Файл: Конкуренция и конкурентоспособность.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 647

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Монополистическая деятельность определяется как злоупотребление хозяйствующим субъектом (группой лиц) доминирующим положением на рынке, заключение соглашений либо осуществление согласованных действий, запрещенных антимонопольным законодательством.
В соответствии с действующим антимонопольным законодательством к проявлениям монополистической деятельности на товарных рынках относятся:
1) злоупотребления хозяйствующими субъектами (группой лиц) доминирующим положением на рынке, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов;
2) соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию, которые можно дифференцировать следующим образом: а) договоры, иные сделки, соглашения, согласованные действия хозяйствующих субъектов, действующих на рынке одного товара
(взаимозаменяемых товаров), которые приводят или могут привести к опре- деленным негативным последствиям, связанным с монопольно-асимметричным ценообразованием, разделом рынка между указанными хозяйствующими субъектами, установлению барьеров к доступу на рынок, устранению с рынка конкурентов и т. д.; б) соглашения между хозяйствующими субъектами, действующими на рынке одного товара (взаимозаменяемых товаров), или их согласованные действия, в результате которых имеются или могут иметь место недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов других хозяйствующих субъектов; в) координация предпринимательской деятельности коммерческих организаций, которая имеет либо может иметь своим результатом ограничение конкуренции.
К антиконкурентной практике (направленной на ограничение конку- ренции) финансовых организаций принято относить:

действия финансовой организации, занимающей доминирующее положение на рынке финансовых услуг, затрудняющие доступ на рынок фи- нансовых услуг другим финансовым организациям и (или) оказывающие негативное влияние на общие условия предоставления финансовых услуг на рынке финансовых инструментов;

соглашения (достигнутые в любой форме) или согласованные действия финансовых организаций, если такие соглашения или согласованные действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции на рынке финансовых услуг.
173


Другим наиболее распространенным при осуществлении конкурентного взаимодействия хозяйствующих субъектов правонарушением является недобросовестная конкуренция, под которой понимаются любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.
Существует непосредственная связь между недобросовестной конкуренцией и ненадлежащей рекламой, которую при наличии соответствующих признаков можно рассматривать как отдельный вид нечестной конкуренции.
Кроме монополистической деятельности и недобросовестной конку- ренции к иным действиям, направленным на ограничение конкуренции, относится антиконкурентная практика федеральных органов исполнительной власти, Центрального банка Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных наделенных функциями или правами указанных органов власти органов или организаций.
В Законе сведены следующие признаки ограничения конкуренции: сокращение хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответст- вующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
Одним из основных направлений осуществления государственной антимонопольной политики является проведение государственного антимо- нопольного контроля за экономической концентрацией на товарных и финан- совых рынках, который включает предварительный антимонопольный контроль
174


(порядок получения предварительного согласия федерального антимонопольного органа) и последующий антимонопольный контроль
(последующее уведомление федерального антимонопольного органа о совершен- ной сделке или событии). Объекты такого контроля на товарных и финансовых рынках можно дифференцировать следующим образом: а) объекты, связанные с осуществлением корпоративной политики хозяйствующего субъекта, финансовой организации (создание, реорганизация (слияние, присоединение), изменение состава участников хозяйствующих субъектов (в том числе финансовых организаций), изменение уставного капитала финансовой организации, избрание физических лиц в органы управления, советы директоров
(наблюдательные советы) хозяйствующих субъектов); б) сделки, совершаемые на товарных и финансовых рынках.
Нормы Закона распространяются на группу лиц, т. е. экономическую фирму. Группа лиц определена путем описания критериев, которым должны удовлетворять отношения между двумя лицами (физическими или юридическими), чтобы они были признаны относящимися к одной группе лиц.
К числу этих критериев принадлежат владение контрольным пакетом акций, большинство в собрании акционеров, выполнение функций единоличного исполнительного органа, способность осуществлять контроль в соответствии с уставом, возможность номинировать кандидатуру генерального директора или правления, совпадение более чем наполовину состава правления, принадлежность компаний к одной финансово-промышленной группе, а физических лиц – к одной семье.
Несмотря на очевидность самого понятия в российской практике антимонопольного регулирования с определением границ группы лиц сопряжены высокие издержки. Вызвано это в первую очередь тем, что в период перераспределения собственности после завершения приватизации в рос- сийских компаниях сложилась непрозрачная структура собственности и контроля с активным использованием так называемых инструментальных компаний, маскирующих истинную корпоративную структуру. В последние годы структура собственности и контроля становится все более прозрачной – прежде всего потому, что интенсивность перераспределения контроля немного снижается, однако во многих случаях непрозрачность конечных бенефициаров делает точное определение границы группы лиц очень сложной задачей.
175


1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14

8.2. Промышленная политика
как фактор конкурентоспособности экономики
Промышленная политика (англ. industrial policy) представляет собой систему отношений между органами государственной власти, местного самоуправления, бизнесом и обществом по поводу формирования структурно- сбалансированной конкурентоспособной экономики и высокотехнологичного интеллектуального ядра промышленного производства.
Наличие в современной экономике дефектов рыночного регулирования, связанных с неспособностью рыночных структур удовлетворять многие потенциальные общественные потребности, циклическим характером экономического развития, усилением социально-экономической дифферен- циации, ростом рыночной концентрации, отсутствием интереса участников рынка в финансировании фундаментальных исследований, поддержке научно- технической сферы, обусловливает необходимость государственного вмешательства в части осуществления мер стимулирования инвестиционного спроса, координации функционирования финансово-кредитного сектора, таможенно-тарифного регулирования для поддержки национальных предпри- ятий, содействия формированию инновационных отраслей, определяющих приоритет технологического развития страны.
Промышленная политика тесно связана с другими направлениями государственного воздействия на экономику, в том числе с внешнеэкономичес- кой, региональной антимонопольной, экологической, социальной политикой.
При этом на разных этапах функционирования и развития экономики промышленная политика обладает специфическими целями и инструментами реализации.
В условиях циклически развивающейся экономики на этапе выхода из
структурного кризиса промышленная политика содействует формированию нового типа отраслевой структуры индустриального сектора с преобладанием производств технологического уклада более высокого уровня, на этапе
экономического роста – развитию и укреплению формируемого комплекса, на этапе стабилизации направлена на реализацию сложившегося производ- ственного, научно-технического и инновационного потенциала.
Таким образом, в зависимости от этапа развития экономики промышлен- ная политика обеспечивает либо поддержку сложившейся структуры про- мышленности, либо формирование отраслевой структуры нового типа.
176

По степени и характеру воздействия государства на хозяйственный комплекс в экономической теории принято выделять две альтернативные модели промышленной политики:
1) дирижистская модель – «жесткая», или вертикальная, модель;
2) либеральная модель – «мягкая», или горизонтальная, модель.
Под «жесткой» политикой обычно понимается курс, целью которого является создание и развитие приоритетных отраслей экономики.
Государственные органы формируют долгосрочную стратегию роста с опорой на бюджетное субсидирование и кредитование предприятий приоритетных отраслей, механизмы косвенного субсидирования компаний, протекционизм во внешней торговле. Взаимосвязанность субъектов хозяйственного комплекса обеспечивает цепное развитие сопряженных отраслей на основе использования достижений отраслей-лидеров и формирование экономики нового типа.
В отличие от «жесткой» модели промышленной политики, подразу- мевающей непосредственное активное вмешательство государства в экономику в качестве действующего субъекта, государственного предпринимателя и ин- вестора, либеральная политика направлена на создание условий для роста конкурентоспособности и поддержку инвестиционных проектов, позволяющих повышать уровень эффективности национальных компаний.
Горизонтальная модель ориентирована на формирование общих для всех
отраслей возможностей развития производства. Отраслевые пропорции, проблемы перелива капитала (межсекторального, межрегионального) и многие другие проблемы должны решаться на стыке спроса и предложения в процедурах саморегуляции рынка, поэтому отрицается необходимость назначения приоритетов развития и выделения ведущих производств.
По мнению сторонников данной модели, установление приоритетов промышленного развития может привести к консервации формирующихся пропорций; это обусловливает предпочтительность стратегии постоянной корректировки структуры на основе действия рыночных сил.
Однако несовершенство рыночного механизма в условиях сложившейся конъюнктуры и ограниченности ресурсов, проявляющееся, например, в избыточ- ной капитализации сырьевого сектора в ущерб обрабатывающим отраслям, в долгосрочной перспективе может привести к возникновению значительных диспропорций социально-экономического развития, отставанию в инновациион- ной, технологической и иных сферах экономики.
На сегодняшний день промышленная политика реализуется в большин- стве развитых стран мира (Франция, Германия, США и т. д.). Государственные
177