Файл: 1 Понятие профессиональноприкладной физической подготовки.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 38
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3. Требования к физической подготовленности трудящихся в различных сферах современного профессионального труда и тенденции их изменения
В различных областях профессионального труда в настоящее время существует несколько тысяч профессий и десятки тысяч специальностей. Их основные различия определяются характеристиками предмета, технологией и внешними условиями конкретной работы и выражаются в специфике трудовой деятельности, ее операций, действий (в том числе сенсорных и интеллектуальных в восприятии, обработке информации, принятии решений и двигателе в практическое воздействие на предмет труда), и все это обусловлено объективно различными требованиями к функциональным возможностям, физическим и другим качествам людей, которые профессионально занимаются определенным видом работы.
Лишь относительно немногие из современных профессий требуют максимально полной или близкой к ней мобилизации физических способностей в ходе самой трудовой деятельности (в основном это профессии, осложненные экстремальными условиями труда - испытатели летного и другого транспортно-скоростного оборудования, профессиональные военнослужащие, оперативники следователи, водолазы и пр.). В большинстве видов профессионального труда, даже физического, требования к физическим способностям работников далеко не на максимальном уровне (согласно обобщенным данным М.И. Виноградова, мощность труда при выполнении большинства трудовых двигательных действий в области физический труд, как правило, не превышает 30% от индивидуального максимума). Тем не менее по указанным выше причинам это не исключает целесообразности специализированной физической подготовки в процессе профессионального образования и во многих профессиях в годы основной трудовой деятельности.
Примеры, которые дают представление о характере требований, предъявляемых некоторыми из распространенных видов профессиональной деятельности, к физическим и непосредственно связанным с человеком качествам, моторным способностям и навыкам
Виды (разновидности) профессиональной трудовой деятельности:
Профессионально значимые физические и непосредственно связанные качества (способности), степень развития которых в значительной степени определяет эффективность или безопасность профессиональной деятельности: двигательные навыки, связанные с этой деятельностью.
Разновидности сельскохозяйственного труда, в том числе большой объем двигательной активности. Комплексная выносливость проявляется в динамическом и статическом режимах непрерывного умелого манипулирования различными мышечными группами различными орудиями труда. Способность ориентироваться на местности и рационально распределять энергозатраты с течением времени; разнообразные моторные навыки, в том числе навыки, способствующие развитию; закаленное тело в отношении неблагоприятных метеорологических воздействий
Многие из существующих видов профессионального труда в некоторой степени предъявляют как общие, так и специфические требования, и что для достижения наивысшего уровня производительности в этих и аналогичных видах труда необходима специально ориентированная физическая подготовка.
Для того чтобы подробно представить характер требований конкретного вида труда к профессионалу, включая физическую подготовленность работников, нам необходимо серьезное исследование для изучения технологии и условий труда (существующие професиограммы также используются для профориентации и профессионального отбора). затем их сравнивают с тестовой оценкой индивидуальных наклонностей, качеств, способностей)
Выявляя специфику требований, которым должна отвечать физическая подготовленность представителей определенных профессий, следует исходить из того, что она объективно определяется совокупностью конкретной трудовой деятельности и условиями ее выполнения, в том числе:
- особенности преобладающих рабочих операций (насколько они просты или сложны в моторно-координационном отношении, насколько они энергоемки, какова степень активности различных функциональных систем при их выполнении и т. д.);
- особенности режима (в частности, насколько жестко он регулирует поведение работников, характеризуется ли он непрерывностью или прерывистостью рабочих операций, каков порядок чередования рабочих фаз и интервалов между ними, в какой степени однообразие и другие факторы, приводящие к усталости, свойственной трудовому процессу);
- особенности условий окружающей среды, которые влияют на состояние физической и общей работоспособности, особенно когда они резко отличаются от комфортных (высокая или низкая внешняя температура, вибрационное и шумовое воздействие инструментов, механизмов, промышленного оборудования, загрязнение вдыхаемого воздуха или низкий уровень кислорода содержание в нем) и т. д.).
При дифференцированной разработке программ ПППК весь комплекс характеристик трудовой деятельности и ее условий подлежит тщательному анализу в аспекте требований к физической подготовленности работника, которые они определяют. В то же время при определении программ ППФК важно учитывать перспективы изменения характера труда и его условий и руководствоваться общим направлением совершенствования общей системы социального образования, которая разработана по-настоящему гуманным общество для обеспечения неограниченного человеческого развития.
Научно-техническая революция, как известно, коренным образом меняет характер и условия труда, особенно в материальном производстве. Здесь, несомненно, характер физической подготовки к профессиональной деятельности также изменится. Прикладной смысл физического воспитания, по всей вероятности, будет во все большей степени определяться не тем фактом, что он обеспечивает адаптацию работника к любому, раз и навсегда заданному профессиональному виду деятельности, а тем, насколько хорошо он создаст необходимую предпосылки для развития быстро меняющихся методов профессиональной деятельности.
Конечно, специализированный характер ГЧП в этом случае не исчезнет полностью (поскольку определенная профессиональная специализация, судя по серьезным футурологическим прогнозам, будет существовать, по крайней мере, в обозримом будущем), но в целом она приобретет другое качество.
Отмеченные тенденции изменения характера труда и его условий уже видны на современном этапе научно-технической революции, хотя в разных сферах общественного производства и в разных профессиях они, естественно, выражаются по-разному. До настоящего времени физический труд, частично механизированный, сохранился в ряде отраслей промышленного и сельскохозяйственного производства. В то же время профессии стали довольно распространенным явлением, эффективность трудовой деятельности в котором во многом зависит от разнообразия и отладки двигательных навыков при ручных операциях (наладчики сложных приборов, оборудования, автоматических производственных линий), а также профессий которые требуют определенной психофизической устойчивости по отношению к информационным нагрузкам.
Все вышеперечисленное приводит к пониманию насущных и перспективных задач, которые необходимо реализовать в профессионально-прикладной физической культуре, тем, кто осваивает профессию и работает в определенной области профессиональной деятельности.
3.1 Требования к физической подготовке студентов факультета
Специфика работы студентов и выпускников нашего факультета заключается, прежде всего, в длительном пребывании на открытом воздухе, причем в любое время года и в любую погоду. Так, зимой рекомендуется, например, сажать крупногабаритные деревья (голубая ель, пихта, сосна и т. Д.). В этих условиях лучшая выживаемость хвойных деревьев гарантируется.
Чтобы успешно выполнять профессиональную работу по нашей специальности, студентам необходима хорошая физическая подготовка и высокий уровень закаливания организма. Это достигается благодаря многолетним тренировкам и регулярным занятиям в спортивных залах и на стадионах. Кроме того, тренировки должны быть комплексными, сочетая бег на длинные дистанции с дыхательными упражнениями и упражнениями для различных групп мышц (руки, ноги и т. Д.).
Выращивание декоративных растений, их последующая посадка в открытом грунте, уход за ними, разбивание газонов, стрижка живых изгородей - комбинация этих работ - большое физическое напряжение, с которым может справиться только сильный, обученный человек.
Профессионально-прикладная физическая подготовка (регулярное физическое воспитание) важна для студентов нашего факультета по следующим причинам:
- профессиональная деятельность связана с работой в неблагоприятных условиях окружающей среды (повышенная влажность теплиц и теплиц);
- использование разнообразных двигательных навыков в процессе труда;
- необходимость поднимать и переносить гири (горшки с растениями);
- наличие угрозы нарушения осанки, которая может привести к заболеванию позвоночника, у людей, которые долгое время занимались посадкой растений и прополкой больших площадей посадки;
- необходимость хорошего закаленного тела для повышения работоспособности в холодное время года.
3.2 Задачи, решаемые в процессе ППФП студентов
Суть основных задач, решаемых в процессе PPFP, заключается в:
1) пополнять и совершенствовать индивидуальный фонд двигательных навыков, физического воспитания и образовательных знаний, способствуя развитию профессиональной деятельности агронома, полезной в нем и необходимой одновременно в процессе ПНФП как его средства;
2) активизировать развитие профессионально важных физических и непосредственно связанных способностей *, чтобы обеспечить стабильность повышенного уровня правоспособности на этой основе;
3) повысить степень сопротивляемости организма по отношению к неблагоприятным воздействиям погодных условий, при которых происходит трудовая деятельность **, способствовать повышению его адаптационных возможностей, поддержанию и укреплению здоровья;
4) способствовать успешному выполнению общих задач, реализуемых в системе профессиональной подготовки агрономов, воспитанию нравственных, духовных, волевых и других качеств, характеризующих целеустремленных, высокоактивных членов общества, созданию его материального и духовные ценности.
В каждом отдельном случае эти задачи необходимо указывать в связи со спецификой профессии и характеристиками контингента учащихся. Также очевидно, что ГЧП может быть достаточно эффективным только в органическом сочетании с другими компонентами системы социального образования в целом, где задачи подготовки к работе не сводятся к частным непосредственным задачам, которые характерны для отдельных этапов профессиональной и прикладное обучение.
Первостепенную роль в их реализации, которая уже неоднократно обсуждалась, играет полноценная общая физическая подготовка. На основе создаваемых им помещений строится специализированный ППФП. Его специализация необходима, поскольку специфика профессиональной деятельности и условия ее обязывают ее, но даже в случае резко выраженной специфики не следует забывать о первостепенной важности принципа всесторонней помощи в комплексном гармоничном развитии личности.
Эта задача приобретает особое значение, естественно, когда условия профессиональной деятельности в условиях окружающей среды резко отличаются от комфортных (они чреваты перегревом или переохлаждением тела, вибрационными или шумовыми перегрузками, недостатком кислорода во вдыхаемом воздухе), т. Е. В случае сельскохозяйственный труд.
4. Средства и методические основы построения ППФК
4.1 Особенности состава средств ППФК
В качестве основного средства используются самые разнообразные формы физических упражнений из числа тех, которые разработаны в базовой физической культуре и спорте, а также упражнения, которые трансформированы и специально разработаны с учетом характеристик конкретной профессиональной деятельности (как специально подготовительный).