Файл: Методические указания для изучения курса философии для студентов заочной формы обучения всех специальностей.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
К группе общенаучных методов, применяемых на эмпирическом уровне научного познания, относят наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент.
Наблюдение – систематическое целенаправленное восприятие явлений действительности, в ходе которого мы получаем знание об их внешних сторонах, свойствах и отношениях. Научное наблюдение обладает свойствами преднамеренности, планомерности, активности и систематичности. Наблюдение сопровождается описанием – фиксацией его результатов с помощью понятий, знаков, схем, графиков. Научное описание должно быть возможно более полным, точным и объективным. Функции наблюдения – обеспечение эмпирической информации и проверка положений и гипотез науки.
Сравнение – метод установления сходства и различия явлений действительности. Измерение – метод определения численного значения некоторой величины посредством сравнения с эталоном. Измерения бывают прямые и косвенные. Значение измерения в том, что оно является одной из предпосылок применения в науке математических методов.
Эксперимент – это метод изучения объекта, когда исследователь активно воздействует на него путем создания искусственных условий, необходимых для выявления соответствующих свойств данного объекта. Выделяется несколько видов эксперимента: исследовательский, который проводится в целях обнаружения у объекта неизвестных ранее свойств; проверочный, который проводится в целях проверки тех или иных положений науки; измерительный, проводимый с целью получения точных значений тех или иных свойств объектов.
На теоретическом уровне познания используются следующие методы: метод восхождения от абстрактного к конкретному, идеализация, формализация, аксиоматический метод, мысленный эксперимент и др.
Метод восхождения от абстрактного к конкретному предполагает ряд познавательных этапов. На первом этапе мы получаем чувственно-конкретное знание; на втором – переходим к абстрактному знанию, когда выясняется сущность объекта; на третьем – от абстрактного знания переходим к всестороннему, мысленно-конкретному знанию.
Метод идеализации – это мысленное конструирование объектов, которые не существуют в действительности. Идеальные объекты играют в науке большую роль – они позволяют упростить сложные реальные объекты, абстрагироваться от некоторых их свойств, а также применить к ним математические методы. С помощью идеализации Г.Галилеем был открыт закон инерции.
Метод формализации – это изучение разнообразных объектов путем отображения их содержания и структуры в знаковой форме. Формализация основана на использовании специальной символики, которая обеспечивает краткость и четкость фиксации знания, однозначность используемых понятий.
Аксиоматическийметод широко используется в математике и математизированных науках. При аксиоматизации ряд положений теории вводится без доказательств, а все остальные вводятся из них по определенных логическим правилам. Выводы теории сопоставляются с действительностью на практике.
Мысленный эксперимент – метод оперирования с идеальными объектами. Он широко используется в теоретических разделах многих наук.
К методам, применяемых как на эмпирическом, так теоретическом уровнях исследования, относятся обобщение, абстрагирование, аналогия, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование, исторический и логический методы, математические методы.
Основными формами научного познания являются факты, проблемы, гипотезы, теории.
Научный факт – это особого рода достоверное эмпирическое высказывание. В научном факте есть постоянная, инвариантная часть, независимая от теории, а также переменная, теоретическая часть. Эта структура факта объясняет наличие разных фактов, полученных при изучении одних и тех же объектов. Роль фактов в науке двоякая: они служат основой формирования и развития теоретических представлений и критерием оценки их истинности.
Научная проблема – это знание о незнании, означающее потребность в новом знании. Она возникает тогда, когда наличное знание обнаруживает свою недостаточность и существует потребность в новом знании и нужны новые пути его получения. Правильная постановка и четкая формулировка проблемы есть одновременно и начало ее решения. Затем следует этап разработки и решения научной проблемы.
Научная гипотеза – это обоснованное предположение о закономерной связи явлений. Необходимость гипотез вызвана тем, что невозможно от незнания перейти к достоверному знанию, минуя проблематичное знание. Гипотезы обычно основаны на аналогии или индуктивном обобщении. Роль гипотезы в том. Что она указывает направленность на проверку идеи, способствует обнаружению новых фактов, решению научной проблемы.
Научная гипотеза должна соответствовать ряду формальных требований: 1) согласие с фактическим материалом, известными законами и теориями; 2) принципиальная проверяемость, хотя бы в будущем; 3) максимальная общность; 4) принципиальная простота, которая состоит в наличии немногих оснований; 5) возможно более строгий язык.
Научная теория – это форма достоверного знания, дающая целостное отображение закономерных связей определенной области действительности. Строгие теоретические системы строятся с помощью гипотетико-дедуктивного или аксиоматического метода. В теории все данные науки, факты и законы упорядочиваются, приводятся в стройную систему, объединенную общей идеей. К числу основных функций теории можно отнести следующие: описательная, объяснительная, предсказательная, синтезирующая.
Тема 8. Научные, религиозные и философские картины мира
Понятие «картина мира». Научные картины мира. Религиозные картины мира. Философские картины мира.
Понятие «картина мира» обозначает образно-понятийную картину Вселенной, в которой человек и человечество стремятся определить свое место. Картины мира, отводящие человеку определенное место во Вселенной и этим помогающие ему ориентироваться в бытии, являются результатом духовно-практической деятельности людей. Научные, религиозные и философские картины мира дают свое видение мира и места человека в нем.
Очень важным моментом картины мира является то, вокруг чего она строится, что является ее смысловым центром. Научная картина мира строится вокруг объектов, независимых от человека; ее ядро – общечеловеческая реальность. Религиозная картина мира в центр ставит соотношение небесного и земного, сферу человеческого и сферу божественного. Главная тема философской картины мира – соотношение человека и мира, взятое во всех аспектах: онтологическом, познавательном, ценностном, деятельностном.
Научная картина мира стремится изображать Вселенную такой, какая она есть на самом деле, независимо от нас. Вплоть до начала XX в. в науке господствовала возникшая в Новое время ньютоновско - картезианская система мышления, предполагающая строгое деление на субъект и объект познания. Механистическая картина мира полагает, что мир состоит из атомов – мельчайших неделимых частиц, обладающих постоянной формой и массой и связанных законом тяготения.
В начале XX в. был сделан целый ряд открытий, в корне изменивших видение мира современным естествознанием. Открытие электрона, создание теории относительности А.Эйнштейном, опыты Резерфорда с альфа-частицами, работа Н.Бора, исследования в химии, биологии, психологии и других науках показали, что мир гораздо разнообразнее, сложнее, чем это представлялось ранее.
Согласно теории относительности мир не линеен, пространство и время создают единый динамичный континиум, возле гигантских космических тел пространство способно искривляться, а время замедляться. Элементарные частицы являют собой сгустки поля.
Религиозные картины мира исходят из удвоения мира на земной, несовершенный и мир небесный, совершенный – мир Бога. Центральный пункт любой религиозной картины мира – образ Бога или богов. Бог представляет собой высшую власть над земным миром, однако в разных религиях эта власть может быть как безграничной, так и ограниченной. К божественному миру относятся сферы рая и ада.
Место человека в мире в различных религиях определяется по-разному. Буддизм видит судьбу человека как чрезвычайно печальную. Высшей целью, к которой должен стремиться человек, является нирвана – вечный блаженный покой, когда он отказывается от желаний, порождающих страдание. Христианство рассматривает бытие человека трагическим и разорванным. Человек грешен и несет на себе печать первородного греха. Всех людей ждет впереди Страшный суд, который определит посмертную судьбу каждого. Одни обретут вечное блаженство, другие – вечные муки.
Философские картины мира очень разнообразны, однако все они строятся вокруг отношения «мир-человек». На этом строятся две ведущие линии в философском знании: объективистская и субъективистская. Объективистские концепции независимо от того, являются они материалистическими или идеалистическими, отдают приоритет миру как объективной реальности, которая не зависит от сознания человека. Истина для всех едина; человек относится к миру духовно-практически, он познает и преобразует мир. Субъективистские концепции рассматривают мир с индивидуальной точки зрения. Вся действительность преломляется через индивида, зависит от него. Общих истин и общих правил нет. Каждый проходит через жизнь на свой страх и риск, делая все что пожелает, и отвечает только перед самим собой.
Таким образом наука, религия и философия создают разные картины мира, отражая сложный многообразный реальный мир.
Раздел 3. ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ
Тема 9. Общество: основы философского анализа
Общество как система жизнедеятельности людей. Подходы к обществу. Материалистическое понимание общества. Диалектика объективного и субъективного в развитии общества.
Общество – это социальная форма движения материи. Своеобразие этой формы бытия состоит в том, что историю общества делают люди. Общество – это совокупность людей, связанных системой общественных отношений, складывающихся на основе многообразия видов деятельности.
Выделяются три подхода к объяснению связей и закономерностей общественной жизни: натурализм, идеализм и материализм.
Наиболее ярким представителем идеалистического подхода был Гегель, который в качестве цементирующего начала общества рассматривал культуру как совокупность ценностей духовного порядка. Концентрированным выражением объективных ценностей духовной культуры являлся «мировой разум», который действует неуклонно и неумолимо. Сущность связей, объединяющих людей в единое целое усматривается в комплексе тех или иных идей, верований, мифов.
Суть натуралистического подхода состоит в том, что общество рассматривается как естественное продолжение закономерностей природы, а в конечном итоге – космоса. Здесь тип общественного устройства и ход истории определяются особенностями географической, природно-климатической среды, рельефом местности, наличием или отсутствием водных путей, полезных ископаемых, плодородной почвы, а также спецификой человека как природного существа, его генетическими, расовыми особенностями.
Сущность материалистического понимания общества состоит в двух принципах: 1) общественное бытие первично по отношению к общественному сознанию; 2) развитие общества есть объективный естественноисторический процесс, который осуществляется в деятельности людей на основе присущих ему закономерностей.
К.Маркс пришел к выводу, что в основе общественной жизни людей лежит бытие – экономическая деятельность людей по производству материальных благ. Производной от экономической жизни является духовная жизнь, бытие человека определяет его сознание.
Первичность общественного бытия в отношении общественного сознания состоит в том, что общественное бытие возникает раньше, чем отразится в общественном сознании, оно не зависит от общественного сознания и оно определяет сознание.
Объективные условия в обществе – это прежде всего экономический фундамент, а также его социальная, политическая и духовная сфера.