Файл: Контрольная работа по дисциплине История Выполнил студент 1 курса 12 группы фио (полностью) Краснов Игорь Николаевич.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 27

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

12 назначает его заместителей и федеральных министров. Президент также назначает и увольняет с должности высшее командование Вооружённых сил, руководителей других силовых структур, дипломатических представителей
Российской Федерации за рубежом, полномочных представителей президен- та в федеральных округах, формирует и возглавляет Совет безопасности Рос- сийской Федерации, формирует администрацию президента. Президент представляет для назначения парламентом кандидатуры председателя Цен- трального банка Российской Федерации, судей Конституционного, Верхов- ного и Высшего Арбитражного судов Российской Федерации, генерального прокурора страны.
Президент имеет право роспуска нижней палаты парламента в случаях, предусмотренных Конституцией, назначения даты всенародного референду- ма, выборов в нижнюю палату парламента - как очередных, так и досрочных.
Президент выступает арбитром в спорах между органами государ- ственной власти России и субъектов Федерации, между органами власти субъектов Федерации. В случае отсутствия законодательной базы, регулиру- ющей те или иные стороны общественной жизни, президент имеет право из- давать указы, имеющие силу закона до принятия парламентом соответству- ющих нормативных актов. Президент имеет право наложить вето на законы, принимаемые Федеральным Собранием, после чего они поступают на по- вторное рассмотрение парламента.
Президент Российской Федерации может быть отрешён от должности в по- рядке, предусмотренном Конституцией страны.
Высшим органом представительной и законодательной власти Российской
Федерации является парламент - Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: нижней - Государственной Думы и верхней - Совета Федерации.
Государственная Дума, избираемая всеобщим голосованием на 4 года, состо- ит из 450 депутатов. Её основная функция - принятие законов Российской
Федерации. К ведению Государственной Думы относятся: дача согласия пре- зиденту Российской Федерации на назначение председателя правительства

13
Российской Федерации, решение вопроса о доверии правительству Россий- ской Федерации, назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка Российской Федерации, председателя
Счётной палаты Российской Федерации и половины ее аудиторов, назначе- ние на должность и освобождение от должности Уполномоченного по пра- вам человека, объявление амнистии, выдвижение обвинения против прези- дента Российской Федерации для отрешения его от должности.
Государственная Дума может быть распущена президентом Российской
Федерации в случаях, предусмотренных Конституцией страны, которые свя- заны с отказом утвердить предложенную президентом кандидатуру на пост председателя правительства Российской Федерации, а также с отклонением предложенного правительством вотума доверия и выражением вотума недо- верия правительству.
В соответствии с законодательством депутаты Государственной Думы могут создавать депутатские объединения - фракции и депутатские группы.
Совет Федерации представляет интересы регионов Российской Федерации.
Он формируется по принципу 2 члена верхней палаты от каждого субъекта
Федерации. Совет Федерации в обязательном порядке рассматривает приня- тые Государственной Думой законы по вопросам федерального бюджета, фе- деральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможен- ного регулирования, денежной эмиссии, ратификации и денонсации между- народных договоров Российской Федерации с другими государствами, стату- са и защиты Государственной границы Российской Федерации, войны и ми- ра. К исключительной компетенции Совета Федерации относятся: утвержде- ние границ между субъектами Российской Федерации, утверждение указов президента Российской Федерации о введении военного и чрезвычайного по- ложения на территории страны, решение вопроса о возможности использова- ния Вооружённых сил страны за пределами территории Российской Федера- ции, назначение выборов президента Российской Федерации, отрешение пре- зидента Российской Федерации от должности, назначения на должность ге-


14 нерального прокурора Российской Федерации, судей Конституционного,
Верховного и Высшего Арбитражного судов Российской Федерации, заме- стителя председателя и половины аудиторов Счётной палаты.
Действующий регламент Совета Федерации не предусматривает созда- ние фракций по партийному принципу. Влияние политических предпочтений членов Совета Федерации (распространено также название «сенаторы») на политическую позицию верхней палаты парламента заметно ниже, чем в
Государственной Думе. В гораздо большей степени на позицию Совета Фе- дерации влияют различия в интересах регионов, которые представляют сена- торы (например, регионы-доноры и регионы - реципиенты федерального бюджета и др.).
Парламент играет в политической жизни России ограниченную роль.
Это объясняется тем, что парламент по Конституции практически лишён контрольных функций.
Избирательная система Российской Федерации. Граждане России име- ют право участвовать в выборах органов власти с 18 лет. Минимальный воз- раст для того, чтобы быть избранным в органы власти, устанавливается соот- ветствующими законодательными актами. Так, президент России не может быть моложе 35 лет, депутат Государственной Думы - моложе 21 года. Кроме того, закон устанавливает предельный возраст в 65 лет, в котором гражданин может участвовать в выборах в качестве кандидата на пост президента Рос- сийской Федерации.
Государственная Дума избирается по смешанной, пропорционально- мажоритарной системе. Половина депутатов (225 чел.) избирается по про- порциональной системе - по партийным спискам. До выборов 1999 включи- тельно в голосовании по партийным спискам участвовали политические пар- тии и избирательные блоки, в состав которых входили политические партии и общественные объединения. Начиная с парламентских выборов 2003 изби- рательные блоки допускаются только в том случае, если в их состав в обяза- тельном порядке входит хотя бы одна политическая партия. В дальнейшем

15 намечается наделить исключительным правом участия в выборах только по- литические партии. При выборах по партийным спискам депутатские места в
Государственной Думе получают партии и блоки, набравшие не менее 5% голосов избирателей. С думских выборов 2007 процентный барьер будет по- вышен до 7%. Выборы считаются действительными, если в них приняло уча- стие св. 50% зарегистрированных избирателей.
Другая половина депутатов избирается по одномандатным округам, границы которых определяет Центральная избирательная комиссия Россий- ской Федерации. Право выдвигать кандидатов в депутаты Государственной
Думы имеют группы граждан, политические партии. Закон допускает и само- выдвижение кандидатов. Выборы депутатов по одномандатным округам про- водятся в один тур. Победителем считается кандидат, набравший простое большинство голосов. При этом количество голосов, поданных за победите- ля, не должно быть меньше числа принявших участие в выборах избирате- лей, проголосовавших против всех кандидатов.
Принцип формирования Совета Федерации начиная с 1993 года изме- нялся трижды. В 1993-95 гг. верхняя палата парламента состояла из сенато- ров, выбранных прямым голосованием населением субъектов Федерации. С
1995 палата формировалась по принципу представительства в ней глав субъ- ектов Федерации и председателей региональных парламентов (Законодатель- ных собраний) субъектов Федерации. В 2000 году принцип формирования верхней палаты был снова изменён. Сенаторы стали делегироваться главой исполнительной власти субъекта Федерации и региональным парламентом.
При этом замена прежнего состава членов Совета Федерации проводилась постепенно по мере проведения перевыборов в субъектах Федерации. Пере- ход к новой системе формирования Совета Федерации был полностью за- вершён к январю 2002. По действующему законодательству срок полномо- чий сенаторов соответствует срокам полномочий делегировавшего их органа власти субъекта Федерации, который имеет право отзыва члена Совета Фе-


16 дерации, если его действия не соответствуют в должной мере интересам ре- гиона.
Президент Российской Федерации избирается всеобщим голосованием.
Право выдвижения кандидатов в президенты имеют группы граждан и поли- тические партии. При этом, чтобы кандидат был официально допущен до участия в выборах, нужно собрать не менее 1 млн. подписей граждан в его поддержку. Для того чтобы выборы были признаны состоявшимися, необхо- димо участие в них более 50% списочного состава избирателей. Победителем считается кандидат, набравший более половины голосов избирателей, при- нявших участие в голосовании. Если в 1-м туре никто из кандидатов не смог добиться этого результата, то назначается 2-й тур, в котором участвуют два кандидата, набравшие по итогам 1-го тура наибольшее количество голосов.
Президентом становится кандидат, получивший более 50% голосов избира- телей, принявших участие во 2-м туре. При этом их число должно составлять половину списочного состава избирателей плюс 1 голос.
Исполнительную власть Российской Федерации согласно действующей
Конституции осуществляет правительство Российской Федерации. Однако в
Конституции не говорится, что правительство является высшим органом ис- полнительной власти в стране. Это обусловлено тем, что важнейшие функ- ции федеральной исполнительной власти осуществляет президент Россий- ской Федерации.
Правительство России обеспечивает оперативное управление народ- ным хозяйством посредством проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики. Правительство разрабатывает и представляет Государ- ственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение.
Правительство Российской Федерации назначается президентом Рос- сии и слагает полномочия перед вновь избранным главой государства. Пра- вительство Российской Федерации также может быть отправлено в отставку в случае, если президент Российской Федерации согласен или с вотумом не-

17 доверия, вынесенным правительству Государственной Думой, или с тем, что
Дума отказывает правительству в доверии.
Главой правительства является его председатель (в литературе часто фигурирует термин «премьер-министр»), который назначается на должность президентом и утверждается Государственной Думой. Председатель прави- тельства вносит на утверждение президента РФ предложения о структуре ис- полнительной власти и составе правительства.
Правительство, занимаясь оперативным управлением народным хозяй- ством, выполняет функции центра согласования важнейших экономических интересов. Эффективное выполнение этих функций под руководством силь- ного премьера обеспечивает значительный вес правительства как органа вла- сти в политической жизни страны.
2.2. Тенденции развития и основные направления дальнейшей эволюции по- литической системы страны
Существующая в России политическая система при относительно бла- гоприятной экономической ситуации и международной конъюнктуре, спо- собна определенное время обеспечивать поддержание стабильности власти, но не решает ни одну из стратегических проблем страны.
Наиболее актуальную угрозу мы видим в сознательном и последова- тельном ограничении возможностей для общественной дискуссии, снижении культурного и политического уровня, быстрой провинциализации страны в сочетании с криминализацией населения и государственных структур.
«Управляемая» дискуссия в рамках, заранее определенных чиновниками, с неприкосновенными лицами и табуированным темами, - это разговор, дале- кий от реальный жизни и потому неэффективный. Он неспособен выполнять основную функцию общественной дискуссии - генерировать идеи, предла- гать решения.
Абсолютное недоверие к государству и его институтам, к властям и правоохранительным органам критически значимой части населения страны - наиболее существенная черта современной политической системы России.


18
Исчезает ключевое условие движения страны вперед, реальных реформ, успешной модернизации - доверие населения к институтам государства и ав- торитет закона.
Сегодняшние высокие рейтинги популярности первых лиц государства в сочетании с крайне низкими показателями доверия ко всем без исключения государственным и общественным институтам свидетельствуют о чрезвы- чайной непрочности созданной политической системы и хрупкости так назы- ваемой «политической стабильности».
В действительности, внутри общества идет глубокий процесс делеги- тимации власти в результате продолжающегося подрыва доверия к институту выборов. Естественная перспектива этой системы в случае сохранения бла- гоприятной конъюнктуры - стагнация, продолжение и углубление стратеги- ческого отставания в развитии не только от ведущих держав мира, но и от интенсивно развивающихся стран.
Нерешенными останутся демографическая проблема, проблема освое- ния и развития восточных территорий страны, создания современной инфра- структуры, не говоря уже о модернизации в широком, стратегическом пони- мании.
Неизбежно научно-техническое отставание и «бегство мозгов». В со- временном постиндустриальном глобальном мире «мозги» невозможно спря- тать за «железным занавесом» и принудить создавать инновации. Талантли- вые люди будут уезжать туда, где есть свобода. Потому, что «свобода лучше, чем не свобода». И это ключевое условие реализации творческого потенциа- ла личности в современном мире.
Уже в среднесрочной перспективе может быть пройдена «точка невозврата» в деле совершенствования политической системы, когда процессы разложе- ния станут необратимыми, и речь будет идти только об их замедлении тем или иным способом.
Кроме того, перспективой является уменьшение существовавших все последнее время возможностей влияния России на мировую политику. След-

19 ствия этого - сужение реального участия в решении глобальных проблем за счет усиления неформальной изоляции в ответ на фактическое отсутствие и сознательное нежелание культивировать в стране политическую систему, ос- нованную на общепринятой европейской системе принципов и ценностей, и систематическое выдвижение заведомо неприемлемых для абсолютного большинства мировых держав условий и требований в сочетании с экономи- ческим и политическим ослаблением.
В случае существенного сокращения государственных доходов резко возрастает опасность развития дезинтеграционных процессов - инфраструк- турных, социально-политических, региональных, экономических. Созданная в России политическая система рассчитана на ситуацию обильного притока ресурсов. Она полагается на силовые авторитарные, в том числе и нефор- мальные, рычаги управления ситуацией. Однако в условиях резкого сокра- щения ресурсов, сопровождающегося тотальной криминализацией, россий- ская политическая система будет стремительно терять свое влияние. В роли арбитра и регулятора она просто не будет нужна. Реальный контроль над си- туацией будет переходить к теневым, криминальным структурам, которые будут сосуществовать с чиновниками по принципу «вседозволенность в об- мен на «отсутствие» проблем».
Ослабление власти будет сопровождаться актуализацией дезинтегра- ционных процессов всех типов. В территориальном плане они, прежде всего, коснутся Северного Кавказа и Дальнего Востока. На Северном Кавказе фак- торы дезинтеграции - коррупция, подполье идейное и подполье коррупцион- ное, выстраивающие между собой различные конфигурации взаимоотноше- ний. На Дальнем Востоке ведущие дезинтеграционные факторы - отсутствие инфраструктуры и депопуляция.
Особую опасность при любом варианте развития событий представляет деградация общественного сознания в результате подмены общественной дискуссии по ключевым проблемам жизни страны имитацией и осуществле-


20 ния медиа-политики, ориентированной на отвлечение населения от серьез- ных тем, «балаганизацию» информационного пространства.
Основные направления дальнейшей эволюции политической системы стра- ны:
-проблемы повышения уровня политической культуры;
-направления оптимизации избирательной системы на федеральном и регио- нальном уровнях;
-проблемы совершенствования информационного обеспечения политической деятельности в регионах.
Очевидно, что совершенствование российской политической системы отнюдь не сводится к вопросу об улучшении организации проведения выбо- ров. Для преодоления политической стагнации не достаточно внесения изме- нений в избирательное законодательство и борьбы с фальсификациями. Дело далеко не только в технической процедуре выборов. Как известно, в условиях гигантской коррупции, отсутствия свободы слова, реальной общественной дискуссии и прозрачного финансирования политической деятельности даже идеально организованные выборы превращаются в соревнование опасных социальных популистов, становятся инструментом для прихода к власти, например, нацистских или фашистских сил.
Без серьезнейшего внимания к повышению политической культуры и свобода слова, и выборы в нашей стране станут праздником демагогов и по- пулистов, которые ее окончательно и похоронят.
Главные, первоочередные задачи общества и государства в сфере создания современной политической системы и политической реформы - не коррекция частностей, а привнесение в российскую политику жизни и смысла.
Только в таком случае она будет интересна людям и достойна их доверия.
Чтобы этого добиться, прежде всего, нужно поднимать уровень обществен- ного сознания и открывать возможности для участия людей во власти и в по- литике.

21
Для предотвращения развала российской политической системы (как это было с советской), необходимы следующие первоочередные постепен- ные, но решительные шаги:
В контролируемых государством СМИ проводится политика отмены политической и идеологической цензуры и запрета на критику высших чи- новников, включая президента и председателя правительства. Попытки ад- министративного воздействия на СМИ и журналистов со стороны властей расцениваются как нарушение статьи 29 Конституции РФ и преследуются по закону. В течение ближайших двух лет создается Общественное телевидение, открытое для всех точек зрения и свободное от политической цензуры и гос- ударственной пропаганды.
Руководство страны четко и недвусмысленно определяет стратегиче- скую перспективу России как современного европейского государства, осно- ванного на разделении властей, приоритете человеческой жизни и прав чело- века; принимаются государственные решения, принципиально и однозначно оценивающие сталинизм, политический произвол и лицемерную идеологию советского периода.
Полностью восстанавливаются в правах некоммерческие гражданские объединения (НКО). Отменяются все необоснованные и противоречащие международной практике запреты на получение ими финансовой помощи.
Осуществляется комплекс мер по обеспечению независимости суда, исправлению судебных ошибок и пересмотру неправосудных приговоров.
Вводится система административных судов с отдельным производством по злоупотреблениям чиновников.
Под общественный контроль ставятся все правоохранительные струк- туры государственной исполнительной власти, в первую очередь МВД. Чи- новники переводятся на контрактный метод работы и с ними заключается государственный контракт. Все блага, получаемые ими по контракту (зарпла- та, жилье и т.п.), подлежат изъятию в случае его расторжения за коррупцию, произвол и безделье. Все это полностью и в первую очередь относится к су-