - Возникают только на уровне предложения между подлежащим и сказуемым. |
11. Виды синтаксических отношений между элементами словосочетания (объектные, субъектные, определительные, комплетивные, обстоятельственные).
Непредикативные отношения на уровне словосочетания:
1) определительные (атрибутивные) отношения – это такой тип синтаксических отношений, при котором зависимое слово определяет главное со стороны качества предмета; в качестве зависимого слова могут выступать прилагательные, причастия, порядковые числительные, существительные, наречия, инфинитивы. К определительным также относятся отношения, возникающие при наличии слов со значением меры и степени.