Файл: Учебное пособие адресовано студентам высших учебных заведений. Будет полезно логопедам, воспитателям, учителям специальных дошкольных и школьных учреждений, а также родителям детей с задержкой психического развития.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 511
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
в) раскладывание картинок под гласными буквами. Пред
варительно дети называют картинки. Предлагаются картин
ки на односложные слова (например, дом, мак, сук и т. д.).
г) раскладывание картинок под определенным сочетани
ем гласных букв. Предлагаются картинки на двухсложные
слова (например, рука, окно, утка, рама и т. д.). Записыва
ются схемы слов у а, о а, а а.
На начальном этапе обучения работа строится с опорой на наглядные средства обучения, осуществляется материализация действий слогового анализа. Дети отхлопывают, отстукивают слово по слогам, определяют количество слогов в произнесенном слове, прижав ладонь к нижней челюсти. В дальнейшем слоговой анализ осуществляется в речевом плане. На заключительных этапах у дошкольников создаются предпосылки для выработки умения перевода действия слогового анализа во внутренний план, выполнения действия на основе слухового восприятия.
Примерные виды упражнений для закрепления действия слогового анализа и синтеза
а) Повторение заданного слова. Определение количества слогов с опорой на вспомогательные приемы. Сначала предлагаются двухсложные и трехсложные слова с прямыми слогами(например, вода,рука, папа, дома, машина, дорога, волосы).
В дальнейшем в работу включаются слова с закрытыми слогами и слова со стечением согласных (например, кошка, чулок, ангина, рукав, кровать). Дети слушают слово, протяжно его повторяют и, отхлопав, называют количество слогов;
б) деление слов на слоги после их повторения. Логопед предлагает повторить слово нараспев и выставить соответствующее количество фишек. Речевой материал —
группы слов {банан,репка, ромашка, шуба и т. д.);
в) определение количества слогов в названиях картинок с помощью схем или цифр. Дети рассматривают картинки (собака, майка, брюки, лопата, кукла и т. д.)
и выкладывают под каждой картинкой схему или цифру, соответствующую количеству слогов в слове;
г) раскладывание картинокв два ряда под соответствующими схемами в зависимости от количества слогов (2-3) в их названии (воробей, конфеты, сова, репа, паук, цыплята, дятел, капуста и т. д.);
д) составление слова из записанных на карточке слогов, данных вразбивку, с опорой на соответствующие картинки (ха, му; ми, по, дор; ка, ут; тя, у, та и т. д.).
На заключительном этапе предлагаются задания по формированию действия слогового анализа и синтеза в умствен
ном плане, на основе слухопроизносительных представлений.
Примерные виды заданий
а) Придумывание слов с одним, двумя, тремя слогами;
б) придумывание слов с определенным слогом в начале слова;
в) придумывание слов с определенным слогом в конце слова;
г) определение количества слогов в названиях картинок (без предварительного воспроизведения слова).
Развитие фонематического анализа и синтеза представлено в разделе «Методы коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи».
Оглавление
Введение 5
Глава I
Соотношение речи и мышления в процессе развития
ребенка 7
Глава II
Дифференциальная диагностика нарушений
речевого и психического развития при ЗПР
и других видах дизонтогенеза 15
§1. Нарушения психического развития у детей, их виды. Дифференциальная диагностика ЗПР и других видов нарушений психического
развития 16
§2. Этиопатогенетические факторы нарушений речи у детей с ЗПР. Особенности психического
развития 30
Клиническая характеристика детей с ЗПР 30
Особенности психомоторного развития.
Психологические особенности 44
Глава III
Особенности нарушений речи у детей с задержкой
психического развития ... 51
§1. Распространенность и общая характеристика
нарушений речи 52
§2. Нарушения звукопроизношения у детей с ЗПР .... 59
§3. Особенности лексики 64
§4. Особенности грамматического строя речи 73
Особенности словоизменения 74
Особенности словообразования 87
Особенности глубинно-семантической и поверхностной структуры речевых
высказываний 100
§5. Нарушения связной речи 107
3
Оглавление
§6. Нарушения чтения 122
Психологическая структура процесса
чтения 122
Особенности овладения чтением
Симптоматика нарушений чтения 130
Механизмы и виды дислексии 133
§7. Нарушения письма у школьников с ЗПР 138
Психофизиологическая структура
процесса письма 138
Распространенность, симптоматика
и виды дисграфий 142
Глава IV
Логопедическая работа по коррекции нарушений речи
у дошкольников с задержкой психического развития 151
§1. Принципы коррекции нарушений речи 152
§2. Методы коррекции нарушений фонетико-
фонематической стороны речи 161
Формирование звукопроизношения 161
§3. Методика работы по развитию лексики 221
§4. Методика работы по формированию
грамматического строя речи 232
§5. Методика развития языкового анализа
и синтеза 295
Библиография 301