Файл: Понятие и значение приватизации (Теоретические основы приватизации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Когда компания продается, происходит реальная приватизация государственной собственности. Преобразование предприятия в акционерное общество можно назвать формальной приватизацией, так как после выкупа акций бывшего государственного предприятия членами трудового коллекции, остальные акции остаются в государственной собственности, и требуется время, пока они не выкупят другие инвесторы.

Содержание системы приватизационных отношений раскрывается через ее цели. В этом аспекте приватизация-не цель реформы, а ее инструмент. Приватизация способствует демонополизации производства. К сожалению, резкий переход к приватизации крупных предприятий произошел без предварительной реорганизации и коммерциализации. Это не позволило увязать задачи приватизации и демонополизации. Следует иметь в виду, что проблема демонополизации не может быть решена во всех секторах экономики и не только методами разукрупнения. Взаимосвязь приватизации и демонополизации настолько сложна, что использование разрешенных программой приватизации методов приводило к привел о понимании нынешних отраслевых научных комплексов при выходе из них структурных подразделений. Содержание системы отношений приватизации раскрывается через ее цели. В этом аспекте приватизация-не цель реформы, а ее инструмент. Приватизация способствует демонополизации производства. К сожалению, резкий переход к приватизации крупных предприятий произошел без предварительной реорганизации и коммерциализации. Это не позволило увязать задачи приватизации и демонополизации. Следует иметь в виду, что проблема демонополизации не может быть решена во всех секторах экономики и не только методами разукрупнения. Взаимосвязь приватизации и демонополизации настолько сложна, что использование разрешенных программой приватизации методов приводило к привел о понимании нынешних отраслевых научных комплексов при выходе из них структурных подразделений.

Реализация целей приватизации носит взаимоисключающий характер. Существуют явные противоречия между принципами социальной справедливости и экономической эффективности. Здесь пришлось пожертвовать нормами справедливости, чтобы ускорить процесс разгосударствления и приватизации. Важным средством приватизации является перераспределение доходов и имущества.

Приватизация является тем звеном экономической реформы, которое одновременно создает предпосылки для реализации других направлений реформы. Приватизация разворачивается в условиях изменения политической обстановки при переходе от «дирижистской» модели регулирования экономики к «неолиберальной». Обратный переход может сопровождаться процессом деприватизации. Это подтверждает постоянный характер приватизационного процесса как инструмента государственного регулирования. Проведение приватизационных мероприятий в России сталкивается с целым рядом объективных препятствий. Прежде всего масштаб предполагаемых преобразований несопоставим с аналогичными процессами в других странах. Практически отсутствовала инфраструктура рынка капиталов. Резкий спад производства значительно усложнил оценку потенциала низко рентабельных предприятий. Наблюдалась нехватка финансовых средств у населения. Эти условия объясняют неизбежную неэквивалентность продажи государственного имущества и необходимость привилегий для различных групп населения (трудовых коллективов, безработных и т.п.).


Приватизация является важнейшим инструментом институциональной политики, и ее осуществление ведет к формированию новой социально-экономической структуры народного хозяйства. Приватизация фактически сделала реформы необратимыми, поскольку возвращение затронет интересы миллионов людей. Возник искусственный инвестиционный спрос и определенная концентрация прав собственности.

1.2. Формы и способы приватизации

Различают малую и большую приватизацию. Различия состоят в том, что в первом случае формируются индивидуальные частные предприятия, мелкие кооперативы или небольшие хозяйственные товарищества и общества с ограниченной ответственностью, во втором - акционерные общества, акции которых чаще всего имеют хождение на фондовой бирже.

Различают по форме формальную и реальную приватизацию. Преобразование предприятия в акционерное общество можно назвать формальной приватизацией, поскольку после выкупа акций бывшего государственною предприятия членами трудового коллектива часть акций остаются в государственной собственности, и требуется определенной для выкупа их другими инвесторами. Реальная приватизация происходит при продаже предприятия в частные руки. Данный процесс осуществляется при поддержке аукционов и тендеров.

Выделяют две основных модели (формы) приватизации. Первая, денежная (возмездная) - передача государственных предприятий частным лицам в результате продажи. Она гарантирует появление частного собственника, дает государству дополнительные средства, создает условия привлечения в страну иностранных инвестиций, возможность использования передовых технологий и эффективного менеджмента.

Существует два вида продажи предприятий: закрытая и открытая. Закрытая продажа, когда продажа предприятия производится его персоналу и приравненных к нему лицам (пенсионерам и др.). Средства от продажи остаются на предприятии и используются для его развития. Недостаток закрытой продажи - возможность для администрации перевода предприятия в свою собственность по низким ценам. Эта модель обеспечивает быструю передачу госпредприятий в руки коллективного собственника, однако не обеспечивает социальной справедливости по отношению к населению, не занятому на приватизируемых предприятиях. Открытая продажа (открытая подписка) - возможность участвовать в покупке приватизируемого предприятия всем лицам, в том числе и иностранным. Полученные средства поступают в государственный бюджет. Недостаток способа - отсутствие достоверной информации о стоимости предприятия.


Вторая модель, бесплатная (безвозмездная) – рассредоточивание государственной собственности среди населения, не располагающего значительным капиталом, в том числе иностранным, в соответствии с их участием в производственном процессе. Разновидностью данного способа считается ваучерная приватизация (сертификаты, купоны, боны и др.). Ими могут наделяться все граждане или же только совершеннолетние. Вслед затем предполагается обмен акций приватизируемых предприятий на ваучеры, то есть население в виде акций конкурентного предприятия получает свою часть национального богатства. Используются и посреднические схемы (финансовые институты в виде инвестиционных фондов), когда ваучеры вкладываются в эти фонды, а они покупают акции приватизируемых предприятий. После определенного законом установленного срока ваучеры изымаются из обращения, а покупка акций производится исключительно за деньги. Практика приватизации свидетельствует, что она изредка осуществляется по одному «чистому» способу, а в большинстве случаев - комбинация различных подходов.

Ваучерная приватизация в массовом масштабе проводилась на раннем этапе преобразований в России. Льготная продажа или безвозмездная передача активов работникам компаний обширно применялась в России в начале 90-х годов. Продажа государственной собственности по конкурсу и на аукционе в России стала основным методом приватизации со второй половины 90-х годов. Реституция, возврат собственности законным владельцам или их наследникам, происходила в большинстве стран Восточной Европы и Балтии[[5]]. В России реституция не проводилась.

Мелкие предприятия переходили в частные руки путем их продажи на аукционах или по конкурсу. Крупные предприятия передавались приватизационным ведомствам, которые осуществляли их разгосударствление на основе акционирования. Акции таких предприятий частично передавались коллективам предприятия, оставшаяся же приобреталась частными (юридическими и физическими) лицами на аукционах или по конкурсу.

Закон РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР»[[6]], с которого следует производить отсчет российской приватизации, регламентировал порядок и способы проведения приватизации государственных и муниципальных предприятий, закреплял льготы сотрудникам предприятий. Закон предусматривал пять способов приватизации государственной собственности: продажа предприятия по конкурсу, на аукционе, продажа долей (акций) в капитале предприятия, выкуп арендованного имущества, преобразование предприятия в акционерное общество.


Федеральный закон "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации"[[7]], ввел новые способы приватизации государственного и муниципального имущества, значительно поменял форму проведения конкурсов: инвестиционный конкурс был упразднен, а переход права собственности на проданное на коммерческом конкурсе имущество стал возможен только после выполнения победителем инвестиционных и (или) социальных условий в отношении объекта приватизации. В Законе акцент был перенесен с приватизации предприятий на государственное имущество - имущественные доли государства в акционерных обществах.

Новый Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» придал приватизации плановый характер, расширил инструментарий приватизации, обеспечил прозрачность приватизации, подробно описал подготовку к приватизации государственных и муниципальных предприятий.

В законе перечислены способы приватизации государственного имущества, используемые в зависимости от размера предприятия, внешнего вида или результатов первичной продажи: реорганизация унитарного предприятия в акционерное общество, в общество с ограниченной ответственностью; продажа государственного или муниципального имущества на аукционе; продажа акций акционерных обществ на специализированном аукционе; продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе; продажа за пределами территории Российской Федерации государственных акций акционерных обществ; продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения; продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены; внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставный капитал акционерных обществ; продажа акций акционерных обществ по результатам доверительного управления. Приватизации государственного и муниципального имущества осуществляется только способами, предусмотренными указанным Федеральным законом. В законе перечислены способы приватизации государственного имущества в зависимости от размера предприятия, вида или результатов первичных продаж: реорганизация унитарного предприятия в акционерное общество, в общество с ограниченной ответственностью; продажа государственного или муниципального имущества на аукционе; продажа акций акционерных обществ на специализированном аукционе; продажа государственного или муниципального имущества на аукционе; продажа за пределами территории Российской Федерации государственных акций акционерных обществ; продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения; продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены; внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставный капитал акционерных обществ; продажа акций акционерных обществ по результатам доверительного управления. Приватизации государственного и муниципального имущества осуществляется только способами, предусмотренными указанным Федеральным законом.


Глава 2. Приватизация в России

2.1. Необходимость приватизации собственности в России

Переходя к вопросу о необходимости проведения приватизации в России, следует сказать следующее. Дело в том, что российская экономика длительное время прибывала под воздействием административно - командной системы хозяйствования. Уже с конца 20-х годов мы кропотливо пытались заменить ее чем-то более рациональным и действенным. На деле же был создан неэффективный механизм хозяйствования. Достаточно сказать, что на его основе непроизводительные расходы и потери в народном хозяйстве страны оцениваются примерно в 38-40% валового общественного продукта страны. В сущности, мы ушли не вперед, а в сторону от магистрального пути цивилизации и зашли в тупик, из которого и пытаемся в данный момент выбраться. Попыткой правительства выхода из образовавшегося положения явилось создание рыночной экономики в России (хотя следует сказать, что путь к сбалансированной рыночной экономике длительный и противоречивый, как показывает иностранный опыт. Он включает также и переходный период). Для этого потребовалось создание некоторых условий формирования рынка, рыночной инфраструктуры:

  • приватизация собственности, самостоятельность субъектов рынка;
  • система социальной поддержки населения, право субъектов самостоятельно договариваться о цене, достаточное число производителей, формирующих предложения товаров;
  • устойчивость рубля и денежного обращения, демонополизация хозяйственной деятельности и хозяйственных связей;
  • система социальной поддержки населения, наличие конкуренции, независимое судопроизводство, необходимая сеть учреждений Госарбитража;
  • право субъектов самостоятельно договариваться о цене, развитие внешнеэкономических связей, формирование у людей рыночных норма поведения.

В ходе приватизации в России государство, будучи буквалльно главным инвестором и содержателем большого числа убыточных и малорентабельных предприятий, отказалось от такого груза в условиях рыночной экономики, так как при сохранении монопольного положения одного собственника невозможно полноценное развитие рыночных отношений.