Файл: Понятие и значение приватизации (Теоретические основы приватизации).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 2
Таким образом, целью приватизации как основополагающего элемента реформы в "переходной" экономике было создание условий для нормального функционирования будущей рыночной системы. Именно в процессе трансформации имущественных отношений по всей стране возможно формирование новых мотиваций хозяйствующих субъектов и предпосылок для рационального изменения структуры производства как основных условий повышения эффективности производства и повышения национального дохода. Таким образом, целью приватизации как основополагающего элемента реформы в "переходной" экономике является создание условий для нормального функционирования будущей рыночной системы. Именно в процессе трансформации имущественных отношений по всей стране возможно формирование новых мотиваций хозяйствующих субъектов и предпосылок для рационального изменения структуры производства как основных условий повышения эффективности производства и повышения национального дохода.
Мировой опыт приватизации свидетельствует о множестве задач, решаемых с помощью приватизации: повышение рентабельности предприятий; сокращение правительственных расходов; увеличение поступлений в бюджет; ликвидация внутренних и внешних задолженностей; расширение рынков капитала; расширение инвестиций спроса; привлечение работников к участию в капитале компании; создание широкой социальной базы мелких собственников - среднего класса; демонополизация производства[[8]].
При этом важную роль при достижении целей приватизации играла программа Российского правительства, определявшая очередность практических шагов приватизации:
- преодоление монополии государства и создание условий гражданского общества и социально ориентированной рыночной экономики;
- преодоление бесхозяйственности, убыточности, дефицитов, в том числе и дефицита бюджета как одного из основных источников инфляции;
- стимулирование инициативы собственников как источника самодвижения, саморазвития экономики;
- изменение роли государства, ибо государство перестает быть монопольным собственником, но сохраняется как один из собственников.
На основании всего вышеизложенного можно сказать, что при участии страны в процессе приватизации структура собственности, в конечном результате, смогла приобрести следующий вид: государственные предприятия, частный бизнес, народные предприятия, акционерные корпорации с преобладанием государственного капитала, акционерные негосударственные предприятия. Такая структура и свойственна для многоукладной рыночной экономики. Рынок необходим для российского государства, как средство решения многих экономических и хозяйственных проблем, нависших в результате длительного сохранения в России командно-административного механизма управления экономикой.
2.2. Этапы приватизации
Концепция проведения приватизации государственной собственности в Российской Федерации предусматривала два этапа ее реализации: чековый (ваучерный) и денежный. Временные рамки обозначенных этапов были определены следующим образом: этап чековой приватизации - с июня 1992 г. по 1 июля 1994 г, этап денежной приватизации - с 1 июля 1994 г. по настоящее время.
Чековый (ваучерный) этап - этот период основывался на приватизационных чеках, которые давали право владельцу на приобретение акций либо на собственном приватизируемом предприятии, либо на специализированных чековых аукционах. Для упорядочения ваучерной приватизации был принят Закон РСФСР от 03.07.1991 N 1529-1 "Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР"[[9]], согласно которому каждый гражданин России получал именной приватизационный счёт, на который должны были зачисляться денежные суммы, предназначенные для оплаты приватизируемого государственного имущества.
Основными целями чекового этапа приватизации были:
- формирование слоя частных собственников, содействие созданию социально ориентированной рыночной экономики;
- массовое разгосударствление российской экономики, перераспределение и закрепление прав частной собственности в российском обществе при минимуме социальных конфликтов;
- обеспечение условий для повышения эффективности функционирования российских предприятий;
- создание необходимых законодательных и организационных условий и механизмов для перехода прав собственности от одних лиц к другим;
- содействие процессу стабилизации финансового положения в Российской Федерации;
- создание конкурентной среды и обеспечение условий для демонополизации народного хозяйства;
- расширение инвестиционной базы российских предприятий и привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику.
Начало реализации чековой модели приватизации было осуществлено в то время, когда выбранный вариант экономической реформы требовал немедленной денационализации и высоких темпов приватизационных процессов, по сути, учитывая масштабы российской экономики, неизбежно приводил к значительным организационным и другим проблемам. В России не было квалифицированных кадров, имеющих соответствующий уровень подготовки для оперативного и качественного решения проблем приватизации государственного имущества. В стране почти полностью отсутствуют необходимые финансовые ресурсы для выполнения задач приватизации государственного имущества, и еще не было платежеспособного спроса населения. Также на тот момент в Российской Федерации насчитывалось более 240 тыс. государственных и муниципальных предприятий, что требовало разработки типовых стандартных приватизационных процедур, позволяющих их денационализировать в короткие сроки, а иностранные инвесторы, в свою очередь, не проявляли желаемого уровня заинтересованности в приватизации в России.
Такие условия позволили определить следующие характерные черты российской модели приватизации:
- массовый характер приватизации обеспечивался за счет применения жестких стандартных процедур, легко контролируемых работниками государственных органов среднего уровня квалификации;
- форсирование приватизации по времени осуществлялось посредством включения в ежегодные госпрограммы приватизации, имевшие силу закона, конкретных адресных заданий по приватизации;
- отсутствие необходимых финансовых средств должно было быть компенсировано отчасти путем бесплатной раздачи государственной собственности (в буквальном смысле бесплатной или за приватизационные чеки), а в остальном — путем продажи по минимальным ценам.
Процесс приватизации в России качественно отличается от приватизации, проводимой в западных странах. Сам характер разгосударствления социалистической экономики поставил более глубокие и более крупные задачи в области приватизации, а именно: служить инструментом создания не только новой структуры собственности, но и формирования класса частных собственников.
Для законодательного обеспечения процесса приватизации в сжатые сроки была разработана и утверждена правовая база, включающая Закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации»[[10]], государственные программы приватизации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и распоряжения Госкомимущества России. Формы, конкретные пути и варианты приватизации были определены Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации. На 1992 г. Программа предусматривала четыре способа приватизации: аукцион, коммерческий конкурс, аренду с правом выкупа, акционирование.
B качестве основного инструмента приватизации на ее первом этапе были использованы приватизационные чеки, выданные всем российским гражданам вне зависимости от пола, возраста, места жительства и характера занятости. Приватизационные чеки раздавались всем гражданам России и с августа 1992 г. Было выдано 144 млн. ваучеров, их получило 97% населения всей страны[[11]]. Каждый владелец приватизационного чека имел определенные возможности:
- использовать свой чек при закрытой подписке на акции своего предприятий (в ходе такой подписки было принято почти 26 млн. чеков);
- участвовать в чековом аукционе;
- купить акции чекового инвестиционного фонда (таких фондов было создано 640, они собрали свыше 60 млн. приватизационных чеков);
- продать чек (всего было продано около четверти выданных чеков).
Сорок миллионов граждан России стали акционерами созданных в ходе приватизации акционерных обществ или чековых инвестиционных фондов. На чековых аукционах продавались акции 16462 предприятий с совокупным уставным капиталом 1421 млрд. руб., были проданы акции общим номиналом 285 млрд. руб., что составило около 20%. Средневзвешенный курс аукциона составил 2,4 тысячерублевые акции на один чек. В первый этап приватизации было вовлечено практически все население России.
Чековый этап приватизации позволил добиться существенного разгосударствления экономики, поскольку большая часть объектов малой приватизации к середине 1994 г. была передана в частные руки. На базе средних, мелких и крупных государственных предприятий к середине 1994 г. было создано 20 тыс. акционерных обществ. К концу ноября 1994 г. было приватизировано 110 тыс. предприятий.
Предполагавшийся при разработке модели чековой приватизации вариант дальнейшего развития ситуации по перераспределению собственности, при котором после скорого ее разгосударствления начнется не менее быстрый процесс перехода прав собственности в руки эффективных собственников, в период с, 1992 по 1994 г. практически не наблюдался. Концентрация капитала в интересах «стратегического частного собственника» не происходила. Даже тогда, когда такая концентрация имела место, она, как правило, осуществлялась на основе спекулятивного, а не производственного капитала.
В условиях высокой инфляции, характерной для периода чековой приватизации, когда инвестиции в реальное производство сопровождались высокими рисками, процесс приватизации был в определенной степени изолирован от других элементов экономической политики (от структурных реформ и макроэкономической стабилизации). Это стало дополнительным фактором отсутствия масштабного повышения эффективности реального сектора российской экономики в рассматриваемый период.
На этапе чековой приватизации практически не решалась задача привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику, что являлось одной из основных целей данного этапа. В частности, к концу 1993 года иностранные инвестиции в Россию составили менее 2,7 млрд. долл. а за первое полугодие 1994 года увеличилось всего на 278 млрд.
Столь малое количество участия, помимо общих причин, препятствующих притоку иностранных инвестиций в российскую экономику (отсутствие политической стабильности, неблагоприятный инвестиционный климат, высокий уровень налогов), объясняется просчетами в самой организации приватизации. К их числу можно отнести трудности с приобретением акций, позволяющие реально влиять на ситуацию в компании, и правовую неопределенность положения иностранного инвестора в ходе приватизации, вынуждающую большинство иностранных инвесторов действовать через посредников, затрудняющую их непосредственное участие в процессе приватизации.
Следующий этап приватизации следует сразу после завершения ваучерной приватизации. Главная цель денежного этапа приватизации, официальное начало которого датировано 1 июля 1994 г., - переход прав собственности на приватизируемое государственное имущество в руки реально ответственных (эффективных) собственников. В 1994 - 1995 гг. не инвестиции в реконструкцию предприятий, а доходы в бюджет и преодоление инфляции были главными задачами. В бюджете 1995 г. предусматривалось получить от приватизации более 8 трлн. руб., намного больше, чем в прежние годы. И это при бюджетном дефиците в 50 трлн. руб. Иначе говоря, приватизация должна была закрыть 16% дефицита, консолидированного бюджета[[12]]. От залоговых аукционов правительство до конца 1995 г. получило около 1 млрд. долл. Задание по приватизации было выполнено, финансовая стабилизация состоялась.
Денежный этап приватизации должен обеспечить выполнение трех стратегических задач:
- сформировать инвесторов, владеющих значительными пакетами акций, что повысит их заинтересованность в долгосрочных инвестициях;
- обеспечить приватизируемые предприятия наличными средствами, необходимыми для их структурной перестройки;
- способствовать решению фискальных задач, т.е. пополнению доходной части госбюджета.
Особенностью денежного этапа является его направленность на осуществление перехода от системы бесплатной раздачи собственности к ее реальной продаже в ходе относительно "медленной" приватизации. Для того, чтобы привлечь стратегических инвесторов, которые ориентированы на контроль и управление предприятием, предполагалось выставлять на денежные аукционы и инвестиционные конкурсы относительно крупные пакеты акций - не менее 15-25% уставного капитала предприятия. К основным объектам приватизации нового этапа относятся три вида имущества: государственные пакеты акций приватизированных предприятий, земельные участки приватизированных предприятий и недвижимость.
Первоначально на новом этапе предполагалось использовать следующие методы приватизации:
- безвозмездную передачу акций работникам, продажу акций работникам по закрытой подписке;
- продажу акций по инвестиционному конкурсу, продажу акций по коммерческому конкурсу;
- продажу акций на аукционе, в том числе с использованием институтов фондового рынка, включая биржи;
- продажу акций на специализированном аукционе, продажу предприятий на аукционах;
- продажу предприятий по коммерческому конкурсу, в том числе с ограниченным числом участников;
- продажу предприятий по инвестиционному конкурсу, выкуп арендованного имущества;
- продажу предприятий товариществам по особым льготам;
- продажу имущества (активов) действующих, ликвидируемых и ликвидированных предприятий;
- продажу объектов незавершенного строительства (особые процедуры), продажу предприятий-должников.