Файл: Понятие и значение приватизации (Теоретические основы приватизации).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Реформы отношений собственности являются одним из важнейших элементов перехода к рыночной экономике. Однако подходы к проведению этих реформ, их темпам и масштабам, а также альтернативы форм реорганизации государственного сектора экономики могут иметь существенные различия. Не во всем благоприятный первоначальный опыт реформы собственности, когда ставилась задача максимально быстрого разгосударствления и приватизации большинства предприятий, заставил частично пересмотреть не только роль государства, но и место государственного сектора в переходной экономике.
Потенциальное противоречие между функциями собственности и контроля в корпоративных формах предпринимательства привело к серьезным конфликтам интересов в большинстве крупных приватизированных предприятий. Во всех постсоциалистических странах на фоне слабой законодательной проработки прав собственности интересы менеджмента в интересах акционеров. А быстрая массовая приватизация по ваучерным схемам сопровождалась конфликтами интересов отечественных и иностранных инвесторов.
В связи с этим широко распространенная в первые годы рыночных реформ точка зрения на быструю приватизацию и накопление «критической массы» частной собственности сменилась пониманием особой роли государства и государственного сектора в переходной экономике.
Анализ теории и практики приватизационного процесса занимает все более важное место в отечественной экономической науке. Это обусловлено тремя причинами. Во-первых, необходимостью осмысления происходящих в экономиках различных стран формаций при переходе от административно-командной к рыночной экономике; во-вторых, неизменным вниманием российских исследователей к проблемам развития отношений собственности; в-третьих, использованием «карты» приватизации в острой политической полемике и вовлечением всего населения в процесс обсуждения ее хода и результатов.
В теории приватизации и обобщении ее практики, есть много спорных и нерешенных вопросов как методологического, так и прикладного характера. Более того, в условиях перехода России к рыночной экономике возникают новые моменты, которые важны для дальнейшего развития приватизационного процесса. Это определяет актуальность данной темы.
Следует иметь в виду, что до сих пор по-разному трактуется даже само понятие «приватизация», его соотношение с категориями «частная собственность», «разгосударствление». Особенно остры дискуссии о месте приватизации в экономической реформе; об очередности или одновременности приватизации, либерализации цен и структурной перестройки; о целях приватизации и наконец, о сочетании экономической эффективности и социальной справедливости, платности и бесплатности в используемых моделях приватизации. Самостоятельными проблемами остаются критерии выбора способа приватизации, определение ее темпов, приоритетов.
Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение основных социально-экономических последствий приватизации. С учетом поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие приватизации;
- определить формы и способы приватизации;
- раскрыть необходимость приватизации в России;
- выделить этапы приватизации;
- проанализировать последствия приватизации в Росии.
Объектом исследования являются приватизация и экономическое положение страны. Предметом выступает нормативно-правовая база, которая регулирует отношения по вопросу приватизации.
Вопросу о приватизации свои труды посвятили такие авторы как: Гукасьян Г.М., Чубайс А.Б., Ефимова Е.Г., Комарицкий С.И. и т.д.
Методы, которые были использованы при написании данной курсовой работы: поисковый метод, метод анализа, сравнительный метод, обобщающий.
Структуру работы составляют: введение, две главы, разбитые на пять параграфов, заключение и список использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы приватизации
1.1. Понятие приватизации
Приватизация является одним из важнейших преобразований при переходе к рынку и представляет из себя особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с государственной на частную. Наиболее простое определение приватизации дает Гукасьян Г.М. «это передача государственной или муниципальной собственности за плату или безвозмездно в частную собственность»[[1]]. Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» в статье 1 понимает под приватизацией - возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.[[2]] Связь понятия приватизации и разгосударствления заключатся в том, что приватизация является разгосударствлением собственности. Иногда эти процессы воспринимаются как возврат государственной собственности её истинным владельцам. Но до сих пор нет единого определения приватизации. В западных странах можно встретить множество определений, такие как:
- переход прав собственности государства в пользу частных лиц (частного сектора) или смена государственной собственности на частную;
- полная продажа государственных предприятий частным лицам;
- продажа части активов;
- передача функций государственной собственности частному сектору народного хозяйства с тем, чтобы распределение и взаимодействие ресурсов осуществлялось через рынок.
Несмотря на разнообразие определений можно выделить две основные модели приватизации: платная и бесплатная. Каждая из которых опирается на определенные доводы и аргументы.
Основные аргументы в пользу бесплатной приватизации сводятся к следующему, так как при государственной монополии каждый гражданин являлся совладельцем собственности, то его надо превратить из формального в реального собственника наделив его частью государственного имущества. Таким образом, должны существовать стимулы для продуктивной работы, экономии средств и более рационального использования ограниченных ресурсов. На практике реализация связана с предоставлением всем гражданам приватизационные чеки.
В случае платной приватизации государственная собственность подлежит продаже по различным схемам. Основная идея этого процесса продажа на аукционах за деньги. Предполагается, что предварительно предприятие акционируется, а затем его акции продаются на фондовом рынке. Её сторонники указывают, что только в этом случае появится эффективный собственник. Кроме того, она приводит к увеличению доходной части бюджета.
Один из серьезных вопросов касающийся приватизации - это сроки её проведения. Один из ведущих экономистов Кеннет Эрроу считает, что находящуюся в государственной собственности экономику вряд ли возможно приватизировать за 2-3 года. Реальное её осуществление должно быть медленным по трем основным причинам:
- сбережения, необходимые для приобретения в частную собственность объектов промышленности, накапливаются медленно;
- требуется время, чтобы рынок стал хорошо функционировать и определил рыночную стоимость предприятий;
- необходимо реструктурировать монополизированную социалистическую промышленность, прежде чем производственные предприятия можно было бы выставить на продажу[[3]].
Сторонники быстрой приватизации считают, что таким образом можно в короткие сроки создать новый класс частных собственников - Главную базу социальных реформ. В частности, предлагается" свернуть " приватизацию жилья, малых и средних (особенно коммерческих) предприятий. Но ни одна из моделей не используется в полном объеме, только их комбинация приводит к ожидаемому эффекту.
Приватизация с одной стороны, должна стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, - инструментом государственного регулирования долговременного характера.
Основные цели приватизации в переходной экономике должны быть следующими:
1. экономическая (повышение эффективности функционирования хозяйства);
2. фискальная (увеличение доходов государственного бюджета за счет продажи предприятий в частные руки);
3. социальная (обеспечение социального мира);
4. перераспределение экономических основ власти.
Основными критериями выбора способа приватизации являются отраслевая принадлежность и размер предприятия, учет принципов социальной справедливости и приоритета трудового коллектива, демонополизация, необходимость сохранения профиля предприятия и его производственного потенциала, рентабельность предприятия, привлечение инвестиций. В ходе формирования приватизационной политики, выработки путей приватизации государственной собственности определились три основных метода приватизации государственной и муниципальной собственности в России[[4]]:
- акционирование (с закрытой подпиской или продажей акций);
- продажа предприятий и имущества по коммерческому или инвестиционному конкурсу (на аукционе);
- выкуп арендованного имущества; банкротство.
Чтобы добиться наибольшего результата надо отдать предприятие в руки умелых управляющих и суметь заинтересовать их в достижениях наилучших конечных результатов.
На основе опыта приватизации в странах с рыночной экономикой и с экономикой переходного периода можно сформулировать ряд принципов:
- приватизация не должна являться догмой или капризом моды, государственная собственность необходима как дополнение к рыночному механизму;
- приватизации должны предшествовать реструктуризация и разрушение неоправданных монополий;
- изменения структуры собственности должны носить постепенный характер;
- обязательными условиями приватизации должны быть новые, инвестиции, совершенствование управления, сохранение определенного уровня занятости и социального обеспечения, формирование и поддержка средних слоев;
- приватизация должна проводится с учетом национальной безопасности;
- каждый шаг приватизации должен быть обоснованным, публичным и доступным народному контролю.
В условиях рыночной трансформации российской экономики в центре дискуссий чаще всего оказываются понятия «частная собственность», «приватизация», «разгосударствление», «коммерциализация».
В соответствии с традиционным подходом общественная и частная собственность рассматриваются как два антагонистических типа собственности-новости. Этот подход был наиболее распространенным и обоснованным в экономической литературе советского периода. В ее рамках даже малая частная собственность, основанная на собственном труде, считалась антагонистической по отношению к обществу.
Второй подход - трудовой - на первый план выдвигает такой критерий, как «трудовой» и «эксплуататорский» характер собственности. Понятие трудовая собственность может включать в себя, помимо общественной, и частную трудовую, и коллективную, и акционерную собственность.
Третий подход, который по его собственному критерию можно назвать субъектным, тяготеет к отождествлению частной и индивидуальной собственности безотносительно к типу и способу производства.
Четвертый подход условно можно назвать «западным»: в соответствии с ним негосударственная собственность является частной. Поэтому и приватизация понимается как разгосударствление, т.е. переход средств производства из собственности государства в собственность пайщиков, акционеров, коллективов, индивидуальных владельцев, как сокращение государственного сектора.
Однако приватизация не сводится к общей политике дерегулирования экономики, ее государственного и негосударственного секторов. Напротив, она представляет собой элемент государственного регулирования долговременного характера. Коммерциализация предприятий федеральной и других видов государственной собственности, не подлежащих приватизации, проявляется в том, что в условиях рынка они функционируют на общественных началах как субъекты предпринимательской деятельности.
Массовый характер приватизация может принять только при использовании разных методов (в частности, акционирования и конкурсной продажи). Приватизация важна не сама по себе, а как взаимозависимость приватизации и деприватизации - двух возможных методов государственного воздействия на формирование экономической структуры общества, границ приватизации, взаимоотношений приватизированных и государственных предприятий.
Рассмотрение методологических основ разгосударствления и приватизации позволяет раскрыть экономическое содержание приватизации как системы отношений по изменению формы собственности на средства производства с государственной на частную под непосредственным воздействием государственных органов.