Файл: Реферат тема Этика Канта студент гр. Д222 Недвигин К. К. (шифр группы) (подпись) (Ф. И. О.) Дата.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 22
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра философии
РЕФЕРАТ
Тема: Этика Канта
Выполнил: студент гр. Д-22-2 Недвигин К.К.
(шифр группы) (подпись) (Ф.И.О.)
Дата:
Проверил
руководитель практики: Доктор философских наук Дорофеев Д.Ю.
(должность) (подпись) (Ф.И.О.)
Санкт-Петербург
2023
Оглавление:
Введение.........................................................................................................3
Основы морали..............................................................................................4
Свобода и мораль..........................................................................................6
Мораль и закон..............................................................................................7
Мораль и религия........................................................................................11
Заключение...................................................................................................13
Список литературы......................................................................................15
Введение
Иммануил Кант (1724-1804) - немецкий философ, один из величайших мыслителей эпохи Просвещения. Он родился 22 апреля 1724 года в городе Кёнигсберг (ныне Калининград, Россия) в семье скромного сапожника.
Кант получил образование в Кёнигсбергском университете, где изучал философию, математику и естественные науки. После окончания университета он работал как преподаватель, прежде чем получить должность профессора логики и метафизики в том же университете в 1770 году.
Кант стал известен своими работами по этике, эпистемологии и онтологии. В его основных работах "Критика чистого разума", "Критика практического разума" и "Критика суждения" он развивал свою философскую систему, которая стала известна как кантианство.
Одной из центральных идей Канта была идея о том, что все знание происходит из опыта. Он различал априорное знание, которое происходит из чисто рационального рассуждения, и апостериорное знание, которое происходит из опыта. Он также разработал идею о категорическом императиве, который гласит, что мы должны всегда поступать так, чтобы наши действия могли стать общим законом для всех.
Кант умер 12 февраля 1804 года в Кёнигсберге в возрасте 79 лет. Его работы оказали огромное влияние на философию, а также на другие области, такие как право, политика и религия. Он считается одним из величайших философов всех времен.
В работе "Критика практического разума" Кант исследует вопросы моральности, свободы и долга, а также их отношение к пониманию человеческой природы и общества. Кант считал, что этика и моральность должны быть основаны на универсальных принципах, которые могут быть применены ко всем людям вне зависимости от конкретной ситуации.
Цель настоящей работы - рассмотреть ключевые идеи нравственной философии Канта, выраженные в его "Критике практического разума". Мы начнем с рассмотрения концепции долга, которая является центральным понятием моральности у Канта. Затем мы рассмотрим его представления о свободе и общественной морали, а также его концепцию уважения к личности. Кроме того, мы рассмотрим некоторые критики и альтернативные подходы к моральной философии, которые возникли в ответ на идеи Канта.
Кант утверждал, что человек должен действовать не только в соответствии с моральными законами, но и из уважения к ним. Таким образом, Кант считал, что нравственность и моральность являются основой человеческого бытия и должны быть рассмотрены как фундаментальные понятия в философии.
Кроме того, Кант разработал понятие категорического императива, который он представил как универсальный моральный закон, который должен быть соблюден всеми людьми вне зависимости от их жизненной ситуации. Согласно Канту, этот закон заключается в том, чтобы обращаться к другим людям так, как бы мы хотели, чтобы они обращались к нам. Это означает, что каждое действие должно быть таким, чтобы его правило могло быть установлено как всеобщий закон, который может быть принят всеми людьми в любой ситуации. Кант утверждал, что если каждый будет поступать таким образом, то это приведет к гармонии в обществе и приведет к тому, что каждый будет уважать права других и не будет нарушать их свободу.
В работе "Критика практического разума" Кант также рассматривает проблему свободы и ее влияние на моральное поведение человека. Кант считал, что свобода является необходимым условием для того, чтобы человек мог быть морально ответственным за свои поступки. Он утверждал, что если человек не свободен, то он не может быть справедливо наказан за свои поступки.
Таким образом, философия Канта представляет собой высоко развитую систему этических и моральных понятий, которые до сих пор оказывают значительное влияние на современную моральную и этическую философию.
Основы морали
Во второй главе Кант представляет свою концепцию основ морали. Он утверждает, что моральность не может быть основана на чувствах или наличии внешнего авторитета, а должна быть основана на чистой рациональности. Кант утверждает, что есть только один абсолютный моральный закон, который он называет категорическим императивом: "Поступай так, чтобы твои поступки могли стать общим законом". Это означает, что человек должен поступать так, чтобы его поступки могли быть признаны морально правильными, если бы все люди поступали так же.
Кант считал, что этот закон является универсальным и абсолютным, и должен быть соблюден всеми людьми вне зависимости от их личных желаний и потребностей. Он считал, что только поступая в соответствии с категорическим императивом, человек может быть действительно моральным.
Кант утверждал, что существует две формулировки категорического императива. Первая формулировка гласит: "Поступай только так, чтобы максима твоих поступков могла стать всеобщим законом". Кант считал, что этот закон имеет общее значение для всех людей и что люди должны действовать только в соответствии с этим законом. Он также утверждал, что человек не может использовать других людей как средство для достижения своих целей, поскольку это нарушает принцип уважения к личности.
Вторая формулировка категорического императива гласит: "Поступай так, чтобы каждый раз, когда ты действуешь, ты относился к человечеству как к цели, а не как к средству". Эта формулировка подчеркивает важность уважения к личности и говорит о том, что человек не может использовать других людей для достижения своих целей.
В своих работах Кант обосновывает, что мотивы морального поведения не могут происходить из внешних авторитетов, таких как законы, религия или обычаи. Он утверждает, что мотивы должны происходить из внутреннего чувства долга и ответственности, которые являются общечеловеческими и не зависят от конкретных условий или ситуаций. Кант считает, что только тогда, когда действия основаны на таких мотивах, они могут быть названы морально правильными.
Кант также утверждает, что мотивы, основанные на симпатии, благодарности или сочувствии, не могут быть основой морального поведения, так как они могут быть изменчивыми и непостоянными. Он полагает, что человек должен поступать по долгу, а не по чувствам. Кант считает, что мотивы должны быть свободны от любых личных выгод или выгод для других людей, иначе они не могут быть названы чистыми мотивами морального поведения.
Различие морального поступка и легального поступка: мотив морального поступка – бескорыстие, по Канту следование категорическому императиву, других мотивов у морального поступка быть не может – это чувство долга. Мотив легального поступка – страх наказания и категорический императив – тогда, что можно сказать про этот поступок, это одновременно и моральный, и легальный.
В конце главы Кант утверждает, что моральность не может быть применена только к частным случаям, но должна быть универсальной и общей для всех людей. Он считал, что моральный закон должен быть применен ко всем действиям людей, включая их личную жизнь, деловые отношения, политические решения и международные отношения.
Свобода и мораль
В четвертой главе Кант обсуждает связь между свободой и моралью. Он утверждает, что моральное поведение возможно только в том случае, если человек действует свободно - то есть, когда его действия основаны на его собственном выборе, а не на внешнем принуждении. Кант утверждает, что свобода - это не просто возможность выбора, но и необходимость выбирать между различными моральными вариантами действия.
Кант полагает, что моральные законы не могут быть наложены на человека извне, они должны происходить изнутри, из его собственной воли. Человек должен действовать не потому, что ему это велено, но потому, что он сам осознал, что это правильно. Именно в этом заключается свобода - способность человека выбирать и действовать в соответствии с собственными убеждениями и принципами.
Кант утверждает, что моральный закон - это закон, который имеет всеобщее значение и действует на всех людей без исключения. Такой закон не может быть создан властью или обществом - он должен происходить из самого человеческого разума. Этот закон требует, чтобы каждый человек поступал с другими так, как он хотел бы, чтобы с ним поступали.
Кант считает, что свобода и мораль взаимосвязаны, и что человек может быть счастливым только тогда, когда он действует в соответствии с моральными законами. Моральное поведение, по Канту, это не только долг, но и честь, и только тогда, когда человек осознает, что действует правильно, он испытывает удовлетворение и гармонию со своим внутренним "я". В то же время, если человек действует вопреки моральным принципам, он не только чувствует вину и сожаление, но и испытывает душевную бурю и конфликт.
Для Канта, свобода не означает произвол и бездумное следование своим желаниям, а скорее - способность контролировать свои поступки и действовать согласно моральным принципам. Он считает, что именно свобода выбора и ответственности за свои поступки позволяет человеку достигать более высоких моральных ценностей и стать лучшим существом.
Он отвергал идею, что человек может быть моральным, даже если он вынужден к действию внешними обстоятельствами, такими как социальное давление или угроза насилия. Кроме того, Кант утверждал, что человек должен быть готов смириться с неблагоприятными последствиями своего свободного выбора, если они являются неизбежными или необходимыми для соблюдения морального закона. В целом, Кантовская концепция свободы и морали представляет собой важный вклад в этическую мысль и до сих пор является предметом дискуссии среди философов и этикетов.
Мораль и закон
Кант обсуждает роль закона в моральной философии. Он утверждает, что закон - это не просто набор правил, но и выражение моральных принципов, которые должны быть соблюдены всеми членами общества. Кант также утверждает, что закон должен быть основан на категорическом императиве и должен быть общим для всех людей.
Прежде всего, следует отметить, что Кант признает существование общего понятия законосообразности. Разумеется, он различает законы природы, правовые (юридические) установления и моральные законы - но, тем не менее, не считает их совершенно различными явлениями, ошибочно объединяемыми одним словом. Таким образом, определение закона (любого рода) должно быть всеобщим, то есть иметь единую форму.
То, что понятие закона используется в категорическом императиве наравне с понятием "закона природы", может вызвать возражения. Однако, Кант недвусмысленно высказывается следующим образом: "Поступай согласно максимам, которые одновременно могут иметь предметом самих себя в качестве всеобщих законов природы"
Понятие максимы:
Понятие максимы систематически используется Кантом в его моральной философии. Максима есть нечто противоположное закону, а именно практическое отношение.Кант разъясняет, что под максимами, основаниями и правилами он понимает субъективные принципы воления, или субъективные принципы поведения. При этом следует отделять максимы от побуждений, волевых импульсов, страстей и т.п. Максима - это суждение, которое регулирует сознательное целесообразное (то есть неслучайное) поведение индивида, то есть связывает цели субъекта с его поступками.