Файл: Методические указания для изучения курса философии для студентов заочной формы обучения всех специальностей.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Современная зарубежная философия XIX-XX очень разнообразна. В ней представлены такие течения, как иррационализм, позитивизм, экзистенциализм, прагматизм др.

Рационалистическому вектору развития философии (Гегель–Фейербах–Маркс) противостоял иррационализм. Его сторонники противопоставили разумности мира идеи о том, что мир неразумен, человеком управляет не разум, а слепая воля, инстинкт, страх, отчаяние, бессознательное.

В основе мирового процесса, по Шопенгауэру (1788-1860), лежит действие слепой, бессознательной силы – воли к жизни. Эта сила бессмысленна, как и сама человеческая жизнь, потому что каждый из нас обречен на смерть, а многие на старость, болезнь и страдание. Воля в неживой природе проявляется как притяжение, магнетизм, в мире животных как стремление к сохранению жизни, в обществе в виде воли государств, народов, на человеческом уровне воля выступает в виде страстей: властолюбие, любовь, мстительность и т.д. Мир не стал лучше из-за развития науки и техники. Время враждебно к человеку, оно безжалостно и неумолимо в целом, жизнь людей – это безнадежное длительное угасание и горе.

Ф.Ницше (1844-1900) поместил в центр философии волю, но взятую в качестве «воли, к власти». Он восхвалял жизненный инстинкт, аристократическую культуру и отвергал науку, мораль, религию, рациональное познание, все, что мешает воле к власти. Ницше производит переоценку ценностей европейской культуры. Все, что стремится к жизни, не может жить без иллюзий. Справедливость жизни совсем не нужна, так как жизнь несправедлива по своему существу. Ницше создает культ сильных личностей, которые способны вести за собой безвольные массы людей. Сверхчеловек может создать новую мораль, новые мифы взамен старых. Идеи Ницше были использованы фашизмом, хотя идеи национализма и социализма он не разделял.

З.Фрейд (1856-1939) – австрийский врач-психиатр, основоположник психоанализа. Психоанализ – это психотерапевтический метод лечения неврозов, основанный на технике свободных ассоциаций и анализе ошибочных действий и сновидений как способе проникновения в бессознательное. Главным в психоанализе было открытие бессознательного, его специальное изучение и философское толкование. В сознании он выделял три структуры: «Оно» - бессознательное сексуальное начало, подчиненное принципу удовольствия, изначально иррациональное и аморальное; «Сверх-Я» - общественные нормы и социальные установки; «Я» - индивидуальное сознание человека. Лошадь (»Оно») несет всадника («Я») к удовольствиям и управляет ею он с помощью стремян («Сверх-Я»). По мере развития цивилизации, культуры человек отлучается от инстинктов, но иногда они вырываются наружу в виде неврозов, стрессов, социальных бунтов, «эдипова комплекса».

Большим влиянием в философии XIX-XX вв. пользовался позитивизм, который прошел несколько этапов: позитивизм, неопозитивизм, постпозивитизм.

Основателями позитивизма были О.Конт (1798-1857) м Г.Спенсер (1820-1903). О.Конт полагал, что человеческий ум проходит три стадии развития. На первой, теологической, стадии люди объясняют наблюдаемые процессы сверхьестественными причинами. На второй, философской, - абстрактными причинами. На третьей, позитивной, люди не претендуют на выявление объективных законов, а только описывают изучаемые процессы. Философия становится науке не нужна, ибо «наука сама по себе философия».

Второй этап – неопозитивизм (Р. Карнап, Л. Витгенштейн и др.), который возник в 20-х годах XX века. Его сторонники считали, что основные философские проблемы бессмысленны, потому что не допускают проверки с помощью чувственного опыта (верификации). Отказавшись от мировоззренческих проблем, философия должна заниматься логическим анализом языка науки. Все содержательные высказывания предлагалось свести к протокольным, базисным предложениям.

Сведение философии к анализу языка было обусловлено культом точности, строгости знания, стремлением сделать философию наукой. Некоторые неопозитивисты были выдающимися логиками и математиками. (Г. Фреге, Б. Рассел и др.)

Третий этап – постпозивизм (К.Поппер, Т.Кун, И.Лакатос и др.). К.Поппер заменяет принцип верификации принципом фальсификации (опровержения). Научный смысл имеют те предложения, которые могут быть опровергнуты. Поппер выступил с идеей существования трех миров: физических объектов, индивидуального сознания и объективного содержания мышления, включающего теории, проблемы, гипотезы, художественные произведения.

Т. Кун предложил концепцию развития науки как единства « нормальной» науки и научной революции. Центральным понятием концепции Куна является парадигма как концептуальная схема, совокупность ценностей и технических средств. Эволюционный период «нормальной» науки, когда господствует одна парадигма, заканчивается кризисом и научной революцией, знаменующей переход к новой парадигме.

Экзистенциализм или философия существования возник в 20-е годы XX в. В Германии (М.Хайдеггер, К.Ясперс), во Франции (Ж.-П.Сартр), Италии, Испании (Х.Ортега-и-Гассет), России (Н.Бердяев). Предшественниками экзистенциализма считаются С.Кьеркегор, Ф.Достоевский

. Экзистенция означает не бытие, а неподвластный контролю и разуму поток переживаний индвидуума. Это существование предшествует сущности. Сущность – то, чем становится человек, что он выбирает. Сущность постижима разумом, а экзистенция иррациональна. Мир абсурден, как действия Сизифа, а жизнь полна трагедии, она ведет к смерти. Основной вопрос философии, по Камю, это вопрос о самоубийстве.

Большое место в этой философии занимает понятие свободы. Свобода – это выбор сущности. Человек может выбрать свободу и может отказаться от свободы. Если он выбирает свободу, он возлагает на себя тяжелое бремя, опасность, ответственность. Поэтому многие люди отказываются от свободы, поступают «как все». Свобода прежде всего духовная свобода, абсолютная независимость действий человека от обстоятельств. По мнению Ж.П.Сартра, мы были более свободны, когда сидели в концлагерях, чем теперь, когда обуржуазились.

В жизни человека выделяется три периода. Сначала он живет, не задумываясь обо всем, - это неподлинное существование. Затем лет в 35 появляются болезни, потери близких, мысли о смерти – наступает пограничная ситуация. После нее человек может выбрать подлинное существование.

У Кьеркегора человек проходит также три стадии: эстетическую, этическую и религиозную. На первой у человека нет выбора, он живет по стандартам общества, стремится к наслаждениям. Но на этической стадии нарастает экзистенциальный страхи человек делает выбор между удовольствием и долгом, жизнью и смертью, как Сократ. На религиозной стадии человек не думает о себе, а только о Боге, он порывает связи с миром. Примером этого служит праотец Авраам, согласный принести в жертву своего сына.

Экзистенциализм распространен среди творческой интеллигенции, части европейского студенчества.

Прагматизм – официальная философия Америки - возник в 70 г. XIX в. в США (Ч.Пирс, У.Джемс, Дж.Дьюи). Название учения происходит от понятия «прагма» - действие, дело. Человек живет на основе веры, привычки. Думает только в одном случае из ста, когда привычка отказывает. Главное – добиться успеха, для чего нужно, во-первых, слушать тех, кто добился его, и, во-вторых, упорство в достижении поставленной цели.

Прагматики отрицают все общие понятия, считая реальным все то, во что мы верим. Мир, по их мнению, полон превратностей, хаоса, в нем нет необходимости, а царит случай. Прагматизм отрицает объективную истину и отождествляет истинность с эффективностью, полезностью. Истина – это то, что выгодно, что ведет к успеху. Идеи прагматизма оказались созвучными умонастроению среднего американца с его нелюбовью к абстрактным теориям, практицизмом и культом успеха.


Русская философия представляет собой оригинальное образование философской мысли. Особенностями русской философии является ее молодость (ее история составляет три столетия); обращенность к человеку, его положению и судьбе; социальная ориентированность, обращенность к актуальным проблемам жизни (поиски ответа на вопросы: что делать? кто виноват?); малое количество философских работ (философские идеи распространяются через публицистику, письма, художественную литературу); трагическое взаимодействие с государством (судьба А.Н.Радищева, П.Я.Чаадаева, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Бердяева, П.А.Флоренского и др.); особое отношение философии и религии (православие против философии); обращенность к Космосу (Н.Ф.Федоров, К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский); большое внимание к истории страны, судьбе народа, анализ «русской идеи».

Вклад в мировую философию ее невелик, это разработки идей анархизма (М.А.Бакунин), космизма, экзистенциализма.

Одним из первых оригинальных русских философов был П.Я.Чаадаев (1794-1856). За опубликование «Философического письма» в 1836 г. он был объявлен сумасшедшим. В центре его объективного анализа – история России. Он писал, что любовь к истине есть более сильная страсть, чем любовь к родине. Россия, – по его мнению, отсталая крепостническая страна, находящаяся на обочине истории, православие запятнало себя освящением рабства: «Прошлое России – пусто, настоящее – невыносимо, а будущего у нее нет». Если господь Бог создал Россию, то как пример того, что не должно быть. Русские склонны к рабству и охотно терпят тиранию. Следует сменить религию и делать выводы из истории страны. Народ надо воспитывать, и страна должна пойти по пути Запада.

Западники (В.Г.Белинский, А.И.Герцен) считали, что Россия отстала в своем развитии от Запада, надо отменять крепостное право и догонять Европу. Славянофилы (А.С.Хомяков, братья Киреевские) были сторонниками православия и монархии, крестьянскую общину считали хранителем русской культуры. Они выступили с обоснованием самобытного пути исторического развития России, отличного от западноевропейского. Спор славянофилов с западниками разрешился в пользу последних – Россия пошла по капиталистическому пути развития.

Основателем философии всеединства был В.С.Соловьев (1853-1900). Он поставил задачу соединить религию, науку и философию. Для Соловьева общей категорией являлась душа, которая объединяет интеллект и материю. Признавая атомное строение материи, он считал, что и атомы имеют душу. Синтез атома, души, идеи образует существо от атома до Бога. Церковь должна возглавить человечество. Все религии должны быть объединены христианством, а государства – монархией. Русский народ, по его мнению, не преследует своих исключительных целей, а призван дать решение всех благих целей, поставленных человечеством.


В конце жизни разочарование в России как Третьем Риме поставило под сомнение всю его теократическую идею.

Наиболее видным русским философом XX в. был Н.А.Бердяев (1874-1948). В 1922 г. Он был изгнан из России вместе с другими представителями интеллигенции, не признававшими Советскую власть. По своим взглядам Бердяев является религиозным экзистенциалистом, основные категории его философии – свобода, Бог, творчество, личность.

Бердяев – философ трагической свободы. Свобода обречена на трагедию, ибо вступает в противоречие с природными законами, с обществом, с коллективом, с Богом.

Изначальная свобода иррациональна, она укоренена в «ничто», существует до Бога. Если принять учение о сотворении свободы Богом, то придется сделать его ответственным за зло, а это противоречит идее, что Бог всеблаг и всемогущ.

Главный пафос учения Бердяева в этике: этика закона (этика Ветхого завета); этика искупления (этика любви, сострадания); этика творчества (во время творческого акта с человека снимается печать первородного греха, он становится со-равным Богу).

Сам человек есть дитя Бога и дитя свободы. Поэтому природа человека двойственна, у нее два начала – добро и зло. Человек – экзистенциальный субъект, он сам творит и себя, и окружающий мир.

Человеческая личность есть основная ценность, она имеет безусловный приоритет перед обществом, но трагедия ее в том, что общество тиранит личность. Человек обречен на страдания: «Я страдаю, следовательно существую».

Тайны природы можно познать только через человека. Человек познает мир через себя. Он и личность, и индивидуум. Личность – категория духовно-религиозная, индивид – биологическая. Стать личностью – задача каждого человека, надо развивать в себе творческое начало. Творчество преодолевает конечное и выходит за время в вечность, где встречается с Богом. По Бердяеву, не добро, а творчество противоположно греху.

Бердяев много писал о России, считал, что у нее оригинальный путь развития. У нее огромная территория, безбрежность, православная религия с элементами язычества, отсутствие законопослушности, сочетание в русской душе противоположных начал (любовь к людям и жестокость, бахвальство и самомнение и преклонение перед другими народами).
РАЗДЕЛ 2. Философия БЫТИЯ И ПОЗНАНИЯ