Файл: Экономическая среда функционирования организации (предприятия).pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СРЕДА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ)

Среда предприятия – совокупность «не поддающихся контролю» сил, с учетом которых организации должны разрабатывать свою деятельность.

Среда функционирования предприятия – это совокупность взаимосвязей с субъектами хозяйствования, инфраструктурными звеньями, государственными органами, социальной и природной системами.

Среда предприятия слагается из микросреды и макросреды. 

Микросреда (внутренняя среда) представлена силами, имеющими непосредственное отношение к самой фирме, так как формируется внутри нее.

Внутренняя среда предприятия как совокупность трудовых, технологических, экономических факторов в большей степени управляема и регулируема, чем внешняя среда. 

Внутренняя среда предприятия определяет технические и организационные условия работы предприятия и является результатом управленческих решений.

Состояние среды функционирования организации определяет ряд факторов:

Показатели, характеризующие внешнюю среду

Существует предположение о том, что неопределённость может рассматриваться как фундаментальное свойство природы.

В экономике наблюдаются следующие обобщённые типы (виды) неопределённости:

В организационно-экономической системе существует порог управляемости и стабильности, который детерминирован неопределённостью.

Матрица возможностей

Матрица угроз

Метод составления профиля среды

определения цен,

распределения продук­ции между выбранными рынками,

стимулирования сбыта с це­лью удовлетворения определенных потребностей.

Основные принципы маркетинга

Основные функции маркетинга

На покупателя воздействуют факторы, связанные не только с самим товаром, но и местом продажи, способами продвижения товара на рынок и ценой.

Выбор времени выхода на рынок состоит в решении вопросов расширения собственного производства, долевом сотрудничестве с другими организациями.

Следует отметить, что стратегия организации воплощается в реальную действительность с помощью системы маркетинга.

Виды стратегий

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СРЕДА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ)


1. Экономическая среда функционирования организации (предприятия): сущность, факторы и субъекты. Свойства экономической среды.

2. Неопределенность экономической среды. Факторы, определяющие свойства внешней среды функционирования организации.

3. Влияние внешней среды на стратегию и тактику организации (предприятия).

4. Маркетинговый подход к формированию стратегии и тактики организации (предприятия).
  • Экономическая среда функционирования организации (предприятия): сущность, факторы и субъекты. Свойства экономической среды.

Среда предприятия – совокупность «не поддающихся контролю» сил, с учетом которых организации должны разрабатывать свою деятельность.

Среда функционирования предприятия – это совокупность взаимосвязей с субъектами хозяйствования, инфраструктурными звеньями, государственными органами, социальной и природной системами.


активных хозяйствующих субъектов;

экономических, общественных и природных условий;

национальных и межгосударствен-ных институциональ-ных структур;

других внешних условий и факторов, действующих в окружении организации и влияющих на ее стратегию и тактику.

Экономическая среда это совокупность:

Среда предприятия слагается из микросреды и макросреды. 

Микросреда (внутренняя среда) представлена силами, имеющими непосредственное отношение к самой фирме, так как формируется внутри нее.

Внутренняя среда предприятия как совокупность трудовых, технологических, экономических факторов в большей степени управляема и регулируема, чем внешняя среда. 

Внутренняя среда предприятия определяет технические и организационные условия работы предприятия и является результатом управленческих решений.


производство (объем, структура, темпы, обеспеченность сырьем и материалами, контроль качества и др.),

персонал (квалификация, производительность труда, «текучка» кадров, стоимость рабочей силы и др.),

организация управления (структура, методы управления, уровень менеджмента, квалификация, интересы высшего руководства, престиж и имидж предприятия),

маркетинг (доля рынка, каналы распределения и сбыта продукции, маркетинговый бюджет и его исполнение, маркетинговые планы и программы, стимулирование сбыта, реклама, ценообразование),


финансы (вся производственно-хозяйственная деятельность предприятия)

Элементы внутренней среды: 
Макросреда (внешняя среда) представлена силами более широкого социального плана, которые оказывают влияние на микросреду, такими как факторы демографического, экономического, природного, технического, политического и культурного характера. Кроме того, в макросреду входят взаимоотношения предприятия с клиентами, поставщиками, посредниками, конкурентами и контактными аудиториями.

Состояние среды функционирования организации определяет ряд факторов:

1. Экономические факторы оказывают влияние на степень доступности денежных ресурсов, на величину процентов от вложенного капитала, на темпы инфляции, на цены на сырье и материалы и многое др. 2. Политические факторы. От политической стабильности в обществе зависит уровень притока инвестиций и других ресурсов в определенный регион. Отношение административных органов власти к бизнесу выражается в установлении различных льгот или пошлин, которые либо развивают бизнес в регионе, либо вытесняют его, создавая неравноправные условия для различных организаций. Также используются приемы лоббирования интересов определенных промышленных групп в правительственных учреждениях, что также оказывает влияние на весь бизнес в целом. 3. Социально-культурные факторы. При организации деятельности нельзя не учитывать культурную среду, преобладающие в обществе жизненные ценности и традиции. На этой основе базируется стандарт поведения. Известно принципиальное отличие американского и японского стандартов. В первом случае стандарт выражен в индивидуалистическом подходе к организации, а во втором – в семейном подходе. Отсюда нормой поведения в одном случае является стремление к карьерному росту с регулярной сменой мест работы. В другом случае человек работает в организации всю жизнь. 4. Научно-технический прогресс. Этот фактор определяет возможность повышать эффективность производства, а, следовательно, эффективность способов удовлетворения потребителей. Для того, чтобы организация могла быть конкурентоспособной, необходимо собирать, хранить и распределять большие объемы информации о новациях, возникающих в среде деятельности. В последнее время появились совершенно новые технологии обработки ресурсов и информации: компьютерная и лазерная техника, робототехника, спутниковая связь, биотехнологии и т. д.


Внешние факторыфакторы прямого воздействия(ближайшее окружение) – оказывают непосредственное влияние на деятельность предприятия

поставщики ресурсов

потребители

трудовые ресурсы

государство

профсоюзы

акционеры (если предприятие является акционерным обществом).

Факторы косвенного воздействия (макроокружение) – не оказывают прямого действия на деятельность предприятия, но учет их необходим для выработки правильной стратегии.

политические (методы реализации государственной политики),

экономические (инфляция, занятость, производительность труда и др.),

социальные (население, менталитет),

технологические (развитие науки и техники).

Показатели, характеризующие внешнюю среду


сложность — число факторов, на которые предприятию следует реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора. В данном случае соответственно можно говорить о простой и сложной внешней среде предприятия;

взаимосвязанность факторов внешней среды — уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы;

динамизм — темп изменения, скорость, с которой происходят изменения в окружении предприятия. Подвижность внешней среды оценивается исходя из частоты, величины и регулярности изменений факторов;

неопределенность (непредсказуемость будущего) - функции от количества и надежности информации о конкретных внешних факторах. Чем выше неопределенность, тем с большим числом проблем приходится сталкиваться менеджерам предприятия;

привычность событий — новизна возникающих изменений.

2. Неопределенность экономической среды. Факторы, определяющие свойства внешней среды функционирования организации.

Существует предположение о том, что неопределённость может рассматриваться как фундаментальное свойство природы.

В экономике наблюдаются следующие обобщённые типы (виды) неопределённости:


неопределённость среды (1-го рода)

неопределённость принятия решений (2-го рода)

неопределённость последствий данных решений (3-го рода)

вариационная неопределённость (4-го рода).

В-третьих, неопределённость воспринимается как возможность выбора альтернатив и множественность данного выбора (вариативность выбора)


Во-вторых, неопределённость отражает состояние системы по отношению к «идеальным условиям», когда знание полностью детерминировано.

Во-первых, неопределённость рассматривается как мера информации.

В-четвёртых, неопределённость определяет качество информации (достоверность, полнота, ценность, актуальность, ясность).

В-пятых, неопределённость является атрибутивным источником риска.

В-шестых, неопределённость предполагает неоднозначность реализации событий, порождаемая факторами неизвестной природы.

Значимые моменты неопределенности

В организационно-экономической системе существует порог управляемости и стабильности, который детерминирован неопределённостью.

  • Событие является неожиданным (для эксперта),
  • Событие производит значительные последствия,
  • После наступления, в ретроспективе, событие имеет рационалистическое объяснение, как если бы событие было ожидаемым. 
  • Хотя эта метафора известна в философии довольно давно, именно Талеб стал использовать её для обозначения редких и неожиданных событий со значительными последствиями. При этом «чёрные лебеди» могут быть не только негативными событиями, но и представлять собой непрогнозируемые «удачи»[.
  • Талеб описывает несколько типов заблуждений, приводящих к излишней уверенности в собственной способности анализировать будущее:
  • Нарративные — склонность больше верить в эмоционально преподнесённые истории, чем в сухую статистику,
  • Игровые — применение теории игр к реальной жизни,
  • Ретроспективные — вера в успешное предсказание будущих событий на основании анализа произошедших.

3. Влияние внешней среды на стратегию и тактику организации (предприятия).

Стратегический план организации разрабатывается исходя из SWOT-анализа, который предусматривает исследование:

1) внутренней среды организации с точки зрения сильных и слабых сторон;

2) внешней среды с точки зрения возможностей и угроз.

сила (strength)

слабость (weakness)

возможности (opportunities)

угрозы (threats)

Применяемый для анализа среды метод СВОТ (англ. SWOT) является широко признанным подходом, позво­ляющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды.

выдающаяся компетентность;


адекватные финансовые ресурсы;

высокая квалификация;

хорошая репутация у покупателей;

известный лидер рынка;

изобретательный стратег в функциональных сферах деятель­ности организации;

возможность получения экономии от роста объема производ­ства;

защищенность (хотя бы где-то) от сильного конкурентного давления;

подходящая технология;

преимущества в области издержек;

преимущества в области конкуренции;

наличие инновационных способностей и возможности их реализации;

проверенный временем менеджмент.

Сильные стороны:

нет ясных стратегических направлений;

ухудшающаяся конкурентная позиция;

устаревшее оборудование;

более низкая прибыльность потому, что...;

недостаток управленческого таланта и глубины владения про­блемами;

отсутствие некоторых типов ключевой квалификации и ком­петентности;

плохое отслеживание процесса выполнения стратегии;

мучение с внутренними производственными проблемами;

уязвимость по отношению к конкурентному давлению;

отставание в области исследований и разработок;

очень узкая производственная линия;

слабое представление о рынке;

конкурентные недостатки;

ниже среднего маркетинговые способности;

неспособность финансировать необходимые изменения в стратегии.

Слабые стороны:

выход на новые рынки или сегменты рынка;

Расшире-ние производственной линии;

увеличение разнообразия во взаимосвязанных продуктах

добавление сопутствующих продуктов;

Вертикаль-ная интеграция

возможность перейти в группу с лучшей стратегией;

самодовольст-во среди

конкурирующих фирм;

ускорение роста рынка.

Возможности

возможность появления новых конкурентов;

рост продаж замещающего продукта;

замедление роста рынка;

неблагоприятная политика правительства

возрастающее конкурентное давление;

рецессия и затухание делового цикла;

возрастание силы торга у покупателей и поставщиков;

изменение потребностей и вкуса покупателей;

неблагоприятные демографические изменения.

Угрозы:

Возможности 1. 2. 3.

Угрозы 1. 2. 3.

Сильные стороны 1. 2. 3.

ПОЛЕ С и В

ПОЛЕ С и У

Слабые стороны 1. 2. 3.

ПОЛЕ Сл. и В

ПОЛЕ Сл. и У