Файл: Примерные вопросы к экзамену по курсу Современный русский язык. Синтаксис.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Пропозиция – это языковое воплощение некоего положения дел в действительности, объективное содержание предложения, рассмотренное в отвлечении от всех сопровождающих его субъективных значений и от тех особенностей, какие придает ему та или иная формальная организация предложения. Это объективное, инвариантное содержание, т.е. то, что может быть утверждением, вопросом, просьбой, подвергается сомнению и т.д. Например: Он пишет стихи. Говорят, что он пишет стихи. Кажется, он пишет стихи. Разве ты пишешь стихи? Не всякий, пишущий стихи, - поэт.

Предикат – это центральный компонент пропозиции, который отражает грамматическую сущность предложения и его соотнесенность с актом речи; задает определенные места для участников ситуации; определяет количество этих мест и их роль. Одно и тоже положение дел может быть оформлено по-разному. Учитывается природа предиката и количество актантов при нем.

Журналист написал статью.

Статья написана мной.

Актант – это элемент событийной пропозиции, соответствующий действующему лицу (субъекту), объекту, адресату. Значение актантов заложено в семантике предиката, определяется его валентностью. Например, предикат рад имеет два актанта: субъект и объект: кто-то рад кому-то (чему-то); предикат весело имеет один актант – субъект: кому-то весело.

Сирконстант – это элемент событийной пропозиции, соответствующий времени и месту действия.

26. Диктум. Типы событийных пропозиций.

Всякое предложение отражает, давая ему название, какой-то фрагмент действительности, некое «положение дел». Эта категория носит название «диктум».

Диктум – объективное содержание предложения, характеризующее языковую действительность. Позиция объективна в том смысле, что она не связана с ситуацией речи, исходит от говорящего не как от автора речи, а как от любого носителя сознания.

Диктумные пропозиции разделяются на событийные и логические.

Событийные пропозиции

Логические пропозиции

- «портретируют» действительность (отражают происходящие события и их участников).

- Структуру СП определяют актанты (персонажи, предметы) и сирконстанты.

- СП вводятся модусом с общим значением восприятия

- Основной способ выражения предикативный (знаменательные слова с пропозитивной семантикой)

- представляют результаты умственных операций и сообщают о некоторых установленных признаках, свойствах отношениях.

- Структуру составляют актанты (предметы, лица, события, явления), которые выступают в роли объектов логических операций.

- ЛП вводятся модусом со значением интеллектуальной деятельности

- Возможен предикативный способ выражения

Этот человек похож на моего друга.

Естественной формой выражения являются служебные слова

После занятий пойдем в кино.



Событийные пропозиции подразделяются на:




27. Диктум. Типы логических пропозиций.

1. Пропозиция характеризации – предмету или факту приписывается некоторый постоянный признак.

По типу приписываемых признаков выделяют три разновидности:

  • анкетная – сообщает о некоторых признаках объекта из присущего ему набора фамилия – Иванов, год рождения – 1997;

  • таксономическая – указывает на принадлежность объекта к тому или иному классу Иванов – студент;

  • качественная – выделяет некоторые особенные признаки объекта, осмысляемые как качество Это его самый удачный доклад.

2. Пропозиция отождествления (идентификации) – сложная структура, которая предполагает операции с двумя или более признаками одного предмета.

3. Релятивные пропозиции

Релятивные пропозиции 1 класса (в качестве объектов могут выступать предметы, лица, события):

  • соединение и;

  • сопоставление а, сопоставлять, сравнивать;

  • подобие похож, сходен, аналогичен, вроде, как;

  • противительность противоположный, напротив, наоборот, но;

  • разделительность исключает, альтернативен, или, либо, не то... не то.



Релятивные пропозиции 2 класса (качестве объектов допускаются только события):

  • каузальная (условия, причины, следствия, уступки) потому что, так что, несмотря на то, что..., вызывать, послужить причиной, в случае, из-за, по причине;

  • временная соотнесенность (следование, одновременность) когда, после того как, с тех пор как, как только;

  • чередование (взаимоисключение) то... то.

28. Семантическая организация предложения. Модус (метакатегории, актуализационные, квалификативные, социальные категории).

Модус – часть семантики предложения, выражающая смыслы, идущие от говорящего, идущие от говорящего.

  • Имеет свойство выражаться имплицитно

  • Располагает большим и неоднородным кругом языковых средств (грамматические формы, особые лексемы, синтаксические конструкции и др.)

  • План выражения модуса не только разнообразен, но и ненадёжен. Один показатель может выражать несколько модусных значений.

Модус-потенциал – это набор всех модусных категорий, которые теоретически могут быть в предложении.

Модус–позиция – это модусные смыслы, которые реально представлены в конкретном предложении.



1. Метакатегории модуса - это комплекс авторских оценок собственной речи в плане их соотнесённости со стандартами общения.

  • Смыслы говорения. Их отсутствие в предложении является нормой, а присутствие – сигнал какого-либо особого случая: Идет дождь. Я повторяю: идет дождь.

  • Коммуникативное намерение. Говорящий подозревает, что его слова и поведение могут быть истолкованы неверно и вносит пояснения: Я хочу сказать, что этот случай серьезный.

  • Смыслы называния. Проявляются в тех случаях, когда используемую информацию автор осмысляет как необычную, или неприемлемую для него по каким-то причинам: Академическая задолженность, или, как говорят студенты, хвост.

  • Речевой жанр (определяется целью общения). Практически всегда очевиден из условий общения и содержания высказывания (РЖ – информативные, императивные, оценочные, ритуальные): Замолчите немедленно! (приказ); Пожалуйста, не разговаривайте вслух! (просьба).

  • Правила речевого поведения. Интуитивно знакомы любому носителю языка, практически всегда остаются за кадром высказывания. Исключение, когда автор видит опасность быть нарушителем каких-либо этических норм: Он, пожалуй, не сможет решить этот вопрос.

Как известно, настоящих профессионалов надо искать.

2. Актуализационные категории помогают осмыслить высказывание в отношении к объективной действительности (описываемым событиям)

  • лица;

  • модальности;

  • времени;

  • пространства.

Актуализационные категории – антиподы метакатегорий, они должны быть обязательно представлены в предложении; выражаются при помощи грамматических показателей.

3. Квалификативные категории призваны соотнести предлагаемую информацию с авторской позицией (в определенных аспектах).

4. Авторизационные категории предполагают квалификацию источника информации. Информация может быть квалифицирована по способу ее получения: своя: Я мечтаю стать космонавтом; чужая: Как предполагают специалисты, климат на земле станет теплее.

  • Персуазивность отвечает за квалификацию информации со стороны ее достоверности с точки зрения говорящего. Это уверенность / неуверенность автора в достоверности того, о чем он говорит.

  • Оценочность выражает позитивное или негативное отношение автора к диктумному содержанию предложения

  • Социальные категории – это модусные связи, которые устанавливаются между автором и другими участниками общения.


29. Предложение как коммуникативная единица. Понятие темы и ремы. Основные средства выражения актуального членения предложения.

Деление предложения, рассматриваемое со стороны его коммуникативной организации, называется высказыванием.

Актуальное (коммуникативное) членение – это приспособление предложение к конкретному акту коммуникации.

Предложение может быть описано как коммуникативная единица (т.е. в функциональном аспекте). Коммуникативный / функциональный аспект неразрывно связан со смысловым и структурным.

Суть актуального членения предложения – это деление на информацию известную и новую.

Динамическое единство связного текста обеспечивается поступательным движением в нем информации. Предложения как звенья целого располагают свои компоненты так, чтобы информация развивалась последовательно от данного, известного к новому, неизвестному. Полюс данного противостоит в предложении полюсу нового в нерасторжимом целом, что и выражается актуальным членением.

Тема – это исходный пункт высказывания, отправная точка передачи актуальной информации; обычно предопределена предшествующим контекстом, актуально менее значима, чем рема.

Рема - это новая информация, то, что сообщается о теме; актуально более значима чем тема. Рема заключает в себе основное содержание и является коммуникативным центром высказывания.

Актуальное членение предложения не может быть соотнесено с грамматическим.

1. Актуальное членение всегда бинарно, а грамматическое предполагает какое угодно количество членов.

2. Тема и рема могут быть комплексными, т.е. объединяют несколько членов предложения. Образовывать тему и рему могут различные члены предложения.

3. Подлежащее и сказуемое могут выступать как в функции темы, так и ремы, но частотность реализации разная. Существует тенденция, что для подлежащего более характерна роль темы, а для сказуемого наиболее типична рема.

Более тесно, чем с грамматической, актуальное членение связано со смысловой организацией предложения.

30. Типы тематической прогрессии и рематической доминанты.

Тематическая прогрессия – это способ развития темы в тексте.

Линейная ТП – тема последовательно развивается из ремы предыдущего высказывания: У одной из стен / стоял деревянный стол. / Над ним / висели зеркальца./ Возле каждого зеркальца / торчала свеча.

Константная ТП –
тема повторяется, проходит через весь текст как постоянная величина: Лелька / была существом вялым и пассивным./ Но зато / она / была красивой./ Она / была самой хорошенькой девочкой в нашей школе.

Производная ТП – тема последующего высказывания является производной от темы предыдущего: Буря бушевала над Петербургом, как возвращённая молодость./ Резкий дождь / хлестал в окна./ Нева / вспухала на глазах и переливалась через гранит./ Люди / пробегали вдоль домов, придерживая шляпы./

Возможно явление тематического скачка, т.е. одновременное развитие двух тем, сменяющих друг друга.

Средства тематизации:

  • порядок слов (инициальная позиция темы);

  • перифраз (одна тема – разные названия);

  • анафора (повторение темы в начале каждого предложения);

  • синтаксический ноль (тема не выражена, но она есть).

Рема имеет следующую функциональную направленность:

  • содержит то текстовое звено, в котором осуществляется взаимодействие лексики и грамматики;

  • внутри предложения противопоставлена теме, содержит новую коммуникативно значимую информацию;

  • за рамками предложения вступает в смысловые отношения с ремами других предложений;

  • создает рематическую доминанту текстового фрагмента, сигнализирующую его семантическую общность и способствующую членению текста.

Рематическая доминанта – это преобладание того или иного типа ремы в рамках фрагмента текста.

  • предметная РД (однородность предметов, описание обстановки).

  • качественная РД (характеристики, признаки описываемых предметов).

  • акциональная РД (быстрая смена действий, событий).

  • статуальная РД (значение состояния или изменения состояния).

  • импрессивная РД (эмоциональное восприятие субъекта, оценка).



Средства рематизации:

– порядок слов, финальная позиция ремы;

– частицы;

– соответствующая пунктуация.