Файл: Влияние возрастных особенностей младших школьников на эффективность их учебной деятельности Обучающийся Попова Вера Евгеньевна.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 186

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

13 Предмет исследования – учёт этих особенностей в педагогическом процессе. Входе эмпирического исследования применялись следующие методы исследования
1. Теоретические анализ педагогической и психологической литературы по изучаемой проблеме
2. Эмпирические беседа, наблюдение, тестирование. В качестве психодиагностических использовались методики анкета Оценка уровня школьной мотивации учащихся (автор Н.Г. Лусканова), Уровень познавательной потребности (автор В.С. Юркевич); проективная методика Что мне нравится в школе (автор ОН. Истратова).
3. Методы качественной и количественной обработки экспериментальных данных. Методологической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых культурно-историческая концепция психического развития
Л.В.Выготского ( Об интересе как естественном двигателе детского поведения, деятельностный подход в педагогической психологии и психологии развития Д.Б.Эльконина (О учебной деятельность как деятельности, имеющей своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий, научные положения, согласно которым учебная деятельность младших школьников рассматривается в непрерывном развитии (Ананьев Б.Г., Кулагина И.Ю.,
Леонтьев АН, Хухлаева О.В., Эриксон Э, А.К.Маркова (О проблеме формирования мотивов учения в школьном возрасте, И.Божович (О система учебной мотивации, МВ. Матюхина (Исследования младших школьников в процессе их психического развития, Я.А.Коменский (О принципах краткого, приятного, основательного обучения, В.Г.Асеев (О важной особенности мотивации, С.М.Бондаренко, Д.Карнеги, Г.И. Щукина ( О

14 особенностях познавательного интереса, Н.Г. Морозова, ПИ. Размыслова О Условиях возникновения познавательных интересов, МН. Волокитина,
В.А. Горбачева, ЛИ. Божович, Л.С. Славина, М.Ф. Морозова, ПИ.
Размыслова (О возникновении новой высшей потребности – учиться) Л.С.
Славина (Опознавательной активности).
Теоретическими основами исследования являются труды отечественных педагогов и психологов в области исследования учебной деятельности (Т.В. Габая, А.К. Марковой, О.И. Павлюка, А.В. Петровского, Б.Ф. Райского, ГА. Цукермана и др исследования общих закономерностей возрастного развития детей младшего подросткового возраста (ЛИ. Божович, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, И.Ю.
Кулагиной, АН. Леонтьева, В.С. Мухиной, ДБ. Эльконина и др факторов, влияющих на формирование и функционирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте (ЮЗ. Гильбуха, В.К.
Дьяченко, И.А. Редковеца, Г.И. Щукиной и др. Эмпирическая база исследования исследование проводилось на базе МКОУ СОШ с.Сасыколи им.Г.Г.Коноплева. В исследовании приняли участие 24 учащихся 2 Аи Б классов. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что была изучена проблема межличностного взаимодействия в психолого- педагогической литературе, рассмотрены психологические особенности детей младшего школьного возраста и выявлены факторы, влияющие на формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Практическая значимость исследования состоит в том, что были подобраны методики для экспериментального изучения особенностей учебной деятельности в младшем школьном возрасте и даны основные рекомендации по развитию учебной деятельности. Ожидаемые основные результаты исследования заключаются в


15 понимание и принятие педагогическим сообществом возрастного подхода как принципа обучения и воспитания младших школьников
- ориентация педагогического процесса наличность ребенка и на системное
• изучение среды его развития
- направленность деятельности педагогов на построение процессов обучения и воспитания младших школьников в режиме возрастного подхода
- всеобщая социально-педагогическая ориентация на вариативность в обучении и воспитании младших школьников в соответствии с индивидуальным развитием личности ребенка. Результаты психолого-педагогического исследования могут быть использованы педагогами, родителями и специалистами образовательных учреждений, работающих с детьми младшего школьного возраста. Структура и объём работы Поставленные цель и задачи обусловили структуру и логику работы, которая состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Глава 1. Теоретические основы влияния возрастных особенностей младших школьников на эффективность их учебной деятельности Возрастные особенности детей младшего школьного возраста. По словам Зигмунда Фрейда, период младшего школьного возраста включает в себя ряд особенностей, связанных, прежде всего с психосексуальным развитием. Психоаналитик выделил особый латентный период, который характеризуется подготовкой к взрослению. Этот период отличается от остальных тех, что он совершенно несвязан с сексуальной активностью. Вся деятельность ребёнка опирается лишь на его основные потребности или интересы. Известный немецкий психолог, работавший в области психологии развития, Эрик Эриксон рассматривал эту теорию совершенно с другой стороны. Он утверждал, что весь процесс развития личности основывается на

16 функциях внутриличностного конфликта. Рассматриваемую нами стадию психического развития он назвал кризисом неполноценного трудолюбия. На этой стадии школьник начинается осваивать нормы культуры, которые приняты в обществе. Социализация занимает господствующее положение. Ребенок начинает придерживаться дисциплины, берет на себя ответственность за свои дела и поступки. Осваивает коммуникативные навыки, необходимые ему для взаимодействия со сверстниками и взрослыми. По наблюдениям Эриксона именно в этот периоду детей развивается такое сложное понятие, как оценка своих возможностей.
Шестилетки и семилетки начинают анализировать свои достижения, сопоставляя их с достижениями сверстников. На этом этапе возникает риск занижения самооценки. Переживания, связанные с сомнениями в собственных возможностях, могут быть настолько глубокими, что в дальнейшем развивается чувство неполноценности, которое может влиять навесь процесс учебной мотивации и усвоения знаний. Педагог, работающий в классе с учениками в этот промежуток времени, должен учитывать всевозможные трудности, связанные сданной проблемой, и успешно предотвращать их. Прежде всего, это зависит от создания необходимой для ребенка обстановки, атак же психологической поддержки.
1.2. Особенности учебной деятельности у детей младшего школьного возраста В современной системе образования осознанная образовательная деятельность становится прочной основой для формирования самопознания и саморазвития личности. Вопрос теории учебной деятельности занимает одно из центральных мест в возрастной психологии. Изучение научной литературы по теме исследования позволяет установить, что проблеме образовательной деятельности посвящены многочисленные экспериментальные и теоретические


17 исследования, в которых рассматриваются ее конструкция, механизмы и закономерности функционирования Младший школьный возраст - от 7 до 11 лет - называют вершиной детства. Начинается он кризисом 7 лет. Может начаться влета может сместиться кили годам. Открытие значения новой социальной позиции - позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы. Формирование соответствующей внутренней позиции коренным образом меняет его самосознание. Как считает ЛИ. Божович
2
- это период рождения социального Я ребенка. Модифицирование самосознания приводит к переоценке ценностей. Проистекают глубочайшие конфигурации в намерении переживаний
- устойчивые аффективные ансамбли. Имеет место быть то, будто Л.С.
Выготский именует обобщением переживаний
В исследованиях ЛИ. Божович, Д.В. Эльконина, Н.Г. Салминой, НИ.
Гуткиной описаны основные показатели готовности ребенка к школе сформированность его внутренней позиции, семиотической функции, произвольности, умение ориентироваться на систему правили др. Готовность к школьному обучению означает сформированность отношения к школе, учению, познанию как к радости открытия, вхождения в новый мир, мир взрослых. Это готовность к новым обязанностям, ответственности перед школой, учителем, классом. Ожидание нового, интерес к нему лежит в основе учебной мотивации младшего школьника. Именно на интересе как эмоциональном переживании познавательной потребности базируется внутренняя мотивация учебной деятельности, когда познавательная потребность младшего школьника встречается с отвечающим этой потребности содержанием обучения.
2
Божович ЛИ. условиям Проблема детей развития мотивационной записывается сферы всего ребенка // Изучение полученные мотивации хотел поведения детей и школьное подростков / Под числе ред.Л.И. Божович,
Л.В. методы Благонадежина. - М сложные Педагогика, 2017. - 353 с.

18 Новообразование - произвольность и осознанность психических процессов и их интеллектуализация. ГМ. Бреслав выделяет следующие условия формирования личности младшего школьника
- учитель - эталон, образец для подражания
- субъективные условия - личностные особенности младшего школьника повышенная внушаемость, высокая подражательность, повышенная эмоциональность и реактивность
- сверстники (значимость этого условия возрастает в конце младшего школьного возраста, когда сверстники становятся эталоном в поведении
- семья (воздействует, прежде всего, на формирование характера младшего школьника) . ЮЗ. Гильбух в своей работе утверждает, чтобы учебная деятельность стала формироваться, должен быть соответствующий мотив, те. то, что побуждает ребенка к учению. В зависимости от мотива деятельность приобретает для ребенка различный смысл. Например, цель решения задачи для школьника может побуждаться разнообразными мотивами — научиться решать такие задачи, получить хорошую оценку, отправиться после уроков, гулять, избавиться от страха, что завтра спросят, и т.д. Объективно цель остается той же самой, но смысли качество деятельности меняются в зависимости от мотива. Мотив влияет не только на учебную деятельность, но и на отношение ребенка к учителю, школе, окрашивая их в позитивные или негативные тона. Например, если ребенок учится, чтобы избежать наказания со стороны авторитарных, требовательных родителей, учебная деятельность протекает напряженно, со срывами, окрашена негативными эмоциями, тревожностью. И


19 наоборот, учение ради познания делает его легким, радостным, увлекательным
– учением с увлечением».
3
В младшем школьном возрасте активно развивается мотивационная сфера, появляются потребности, связанные с учебной деятельностью потребность точно выполнить требования учителя, потребность в высокой отметке, в одобрении успехов со стороны взрослых, потребность быть лучшим учеником, потребность в общении со сверстниками. Ведущими в этом возрасте являются познавательные потребности. В этот период происходит насыщение мотивов поведения и деятельности новым социальным содержанием, происходит перестройка мотивационно- потребностной сферы, что качественно меняет содержание притязания на признание. Особую значимость приобретает стремление к самоутверждению и притязание на признание со стороны учителей, родителей и сверстников, в первую очередь в связи с учебной деятельностью, ее успешностью. Таким образом, учебная деятельность становится во главу угла в притязаниях младшего школьника, обусловливая характер отношений ребенка со взрослыми и сверстниками (В.С. Мухина). Центральное психологическое новообразование младшего школьного возраста - ориентация на группу сверстников (ИВ. Дубровина). В этом возрасте переплетены отношения возрастной приязни к сверстнику и отношения соперничества с одной стороны, ребенок хочет быть как все, с другой - быть лучше, чем все.
1.
3
Сапогова Е.Е.
Психология развития человека : Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям "Психология" / ЕЕ. Сапогова. - М. : Аспект пресс, 2001.
2.

20 Стремление быть лучше, чем все проявляется в готовности быстрее и лучше выполнить задание, правильно решить задачу, написать текст и т.п. Ребенок, таким образом, стремится утвердить себя среди сверстников. Огромное значение для развития личности младшего школьника приобретают мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со сверстниками. О возрастающей роли сверстников к концу младшего школьного возраста свидетельствует и тот факт, что влет школьники значительно острее переживают замечания, полученные в присутствии одноклассников. Неудовлетворительное положение в группе сверстников переживается детьми очень остро и нередко является причиной неадекватных аффективных реакций. В целом, мотивация развивается в направлении осознанности, приобретает произвольный характер. Учебная деятельность требует от детей ответственности и способствует ее формированию как черты личности. Ответственность как способность понимать соответствие результатов своих действий необходимым целям, нормативам, по словам В.С. Мухиной, должна занимать самое высшее положение в иерархии всех мотивов школьника. В возрасте 6-7 - 10-11 лет интенсивно развивается самосознание ребенок начинает понимать, что он представляет собой индивидуальность, которая подвергается социальным воздействиям он обязан учиться ив процессе учения изменять себя, присваивая коллективные знаки (речь, цифры и пр, коллективные понятия, знания, идеи, которые существуют в обществе, систему социальных ожиданий в отношении поведения и ценностных ориентаций в тоже время ребенок переживает свою уникальность, свою самость, стремится утвердить себя среди взрослых и сверстников. В младшем школьном возрасте происходит переход от конкретно- ситуативной к обобщенной самооценке.


21 В этом возрасте развивается самопознание и личностная рефлексия как способность самостоятельно установить границы своих возможностей (могу или не могу решить эту задачу, чего мне не хватает для ее решения) (ИВ.
Шаповаленко). Рефлексия проявляется в возможности выделять особенности собственных действий и делать их предметом анализа. Очень важно, чтобы ребенок знал, что он может и умеет делать, в том числе, лучше всех. Способность делать что-то лучше всех, по мнению ИВ. Дубровиной, принципиально важна для младших школьников для развития у них чувства собственной умелости, компетентности, полноценности. Таким образом, рассматривали развитие ребенка в младшем школьном возрасте как российские (В.С. Мухина, ГС. Абрамова, В.В. Давыдов и др, таки белорусские исследователи (НИ. Гуткина, А.В. Захарова, С.С. Кашлев и др. Младший школьник открывает значение новой социальной позиции - позиции школьника. Начавшаяся дифференциация внешней и внутренней жизни ребенка связана с изменением структуры его поведения (появляется смысловая ориентировочная основа поступка. К условиям формирования личности младшего школьника относятся учитель, сверстники, семья, личностные особенности младшего школьника. В учебной деятельности у школьника складываются представления о себе, самооценка, формируются навыки самоконтроля и саморегуляции. Рассмотрим также особенности развития эмоционально-волевой сферы ребенка младшего школьного возраста. Значительные перемены, вызванные ходом общего развития младшего школьника, изменения его образа жизни, некоторых целей, возникающих передним, приводят к тому, что становится иной его эмоциональная жизнь. Появляются новые переживания, возникают новые, привлекающие к себе задачи и цели, рождается новое, эмоциональное отношение кряду явлений и
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11