ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 162

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
на конец периода) / 2),
где ОП — операционная прибыль (стр. 2200 ф. 2);

ИК — инвестированный капитал (стр. 1300, 1400 ф. 1).

Рентабельность оборотных активов


Показатель рентабельности оборотных активов (return on working assets) используют для оценки способности предприятия получать прибыль от ведения обычных хозяйственных операций.

Оборотные средства являются частью активов, которые непосредственно и постоянно используют в процессе операционной деятельности предприятия, поэтому при оценке эффективности их использования сопоставляют операционную прибыль со средним значением оборотных активов за один период.

Рентабельность оборотных активов (РОА) рассчитывают по формуле:
РОА = ОП / ((ОАна начало периода + ОАна конец периода) / 2),
где ОП — операционная прибыль (стр. 2200 ф. 2);

ОА — оборотные активы (стр. 1200 ф. 1).

Приведенные показатели рентабельности — это стандартный набор показателей (коэффициентов), рассчитываемых как менеджерами предприятий, так и внешними пользователями по данным открытой финансовой отчетности (баланса и отчета о финансовых результатах).

Для более глубокого анализа в дополнение к показателям рентабельности руководство предприятия может применять показатели эффективности использования основных средств (фондоотдача), материальных ресурсов (материалоотдача и др.), рассчитываемых на основе данных управленческого учета.

Используем данные консолидированных финансовых отчетов, приведенные в табл. 1, 2, и рассчитаем показатели рентабельности группы компаний «Комус» (табл. 3).




Как видим, показатели рентабельности продаж, характеризующие эффективность основной (операционной) деятельности предприятия, отражают положительную динамику: операционная эффективность компании в рассматриваемом периоде выросла.

Такой же позитивный вывод можно сделать об эффективности производственной деятельности, так как рентабельность затрат в рассматриваемом периоде увеличилась.


Показатели рентабельности активов и капитала отражают достаточно высокий уровень эффективности деятельности предприятия в рассматриваемом периоде. Рентабельность всех активов и рентабельность оборотных активов показывают значительный рост.

Это связано с тем, что при тенденции снижения величины стоимости среднегодовых активов, в том числе оборотных активов, величина операционной и чистой прибыли увеличивается.

Такая динамика свидетельствует о повышении эффективности деятельности предприятия, несмотря на то что показатели рентабельности собственного и инвестиционного капитала за рассматриваемый период показывают снижение.

ПОКАЗАТЕЛИ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ КАК ОБЪЕКТ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ


ФНС России систематически анализирует показатели рентабельности предприятий. Дело в том, что отечественные налоговые органы используют риск-ориентированный подход для осуществления мероприятий налогового контроля, в частности, выездной налоговой проверки. Это означает, что выездные налоговые проверки проводят, когда данные финансовой и налоговой отчетности сигнализируют о возможных нарушениях.

Один из критериев, который анализирует налоговая служба, — показатель рентабельности предприятий по данным двух документов — Бухгалтерского баланса и Отчета о финансовых результатах. Если показатель рентабельности компании по данным финансовой отчетности значительно отличается от среднеотраслевого значения, это повышает риск фискальной проверки.

Учитывая сказанное, предприятиям целесообразно:

  • знать методику расчета показателей рентабельности, применяемую налоговыми органами России;

  • ежегодно рассчитывать уровень рентабельности и сравнивать его со среднеотраслевыми значениями для оценки налоговых рисков и их снижения.

Налоговые органы рассчитывают два показателя рентабельности:

  • рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг);

  • рентабельность активов.

Применяемая налоговой службой методика расчета этих показателей отличается от общепринятой.

Рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг)


Рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг) (далее — рентабельность продукции) — это соотношение прибыли от продажи товаров (продукции, работ, услуг) и себестоимости проданных товаров (продукции, работ, услуг) с учетом коммерческих и управленческих расходов. Формула расчета выглядит так:

Рпр = ОП / (Сп + КР + УР),
где Рпр — рентабельность продукции;

ОП — операционная прибыль (стр. 2200 ф. 2);

Сп — себестоимость продаж (стр. 2120 ф. 2);

КР — коммерческие расходы (стр. 2210 ф. 2);

УР — управленческие расходы (стр. 2210 ф. 2).

Рентабельность активов


Рентабельность активов рассчитывается как соотношение прибыли от продажи товаров (продукции, работ, услуг) и стоимости активов предприятия в среднегодовом значении. Для расчета используют следующую формулу:

РА = ОП / ((А на начало периода + А на конец периода) / 2),

где РА — рентабельность активов;

ОП — операционная прибыль (стр. 2200 ф. 2);

А — активы (стр. 1600 ф. 1).

Ежегодно на официальном сайте ФНС России публикуются обновленные среднеотраслевые значения показателей рентабельности за предыдущий год. Для примера приведем выборочные данные за 2020 г. (табл. 4).




Судить об изменении финансовых результатов организации за последние годы можно по следующим показателям, приведенным на графике и в таблице ниже.










Кроме того,




Прибыль в разбивке по годам:










Согласно данным табл. За 2018, 2019 и 2020 г., рентабельность продукции и рентабельность активов рассматриваемой группы компаний выше среднеотраслевых показателей. Это означает, что у нее отсутствуют налоговые риски, так как риски возникают, если показатели рентабельности ниже среднеотраслевых значений на 10 % и более.