Файл: Понятие и значение приватизации (Теоретические основы приватизации).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 2
Главной отличительной чертой современного этапа приватизации является действие Федерального закона «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации». Поскольку некоторые из перечисленных выше методов приватизации показали свою неэффективность, в Закон о приватизации не вошли: безвозмездная передача акций, закрытая подписка и инвестиционный конкурс.
В ходе приватизации было образовано около 31 тыс. открытых акционерных обществ, а общее число приватизированных предприятий на 1 января 1997 г. составило 126793 предприятия[[13]]. Основными результатам денежной приватизации стало выведение значительной части государственного имущества из-под директивного управления государства и вовлечение его в рыночный оборот, а также формирование основ рынка недвижимости, в том числе рынка земли под объектами приватизации. Положительные результаты денежной приватизации отражаются и в ее бюджетном эффекте. В 1997 г. запланированное бюджетное задание было превышено в 2,8 раза, это связано с впервые примененной практикой предпродажной подготовки предприятия. Процесс приватизации способствовал и погашению задолженности предприятий по платежам в бюджет за счет инвестиций, вносимых победителями конкурсов - в 1997 г. эти средства составили 578 млрд. руб.
Следует отметить основные факторы, без наличия которых приватизация в 1997 г. не принесла бы бюджетного эффекта:
- снижение политических рисков в связи с отсутствием каких-либо выборов (что вызвало повышение активности фондового рынка и увеличение числа продаж);
- низкая доходность по государственным ценным бумагам, которая способствовала инвестированию в реальный сектор экономики;
- совершенствование нормативной базы приватизации.
Денежная приватизация имела положительное значение с точки зрения привлечения иностранных инвесторов. Сам факт перехода к денежной приватизации является новым стимулом для многих из них в силу появления привычных средств платежа.
В ходе денежной приватизации был отмечен ряд проблем. Во-первых, это обострение противоречий между покупателями предприятий и менеджментом. Конфликт заключается в том, что значительная часть Директората, не сумевшая адаптироваться к новым экономическим условиям, до сих пор характеризуется тенденцией к государственному патернализму и менталитетом советского хозяйственника в целом. Максимизация прибыли занимает второстепенное место в ее приоритетах, а задача увеличения объемов производства ставится на первый план, как и прежде. Новые собственники не обладают такими финансовыми возможностями, чтобы удовлетворить инвестиционные запросы приватизированных предприятий, да и не желают этого, опасаясь разворовывания инвестируемых средств директоратом предприятия, прокручивания денег на счетах дружественных компаний, расходования валюты в целях личного потребления, и т.п. По данным ВЦИОМ, 74% новых инвесторов отказываются финансировать свой объект собственности, пока у руководства остается старый менеджмент[[14]].
Таким образом, в результате проведения массовой приватизации, как на чековом, так и на денежном ее этапах, поставленные перед органами по управлению государственным имуществом задачи не были решены в полном объеме.
2.3. Последствия приватизации в России
Правовой анализ последствий процесса приватизации государственного и муниципального имущества имеет особое значение по следующим причинам: во-первых, для выявления недостатков правового регулирования отношений, связанных с передачей государственного и муниципального имущества в частную собственность; во-вторых, для определения возможности и целесообразности использования этого института в дальнейшем; в-третьих, для устранения недостатков и пробелов в действующих нормативных правовых актах и принятия новых[[15]].
В течение 90-х годов в России был совершен переход к многообразию форм собственности. В результате приватизации, в России образовался крупный негосударственный сектор экономики, что разрешило преодолеть государственную монополию, создать основу для развития рыночных форм хозяйственных связей и использования механизмов конкуренции, сформировались рыночные институты корпоративного сектора экономики. Приватизация способствовала созданию условий для привлечения в российскую экономику иностранных инвестиций, ликвидации дефицита товаров и услуг на внутреннем рынке и пр.
В 1990-е годы в России произошел переход к различным формам собственности. В результате приватизации в России сформировался крупный негосударственный сектор экономики, что позволило преодолеть государственную монополию, создать основу для развития рыночных форм экономических отношений и использования механизмов конкуренции, сформированы рыночные институты корпоративного сектора экономики. Приватизация способствовала созданию условий для привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику, ликвидации дефицита товаров и услуг на внутреннем рынке и др. В качестве положительного результата следует отметить, что параллельно процессу приватизации шло интенсивное образование новых частных предприятий.
Отрицательным результатом приватизации считают, что на практике приватизация государственных функций государственной собственности сопровождалась многочисленными государственными нарушениями со стороны федеральных органов государственной власти, их уполномоченных представителей и руководителей предприятий, фактически приводила, в частности, к неправовому отчуждению объектов государственной собственности, в том числе стратегического значения, в пользу российских и иностранных физических лиц по заниженным ценам.; неоправданная недооценка стоимости проданных государственных активов, проведение тендеров и низкие показатели продаж, что привело к дефициту средств федерального бюджета на проданное имущество; коррупция в органах власти; отсутствие системы борьбы с преступностью в сфере приватизации.
Вот как оценивает итоги приватизации С.И. Комарицкий - "Весьма неудачными оказались попытки многих новых собственников эффективно управлять полученными объектами. При этом в ходе раздела "общенародного достояния" из-за непродуманных законодательных решений, нестабильности и внутренней несогласованности нормативных актов о приватизации, преобладания в их составе подзаконных актов и прямого лоббирования некоторых из них появились многочисленные злоупотребления со стороны государственных чиновников, руководителей приватизируемых предприятий и многих приобретателей приватизируемого имущества, породившие дополнительные проблемы. Четко разрешить их с помощью действовавшего законодательства о приватизации не всегда представляется возможным"[[16]] .
В 90-х от приватизации более 133 тысяч предприятий доходы государства составили 65 млрд. рублей.
За период 2000 – 2013 гг. приватизированы около 10,8 тысяч предприятий, доход был в 19 раз больше – 1237 млрд. рублей. Даже с учетом платежей, поступавших за ранее приватизированные предприятия, разница между нулевыми и 90-ми оказалась очень значительной.
Отсутствие долгосрочной приватизационной политики государства привело к тому, что акции стратегически важных предприятий были скуплены иностранными фирмами. Количество совместных предприятий и организаций с иностранным капиталом увеличилось в разы. Так число организаций с участием иностранного капитала, выпускающих продукцию и оказывающих услуги с 1995 года по 2015 год увеличились с 8000 до 23520. Значительная часть прибыли этих предприятий уходит за рубеж[[17]].
Государство не смогло стать эффективным собственником. Несмотря на крупные пакеты акций нефтегазовых и других энергетических компаний, принадлежащих государству, эти акционерные общества считались крупнейшими уклоняющимися от уплаты налогов в бюджетах, имея при этом большое количество льгот и преференций, выдаваемых Правительством Российской Федерации. Приватизация государственной собственности в России оценивается негативно. Произошло перераспределение накопленной за столетия собственности в пользу относительно небольшой группы граждан из-за ущемления интересов основной части населения. По данным социологических опросов, результаты приватизации я считаю несправедливыми по отношению к 90% населения государства.
Процесс приватизации продолжается в нашей стране и в настоящее время. В последние годы темпы приватизации в России не выглядели впечатляющими. В 2014 году в рамках выполнения Программы приватизации осуществлена приватизация акций 155АО, 11 объектов имущества казны РФ,33 ФГУП. Продажи составили 8,05 млрд. руб. В 2014 году реализовано 2 сделки с акциями крупнейших АО на сумму около 20,9 млрд. рублей[[18]].
По итогам 2015 года Росимуществом реализовано на торгах, в рамках прогнозного плана приватизации на 2014-2016 годы, 103 пакета акций предприятий на общую сумму 7,3 млрд. рублей, от продажи федерального имущества перечислено в федеральный бюджет 6,304 млрд. рублей. «Одной из главных характеристик 2015 года стало отсутствие продаж крупных активов», - отметила О. Дергунова, бывший руководитель Росимущества.
По итогам 1 квартала 2016 года Росимуществом реализовано на торгах, в рамках прогнозного плана приватизации на 2014-2016 годы, 32 пакета акций предприятий на общую сумму 1 790 346 400 рублей. Продажи проходили в 17 регионах России, участвовало 108 представителей компаний и частных лиц.
В 2017 году премьер-министром России Дмитрием Медведевым был утвержден прогнозный план приватизации федерального имущества на 2017-2019 годы[[19]]. Данным планом предусматривается приватизация находящихся в федеральной собственности акций 477 акционерных обществ, 298 федеральных государственных унитарных предприятий, доли участия РФ в 10 обществах с ограниченной ответственностью, больше одной тысячи объектов иного имущества государственной казны. В утвержденной программе учтены основные направления приватизации. В целом, прибыль от приватизации ожидаются на уровне 5,6 млрд. рублей ежегодно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Радикальная реформа отношений собственности является ключевым вопросом современных преобразований в экономике России. Вопрос о приватизации приобрел в ходе реформ первостепенное политическое, идеологическое, а также практическое значение. Цель приватизации заключалась в обеспечении условий для нормального функционирования будущей рыночной системы.
Процессы приватизации и разгосударствления в России начались гораздо раньше, чем сформировалось понятие предприятий и официально было признано понятие частной собственности. Во-первых, существовала своеобразная приватизация государственных финансовых ресурсов, заключается в том, что деньги государственных предприятий и общественных организаций начинали свои собственный оборот, постепенно превращаясь в собственные средства формально независимых от государства предприятий и ассоциаций. В результате возникла своеобразная приватизация государственных финансовых ресурсов и на ее основе-приватизация экономики в целом. В настоящее время не менее 80% всех крупных коммерческих предприятий в России созданы на основе государственного капитала, который начал свое движение и обращение в самом начале перестройки.
Процессы приватизации последних лет кардинально изменили структуру собственности в России. В развитии собственности наметилась новая тенденция. Монопольное господство ее первой формы сменилось реальным полиморфизмом собственности, многообразием ее форм и основанных на них видов управления. Однако на развитие этих процессов влияет ряд факторов, одним из которых является отсутствие законов или значительные пробелы в законодательстве, вызванные многолетним невниманием к правовой стороне собственности в нашей стране.
Приватизация процесс длительный и требует основательной и тщательной подготовки, темпы же приватизации в РФ не имеют аналогов ни в одной стране.
В заключение необходимо подчеркнуть, что к эффективному хозяйствованию ведут не сами по себе разгосударствление и приватизация, а именно основу формирования конкурентной среды рыночной экономики в целом, поэтому они являются не целью, а средством для повышения эффективности экономики и роста благосостояния трудовых коллективов, регионов и каждого из нас.
Очевидно, что цели, поставленные в государственной программе приватизации, не учитывали реального социально-экономического положения в стране и потому не были выполнены.
Однако со временем негативные последствия российской модели приватизации ослабнут и будет развиваться зрелая рыночная экономика с креативным предпринимательством. Это произойдет в процессе перепродажи, реорганизации и банкротства ранее приватизированных объектов, формирования нового типа российских предпринимателей, не назначенных, а сформированных на конкурентном рынке, образованных и социально ответственных.
Несмотря на все трудности и ошибки приватизации в странах с переходной экономикой, отчасти обусловленные отсутствием исторического опыта таких преобразований, в России приватизация в основном осуществляется и создается частная собственность для рыночной экономики. В этой связи очевидно, что задачей государства в странах с переходной экономикой, в частности в России, является не пересмотр результатов приватизации, а устранение ее негативных последствий, обеспечение экономического роста, прогрессивных структурных изменений, а также разработка динамичной системы целей и эффективных инструментов государственного регулирования экономики.
В настоящей работе:
- было рассмотрено понятие приватизации как на примере высказываний ученых, так и со стороны законодательства;
- были определены формы и способы приватизации, которые позволили проследить интенсивность совершенствования и изменения приватизации;
- была раскрыта необходимость приватизации в России, что позволило проследить рост экономики страны;
- были выделены этапы приватизации, с помощью которых была получена возможность структурировать периодичность проведения приватизации в разные годы;
- были проанализированы последствия приватизации в России, что позволило определить эффективность приватизации.