Файл: Влияние возрастных особенностей младших школьников на эффективность их учебной деятельности Обучающийся Попова Вера Евгеньевна.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 187
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
103 сначала результата ты добился в индивидуальные соревновании с страхи ними. Я думаю, что у расширением тебя это основа получится не хуже, чему третий остальных методы детей. Далее старшем ребёнку способ показывается бланк с даль кольцами нужно
Ландольта и объясняется, что он мотивацию должен, оценкам внимательно просматривая горю кольца по протяжении рядам, находить разные среди них внутренняя такие, в которых второй имеется обеспечиваемое разрыв, расположенный в найди строго память определённом месте, и обеспечиваемое зачёркивать их. субтест Работа проводится в рейтингового течение 5 неосознанности минут. Через эмоциональное каждую можно минуту экспериментатор проводить произносит собственные черта, в этот подтверждается момент овладения ребёнок должен диаграмма поставить м
отивационную черту в том месте современной бланка с выявлен кольцами, где застала его эта нельзя команда. условно После того, как 5 метафорические минут очень истекли, экспериментатор развить произносит всеобщий слово стоп, и совместное ребёнок личностного прекращает работу, начинает поставив в каждом этом месте автомобиль бланкам еж ду двойную вертикальную степень черту. личностных Обработка результатов познанию
Определяется сформированы количество просмотренных ломаной ребёнком качестве колец за каждую необходимо минуту которого работы (N
1
= ; N
2
= ; N
3
= ; N
4
= ; N
5
= ) и за все пять подтверждается минут (N = ). ф
акторы
Определяется количество которое ошибок, коррекционных допущенных им в процессе оценка работы на познанию каждой минуте (n
1
= ; n
2
= ; n
3
= ; n
4
= ; n
5
= ) ив ребенку целом за все результатам пять минут (n = ). Чем поведения больше N и уверенности меньше n, тем выше детей концентрация и создать устойчивость внимания. реагирует Определяется должно продуктивность и устойчивость функция внимания (S):
S = 0,5 N – 2,8 n , где Т – процессы время работы (в регулятор сек) Тлю бовь продуктивность внимания применение очень основных высокая, устойчивость оценивать внимания предъявления очень высокая
S = 1,00 – 1,24 – м
аркова продуктивность активно внимания высокая, оценивать устойчивость учебное внимания высокая
S = 0,50 – 0,99 – двух продуктивность необходимы внимания средняя, яким анской устойчивость внимательно внимания средняя
S = 0,25 – 0,49 – м
аслоу продуктивность педагогов внимания низкая, сложные устойчивость удовлетворение внимания низкая
104
S = 0,00 – 0,24 – белоус продуктивность гвозди внимания очень тогда низкая, большинства устойчивость внимания данной низкая. отрицательные Память Методика полноценной пиктограммы АР. познавательное
Лурия предназначена для позитивная изучения задание индивидуально-типологических особенностей сфере детей начала художественный, мыслительный обеспечиваемое тип, те. для характера выявления особенностей компонентов функционирования индивидуальные слово-образ», а также этого разнообразия тех практической образов, которыми реф лексировать ученик первый оперирует как средствами для надежным запоминания. наблюдение Может применяться как организации индивидуально, таки в развитии группе. Ребёнку организация выдаётся ученику лист бумаги и находится ручка. Инструкция Тебе предложен для запоминания перечень слови словосочетаний. Перечень этот большой, и с первого предъявления его трудно запомнить. Однако для облегчения запоминания ты можешь сразу после предъявления слова или словосочетания выполнять в качестве узелка на память то или иное изображение, которое затем поможет тебе воспроизвести предъявленный материал. Качество рисунка не имеет никакого значения. Помните, что этот рисунок ты выполняешь для себя в целях облегчения напоминания. Каждое изображение должно соответствовать номеру предъявляемого слова. После объяснения инструкции учащимся зачитываются слова, очень чётко и один раз, поочерёдно с интервалом 30 секунд. Перед каждым словом или словосочетанием называется его порядковый номер, который записывается учащимися, а затем уже выполняется рисунок. Воспроизведение предъявляемого словесного материала может быть осуществлено спустя час и более. Перечень слови словосочетаний для пиктограмм
1. Весёлый праздник 11. Любовь 22. Смех
2. Радость 12. Глухая старуха 23. Смелость
3. Гнев 13. Гнев 24. Эрудит
105 4. Мальчик-трус 14. Тёплый вечер 25. Сильный характер
5. Отчаяние 15. Импульсивность 26. Подвижность
6. Общительность 16. Энергичность 27. Успех
7. Пластичность 17. Речь 28. Дружба
8. Быстрый человек 18. Решительность 29. Развитие
9. Скорость 19. Солнце 30. Болезнь
10. Страх 20. Тетрадь 31. Тёмная ночь
21. Оценка Обработка результатов должна производиться по таблице и состоит в следующем Абстрактные – такие изображения, которые выполнены в виде линий, по которым невозможно описать содержание.
Знаково-символические – изображения в виде геометрических фигур, стрелок ит.п. Конкретные – изображение конкретных предметов, например, часы, автомобиль и именно в тех случаях, когда эти изображения лишь одного, не нескольких предметов, связанных определённым смыслом. Сюжетные – изображение человека в выразительной позе или ситуации, два или несколько участников ситуации. Метафорические – такие изображения, в которых как это исходит из названия, содержится метафора, художественный вымысел, гротеск, иносказание и т.п. Помимо подсчёта изображений выше приведённой классификации, в таблицу заносятся также следующие показатели количество изображений человека или частей человеческого тела, изображений животных, растений подсчитывается количество воспроизведённых слови словосочетаний – правильно и ошибочно. Таким образом, таблица имеет следующие графы Категории Количество
106 Абстрактные
Знаково-символические Сюжетные Метафорические Человек Животное Растение Количество воспроизведённых слови словосочетаний Количество ошибок воспроизведения Количество точных воспроизведений На основе анализа данных таблицы выделяют три группы Первая группа – лица, обладающие высокой продуктивностью памяти, сумевшие полностью и без ошибок воспроизвести предлагаемый для запоминания материал. Вторая – лица воспроизводят предъявляемый материал полностью, однако с искажением. Третья – лица, которые воспроизводят материал не полностью, со значительными искажениями На основании анализа выполнения рисунков по типу используемых изображений выделяют следующие группы Группа А – условно называется мыслители - вне входят лица, которые при выполнении пиктограмм используют преимущественно абстрактные и знаково-символические формы. Группа В – реалисты - в эту группу входят лица, у которых преобладают конкретные изображения. Группа С – художники - сюда входят лица, у которых преобладают сюжетные и метафорические изображения. Изучение объёма логической и механической памяти
107 Может применяться как индивидуально, таки в группе. Инструкция Сейчас я прочитаю ряд слов, которые ты должен запомнить, эти слова составляют часть предложений, вторые части которых будут прочитаны несколько позже. Психолог читает слова го ряда с 5- секундным интервалом. После десятисекундного перерыва зачитывает слова второго ряда с интервалом 10 секунд. Учащийся записывает предложения, составленные из слов первого и второго рядов. Обработка результатов А) количество правильно запомненных слов в составленных предложениях Б) количество использованных в предложениях слов из обоих рядов и внесённых самим испытуемым.
Объём логической памяти
Объём механической памяти Количество правильных ответов Количество включённых слов во всех составленных предложениях Количество отдельных слов Изгои го ряда Лично самим учеником Коэффициент развития логической памяти – дробь, где числитель – количество слов, вошедших в логические предложения у испытуемого, знаменатель – общее число слов первого и второго рядов. Коэффициент относительного развития механической памяти - дробное число числитель – число отдельно воспроизведённых слов, знаменатель – общее число слов первого и второго рядов. К = _______________ = К = _______________ = Материал два ряда слови предложения, составленные из этих слов Первый ряд Второй ряд
108 Барабан восход солнца Села на цветок пчела Грязь лучший отдых Трусость пожар
Произошёл на фабрике висел на стене В горах древний город В комнате отвратительное качество Сон очень жарко Москва мальчик Металлы железо и золото Наша страна причина болезни
Принёс книгу передовое государство Предложения Барабан висел на стене. Грязь – причина болезни. В комнате очень жарко. Москва – древний город. Наша страна – передовое государство. Пчела села на цветок. Трусость – отвратительное качество. На фабрике произошел пожар. Лучший отдых – сон. Железо и золото – металлы. Мальчик принёс книгу. В горах восход солнца. ПРИЛОЖЕНИЕ Г
109 ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ Диагностика Мой портрет в интерьере Прежде, чем ребята будут выполнять задания, учитель показывает им рамочку для фотографии, на которой иногда помещают предметы интерьера книга, очки, и т.п.). Учащимся предлагается нарисовать свой портрет и поместить портрет в рамку из различных предметов. Предметы для рамки учащимся предлагается определить самим. Предметы, которые включит ученик в интерьер своего портрета, должны отражать суть его жизни. Диагностика «10 моих Я Учащимся предлагаются листочки бумаги, на каждом из которых написано 10 раз слово Я. Учащиеся должны дать определение каждому Я, рассказывая о себе и своих качествах. Например, я – умный, я – красивый и т.д. Педагог обращает внимание на то, какие прилагательные использует ученик для своей характеристики. Диагностика Что у меня на сердце Учащимся класса раздаются вырезанные из бумаги сердечки. Учитель даёт следующее объяснение заданию Ребята, иногда вы слышите, как взрослые говорят У меня легко стало на сердце или У меня тяжело на сердце. Давайте определим с вами, когда может быть на сердце тяжело или легко и с чем это может быть связано. Для этого на одной стороне сердечка напишите причины, когда у вас на сердце тяжело, и причины, которые позволяют сказать, что у вас на сердце легко. При этом вы можите раскрасить ваше сердечко в тот цвет, который соответствует вашему настроению. Диагностика позволяет узнать причины переживания ребёнка, пути их преодоления.
110 ПРИЛОЖЕНИЕ Е Урок русского языка. й класс Тема. Второстепенный член предложения – определение Тип урока. Закрепление пройденного материала Форма – зачёт Цели
1. Совершенствование умения определять главные и второстепенные члены предложения. Развитие орфографической зоркости, внимания, речи учащихся.
3. Воспитание интереса к русскому языку, при работе в группах – умение слушать и слышать друг друга, сотрудничать на уроке. Оборудование лист успеха, магнитофон, картина весны, схемы предложений, учебник, индивидуальные карточки с заданием по уровням, слова карточки определение, дополнение, имя существительное. ХОД УРОКА
I. Организационный момент Девиз сегодняшнего урока – Каковы труды – таковы и плоды. Совет – Прежде чем ответить, хорошо подумай
II. Целевая установка. Над какой темой мы работаем несколько уроков подряд Чем мы будем заниматься на уроке Д Да, сегодня на уроке мы будем выполнять разную работу
- Проведём аукцион знаний.
111
- Продолжим совершенствовать умения определять главные и второстепенные члены предложения. Оценим и увидим свой результат в листе успеха (Приложение 1).
III. Разминка-аукцион Наш урок начнём с разминки. Что видите на доске карт определение дополнение имя существительное
- Что здесь лишнее Вспомним всё, что знаем об имени существительном. Кто последним назовёт то, что он знает об имени существительном, тот получит – приз Начинаем (дети называют правила по теме Имя существительное) Победитель получает книжку-раскраску.
( 2 ученика в это время работают у доски, выполняют задание по индивидуальным карточкам)
1 карточка
– Вставить орфограмму, поставить ударение, подобрать и записать прилагательные к этим словам. п_м_дор
_д_яло сах_р мес_ц Ответить на вопросы Что объединяет эти слова Каким членом предложения являются прилагательные в предложении
112 2 карточка Составить изданных слов предложение, вставить пропущенную орфограмму. На какие вопросы отвечает второстепенный член предложения – определение Что обозначает определение
IV. Минутка чистописания На минутке чистописания мы будем писать окончания этих вопросов, чтобы повторить соединения нижнее (ая.яя), среднее (ое, ее, ые), верхнее
(ий,ой, ый) Образуйте и запишите имена прилагательные от существительного
– лесс данными окончаниями. Составить и записать предложение, в котором данное прилагательное было бы определением. Подчеркнуть основу предложения и определение. Взаимопроверка. Поменяйтесь тетрадями, оцените друг друга. Выставите оценку в листок успеха.
V. Конкурс теоретиков
- На какие две группы делятся все члены предложения Назовите главные члены предложения.
Взаимозачёт правил
1 вариант Что называется подлежащим
2 вариант Что называется сказуемым? Что называется определением (Взаимопроверка) Оцените ответы - правила в листе успеха Кто покажет образец ответа на “5” (3 ученика у доски отвечают правило)
Физминутка (музыкальная с движениями)
113
VI. Работа со схемами предложений. Что это (Схемы предложений) Составьте и запишите предложения поданным схемам по картине о весне. Звучит музыка Чайковского Времена года) Зачитать составленные предложения. Назвать основу предложения. Кто использовал образные сравнения Зачитать. Как в русском языке и литературе называются такие образные сравнения Эпитеты) Самооценка. Оцените себя в листе успеха.
Физминутка. (Игра в антонимы) Учитель, называя прилагательные, бросает мяч ученику, а ученик, называя антоним, возвращает мяч) Например Большой Горячий
Тяжёлый Высокий Солнечный трудолюбивый мирный
VII. Самостоятельная работа по учебнику. Откройте учебник стр упр Проверите свои знания по учебнику. Задания на доске к упражнению выбираете любого уровня сложности. А) Дополнить предложение определениями Б) Разобрать по членам предложения и частям речи. В) Выписать словосочетания с вопросами.