Файл: 8. Менеджмент в профессиональном спортивном клубе. Оглавление.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 32
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
8. Менеджмент в профессиональном спортивном клубе.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………….. | 3 |
1. Спортивный менеджмент - понятие и характерные свойства………... | 4 |
2. Специфика менеджмента в профессиональном спортивном клубе… | 9 |
Заключение…………………………………………………………………. | 15 |
Список литературы……………………………………………………….. | 16 |
Введение
Клубная форма организации спортивной работы характерна для большинства стран мира. Суть характеристики современного состояния дел в клубном движении сводится к следующему. Основа и перспектива развития у клубного движения есть. Наряду с этим существует значительный разброс мнений о том, что такое клубное движение, каковы его формы и характер, правовые основы функционирования и дальнейшего развития, источники финансирования и т.д.
Спортивный менеджмент является популярной отраслью в управлении на сегодняшний день в связи со своей высоко доходностью. Его основная задача - руководство всевозможными спортивными организациями, такими как клубы, секции, федерации и проч., поэтому именно они и являются объектом пристального внимания спортивного менеджмента. Неверно думать, что достижение высоких спортивных результатов, а также улучшение самочувствия людей, практикующих подобную физическую активность, есть его конечная цель. Эффективное управление организациями, осуществляющими физкультурно-спортивную деятельность, их распространение, широкое внедрение в жизнь общества - вот к чему стремится спортивный менеджмент.
Объект: система управления деятельностью спортивных клубов.
Предмет: профессиональные спортивные клубы.
Цель: изучить основные особенности менеджмента в профессиональном спортивном клубе.
Задачи:
1.Рассмотреть понятие и характерные свойства спортивного менеджмента;
2.Выявить специфику менеджмента в профессиональном спортивном клубе.
1.Спортивный менеджмент - понятие и характерные свойства
Как многие другие современные слова слово «менеджмент» (management) заимствовано и изначально является американского происхождения и на русский язык дословно не переводится. Если заглянуть в Оксфордский фундаментальный словарь английского языка то мы увидим достаточно более широкое толкование термина менеджмент, как то:
— административные навыки и умения особого рода;
— власть и искусство управления;
— способ, манера обращения с людьми;
— орган управления и люди, его составляющие1.
В России среди специалистов все более утверждается практика использовать термин «менеджмент» как синоним русскою слова «управление». Действительно, термин «менеджмент» синоним слова «управление», но не полностью. Смысл слова «управление» значительно шире, так как оно употребляется применительно к различным сферам человеческой деятельности.
В государственной практике и теории менеджмента основой построения социальных систем управления являются объективные факторы общественного развития. Дело в том, что объективные экономические и социально-культурные процессы, происходящие в любой стране, на определенной стадии своего развития институционализируются, т. е. закрепляются в виде формальных, юридически оформленных организаций. Их группируют в отрасли производства и социальной сферы2.
Это является объективной основой разработки наряду с общей теорией менеджмента еще и специальных теорий, которые отражают специфические закономерности функционирования соответствующих отраслей в конкретных исторических условиях. Спортивный менеджмент — один из видов отраслевого специального менеджмента, который имеет дело с управлением организациями физкультурно-спортивной направленности. В связи с таким подходом организация является ключевым понятием спортивного менеджмента. С позиций менеджмента физическая культура и спорт — это не только «целесообразная двигательная деятельность человека», не только совокупность специальных средств и методов направленного развития физической дееспособности людей, как утверждается в теории физической культуры3
.
Физическую культуру и спорт в качестве объекта социального управления не только правомерно, но и необходимо рассматривать как определенное множество физкультурно-спортивных организаций — спортивных школ, спортивных клубов, спортивных команд по видам спорта (футболу, хоккею, баскетболу, волейболу и др.), стадионов, спортивно-оздоровительных центров, спортивных федераций и т. п4.
Следует отметить, что в современной России физкультурно-спортивную работу проводят 100 тыс. различного вида физкультурных и спортивных организаций, в которых трудятся более 241,8 тыс. специалистов — тренеров, преподавателей, учителей физической культуры, инструкторов-методистов и других категорий работников, а также более полумиллиона рабочих и технического персонала. Продукт их трудовой деятельности — это физкультурно-спортивные услуги, то есть организованные формы занятий физическими упражнениями и спортом, программы спортивной тренировки и физкультурно-оздоровительных занятий, спортивные зрелища и т. п. Таким образом, организация — ключевое понятие спортивного менеджмента. Общий и специальный менеджмент имеет еще одно характерное свойство5. Менеджмент связан с наличием в организации профессиональных руководителей, которых за рубежом называют менеджерами. Спортивный менеджер — это специалист, занимающий, как правило, руководящую должность в физкультурно-спортивной организации и владеющий искусством научного управления.
Искусство менеджмента характеризуется особенностями умения того или иного спортивного менеджера применять общепринятые принципы, методы и технологию управления в своей конкретной управленческой деятельности. Таким образом, спортивный менеджмент — это специальная теория и практика управления физкультурными и спортивными организациями в рыночных условиях, это один из отраслевых видов менеджмента, одна из отраслевых сфер управленческой деятельности в условиях рынка.
Объектом спортивного менеджмента как самостоятельной науки является совокупность физкультурно-спортивных организаций страны, продуктом деятельности которых являются физкультурно-спортивные услуги. Предмет спортивного менеджмента — управленческие отношения, складывающиеся в процессе взаимодействия субъекта и объекта управления внутри организаций физкультурно-спортивной направленности и взаимодействия этих организаций с внешней средой в процессе производства и распространения физкультурно-спортивных услуг
6.
Следует также отметить, что специалисты выделяют несколько функциональных разновидностей менеджмента: стратегический менеджмент, финансовый менеджмент, персонал-менеджмент, проектный менеджмент, инновационный менеджмент, маркетинговый подход в спортивном менеджменте и др. Задача спортивного менеджмента как учебной дисциплины — обеспечение целостного представления об отраслевой системе управления, о принципах, закономерностях и технологии управления в организациях отрасли физической культуры и спорта в современных рыночных условиях России7.
Менеджером в спортивной сфере привыкли считать тренеров профессиональных спортсменов и команд. Их управленческая деятельность помогает выбираться профессионалам на новый уровень, что позволяет создавать конкуренцию между наиболее квалифицированными и организованными спортсменами8.
Роль спортивного менеджера в данном вопросе заключается в знании законодательства, нормативных документов. В условиях рыночной экономики, многие спортивные организации, спортивные объединения или отдельные спортсмены, вынуждены вести самостоятельную организационную, экономическую и юридическую деятельность. Роль менеджера в таком случае оценивается по своевременности и качеству принимаемых решений. Как следствие - кадровый вопрос также становится актуальным - специалист, занимающий столь ответственную должность должен уметь ответственно принимать решения, основанные на профессиональных знаниях, личном опыте и обладать, в некоторой степени, талантом и даже удачей9.
Спортивный менеджер, для управления спортивной организацией использует методы и рычаги управления. Метод - это набор приемов или алгоритмов действий для достижения поставленной задачи. Рычаг - это средство, при помощи которого поставленная задача выполняется. Существует несколько видов методов управления10:
1. Экономический метод. Включает в себя планирование расходов, обоснование необходимости участия в спортивных мероприятиях, организация финансирования, материальное поощрение спортсмена и лиц, задействованных в процессе достижения спортивных результатов, контроль за финансами.
2. Административный метод. Заключается в том, чтобы деятельность спортсмена или спортивной организации находилась в правовом поле. Возникающие гражданские отношения требуют защиты прав, законных интересов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Психологический метод. Заключается в правильном подборе персонала, поддержании позитивного психологического климата внутри коллектива, организация быта, досуга спортсмена, проведение совместных мероприятий, укрепляющих сплоченность коллектива.
Таким образом, стоит сделать вывод, что в настоящее время роль спортивного менеджмента весьма значительна. От профессионализма и предприимчивости спортивного менеджера напрямую зависит функционирование спортивных организаций и объединений любой величины и статуса. Также деятельность спортивного менеджера влияет на деятельность отдельных профессиональных спортсменов, так как затрагивает многие сферы - от правовой и экономической до логистической и финансовой.
Специалист по спортивному менеджменту должен владеть набором методов для обеспечения функционирования процессов, за которые он отвечает по роду своей деятельности. Это достигается как при помощи профессионального образования, так и с помощью опыта и личных деловых качеств.
2.Специфика менеджмента в профессиональном спортивном клубе
Традиционное определение спортивного клуба звучит следующим образом: спортивным клубом называется общественная или частная организация, объединяющая спортсменов и любителей спорта.
Вышеприведенная трактовка, безусловно, имеет право на существование. Её плюсами являются простота и краткость. Но в то же время она неточна и грешит понятийной ограниченностью. Во-первых, в ней не фигурирует понятие интереса, который и есть объединяющее звено в клубах любого типа. Во-вторых, спортивный клуб может вообще не быть какой-либо формальной организацией, имеющей официальный статус. Наконец, есть прямая взаимосвязь между понятиями спорт и спортивный клуб; от того, каким образом национальные или международные законодатели трактуют дефиницию спорт, будет зависеть и понимание спортклуба11.
В стране активно функционируют следующие виды спортивных клубов:
• спортивные клубы, созданные на базе промышленных предприятий, учреждений, организаций в форме общественных объединений;
• студенческие спортивные клубы в вузах, колледжах, техникумах;
• школьные спортивные клубы;
• спортивные клубы профессионального спорта;