Файл: Учебное пособие адресовано студентам высших учебных заведений. Будет полезно логопедам, воспитателям, учителям специальных дошкольных и школьных учреждений, а также родителям детей с задержкой психического развития.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 512

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Последовательность овладения языком определяется не только семантической, но и формально-языковой сложностью, сложностью языкового оформления того или иного значения.

В процессе онтогенеза ребенок не просто имитирует речь окружающих, а усваивает закономерности языка, на основе которых и строит свою речь. Овладение закономерностями языка требует достаточно высокого уровня сформирован­ности процессов анализа, синтеза, обобщения (генерализа­ции), дифференциации.

Одной из наиболее известных тенденций развития дет­ской речи является сверхгенерализация, расшире­ние языковых правил. Правила, рассчитанные на более ши­рокие классы, ребенок усваивает раньше, чем правила для подклассов (вилков, ложков — по аналогии с формой домов).

Это связано с трудностями дифференциации, внутренне­го торможения. Но все же неправильный выбор флексии происходит внутри одного семантического класса (в данном примере — внутри существительных). Нужное грамматическое правило выбирается верно, но его реализация не все­гда оказывается правильной, соответствующей норме.

На легкость овладения языковыми формами оказывает влияние и регулярность, устойчивость языкового правила образования данной словоформы. Чем больше вариантов образования данной словоформы имеется в языке, тем труднее она усваивается ребенком. Например, в русском языке форма родительного падежа множествен­ного числа существительных усваивается даже труднее, чем форма дательного падежа множественного числа с предлогом. Причина кроется в том, что в родительном падеже множе­ственного числа имеется много вариантов грамматической формы (столов, домов, но: парт, карандашей). Существу­ет также большое количество нерегулярных, непродуктив­ных способов образования формы. В дательном падеже име­ется лишь одна флексия -ам (к домам, к партам).

Таким образом, чем больше дифференцируются формы с одним значением, тем труднее они усваиваются (возника­ют трудности систематизации, дифференциации форм).

3. Овладение речью связано с возможностями об­работки информации, с объемом кратковре­менной памяти.

Человеческая речь воспринимается и воспроизводится в сжатые временные сроки. Поэтому ребенок должен обла­дать стратегией быстрого программирования и быстрого де­кодирования, дешифровки речевого сообщения.


Усвоение речи ребенком происходит с учетом его воз­можностей обработки речевой информации, что отражается и на выходе речи. Вначале у ребенка имеется однословное, двусловное высказывание (субьект-предикат, субъект-объект). Затем он объединяет эти элементы в трехсловное высказы­вание (субъект-предикат-объект): Мама моет. Мама кук­ла. Мама моет куклу.

Чем объемнее речевая информация, тем труднее она ус­ваивается и воспроизводится в речи. Так, дети с трудом вос­принимают объект с двойным определением, например: Он направил незнакомого человека, который встретился ему на дороге, в сторону деревни.

И дети, и взрослые испытывают затруднения при вос­приятии и воспроизведении речевого материала с различного рода вставками внутри предложения: Дом, который стоял на берегу речки, был виден издалека. Школа, в кото­рой учился Сережа, была далеко от его дома.

, Таким образом, на начальных этапах развития ребенка имеет место автономность речевого и интеллектуального развития. В дальнейшем одним из регуляторов темпа и пос­ледовательности языкового развития является формирова­ние познавательных процессов.

Первичным, определяющим в речевом развитии ребенка является семантика. Однако в дальнейшем речь обеспечи­вает качественный скачок в интеллектуальном развитии ребенка, так как появляется вербальное, понятийное мыш­ление. Речь позволяет совершенствовать умственные опера­ции обобщения, отвлечения, абстрагирования. Известно, что само слово уже обобщает. Слово, таким образом, становится орудием мышления. Слово включается в познавательную деятельность: в процессы памяти, восприятия, мышления. Мы лучше запоминаем то, что проговариваем, оречевляем. Обозначение с помощью речи различных качеств предметов приводит к лучшей дифференциации формы, цвета, про­странственных отношений и т. д.

Процессы мышления говорящего человека осуществля­ются во многих случаях с участием речи, и прежде всего, внутренней речи.

Познание осуществляется на основе значения слова и по­нятия.

При порождении речевых высказываний, особенно связ­ной речи, их структура и программирование закладывают­ся на смысловом этапе и определяются уровнем развития познавательной деятельности.
Рекомендуемая литература

Выготский Л. С.

Мышление и речь. — М., 1996.

Выготский Л. С.

Развитие высших психических функций. — М., 1960.



Жинкин Н. И.

(Избр. труды) Язык. Речь. Творчество. — М., 1998.

Лурия А. Р.

Основы нейропсихологии. — М., 1973.

Лурия А. Р.

Речь и мышление. — М., 1975.

Лурия А. Р., Юдович Ф. Я.

Речь и развитие психических процессов. — М., 1956.

Пиаже Ж.

Избранные труды. — М., 1969.

Рубинштейн С. Л.

Основы общей психологии. — М., 1976.



Глава II, Дифференциальная диагностика нарушений развития

НАРУШЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ, ИХ ВИДЫ. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА ЗПР И ДРУГИХ ВИДОВ НАРУШЕНИЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Для дифференциальной диагностики нарушений речи у детей при ЗПР и отличия их от нарушений речи у детей с другими формами дизонтогенеза необходимо уточнить сущность дизонтогенеза и различных форм нарушений пси­хического развития.

Термин «дизонтогенез» обозначает отклонения от нор­мального возрастного развития, т. е. различные формы на­рушений онтогенеза. Синонимом термина «дизонтогенез» является термин «аномалия развития».

Когда говорят о психическом дизонтогенезе, то речь идет о нарушении психического развития.

Существуют различные классификации наруше­ний психического развития.

Г. Е. Сухарева различает 3 вида психического дизонто­генеза: задержанное, поврежденное и иска­женное развитие.

Более развернутой является классификация психичес­кого дизонтогенеза (нарушений психического развития), разработанная В. В. Лебединским. Автор выделяет следу­ющие виды психического дизонтогенеза:

  1. психическое недоразвитие;

  2. задержка психического развития;

  3. поврежденное психическое развитие;

  4. дефицитарное психическое развитие;

  5. искаженное психическое развитие;

  6. дисгармоническое психическое развитие.

Таким образом, задержка психического развития являет­ся лишь одной из форм нарушений психического развития.
Кратко рассмотрим характеристику различных форм на­рушений психического развития (по В. В. Лебединскому).

Психическое недоразвитие

Наиболее типичной формой психического недоразвития является олигофрения.

Этиология олигофрении подразделяется на 2 группы: эндогенную (генетическую) и экзогенную. Олигоф­рения вызывается ранним органическим поражением моз­га, связанным с генетическими пороками развития, диф­фузным повреждением мозга в результате внутриутробных, родовых и ранних постнатальных вредностей.


Симптоматика олигофрении связана с явлениями общего недоразвития мозга с преимущественной незрелостью коры головного мозга.

Для олигофрении характерны две особенности:

  1. тотальность нервно-психического недоразвития;

  2. его иерархичность.


Тотальность означает, что при олигофрении недоразви­тыми оказываются все нервно-психические функции, на­блюдается несформированность сенсорной и моторной сфе­ры, эмоций, недоразвитие высших психических функций, особенно таких, как мышление, речь.

Иерархичность недоразвития означает, что различные функции при олигофрении страдают неравномерно. Наиболее грубо страдают высшие психические функции, в меньшей степени — базальные. Интеллект нарушается в большей мере, чем речь, а речь страдает больше, чем восприятие, память, моторная сфера.

Одним из проявлений дизонтогенеза при олигофрении является недоразвитие речи (В. Г. Петрова, Г. А. Ка­ше, Д. И. Орлова, В. В. Воронкова, Р. И. Лалаева и др.). При этом отмечается недоразвитие речи как системы, страдают все компоненты речи: фонетико-фонематическая и лексико-грамматическая стороны речи. Нарушается как импрессив-ная, так и экспрессивная речь.

Исследования А. Р. Лурия, В. И. Лубовского выявили у де­тей с олигофренией и нарушения регулирующей функции речи. Оказывается нарушенным у детей с олигофренией как смысловой, языковой, так и сенсомоторный уровень речи. В большей мере страдает смысловой и языковой уровни как наиболее сложные звенья в структуре речевой деятельности.

Поврежденное развитие

Оно имеет ту же этиологию, что и органическое недораз­витие психики (наследственные заболевания, внутриутроб­ные, натальные и постнатальные инфекции и травмы ЦНС). Основное отличие заключается в том, что при поврежден­ном развитии воздействие патологических факторов на мозг происходит в более поздние сроки (после 2-3 лет), когда многие мозговые системы уже сформированы.

Типичным примером поврежденного развития является органическая деменция.

При повреждении мозга в относительно раннем возрасте наблюдается сочетание грубого повреждения некоторых сформированных психических функций с недоразвитием онтогенетически молодых функций (в частности, лобных систем).

Во многих случаях особенности психического развития определяются прогрессирующим заболеванием мозга (менингиты, энцефалиты, опухоли, прогрессиру­ющий склероз мозга, эпилепсия).

Особенности нарушений речи у детей при органической деменции практически не изучены.