Файл: Методические указания для изучения курса философии для студентов заочной формы обучения всех специальностей.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 12. Общественное сознание, его структура и формы
Общественное сознание, его структура и относительная самостоятельность. Общественная психология и общественная идеология. Формы общественного сознания: политическая, правовая, нравственная, эстетическая и религиозная.
Общественное сознание – это система чувств, взглядов, идей, теорий, в которых отражается общественное бытие. В структуре общественного сознания выделяются два уровня - обыденное сознание (совокупность идей, представлений, взглядов, которые возникают непосредственно), общественная психология (настроения, чувства, нравы, обычаи, привычки), общественная идеология (совокупность воззрений людей, теоретически оформляющих и отражающих интересы определенного класса). Также различают такие формы общественного сознания, как политическая, правовая, нравственная, эстетическая, религиозная, философская и научная. Эти формы различаются по предмету отражения, по форме отражения, по своим функциям и по степени зависимости от общественного бытия.
Общественное сознание определяется общественным бытием, но в то же время обладает относительной самостоятельностью, которая проявляется в разных планах: 1) оно имеет внутреннюю логику развития и поэтому может отставать от уровня общественного бытия или опережать его; 2) оно обладает преемственностью и активно воздействует на общественное бытие; 3) разные стороны общественного сознания развиваются неравномерно – одни быстрее, другие медленнее.
Идеалисты абсолютизируют самостоятельность общественного сознания, отрывают его от общественного бытия. Другая крайность – вульгарный материализм – отрицает относительную самостоятельность общественного сознания, прямо и непосредственно выводя его из общественного бытия.
Политическое форма сознания – это система идей, отражающая отношения между классами, нациями и государствами и отношение к власти. Эти идеи лежат в основе политического поведения классов, социальных групп и личностей.
Важнейшим элементом политической системы является государство, которое защищает общественный строй, регулирует экономику, отстаивает интересы на международной арене. Осуществляет свою власть государство с помощью демократического или тоталитарного режима.
Функции политического сознания многообразны: регулятивная, познавательно-информационная, оценочная, мобилизующая.
Правовая форма сознания – это идеи и взгляды, выражающие отношение людей к действующему праву, знание меры ив поведении людей с точки зрения законности и противозаконности.
Существует два подхода к пониманию сущности права: традиционный, или запретительный, и либеральный, опирающийся на идею естественных прав и свобод личности, Традиционный подход фактически отождествляет право с законом, как сводом запретов и карательных санкций за их нарушение. До XVIII в. это была общепринятая концепция. Во второй половине XVII в. возникает либеральная концепция права, которая основана на праве человека на жизнь, собственность, безопасность, свободу совести, слова и т.д. В правовом государстве осуществляется соблюдение основных прав и свобод личности, верховенство закона, разделение власти (законодательной, исполнительной и судебной).
Правосознание неоднородно, оно может быть обыденным, основанным на житейском опыте, и теоретическим, основанным на понимании сущности права, его возможностей и границ.
Нравственная форма сознания – это исторически сложившаяся система правил и норм, регулирующих поведение людей. Она проявляется в отношении человека к семье, коллективу, народу, родине. В основе нравственной жизни человека лежит чувство ответственности перед обществом и самим собой за свои поступки.
Характерными чертами морали являются: всеобъемлющий характер, внеинституционнность и императивность.
Субъективные идеалисты выводят мораль из человеческого сознания, объективные идеалисты считают, что она дана свыше и выражает веление Бога. Материалисты полагают, что исторична и конкретна и является закономерным продуктом общественного развития. Истоки ее восходят к обычаям, закрепившим те поступки, которые по опыту поколений оказались полезными для сохранения и развития общества и человека. Так, мораль первобытного общества не осуждала людоедства, убийства престарелых и больных, в то же время люди не знали алчности, корыстолюбия, лживости. В классовом обществе мораль носит классовый характер, хотя в ней присутствуют и общечеловеческие элементы.
Функции морали: регулятивная, оценочно-императивная, познавательная. Мораль оказывает большое влияние на экономику общества, находится в сложном взаимодействии с политикой, правом, искусством, религией.
Основными категориями морали являются такие понятия, как зло, добро, долг, совесть, честь, достоинство, счастье.
Эстетическая форма сознания наиболее полное выражение находит в искусстве, когда отражение общественного бытия происходит в форме художественных образов.
Первые следы искусства относятся к эпохе верхнего палеолита, 40-50 тыс. лет тому назад. В эстетике распространены разные теории (гипотезы) генезиса искусства – теория игры, теория магии и трудовая теория. Важно, что искусство выросло из потребности человека познавать и творить.
Основным предметом искусства является человек со всеми его переживаниями и взглядами.
Искусство отражает действительность с помощью художественных образов. Последние являются единством общего, типического и единичного, конкретного. Художественный образ всегда несет какую-либо обобщающую идею и выражает ее через единичное явление. Художественный образ является также единством материального и идеального, объективного и субъективного.
Социальные функции искусства многообразны. Они включают эстетический, познавательный, воспитательный, развлекательный, компенсаторный и другие моменты. Главная функция – эстетическая, выражающаяся в оценке общественных или природных явлений как прекрасных или безобразных, героических или низменных, трагических или комических и т.д. Прекрасное в искусстве – это обобщенный, типический образ, художественное отражение действительности. Ни познавательный, ни воспитательный моменты в искусстве не могут выступать самостоятельно, независимо от эстетического начала искусства.
Религиозная форма сознания – это фантастическая форма отражения действительности, связанная с верой в сверхъестественное, Абсолют. Возникновение религии является закономерным явлением развития общества. Она имеет свои социальные, гносеологические и психологические корни. Вера в сверхъестественные обусловлена объективными отношениями зависимости людей от природы и от господствующих над ними общественных сил, она коренится в ограниченности общественной практики. Еще древние говорили: «Страх создал богов».
Гносеологические корни религии заключаются в развитии человеческого сознания, возможности создания абстрактных понятий.
Психологические корни религии заключаются в том, что религия обращается не к человеческому разуму, а к чувствам. Страх, неуверенность, скорбь, горе создают почву для религии.
Главная функция религии определяется как иллюзорно-компенсаторная. Другие функции религии – мировоззренческая, регулятивная, коммуникативная, интегрирующая.
Тема 13. Проблема человека
Образ человека в истории философии. Биологическое, социальное и духовное в человеке. Понятие личности и ее типы. Исторические типы взаимоотношений личности и общества. Роль личности в истории. Свобода и необходимость. Смысл жизни человека. Проблема жизни и смерти, судьба.
Проблема человека – одна из самых важных в философии. Она актуальна особенно в переломные периоды развития общества, когда остро встает вопрос о смысле и цели существования каждого человека. Именно такой период переживает сегодня наша страна.
В древнегреческой философии первоначально человек понимался как часть Космоса. Платон стоял на позиции дуализма души и тела, считая, что именно душа делает человека человеком. В средние века образ человека теоцентричен. Главная задача человека состоит в том, чтобы приобщиться к Богу и обрести спасение в день Страшного суда. В Новое время считалось, что человек изначально не греховен, а стремится к добру, счастью, гармонии. По Канту, человеку свойственен нравственно-природный дуализм. Всякая личность является самоцелью и не может быть средством осуществления каких-либо задач. Человек, как полагал Маркс, является продуктом общественных отношений, он как бы вторичен по отношению к обществу.
В работах русских религиозных философов вопрос о природе человека решался на пути дуализма души и тела, добра и зла. В силу этой изначальной раздвоенности судьба человека трагична.
Человек – существо биологическое, социальное, духовное. Человек – часть природы, он принадлежит к виду Homo sapiens, у нас те же органы чувств, нервная, костная и кровеносная системы, что и у человекообразных обезьян. Биологически обусловлена у человека продолжительность жизни, детства, зрелости, старости, передается по наследству около трех тысяч болезней, а также одаренность людей. Доля наследственности составляет 62%, а социальных условий – 38%.
Каждый человек уникален – у него неповторимый набор генов и индивидуальный жизненный цикл. Все люди обладают разными способностями. Биологизаторство абсолютизирует роль биологических начал в человеке. К нему относятся такие учения как расизм, социал-дарвинизм, социобиология, фрейдизм.
Социологизаторство игнорирует биологические начала в человеке. Сторонники этого направления ссылаются на опыт со слепоглухонемыми детьми, которые стали нормальными в результате обучения. В нашей стране господствовала марксистская концепция человека как социального существа, которого можно воспитать и перевоспитать.
Если понятие «человек» биосоциальное, то понятие «личность» социальное. Личность – это человек, достигший самосознания, понимания своей роли в обществе. Личностью человек становится в процессе социализации, это не то, что он думает о себе, а то, чем он является в действительности.
Быть личностью трудно, надо отстаивать свои убеждения, стоять на своем. На формирование личности оказывает влияние общественная среда в целом, микросреда и индивидуальные способности человека. Выделяются следующие виды личности: физическая, социальная и духовная. Физическая личность – это тело, одежда и домашний очаг, украшения, письма. Социальная личность складывается в общении людей, это система социальных ролей человека. Довольство или недовольство собой определяется дробью:
Самоуважение = успех/притязания
Духовная личность составляет ядро личности, тот стержень, на котором держится все. Это духовные ценности и идеалы человека.
Выделяют несколько социальных типов личности, которые прослеживаются на всем историческом пути развития человечества.
-
Деятели – охотники, воины, ремесленники, рабочие, инженеры, медики, педагоги и т.д. для таких личностей главное – активное действие, изменение мира и других людей. -
Мыслители – мудрецы, пророки, например, Будда, Конфкций, Христос, Мухаммед. -
Люди чувств и эмоций, которые очень скоро чувствуют и чутко реагируют на все явления мира. Это прежде всего деятели литературы и искусства. -
Гуманисты и подвижники, призванные облегчить душевные и телесные страдания. Они несут людям добро, милосердие.
Отношения человека и общества менялись в разные исторические эпохи. К.Маркс выделял три основных исторических типа социальности: отношения личной зависимости, отношения вещной зависимости и отношения свободных индивидуальностей. Первый тип характерен для всех докапиталистических обществ, как доклассовых, так и классовых. В первобытном обществе личная зависимость проявляется в зависимости индивида от коллектива. В рабовладельческом и феодальном обществе труженик лично зависим от рабовладельца или феодала.
При капитализме трудящиеся освобождаются от личной зависимости, но вынуждены трудиться, чтобы иметь возможность существования. Владелец продуктов труда – вещей – властвует над рабочим и управляет им.
При общественной форме собственности в будущем, демократизации общественной жизни все богатства общества будут доступны всем - наступит гармония отношений человека и общества.