Файл: Методические указания для изучения курса философии для студентов заочной формы обучения всех специальностей.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Средневековая европейская философия охватывает период с V по XV вв. Основные черты средневековой философии: теоцентризм, иерархичность, схоластичность. Теоцентризм полагает Бога определяющим фактором мироздания. Схоластика пыталась привести догмы церкви в известную систему, обосновать и развить их далее путем логики. На протяжении нескольких веков велась борьба реализма и номинализма. Реализм (Августин, Фома Аквинский) полагал, что подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы, существующие в эмпирическом мире. Универсалии существуют до вещей и порождают их. Номинализм (Росцелин, Оккам) считал, что реально лишь единичное, а общее не обладает самостоятельным существованием и существует лишь путем абстрагирования.

Фома Аквинский, учение которого назовется затем томизмом, выдвинул ряд доказательств существования Бога (перводвигатель, первопричина, первонеобходимость, абсолютное совершенство, целесообразное устройство мира), а также учение о двойственности истины.

Философия эпохи Возрождения (XV-XVI вв.) осуществляет переход от теоцентрического к антропоцентрическому пониманию мира. Характерные черты философии: гуманизм, пантеизм (всебожие), ориентация на искусство. Возрастает внимание к человеку, он – не просто природное существо, он творец самого себя, его свобода и достоинство – это высшая ценность, его способность творить – подобие деятельности Создателя. Возникает культ человека – творца, людей искусства, поклонение красоте, эстетизация всей жизни. Эпоха Возрождения не оставила великих философских систем, но дала таких гениев, как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Галилей и Дж.Бруно.

В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы, пытается постичь ее в целом. Такой подход к познанию природы получил название натурфилософии (философии природы). Видными ее представителями были Н.Кузанский, Н.Коперник, Парацельс. Дж.Бруно. Природа трактовалась пантеистически. Христианский Бог как бы сливался с природой, утрачивая внеприродный характер, а природа обожествлялась. Немецкий врач, алхимик и астролог Парацельс видел в природе некое живое целое, пронизанное магическими силами, которые находят проявление не только в строении и функциях живых существ, но и в неодушевленных стихиях. Вся природа, по Парацельсу, должна быть понята из трех алхимических элементов – ртути, серы и соли.

Н.Кузанский
- первый философ Возрождения дает новое истолкование происхождения Вселенной и устройства Космоса, то есть фактически устраняет принцип творения мира Богом, представляя отношения мира и Бога как отношения целого и части (Бог – это «бесконечный максимум», а Вселенная – это «ограниченный максимум»). Он подготовил коперниковскую революцию в астрономии, утверждая, что центр и окружность Космоса – это Бог, ввел идею отсутствия у мира стабильного центра.

Дж.Бруно развивал идею одушевленности природы, утверждал единство и бесконечность мира, его несотворимость и неуничтожимость. Он создал космологию, основанную на гелиоцентризме Коперника, выдвинул гипотезу о существовании жизни на других планетах. За свои идеи сожжен на костре в 1600 г. в Риме.

Н.Коперник создает новую, гелиоцентрическую систему, согласно которой Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца, помещенного в центр мира. Коперник считал, что Вселенная неизмерима и безгранична, Земля же очень мала по сравнению с ней.

Европейская философия XVII -XVIII вв. отражает новые исторические условия. Совершается первая буржуазная революция в Нидерландах, затем в Англии, наиболее развитой в промышленном отношении стране. Экономическая деятельность, интересы реальной практической жизни ведут общество к ориентации на действительное познание мира, в частности природы. Формирование естествознания поднимает вопрос о сущности и характере познания, о проблемах методологии. Современная наука начинается с работ таких великих ученых, как Галилей, Ньютон, Лейбниц, Кеплер. На первое место в философии выдвигаются - проблемы гносеологии.

Рационализм утверждал приоритет разума, мышления в познании, считая, что только умозрение дает знанию достоверность и ведет к развитию науки. Родоначальником этого направления был французский мыслитель Р.Декарт. Декарт стоял на позиции радикального скептицизма, подвергая все сомнению: существование Бога, внешнего мира, собственного тела. Несомненно лишь положение: «Я мыслю, следовательно, существую». Через достоверность мысли и бытия мыслящего существа он идет к достоверности бытия вещей. В качестве основных путей познания Декарт предлагал интуицию и дедукцию. Нужно за истину брать ясные и отчетливые положения, расчленять объект мышления на элементы и изучать сначала простые, а затем более сложные.


Эмпиризм опирался в познании на опыт, прежде всего чувственный. Родоначальником эмпиризма был английский философ Ф.Бэкон. Основная работа «Новый органон». Он считал, что нужно освободиться от схоластики, философия должна изучать природу с помощью наблюдения, сравнения, эксперимента. Цель научного знания – в принесении пользы человеческому роду: «Знание - сила». Научные знания позволяют увеличить власть человека над природой. Главный метод получения знания - индуктивный, когда мышление движется от изучения единичных фактов к общим положениям. При этом познание должно избавиться от субъективных помех, которые Бэкон назвал «идолами». Идолы пещеры связаны с индивидуальными особенностями людей, с их психологическим складом, склонностями, воспитанием и т.д. Идолы рода свойственны всем всем людям, они коренятся в самой человеческой сущности, в чувствах и разуме человека. Бэкон уподобляет человеческий ум неровному зеркалу, которое искажает все то, что отражается в нем. Идолы рынка связаны с привычкой пользоваться в суждении о мире ходячими представлениями, предрассудками прошлых поколений. Идолы театра – это вера в авторитеты, догматическая приверженность Аристотелю, высшему научному авторитету средних веков.

Философия эпохи Просвещения XVIII в утверждает мощь человеческого разума, прогресс науки, ее широкое распространение. Оптимизм этой эпохи обусловлен поднимающейся революционной буржуазией. В Англии эта эпоха представлена Дж.Локком, Д.Юмом, во Франции Ф.Вольтером, Ж.Ж.Руссо, Д.Дидро, П.Гольбахом, Ж. Ламетри. Эти мыслители-просветители идеологически подготовили Великую французскую революцию.

Дж. Локк разработал принципы естественного права и эмпирическую теорию познания. К неотчуждаемым правам человека Локк относил три основных права: на жизнь, свободу и собственность (собственность человека есть результат его труда). Он утверждал, что не существует никаких – ни теоретических, ни практических – врожденных идей. Все идеи возникают из опыта – внутреннего и внешнего. Внешний опыт – ощущение – возникает в результате действия вещей на наши органы чувств. Внутренний опыт – рефлексия – дает нам знание нашего собственного состояния (мышление, волнение и пр.).

Ф.Вольтер считал философию великим орудием разума в борьбе против неразумного, отживающего устройства общества. Выступая за религиозную свободу, он считал, что общество должно обеспечивать политическое и юридическое равенство людей.


Д.Дидро был атеистом, обосновывал атеизм материалистическим мировоззрением. Природа существует сама по себе, не нуждаясь ни в каком сверхприродном начале. Материя вечна и обладает движением как своим необходимым свойством. Человек – это часть природы, он от природы добр, злым его делают несовершенные общественные отношения, которые и нужно исправлять путем просветительской работы.

Ж.-Ж.Руссо главный источник социального зла видел в имущественном неравенстве, которое не существует изначально. Бедные и богатые заключают договор, ведущий к образованию государственной власти, который должен стать гарантом справедливости и мира.

П.Гольбах признавал необходимость природы как единственную силу, управляющую миром и людьми, и отрицал случайность, полагая, что последняя является результатом нашего незнания

Ламетри в работе «Человек – машина» - полагал, что люди являются искусно построенными механизмами.

Французские философы защищали материализм в его механистической форме, пришедшей от Ньютона, и метафизическом виде. Религию они рассматривали как духовное оружие порабощения народа и опору тирании. Путь освобождения людей от религии и суеверий лежит через просветление. Недостатками философии просвещения были: механицизм, метафизика, созерцательность, непонимание роли практики в познании и идеализм в понимании общественной жизни.

Представителями немецкой классической философии были И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель, Л. Фейербах.

В философии И.Канта (1724-1804) выделяют два этапа: докритический и критический. Кант признавал существование материального мира, называя его «вещью-в-себе». Но ощущения, которые возникают в результате воздействия «вещи-в-себе» на наши органы чувств, субъективны, они не отражают ее свойства. В результате мир остается по ту сторону познания, он непознаваем, не превращается в «вещь-для-нас». Многообразие ощущений упорядочивается с помощью доопытных, априорных форм чувственности, которые есть у человека – пространство, время, причина. Основные интересы Канта объединяются в рассмотрении следующих вопросов: что я могу знать, что я должен делать, на что я могу надеяться, что такое человек? На первый вопрос отвечает теория познания, на второй – этика, на третий – религия, четвертый – главный вопрос философии. Говоря о морали, Кант формулирует
категорический императив: поступай так, чтобы человек и человечество всегда были только целью, но не средством.

Г.Гегель (1770-1831) – философ, которого признали при жизни великим. Он был объективным идеалистом. Все мировое развитие он представил как развитие абсолютной идеи. Она развивается и движется к самопознанию. При этом она проходит три стадии – чистое мышление, природа, общество. Гегель рассматривал свою систему как философию, венчающую собой развитие человечества, в которой достигнута абсолютная истина.

Гегель создал диалектику как учение о всеобщей связи и развитии. Он сформулировал три закона диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимного перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания.

Философия Л.Фейербаха (1804-1872) знаменует отход от гегелевской философии, которая господствовала в Европе. В 1841 г. он выпускает книгу «Сущность христианства», где критикует идеализм и религию, разоблачает те иллюзии, которые составляют сущность религиозного сознания. Фейербах приходит к выводу, что не Бог создал человека, а, наоборот, человек создал образ Бога. Корни религии, по его мнению, в невежестве и в чувствах человека (страх, надежда, утешение, фантазия, иллюзия бессмертия и др.). Характерной чертой Фейербаха был антропологизм, универсальным предметом философии у него выступал не дух, не природа, а человек. У Фейербаха человек – природное существо, люди связаны между собой только природными, естественными связями. Ни историческая эпоха, ни классовая (сословная, национальная, профессиональная) принадлежность значения не имеют. Что человек является продуктом общества Фейербах не понял. В области общественной жизни он остался идеалистом, полагая, что мнения правят миром, движущей силой исторического процесса является разум.

К.Маркс (1818-1883) и Ф.Энгельс (1820-1895) создают философию, которая ставит своей целью не только объяснить, но изменить мир. Создавая свое учение, они опирались на последние достижения науки, причем Энгельс подчеркивал роль трех крупных открытий: создание клеточной теории, открытие закона сохранения и превращение энергии, эволюционная теория Дарвина. Соединив материализм Фейербаха и диалектику Гегеля, Маркс и Энгельс создает диалектический материализм. Маркс достроил материализм доверху, показав, что в истории первичным является общественное бытие, а не общественное сознание. В основе общества лежит не разум, а материальное производство. Марксизм показал решающую роль практики в процессе познания, а также изменил предмет философии.